Шпаргалка по "Возрастная психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 12:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Возрастная психология".

Файлы: 1 файл

Возрастная психология (шпоры).doc

— 396.50 Кб (Скачать)

Развитие речи ребенка  связано с развитием его мышления и идет в этом направлении. Прежде всего, главной целью речи (не только у детей, но и у взрослых) является общение, которое мотивируется базовой потребностью к социальным контактам. Поэтому ранняя речь ребенка социальна по своей сути. Речь становится «эгоцентрической», когда ребенок «переносит направленные на сотрудничество формы социального поведения в сферу внутриличностных психических функций». Следовательно, развитие мышления идет не от индивида к социуму, но от социума к индивиду. 
мышление ребенка развивается постепенно, с помощью манипулирования предметами, речи, наблюдения и т.п. Большое количество вопросов, которые задают дети, свидетельствует об активных мыслительных процессах. Появление сознательного обдумывания и размышления у ребенка свидетельствует уже о проявлении всех аспектов мыслительной деятельности.

 

 

37.Психосоциальное  развитие в младшем школьном  возрасте

6-7,9-11 лет. Период приобретения  новых знаний и умений. Социальная  ситуация развития – социальный  статус школьника. Ведущая деятельность – учебная. Центральное новообразование – произвольность. Другие важные новообразования – словесно-логическое мышление. Обобщение переживаний, логика переживаний и появление внутренней жизни. Анализирующее восприятие, появление синтезированного восприятия. Становление жизненного мира – закрепление выделившихся в дошкольном детстве линий онтогенеза в связи с развитием мотивов учения. Специфика общения – система «ребенок – взрослый» дифференцируется на «ребенок – родители», «ребенок – учители». Начинает определять отношение ребенка с другими детьми, ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Общение со сверстниками от полного безразличия до сотрудничества. Безразличие образуется через внимание учителя. Особенности познавательной сферы – все виды деятельности способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. В умственном плане осваиваются классификации сравнения моделирования – предпосылка формирования морально – логического мышления.  
Психосоциальное развитие – процесс постоянного физического, психологического и социального роста человека, накопления новообразований, освоения социального пространства, определение в нем собственного места и положения, которое происходит в постоянно расширяющихся сферах деятельности и социальных контрактов со сверстниками, детьми других возрастов, родными и посторонними взрослыми, педагогами и т.д.

В этот период наблюдается  распад социальной ситуации совместной деятельности ребенка со взрослым, характерная для раннего периода, когда ситуация социального комфорта заключалась в неразрывной связи  со взрослым. Происходящее отделение, безусловно, создает новую социальную ситуацию, в которой наблюдается стремление ребенка к самостоятельности. Эта тенденция естественна и постоянна. Ребенок уже понимает и принимает существование взрослых – перед ним возник мир взрослых людей. Поскольку до наступления этого периода у ребенка сформирована привычка жить со взрослыми. Это не просто привычка, это его естественное состояние. Но при сохранении этого начинает формироваться и развиваться и другой аспект совместной жизни – жизнь ребенка в жизни взрослых. Ребенок начинает понимать, что в мире взрослых существуют свои собственные отношения и удовольствия, из которых он исключен. И поскольку ребенок еще не может принять реальное участие в жизни, которую ведут взрослые, развивается игра как идеальная форма совместной со взрослыми жизни.

В игре воссоздается общий  смысл таких понятий как человеческий труд, нормы и способы взаимоотношений  людей. В ней в идеальной форме  воспроизводится смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которую вовлечены взрослые в их реальной жизни. Можно уверенно говорить об огромном значении и влиянии игры на развитие личности ребенка. 
Дошкольный период – один из периодов становления личности, которая включает в себя иерархию мотивов и первичные этические нормы. Деятельность человека в этот период регулируется соподчиненными мотивами и этическими нормами. Именно в дошкольный возраст характерен возникновением и развитием произвольного поведения. Произвольность – наличие, в первую очередь, средств и способов осуществления цели, а не сама цель как таковая. И это является важным психологическим обеспечением развития личности человека. 
Кроме того, в этом периоде проявляются такие аспекты самосознания, как первые элементы самооценки. У маленького человека уже наблюдается тенденция к осуществлению реальной общественно значимой и оцениваемой деятельности, которая отличается от игры. 
Что касается младшего школьного возраста, то в этот период ведущее значение приобретает учебная деятельность. Она начинает опосредовать всю систему отношений ребенка с момента поступления ребенка в школу. Заслуживает внимание то, что учебная деятельность парадоксальна: она общественна (по смыслу, содержанию, форме) и одновременно индивидуальна (по результату).  
Учебной деятельности присуща и следующая особенность – это приобретение человеком умения подчинять свое поведение массе обязательной для всех правил как общественно выработанной системе. Это подчинение правилам формирует умение регулировать свое непосредственное поведение, а также осваивать более глубокие формы произвольного управления им. Это то новое, что привносит этот период в развитие личности.

