Метод ситуационного анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 03:22, реферат

Краткое описание

Метод ситуационного анализа (casestudymethod — перевод в данном случае таков: метод обучения на основе рассмотрения случаев и ситуаций) состоит в том, что стажер, ознакомившись с описанием организационной проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои находки и решения в дискуссии с другими стажерами. Этот метод нацелен на получение стажером реального опыта по выявлению и анализу сложных проблем. Контролируют действия обучаемых специально подготовленные руководители-инструкторы.

Оглавление

1. Введение 3
2. Этапы ситуационного анализа 4-9
3. 5 основных характеристик ситуационного анализа 10-13
4. Процесс проведения ситуационного анализа 14-15
5. Заключение 16
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

Методы ситуационного анализа.docx

— 35.97 Кб (Скачать)

Московский  государственный университет культуры и искусств.

Институт  экономики, управления и права.

Направление: Маркетинг.

 

 

 

 

Контрольная работа.

 По дисциплине: Методы принятия управленческих  решений.

Тема: Метод ситуационного анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                          Выполнил: 

                                             Студентка 2 курса

                                             Группа №04215

Аксютенко Дарья Олеговна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва.

2013

Содержание.

 

 

  1. Введение                                                                                         3
  2. Этапы ситуационного анализа                                                  4-9
  3. 5 основных характеристик ситуационного анализа            10-13
  4. Процесс проведения ситуационного анализа                      14-15
  5. Заключение                                                                                  16
  6. Список литературы                                                                     17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Метод ситуационного  анализа (case study method — перевод в данном случае таков: метод обучения на основе рассмотрения случаев и ситуаций) состоит в том, что стажер, ознакомившись с описанием организационной проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои находки и решения в дискуссии с другими стажерами. Этот метод нацелен на получение стажером реального опыта по выявлению и анализу сложных проблем. Контролируют действия обучаемых специально подготовленные руководители-инструкторы. При обсуждении ситуации стажер, в частности, узнает о существовании несколько путей решения сложных организационных проблем и что его собственное решение часто обусловлено личными склонностями и ценностями, т. е. субъективно и не являются единственными.

Метод был впервые применен в  Harvard Business School в 1924 году. Преподаватели Гарвардской бизнес-школы быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчётов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы ситуационного анализа.

 Ситуационный анализ - это комплексные  технологии подготовки, принятия  и реализации управленческого  решения, в основе которых анализ  отдельно взятой управленческой  ситуации.

 

 Технологии ситуационного анализа  позволяют не ограничиваться  принятием управленческих решений  в конкретной управленческой  ситуации. Они позволяют, основываться  на более глубоком анализе  ситуаций, установлении тенденций,  закономерностей и факторов, определяющих  их развитие, более обоснованно  принимать долговременные управленческие  решения, вплоть до корректировки  стратегических целей организации.

 

Этап 1. Подготовка к  ситуационному анализу.

 

Правильно поставленная задача - это половина успеха. Необходимо, чтобы все специалисты, приглашенные к участию в проведении ситуационного анализа, однозначно и одинаково понимали цели проводимого анализа и стоящие перед ними задачи.

 

Подготовка необходимого информационного обеспечения должна обеспечить достаточно полный и глубокий анализ ситуации и выработку обоснованных управленческих решений, требуется соответствующее методическое, организационное, информационное, компьютерное сопровождение.

 

Сформулированы цели анализа  ситуации, цели подготовки альтернативных вариантов и выработки рекомендаций для принятия стратегических и тактических управленческих решений ЛПР. Определение целей и постановка задачи ситуационного анализа осуществляются аналитической группой в процессе совместной работы с ЛПР.

 

Подготовка содержательного  описания ситуации, в том числе с помощью ключевых слов, что может оказаться полезным при формировании информационных потоков в процессе проведения ситуационного анализа.

 

Этап 2. Анализ информации.

 Анализ поступившей информации  о ситуации принятия решения  начинается с поиска возможных  аналогов.

