Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 12:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Возрастная психология".
1. Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.
Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.
2. Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.
Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия.
Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо “взрослого” задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности. Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений дружеских, партнерских.
3.Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.
Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и “пичка-ние” ребенка готовыми знаниями.
Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.
Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.
Часто дети все понимают по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз приносит зимой подарки), не стоит разуверять в этом ребенка, но если это явное непонимание происходящего, нужно объяснить ситуацию достаточно просто для сознания ребенка. Примером может служить вопрос: “Кто всех сильнее в сказке “Репка”?”. На него часто дети отвечают: “Мышка”. И только после вопросов и объяснений они приходят к правильному решению.
Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он может почувствовать скуку и утомление. Интерес - главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло — мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и т. д. Эта игра полезна и интересна для ребенка.
Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного или просмотренного.
По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как
ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой “специализации”, а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.
35.Психологическая готовность к обучению в школе
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения.
Базовыми
качествами в структуре психологической готовности
к школе:
2. мотивы учения;
3. зрительный анализ (образное
мышление);
4. уровень обобщений (предпосылки логического
мышления);
5. способность принимать
учебную задачу;
6. вводные навыки (некоторые элементарные
речевые, математические и учебные знания
и умения);
7. графический навык;
8. произвольность регуляции
деятельности (в условиях пошаговой
инструкции взрослого);
9. обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).
Уровень развития некоторых
качеств (не всех) оказывает прямое
и непосредственное влияние на успешность
усвоения программного материала. Такие
качества называются ведущими УВК. Это:
10. мотивы учения;
11. зрительный анализ;
12. способность принимать учебную задачу;
13. вводные навыки;
14. графический навык;
15. произвольность регуляции
деятельности;
16. обучаемость;
17. вербальная механическая память.
Базовые и ведущие УВК практически одни и те же. Именно на развитие этих качеств следует обращать внимание при подготовке старших дошкольников к школе.
Таким образом, психические
качества и свойства, определяющие
готовность к школе, существуют не изолированно,
а тесно взаимосвязаны и
36.Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте
6-7,9-11 лет. Период приобретения
новых знаний и умений. Социальная
ситуация развития –
Память. А.А. Смирнов отмечает, что как и все психические
процессы, память в младшем школьном возрасте
претерпевает существенные изменения.
Младший школьный возраст характеризуется
интенсивным развитием способности к
запоминанию и воспроизведению.
С точки зрения А.Н. Леонтьева, у младших
школьников более развита наглядно-образная
память (конкретные сведения, события,
лица, предметы, факты). Вместе с тем в процессе
обучения создаются благоприятные условия
для развития более сложных форм словесно
- логической памяти (определения, описания,
объяснения).
Л.С. Выготский указывает нам на то, что
у младших школьников увеличивается объем
памяти. Но сам процесс развития памяти
происходит неравномерно.
Память младшего школьника
в основном носит непроизвольный характер. Это
значит, что дети чаще всего не ставят
перед собой осознанных целей что-либо
запомнить. Запоминание и припоминание
происходят независимо от их воли и сознания.
Они осуществляются в деятельности и зависят
от ее характера. Дети запоминают то, на
что было обращено их внимание в деятельности,
что произвело на них впечатление, что
было интересно.
К произвольному запоминанию и воспроизведению
дети приходят в результате опыта припоминания,
когда начинают осознавать, что если они
не постараются запомнить, то потом не
смогут воспроизвести необходимое. А также
в тех случаях, когда в их деятельности
возникают соответствующие задачи или
когда этого требуют взрослые.
Особенности памяти в младшем школьном
возрасте развиваются под влиянием обучения.
Ребенок начинает осознавать особую мнемическую
задачу. Он отделяет ее от всякой другой.
Уже в первом классе у детей появляется
необходимость что-то запомнить буквально,
что-то выучить механически, что-то пересказать
своими словами и т.п.
Непроизвольная память младшего школьника
постепенно приобретает черты произвольности,
становясь сознательно регулируемой и
опосредствованной.
Мышление, речь. Мышление представляет собой социально
обусловленный процесс поисков и открытий
новых понятий, знаний, явлений действительности,
а также их опосредованного отражения
в результате анализа и синтеза.
Основным условием развития мышления
детей является целенаправленное воспитание
и обучение их. В процессе воспитания ребёнок
овладевает предметными действиями и
речью, научается самостоятельно решать
сначала простые, затем и сложные задачи,
а также понимать требования, предъявляемые
взрослыми, и действовать в соответствии
с ними. Развитие мышления выражается
в постепенном расширении содержания
мысли, в последовательном возникновении
форм и способов мыслительной деятельности
и изменении их по мере общего формирования
личности. Одновременно у ребёнка усиливаются
и побуждения к мыслительной деятельности
- познавательные интересы.