Социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Одной из основополагающих проблем наук, занимающихся изучением личности, является изучение процесса социализации, т.е. исследование широких кругов вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом. История возникновения термина «социализация» связана недоразумением, вернее, с неточностью при переводе с немецкого языка на английский. Тем не менее, новое слово прижилось и аккумулировало классическую проблематику. Понятие «социализация» шире традиционных понятий «образование» и «воспитание».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава I. Общее представление о социализации личности…………………………...5
1. Социализация личности…………………………………………….. …...5
2. Социальная роль…………………………………………………..……….7
3. Социальный статус. Систематизация социальных ролей…………........9
4. Ролевые и внутриличностные конфликты…………………….….........11
5. Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация...16
Глава II. Трудности возникаемые при социализации личности и общества в целом……………………………………………………………………………………18
2.1. Проблемы формирования личности в процессе социализации……………......18
2.2. Правовая культура – важнейший фактор социализации личности……………22
Заключение……………………………………………………………………..……...26
Библиографический список………………………………………………...…………27
Интернет-источники………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

курсовик на сдачу.doc

— 117.00 Кб (Скачать)
fy">   ООН рекомендует России переориентировать  бюджетную политику на решение социальных, гуманитарных и интеллектуальных целей. В докладе говорится, что на науку в России в последние годы направляется 1,6 процента ВВП, в развитом мире – не менее 2,2 процента. На образование в развитом мире направляется 6 %, в России – около 3 %. На охрану здоровья развитые страны направляют 8-14 %, в России – 2,4 – 3,5 %.

      В нынешней России, по мнению аналитиков, интеллигенция почти полностью люмпенизированна, так как бедность унижает и ломает человека, посягает на те ценности, которых достигло цивилизованное общество – гуманизм, справедливость, свобода.

   Свобода требуется и для самообразования.  Если человек для того, чтобы выжить, вынужден работать по 14 – 16 часов в сутки (часто в сфере, далекой от профессии), он легко дисквалифицируется.

   Психологи так же отмечают, что  деятельность, которая выбирается человеком не по мотиву интереса, а по мотиву материального удовлетворения, разрушает его психику и ведет к срыву. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Правовая  культура – важнейший фактор  социализации личности.

     Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение.

   Девиантное поведение означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются. Термин «девиация» употребляется в социологии в узком и широком значении. В широком смысле термин «девиация» подразумевает любые поступки или действия, которые не соответствуют писанным или неписанным нормам. Этим термином чаще всего в социологии обозначают сферу нравственных пороков, отступление от принципов норм, марали и права. В этом смысле к отклоняющемуся поведению относят пьянство, наркоманию и преступность.

  В  узком смысле девинтным поведением  называют поведение, отклоняющееся  от культурных неписанных норм (обычаев, традиций). Нарушение формальных законодательных норм называется деликветным поведением.

   Девиантное поведение относительно. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в том или ином сообществе.

Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие – одобряются. Например, в советском обществе спекуляция была наказуема, в современной России – благое дело.

   Деликветное поведение абсолютно,  поскольку существуют однозначно установленные законом нормы, квалифицирующие его как преступление.

   К основным формам отклоняющегося поведения принято относить пьянство, наркоманию, проституцию  и т.д. Возрастание девиантного поведения в том или ином обществе свидетельствует о глубоком кризисе целостных оснований этого общества, конфликте между личностями и общественными интересами.

   Отклоняющееся поведение – это  чаще всего попытки уйти от  общества, убежать от жизненных повседневных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.

   Любое общество на определенном этапе развития диктует своим гражданам характерную динамику сознания и поведения. В особенности этому диктату подвержены дети и молодежь. Их сознание адаптируется согласно общему фону общественной жизни.

   Человека можно обмануть один, два раза, но потом он обретает навык отличать правду от лжи. Особенно опасно для общества симптоматическое раздвоение личности. На психологическом уровне – это инфекционное заболевание, которое трудно поддается лечению.

   Прививая личности зачатки правовой культуры, не следует забывать что динамика ценностных миров включает напряжение созидательного и бессознательного, рационального и интуитивного, глубоко проникающего в суть процессов и поверхностно-рационализирующего по поводу нравственных многообразных отношений в обществе.

   Исследования морального сознания  молодежи показывают, что молодые воспринимают жизнь сегодняшней России драматичной. В сознании нарастает скепсис в оценки настоящего и ностальгия по прошлому.

   Свободу молодежь воспринимает  как возможность перемещения человека. Студенты еще не понимают, что свобода перемещения в настоящее время ограничивается другими рычагами – отсутствие на это денег.

   Радует то, что верховной ценностью  молодые называют «равенство  всех перед законом», необходимость вознаграждения за добро и возмездности за зло, ценность принципа оплаты по труду, по таланту.