Основным же новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и  рассуждающее мышление. Его возникновение, безусловно, оказывает влияние на другие познавательные процессы детей. Память и восприятие становятся мыслящими, думающими. Впоследствии это позволяет успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими.

Следует помнить о  том, что поступление в школу  значительно (одновременно и многопланово) расширяет круг социальных контактов ребенка. И это неизбежно влияет на него, на его «Я - концепцию». Школа способствует развитию самостоятельности ребенка, приводящая в последствии к эмансипации (освобождения от зависимого, подчиненного положения) от родителей, предоставляет ему достаточно широкие возможности для изучения окружающего мира, его физической и социальной составляющих. 
Происходит усвоение моральных норма и правил поведения, закладывается фундамент нравственного поведения. Подражательность – важная возрастная особенность. Позволяет воспитывать общественно ценные черты личности. В младшем школьном возрасте формируется начало отношений в коллективе.  
Самооценка школьника зависит от мнения учителя или оценки учителя. В 1-2 классе мотив научения оценки – внешний мотив (погулять, обрадовать родителей). В 3 классе формируется внутренний мотив – интерес получений знаний.

 

 

38.Подростковый  возраст как социально-психологическое  явление

Социальная ситуация развития – эмансипация от взрослых и группирование, стремление самореализоваться, проявляется в хобби-реакциях или реакциях увлечения. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Центральное новообразование – чувство взрослости (младший подростковый возраст), Я-Конепция (старший подростковый возраст). Другие важные новообразования – личностная рефлексия, потребность в самоутверждении, интеллектуализация восприятия и памяти. Становление жизненного мира – линии онтогенеза оформляются в основных чертах как сложившиеся, развитые типы. Специфика общения – переориентация с общения со взрослыми на общение со сверстниками в силу ряда причин: 1. Важный специфический канал информации. 2. Специфический вид межличностных отношений. 3. Специфический вид эмоционального контакта. Подростку важно входить в референтную группу. Влияние родителей становится ограниченным. Особенности познавательной сферы – 2\словесно-логическое мышление, анализирующее восприятие, произвольная смысловая память, обобщение переживаний, появление внутренней жизни.  
В период подросткового возраста происходит основная перестройка организма:  
1 – физиологическая: проявляются первичные и вторичные половые признаки, благодаря увеличению выделения в кровь гормонов, соответствующих полу (мужских / женских);  
2 – психологическая, такая, как идентификация себя с мужчиной / женщиной , построение поведения, общения, отношения к своему внутреннему и внешнему миру.  
Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в это время подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков с более старшими людьми. У подростков происходит адаптация к социально - устойчивым представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями. В этот небольшой промежуток времени подросток должен сориентироваться в понятиях «мужчина» и «женщина», а так же применять к себе эти понятия, чувствуя отличия своего теперешнего состояния и того, кем он был/была до этого. При взрослении ребенка происходит его становление, готовность к жизни во взрослом обществе, как равноправного участника жизни. 
Новая для него позиция проявляется: 
· во внешнем облике, 
· манерах (как часть поведенческой идентификации со своим полом), 
копирование отношений (как часть половой идентификации), 
· включение во взрослую интеллектуальную жизнь (участие в таких отраслях жизни, как: наука, искусство, занятие самообразованием), 
· помощь в решении ежедневных домашних проблем (например, ежедневные обязанности по дому, помощь уставшей на работе маме). 
Одновременно с этими проявлениями возникает чувство взрослости - отношение подростка к себе, как к взрослому, ощущение себя взрослым (как особая форма самосознания). При этом надо оговориться о том, что подросток всеми известными и доступными для него методами пытается показать, что он является такой же весомой и значимой частью общества, как и все, кто его окружает, но все эти доказательства создаются для получения дополнительных прав, которых у него/нее ранее не было, а не для получения дополнительных обязанностей. Одновременно возникает интерес к своему внутреннему миру, подросток открывает сложные переживания, связанные с новыми отношениями, пристально анализирует свои поступки. Происходит становление основ мировоззрения. При этом часто сближение воображения и теоретического мышления является импульсом к творчеству, но не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, хотя и используют возможности своего творческого воображения.

