Сновидения и методы их анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:16, контрольная работа

Краткое описание

Психология относит сны к области бессознательного (области скрытых желаний, влечений, страхов и тревог). Трактовать сны пытались с древних времен. Считалось, что во сне человек имеет возможность контактировать с загробным миром, с душами усопших. И действительно, часто люди во сне разговаривают с умершими близкими. Но как психотерапевтический прием трактовку сновидений развил Фрейд, рассматривая сны, как подавленные влечения. О трактовке сновидений по Фрейду будет сказано ниже.

Оглавление

Введение
1. Важность анализа снов
2. Практический метод анализа снов
3.Теория сновидений З. Фрейда
4. теория сновидений К. Г. Юнга
5.Онтопсихологический анализ сновидений
РАЗДЕЛ 2 Практическая часть
Задание 1
Задание 2
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 60.11 Кб (Скачать)

Теория сновидений способствовала тому, что психоанализ сделал шаг  от психотерапевтического метода к  глубинной психологии, но Фрейд никогда не скрывал, что изучал сновидения как введение в теорию неврозов, что и определило его взгляды. Именно на сновидениях он доказывал правильность психоанализа, который показывает, что симптомы какого-то случая невротического заболевания имеют свой смысл, служат какому-то намерению.

Фрейд констатирует принципиальное различие между явным содержанием сновидения и его скрытыми мыслями (материалом сновидения), и считает, что сутью сновидения является процесс работы сновидения, а не его материал. Когда же путают сновидение с его скрытыми мыслями, то сновидение может представлять все, что содержат скрытые мысли, и может быть заменено ими (т. е., намерением, предостережением, рассуждением, приготовлением, попыткой решения какой-то задачи и т. д.).

Таким образом, бессознательная  работа мышления человека (скрытые  мысли) не тождественна работе сновидения. Но именно из оценки скрытых мыслей сновидений мы узнаем, что все эти  сложные душевные процессы могут проходить бессознательно. Сновидение является краткой выжимкой из ассоциации, а его элементы выступают как бы избранными представителями всего их множества. Ассоциации к сновидению еще не являются скрытыми мыслями сновидения, они лишь "касаются их намеками".

Столкнувшись с проблемой  аффектов в сновидении, Фрейд признавал, что во всей теории сновидений этот момент самый уязвимый. Если сновидение является исполнением желания, то во сне невозможны мучительные ощущения.

Бессознательное влечение и  есть создатель сновидения, его движущая сила. Как и любое другое влечение, оно стремиться не к чему иному, как  к своему собственному удовлетворению, это и является смыслом всего  сновидения. По мнению Фрейда в любом сновидении влечение должно предстать как осуществление. Желаемое удовлетворение влечения переживается галлюцинаторное, как реальное. Скрытые мысли сновидения драматизируются и иллюстрируются.

В течение жизни точка  зрения Фрейда на сновидение менялась. Если вначале он был убежден, что  почти каждое сновидение может быть понято, как осуществленное желание (способ удовлетворения неосуществленного  желания), то в последствии он уточняет, что сновидение является попыткой исполнения желания. Если вначале Фрейд убежден, что "почти каждое" сновидение может быть понято с помощью его метода, то потом он уточняет, что с помощью его метода можно толковать "не все" сновидения.

Вначале Фрейд считал, что  создателем сновидения является бессознательное влечение, которое стремиться к своему собственному удовлетворению и это является смыслом всего сновидения. Потом он добавляет, что состояние сна кажется особенно подходящим для приема телепатического послания, тем самым, расширяя список "материала" сновидения, придает ему дополнительную функцию и дополнительный энергетический источник.

Исходя из детального анализа  десятков сновидений, соотнося их с  событиями жизни человека, Фрейд сумел показать, что деятельность сновидения - это процессы:

•  сгущения

•  смещения (главное средство искажения сновидения)

•  отбора

•  искажения

•  трансформации

•  перестановки

•  перемещения и других модификаций первоначального желания.

Первый процесс — сгущение (концентрация) образов вплоть до их «контаминации» (наложения друг на друга). З. Фрейд  писал, что «сгущение происходит благодаря тому, что:

  1. определенные скрытые элементы вообще опускаются;
  2. в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения;
  3. скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое».

Второй процесс искажающей деятельности сновидения — смещение (передвигание). Скрытый элемент проявляется  не какой-либо своей частью, а отдаленной ассоциацией, «намеком». Этот механизм можно наблюдать в психогенезе  остроумия, однако в остроте «намек»  сохраняет связь с основным контекстом, в сновидении эта связь утрачивается. Возможно поэтому, сновидения часто  бывают страшными, но почти никогда  — смешными.