 

 Иногда различия в ситуации, на первый взгляд не очень  существенные, могут приводить при  одних и тех же действиях  к противоположным результатам.  И в этом случае информация  о соответствующей эталонной  ситуации передается экспертной  комиссии для выработки окончательного  заключения. При этом обязательно  указываются установленные аналитической  группой различия.

 

 На основании проведенного  анализа формируется пакет информации  о ситуации, необходимой для ситуационного  анализа.

 

 Этап анализа информации может завершаться подготовкой аналитического обзора информации о ситуации для участников коллективной экспертизы по выработке стратегических и тактических решений, включающего сведения о: принимавшихся ранее стратегических и тактических решениях в анализируемой ситуации и аналогичных ей; механизмах их выполнения; контроле за исполнением решений; сопровождении хода их реализации; результатах оценки эффективности принятых решений; результатах оценки эффективности их выполнения.

 

 

 

 

Этап 3. Анализ ситуации.

 

 Если ситуация не относится  к числу эталонных, то одной  из центральных задач этого  этапа является выявление основных  факторов, определяющих развитие  ситуации. Наиболее распространенный  путь решения этой задачи - использование  метода экспертных оценок, т. е.  работа экспертной комиссии (метод  "мозговой атаки").

 

 После того как факторы  установлены, определяется их  сравнительная значимость, т. е.  степень их влияния на развитие  ситуации.

 

 При формировании решающих  правил могут использоваться  индексы, характеризующие состояние  ситуации.

 

 Одной из основных задач  этого этапа ситуационного анализа  является проведение анализа  ключевых профильных проблем  ситуации, включая оценку слабых  и сильных сторон, опасностей  и рисков, перспектив развития  ситуации в рамках рассматриваемых  проблем.

 

 Анализ профильных проблем  ситуации, позволяющий при принятии  управленческих решений достаточно  полно представить основные проблемы, которые должны решаться руководством  организации, позволяет перейти  к анализу ситуации в целом.

 

Проведение анализа ситуации в  целом также предполагает оценку слабых и сильных сторон ситуации в целом, опасностей и рисков, перспектив развития ситуации.

 

 Завершает этап анализа ситуации  оценка устойчивости ситуации  к возможным изменениям внешней  и внутренней среды, к наиболее  вероятным изменениям показателей,  характеризующих динамику развития  ситуации.

 

Этап 4. Разработка сценариев  возможного развития ситуации.

 

 Разработка сценариев начинается  с содержательного описания и  определения перечня наиболее  вероятных сценариев развития  ситуации.

 

 Разработанные варианты развития  ситуации должны быть подвергнуты  тщательному анализу с точки  зрения выявления основных опасностей, рисков, сильных сторон, перспектив  при развитии ситуации.

 

 Результатом работы экспертов  на этом этапе является разработка  экспертного прогноза изменения  факторов и индексов, характеризующих  ситуацию, представленного в виде  наиболее вероятных сценариев  развития ситуации.

 

 Этап завершается оценкой  ожидаемой устойчивости ситуации  для разработанных альтернативных  сценариев ее развития.

 

Этап 5. Оценка ситуации.

 

 После того как определены  наиболее вероятные сценарии  возможного развития ситуации, выявлены  основные опасности, риски, сильные  стороны и перспективы, экспертами  дается их оценка с точки  зрения возможности достижения  целей, стоящих перед организацией.

 

 

 

Этап 6. Обработка данных и оценка результатов экспертизы.

 

 Разработка сценариев возможного  развития ситуации требует соответствующей  обработки данных, в том числе  математической.

 

 Обработка данных требуется  при определении факторов, установлении  зависимостей и индексов, характеризующих  ситуацию. Математическая обработка  данных требуется и при разработке  прогнозов, когда строятся экстраполяционные зависимости, экспертные кривые, определяются наиболее вероятные тенденции изменения значений основных факторов и т. д. ситуационный анализ управленческий решение

 

 Результатом работы экспертов  на этом этапе ситуационного  анализа является оценка полученных  при проведенном ситуационном  анализе альтернативных вариантов  управленческих решений, определение  рекомендаций и предложений для  ЛПР по результатам проведенной  работы.