Надо учесть, что немного  завышенные требования к себе и окружающим–  это всего лишь результат самоутверждения подростка в его новом качестве, а не проявление его наиболее вредных черт характера, который взрослые связывают с наличием таких же отрицательных черт у родственников подростка.

 

39.Проблема  «кризиса» подросткового возраста

Хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет. Тинейджер - (10 - 19). Герою романа Достоевского "Подросток" исполнилось 20 лет, а Толстой границей между отрочеством и юностью считал возраст 15 лет. Отрок - "не имеющий права говорить", значение этого слова - раб, слуга. Это понятие подчеркивает социальный статус человека.

Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста и его особенности.

Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. 
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет).

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала  до "взрослых" размеров дорастают  голова, кисти рук и ступни, затем  конечности - удлиняются руки и ноги - ив последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

В связи с быстрым развитием  возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность.

Это состояние удачно выразил американский подросток: 
"В 14 лет мое тело будто взбесилось". Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Особенности   пубертатного  кризиса:

-      Эмоциональная  нестабильность;

-     сексуальное возбуждение;

-     половая идентификация,

-     новый образ физического «Я»,

-     влияние темпа созревания на образ «Я» и самосознания  (акселераты и ретандарты)

 

 

40.Когнитивное развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте

Подростковый возраст 9-11 лет, 14-15 лет. Юношеский возраст от 17, до 20-23 лет. Соц ситуация развития - эмансипация от взрослых и группирование. Ведущая деятельность - интимно-личностное отношение со сверстниками, новообразование-чувство взрослости, «я-концепция». Становление жизненного мира, общение со сверстниками в силу ряда причин, мышление - словесно-логическое, обобщение переживаний. Задачи развития: 1. развитие адекватного восприятия своего тела, физического «Я», как меняющегося и развивающегося. 2. формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека. 3. развитие умения равноправно строить отношения со сверстниками.

Юношеский возраст 17-20-23. Соц ситуация развития - выбор жизненного пути ведущая деятельность - учебно-познавательная или трудовая, центральное новообразование - самоопределение; а также нравственная устойчивость поведения, формирование нравственного сознания, выработка ценностно-ориентированного интеллекта и творческая активность. Развитие теоретического мышления. Задачи развития: 1. принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела, 2. усвоение мужской и женской роли, 3. установление новых, более зрелых отношений с ровесниками обоих полов, 4. завоевание эмоциональной независимости от родителей, 5. подготовка к самостоятельной жизни.  
Когнитивное развитие в подростковом возрасте характеризуется развитием абстрактного мышления (абстрактное мышление - это умение переводить информацию о·реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами,·находить какое-то решение и это решение опять применять к объектам на·практике) что оказывает влияние на широту и содержание мыслей подростка, а также на его способность к моральным рассуждениям. Согласно теории Пиаже, признаком когнитивных изменений у подростка является формирование у него абстрактного мышления. Пиаже определил абстрактное мышление подростков как мышление на уровне формальных операций. Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми событиями, которые могли бы произойти или не произойти.

Абстрактное мышление требует  способности формулировать, проверять  и оценивать гипотезы. Оно предполагает манипулирование не только известными элементами, которые можно проверить, но и вещами, противоречащими фактам. У подростков также возрастает способность планировать и предвидеть.  
У подростков так же возрастает способность планировать и предвидеть.  
В подростковом возрасте внимание, память, воображение уже вполне подчиняются ребенку. У подростка меняется доминирующий механизм запоминания, им становится смысловое запоминание. Воображение в подростковом возрасте может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. События, происходящие в воображаемом мире, опосредованны образами и знаками из реальности общечеловеческой культуры - они воздействуют на личность подростка со всей своей определенностью. Но подросток субъективно по своей воле управляет обустройством своего внутреннего мира. Воображение подростков может оказывать влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и саму личность.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастная психология"