Третий процесс - символизация. Сновидение — осуществление желания. Это  главный смысл сновидения, определяющий и его психологическую функцию: освобождение от психологических конфликтов бодрствования. Неправильно считать, что в сновидении осуществляются лишь желания сексуального характера; спектр переживаний, проходящих через  «круг сновидения», гораздо более  разнообразен: здесь и семейные конфликты, и профессиональные, и личные проблемы. Следует отметить, что Фрейд определял  процесс символизации чрезвычайно  просто: «превращение мысли в зрительные образы» («мышление зрительными  образами»).

Фрейд никогда не призывал к непосредственной, прямой трактовке символов. Лишь свободные  ассоциации могут указать на символическое  значение того или иного элемента сновидения. Сама по себе «константность»  символов делает их надличностными и транскультурными. Направленность же психоанализа — сугубо личностная. Непосредственная дешифровка сновидений по «Соннику Зигмунда Фрейда», равно как и немедленное разъяснение больному смысла его психопатологического симптома, соответствует так называемому дикому психоанализу. Термин этот предложил сам Фрейд, столкнувшись с тем, что неквалифицированные психоаналитики «с плеча» сообщают больному азы психоанализа, вместо того, чтобы помочь пациенту осознать свои проблемы.

4. Теория сновидений К. Г. Юнга

Сновидение Юнг считал рудиментом бессознательной психической  деятельности. В целостном процессе душевной жизни отдельные сновидения выглядят как случайные переживания, хотя и могут сопровождаться сильными аффектами, так что при пробуждении сновидец убежден в их значимости и важности. Однако содержание сновидения редко сохраняется в сознании дольше двух-трех дней, за исключением небольшого количества снов, производящих слишком яркое впечатление или снящихся периодически, на разных этапах жизни. "Причины такого исключительного положения сновидения лежат в его особенном способе возникновения: оно не проистекает, подобно другим содержаниям сознания, из явственно видимой, логической и эмоциональной континуальности пережитого; сновидение — рудимент той психической деятельности, которая имеет место во время сна. Уже этот способ возникновения изолирует сновидение от прочих содержаний сознания, но еще более обособляет сновидение от них его своеобразное содержание, которое находится в разительном контрасте к сознательному мышлению"

По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике. "Общая функция  снов - попытаться восстановить наш  психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие". Юнг подходит к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить посредством опыта и внимательно наблюдать. Иначе их понять невозможно. Уделяя внимание форме и содержанию сновидения, Юнг, пытался раскрыть значение символов сна и при этом постепенно отходил от свойственного психоанализу доверия к свободным ассоциациям в анализе сновидений. Для интерпретации снов не может быть простой механической системы, так как сон связан с символами, имеющими более одного значения.