 

Этап 7. Подготовка аналитических  материалов по результатам ситуационного  анализа.

 

 Этот этап является заключительным. В нем подводится итог всей  проделанной работы. Основная задача  этого этапа состоит в том,  чтобы подготовить аналитические  материалы, содержащие рекомендации  по:

 

принятию стратегических и тактических  решений в анализируемой ситуации, механизмам их выполнения, контролю за исполнением решений,

 

сопровождению хода реализации принимаемых  решений,

 

анализу результатов, включающему  оценку эффективности принятых решений  и их выполнения.

 

 Вся работа по организации  и проведению ситуационного анализа  на всех этапах, его методическому  и информационному сопровождению  осуществляется аналитической и  рабочей группами соответственно  с поставленными перед ними  задачами и делегированными им  полномочиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод ситуационного анализа  имеет пять основных характеристик:

 

• использование фактических организационных  проблем;

 

• возможное участие максимального  количества людей в их изучении, выяснении иных точек зрения, сравнении  различных взглядов и принятии решений;

 

• минимальная степень зависимости  обучаемых друг от друга;

 

• у людей есть право на неправильные ответы, так как, несмотря на возможную  неполноту ситуаций, они берутся  из реальной жизни;

 

• стажеры стараются сделать  метод ситуационного анализа  проходящим через все последовательно  создающиеся уровни развития сценария.

 

Инструктор играет (или должен играть) роль критика. Он не лектор или распространитель книжных принципов, а тренер и  катализатор учебного процесса. Инструктор должен также быть полезным источником информации по изучаемому вопросу, чтобы  поддерживать активную дискуссию среди  стажеров..

У американской трактовки метода «кейс—стади» большое сходство с методом рассмотрения и анализа деловых ситуаций. С его помощью могут обучаться как специалисты, так и руководители разного уровня.

 

Там же дается и суть метода «Управленческие  игры», сходного с отечественным  методом деловых игр.

 

Управленческие игры (management games) проводятся с использованием вычислительной техники, стажеры делятся на группы по пять—шесть человек, которые должны конкурировать между собой на имитированном рынке. Данный метод применяется в основном для обучения руководителей и организаторов бизнеса.

 

Во Франции метод «Кейс—стади» имеет несколько другое содержание. Здесь кейс — скорее портфель документов, отражающих и фиксирующих детально изученную, воспроизведенную и качественно представленную в них сложную ситуацию, в которую попала реальная организация. Метод предназначен для обучения управлению предприятием. Вот какие элементы кейса выделяет директор французского Института по изучению предприятий Ф. Альбе:

Метод кейсов представляет собой активный педагогический прием, используемый для  обучения управлению предприятиями как в системах образования студентов, так и в системах непрерывного образования.

 

Это использование реальных ситуаций на предприятиях в педагогических целях, изучаемых индивидуально и обсуждаемых  в группе с помощью преподавателя-аниматора.                         

 

Реализация метода связана с  решением проблем, имеющих реальную основу, отражающих специфику европейской  экономики. При этом разработка кейса  как комплекса учебно-практических материалов основывается на уникальных фактах в жизни реальной организации, требует больших трудозатрат, связана  с решением проблемы получения реальной информации с конкретного предприятия  для построения кейса. В Высшей школе  коммерции в Лионе за 7 лет появился опыт на базе редактирования (создания) около 30 кейсов.

 

Форма кейса — связанные последовательные темы, составляющие часть педагогической программы.

 

Этапы создания кейса 

 

    Общая методология:

 

1. Выбор темы, т.е., природы проблем,  охватываемых данным кейсом, делается  прежде, чем избрать конкретное  предприятие, которое проиллюстрирует  данную проблему. Такой темой  может, например, быть: применение  метода сегментирования в маркетинге; создание маркетинг-плана на три года для какого-либо товара промышленного назначения; проблемы, порожденные внедрением новой системы вознаграждения на каком-либо предприятии и т.п.

Информация о работе Метод ситуационного анализа