   К сожалению нарастает количество  таких студентов, которые отдают преимущество тому, что бы Россия стала подвластной США. В этом большую роль играет обманчивое пропагандирование американского образа жизни.

Адекватная  оценка состояния общества США более  кризисная и взрывоопасная, чем российского.

   Тревожным можно назвать и  отношение студентов к войне.  Многие (каждый второй) отмечают, что война – это гибель людей и в то же время фактор, обусловливающий прогресс техники.

   В повседневном нравственном  сознании студентов преобладает  прагматизм, они выражают беспокойство по поводу социально – политических процессов и не чувствуют уверенности в будущем.

   Характерно то, что у девушек правовая культура развита намного сильнее, чем у юношей. Они выражают большее беспокойство по поводу негативных явлений в обществе.

   Девушки-студентки не столь примирительно  относятся к сексуальным меньшинствам,  тем, кто торгуют собой (проститутки, охранники). Они на стороне строя, который защищает жизнь их тревожат вопросы самосохранения общества и снижение его качественных характеристик, рост преступности, угроза безработицы, увеличение числа беспризорных детей и бомжей, нарастание алкоголизма, наркомании, проституции, угроза СПИДа.

   Опросы показывают, что мужчины  более терпимы к социальным  меньшинствам  и проституции. Недаром социологи отмечают закономерность, состоящую в том, что в критические периоды истории проявляется большая терпимость общества к всевозможным отклонениям от норм и традиций.

   Воспитывать подрастающее поколение нужно, но не следует забывать, что человек – существо мыслящее. На экзамене студент будет говорить, что законы, нормы и правила необходимо соблюдать. Им будет осознаваться теория правовой культуры. Но он встретиться с трудностью в практической реализации этого навыка, столкнувшись с обществом.

   С понятием «рынок» в России  получило развитие прагматическое  отношение к обществу, которое в рынке усматривает власть наживы и спекуляции.

   В целом можно сказать, что  реформа общества не подготовлена  теоретически, организационно, морально, культурно, социально, экономически, политически.

   Невозможно развитие правовой  культуры в обществе, где законы  не соблюдаются большинством, где предвыборные обещания не выполняются и власть не несет ответственности за не стабильность в государстве.

   Особенно опасно то, что раздвоение  личности (разногласие между словом  и делом) наблюдается у главы государства. В таком обществе нормы морали и права на бессознательном уровне индивидов сталкиваются с противоречиями.

Следовательно, часть людей, те, у кого прагматизм и инстинкт самосохранения доминируют, будут перешагивать эти нормы, не зависимо от того, что внутреннее состояние их не всегда будет удовлетворено.

   Другая часть людей, те, у которых  доминируют совесть и стыд, будут подвержены девиации, отстраняясь от общества, которое не воспринимается ими.

   Таким образом, мы можем сказать,  что российское общество находится  в критической ситуации, которая не способствует формированию правовой культуры личности. 
 
 
 
 
 

Заключение

Социализация  – это трудный и долгий процесс  становления личности, постепенное  усвоение ею требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования личности в данном обществе. Механизм социализации человека состоит из принятия решений, целеобразования, мобилизации внутренних ресурсов, построения различных стратегий поведения. Институты социализации, воздействуя на личность, как бы сталкиваются с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности посредством традиций, обычаев, привычек, образа жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, т.е. обретении ею интегрального социального статуса.

   Анализ литературы показывает, что до тех пор пока людям не будут платить достойную заработную плату, в России не будет возможностей построения правового государства и гражданского общества. Бедность вынуждает людей искать дополнительные заработки (часто незаконные).

   Парадоксально слышать от Президента  фразу «Нужно строить гражданское общество». Это напрямую касается социализации. Если же расшифровать высказывание «неадекватная реакция общества на происходящее», то это получается как призыв к гражданской войне.

   Маленький октябренок давал клятву: «Обязуюсь быть честным …». Его социализация была принудительной. Однако и в настоящей России личность ограничивается в свободе выбора при помощи бюджетной политики создаются условия, ведущие население России к моральному разложению. 
 

Библиографический список

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж, 1995.
  2. Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая

        проблема. // Социологические исследования. 1997. №10

      3.  Кравченко А.И. Общая социология: Учебник для вузов. М.:Юнити,2002

      4. Лавриненко В.Н. Социология. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

      5. Немов Р.С. Психология. М., 1998.

      6. Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи. // Социологические исследования. 1997. №10

      7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М. 1997

      8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

      9. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., 1997

      10. Шорохова Е.В. Проблемы личности. М., 1969

      11. Российская Федерация сегодня. – 2004. - №5

Интернет-источники:

www.people.nnov.ru/ig/soc.htm

www.library.by/data/002/041/15.htm

www.philosophy.ru/iphras/library/tech/001.htm

www.schools.keldysh.ru/schin16/exam/anikanova/68.html

Информация о работе Социализации личности