Успех и вообще результат  толкования сновидения зависит, прежде всего, от того, насколько полно и точно передано его содержание. Сновидение лучше записывать сразу же после пробуждения, так как в этом случае сознание сохранит больше деталей и подробностей сна. Следует фиксировать также общее эмоциональное состояние при пробуждении и все сильные чувства, которые присутствовали непосредственно в сновидении. Если сны записываются систематически, их нужно датировать, указывая самые важные жизненные события, происходившие в тот период, когда снился сон. 
Толкование сна лучше проводить через два-три дня после того, как он приснился. Большинство юнгианских аналитиков указывают, что труднее всего интерпретировать собственные сновидения, а сны других людей лучше доступны анализу. Юнг неоднократно отмечал, что смысл и значение многих своих снов он понял лишь через годы после того, как их увидел. Толкования могут сменять друг друга, причем каждое последующее обычно дополняет и расширяет предыдущее. В силу потенциальной опасности бессознательного для людей, не владеющих специальными техниками работы с ним, при интерпретации сновидений лучше заручиться профессиональной помощью психолога или психотерапевта. В любом случае обсуждение сна и его толкования с другом или близким человеком принесет больше пользы, чем работа в одиночку.Один из последователей Юнга, Р.А.Джонсон выделил четыре основных принципа или критерия, по которым следует оценивать истинность полученного толкования. Они таковы:— из возможных толкований следует предпочесть то, которое несет больше новой информации. Бессознательное не будет повторять то, что уже и так известно сознанию. Поэтому самой ценной и наиболее правильной будет та интерпретация, которая заставит сновидца совсем по-новому взглянуть на ценности, сомнения, достижения, проблемы и события своей жизни— следует избегать льстивых толкований. Бессознательное никогда и никому не делает комплиментов. Сны заняты не успехами и свершениями личности, а ее неудачами, проблемами, незавершенными делами. Интерпретация-"поглаживание" является просто еще одним наглядным свидетельством процесса психической инфляции; — толкование сна не должно развиваться в направлении, снимающем ответственность сновидца за то, что происходит в его жизни. Сновидения не занимаются другими людьми — их недостатками, намерениями, мотивами и поступками. "Это Вы можете предоставить снам других людей и их бессознательному, — пишет Джонсон. — Вы можете предоставить это Богу". Если персонажами сна являются другие люди — близкие, знакомые сновидца — это не значит, будто содержание сновидения имеет к ним отношение. Черты личности и поведение других людей метафорически олицетворяют различные аспекты жизнедеятельности сновидца, интенции его собственной психики— нужно стремиться к соотнесению содержания сновидений не только с актуальными событиями жизни, но и с целостной картиной жизненного пути. Сновидения достаточно часто отражают те или иные аспекты процесса индивидуации, так что их смысл может быть понят только из цельного контекста личностного развития. Бывают сны, родственные между собой, внутренне связанные, хотя и снящиеся с продолжительными временными интервалами. Или человек может время от времени видеть различные варианты одного и того же сна. Сны в жизненной перспективе отражают как частные, так и наиболее общие, глобальные тенденции бессознательного, уяснение которых бывает особенно важно. Юнг говорил, что сновидения, как правило, имеют определенную структуру, близкую к структуре драмы. Первая часть — экспозиция — содержит описание места и времени действия, исходное положение и основные характеристики действующих лиц. Вторая фаза — завязка. Начальная ситуация начинает каким-то образом развиваться, напряжение растет, неизвестно, что случится дальше. Третья фаза — это кульминация: резкое изменение, перелом в ходе развертывающегося действия, сопровождающийся максимум напряжения. Наконец, последняя стадия разрешения, подводящая итог всему сновидению. Иногда она оформлена как некоторый результат или вывод, но может и отсутствовать вообще.Анализ сновидения можно начинать индивидуальных ассоциаций сновидца по поводу образов и символов сновидения (Юнг называл их наитиями), либо с исследования символики. При этом синтетический или конструктивный метод финального толкования предполагает не столько анализ в полном смысле этого слова (как разложение символов на составляющие, упрощение или редукцию), сколько расширение поля имен и значений всеми сознательными средствами. Амплификация, обогащение бессознательного материала дает возможность его интеграции в систему осознаваемых смыслов.Юнг говорит о двух способах толкования, которые он называет соответственно толкованием на объектной и субъектной ступени: "Я называю всякое толкование, в котором высказывания сновидения могут быть соотнесены и отождествлены с реальными объектами — толкованием на объектной ступени. Это толкование противопоставляется такому, которое каждую часть сновидения, например, всех участвующих лиц, соотносит с самим сновидцем. Этот метод я обозначаю как толкование на субъектной ступени. Толкование на объектной ступени — аналитическое, потому что оно разлагает содержание сновидения на блоки реминисценций, которые соотносимы с внешними ситуациями. Толкование на субъектной ступени, напротив — синтетическое, так как оно отделяет комплексы, или блоки реминисценций, лежащие в основе, от внешних поводов и понимает их как тенденции или как компоненты субъекта а также опять присоединяет их к субъекту" Сны следует рассматривать не как изолированные события, но как сообщения, идущие из бессознательного. Сон - процесс, создающий диалог между сознанием и бессознательным как важный шаг их интеграции.

Выводы и обобщения  по теории К. Г. Юнга:

1. Открыта зависимость  между психическим заболеванием  и символичностью сновидений. Сновидения становятся более замаскированные и символические по мере улучшения психического здоровья.

2. Способ существования  человека, выраженный в сновидении, часто дублирует модусы существования  в бодрствовании, но сны часто  высвечивают те реальности человеческого мира, о которых сновидец не знает в бодрствовании.

3. Экзистенциальная психология  отвергает принцип причинности  и обращает основное внимание лишь на поведенческие события, вводит свой - феноменологический - метод.

4. Для феноменолога реально то, что может быть увидено или прожито. Истина раскрывается в самих феноменах.

5. Изучать - значит видеть  без каких-либо гипотез или  предвзятостей.

6. Ассоциации (Фрейд) или  амплификации (Юнг) заменяются вопросами аналитика, которые позволяют, в результате инсайтов пациента, определить значение сна в соответствии с бодрствующей жизнью, и построить более здоровое бытие в мире.

7. Сны - откровение экзистенции, феномены сна - всего лишь то, чем они являются, они раскрывают психическое содержание.

5. Онтопсихологический анализ сновидений

В современной психологии и психотерапии проблема толкования сновидений основательно представлена также в онтопсихологии. Онтопсихология (буквально "психология бытия", "бытийная психология") — это научное направление, разработанное в трудах известного итальянского клинициста, психолога и философа Антонио Менегетти. Его система взглядов сформировалась под влиянием работ А.Дцлера, О.Ранка, З.Фрейда, К.Г.Юнга. Теоретико-методологической основой онтопсихологии послужили феноменология Э.Гуссерля, экзистенциализм М.Хайдеггера и К.Ясперса, философия жизни Ф.Ницше и А.Шопенгауэра.

Онтопсихология обладает собственным методом толкования сновидений. При интерпретации снов, считает Менегетти, нужно учитывать, что сон — это ответ на какую-то потребность личности, необходимость, которая заявляет, "кричит" о себе. Сон изображает то, что требуется субъекту, подлинную правду его жизни. Ткань сна подчиняется естественной логике, продиктованной телом и душой. Сновидению не интересна ни политика, ни культура, ни религия, важна лишь жизненная ситуация самого человека. Сон может быть интерпретирован только в контексте жизни личности и работы а не на основе сознательных представлений, убеждений и т.п.

Создатель онтопсихологии воспринял и развил идею К.Г.Юнга о том, что все отношения между людьми, равно как и отношения человека с миром, суть отношения проективные. Сознание и бессознательное отбирают из окружающего мира информацию не случайно, не хаотично, а руководствуясь определенной логикой, логикой смысла. Эта логика лежит в основе выбора образов, представляющих данный смысл в сновидениях, ее понимание дает правильное толкование сна. В имагогическом анализе все объекты окружающей действительности — предметы, явления, люди, а также действия, процессы, свойства и состояния — имеют определенную семантику (значение), они характеризуются взаимосвязями и взаимозависимостями, возможностью сочетаний, а также направленностью. Сновидение отражает совокупность психических (ментальных), физиологических и биохимических процессов в организме, причем при анализе особый упор делается на психосоматике. Вообще биологизм является характерной особенностью трактовки психики у Менегетти, утверждающего, что "сон — это прежде всего правда органической жизни.

Образы сновидения обязаны  своим появлением неосознаваемому  динамическому мотиву. Сновидение — это глубоко скрытая, недоступная для познания на уровне органов чувств (и потому нелогичная) действительность, в такой форме взывающая к сознанию и разуму. Многолетняя клиническая практика убедила Менегетти в том, что сновидение отражает реальное состояние внутренних органов, скрытые или только начинающиеся патологические процессы. Сон является своеобразным радаром, сообщающим сновидцу о неблагоприятной ситуации в отдельной системе органов или во всем теле. Хаотично сменяющие друг друга образы сновидения на самом деле несут информацию о динамике душевных и телесных изменений

События, изображаемые в  сновидении, могут иметь отношение  к прошлому, настоящему или будущему. Так, ретроспективный ряд информирует о былых влияниях, повлекших за собой негативные изменения на бессознательном уровне. Вытесненный конфликт или психическая травма вызывают блокировку энергии (Понятие энергии у Менегетти выступает не как метафора, а обозначает физическую реальность. Поэтому многие положения онтопсихологии, будучи сформулированы по аналогии с физическими законами, выглядят непроверяемыми, а это снижает авторитет подхода у серьезных ученых.

Большинство универсальных  символов сновидения в онтопсихологическои интерпретации означают явный или скрытый намек на имеющиеся у сновидца отклонения или дефекты. Так, например, сны, в которых фигурируют катастрофы, беременность, больница, водоворот, инвалид, гребень, хищные животные и насекомые, кровь, разрушения, символизируют начало болезни, причиной которой является неизжитый психологический конфликт. Следует отметить, что в 90 процентах случаев онтопсихология относит причины заболевания к последствиям забытых эмоциональных травм. 
Если сны с вышеупомянутой символикой появляются постоянно, Менегетти настоятельно рекомендует обратиться к психотерапевту (разумеется, желательно к онтопсихологу) или пройти обследование в онтотерапевтической клинике. Один из основных способов исцеления — анализ образов сновидений или имагогика. Имагогика (от imago — образ) — это осознание и интерпретация бессознательных содержаний, проникновение в мир образов сновидений, галлюцинаций. Через это психотерапевт может войти в контакт с тем, что переживает бессознательное пациента. Имагогический анализ есть метод приведения бессознательного в движение, в результате чего возникает мощный резерв психической энергии, стимулирующий все телесные процессы. Имагогика включает в себя анализ и интерпретацию продуктов художественного творчества, трактовку спонтанных фантазий, аналитическую обработку процессов воображения.

Информация о работе Сновидения и методы их анализа