Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 12:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Возрастная психология".
Развитие речи ребенка
связано с развитием его мышления и идет в этом направлении.
Прежде всего, главной целью речи (не только
у детей, но и у взрослых) является общение,
которое мотивируется базовой потребностью
к социальным контактам. Поэтому ранняя
речь ребенка социальна по своей сути.
Речь становится «эгоцентрической», когда
ребенок «переносит направленные на сотрудничество
формы социального поведения в сферу внутриличностных
психических функций». Следовательно,
развитие мышления идет не от индивида
к социуму, но от социума к индивиду.
мышление ребенка развивается постепенно,
с помощью манипулирования предметами,
речи, наблюдения и т.п. Большое количество
вопросов, которые задают дети, свидетельствует
об активных мыслительных процессах. Появление
сознательного обдумывания и размышления
у ребенка свидетельствует уже о проявлении
всех аспектов мыслительной деятельности.
37.Психосоциальное развитие в младшем школьном возрасте
6-7,9-11 лет. Период приобретения
новых знаний и умений. Социальная
ситуация развития –
Психосоциальное развитие – процесс постоянного
физического, психологического и социального
роста человека, накопления новообразований,
освоения социального пространства, определение
в нем собственного места и положения,
которое происходит в постоянно расширяющихся
сферах деятельности и социальных контрактов
со сверстниками, детьми других возрастов,
родными и посторонними взрослыми, педагогами
и т.д.
В этот период наблюдается
распад социальной ситуации совместной
деятельности ребенка со взрослым,
характерная для раннего
В игре воссоздается общий
смысл таких понятий как
Дошкольный период – один из периодов
становления личности, которая включает
в себя иерархию мотивов и первичные этические
нормы. Деятельность человека в этот период
регулируется соподчиненными мотивами
и этическими нормами. Именно в дошкольный
возраст характерен возникновением и
развитием произвольного поведения. Произвольность
– наличие, в первую очередь, средств и
способов осуществления цели, а не сама
цель как таковая. И это является важным
психологическим обеспечением развития
личности человека.
Кроме того, в этом периоде проявляются
такие аспекты самосознания, как первые
элементы самооценки. У маленького человека
уже наблюдается тенденция к осуществлению
реальной общественно значимой и оцениваемой
деятельности, которая отличается от игры.
Что касается младшего школьного возраста,
то в этот период ведущее значение приобретает
учебная деятельность. Она начинает опосредовать
всю систему отношений ребенка с момента
поступления ребенка в школу. Заслуживает
внимание то, что учебная деятельность
парадоксальна: она общественна (по смыслу,
содержанию, форме) и одновременно индивидуальна
(по результату).
Учебной деятельности присуща и следующая
особенность – это приобретение человеком
умения подчинять свое поведение массе
обязательной для всех правил как общественно
выработанной системе. Это подчинение
правилам формирует умение регулировать
свое непосредственное поведение, а также
осваивать более глубокие формы произвольного
управления им. Это то новое, что привносит
этот период в развитие личности.
Основным же новообразованием
младшего школьного возраста является
отвлеченное словесно-
Следует помнить о
том, что поступление в школу
значительно (одновременно и многопланово) расширяет
круг социальных контактов ребенка. И
это неизбежно влияет на него, на его «Я
- концепцию». Школа способствует развитию
самостоятельности ребенка, приводящая
в последствии к эмансипации (освобождения
от зависимого, подчиненного положения)
от родителей, предоставляет ему достаточно
широкие возможности для изучения окружающего
мира, его физической и социальной составляющих.
Происходит усвоение моральных норма
и правил поведения, закладывается фундамент
нравственного поведения. Подражательность
– важная возрастная особенность. Позволяет
воспитывать общественно ценные черты
личности. В младшем школьном возрасте
формируется начало отношений в коллективе.
Самооценка школьника зависит от мнения
учителя или оценки учителя. В 1-2 классе
мотив научения оценки – внешний мотив
(погулять, обрадовать родителей). В 3 классе
формируется внутренний мотив – интерес
получений знаний.
38.Подростковый
возраст как социально-
Социальная ситуация
развития – эмансипация от взрослых и группирование, стремление
самореализоваться, проявляется в хобби-реакциях
или реакциях увлечения. Ведущая деятельность
– интимно-личностное общение со сверстниками.
Центральное новообразование – чувство
взрослости (младший подростковый возраст),
Я-Конепция (старший подростковый возраст).
Другие важные новообразования – личностная
рефлексия, потребность в самоутверждении,
интеллектуализация восприятия и памяти.
Становление жизненного мира – линии
онтогенеза оформляются в основных чертах
как сложившиеся, развитые типы. Специфика
общения – переориентация с общения со
взрослыми на общение со сверстниками
в силу ряда причин: 1. Важный специфический
канал информации. 2. Специфический вид
межличностных отношений. 3. Специфический
вид эмоционального контакта. Подростку
важно входить в референтную группу. Влияние
родителей становится ограниченным. Особенности
познавательной сферы – 2\словесно-логическое
мышление, анализирующее восприятие, произвольная
смысловая память, обобщение переживаний,
появление внутренней жизни.
В период подросткового возраста происходит
основная перестройка организма:
1 – физиологическая: проявляются первичные
и вторичные половые признаки, благодаря
увеличению выделения в кровь гормонов,
соответствующих полу (мужских / женских);
2 – психологическая, такая, как идентификация
себя с мужчиной / женщиной , построение
поведения, общения, отношения к своему
внутреннему и внешнему миру.
Главной особенностью подростка является
личностная нестабильность. Именно в это
время подросток заявляет о себе, как о
личности с большой буквы. Противоположные
черты, стремления, тенденции сосуществуют
и борются друг с другом, определяя противоречивость
характера и поведения. Именно это чаще
всего и становится наиболее конфликтной
стороной при общении подростков с более
старшими людьми. У подростков происходит
адаптация к социально - устойчивым представлениям
о мужчине и женщине, стратегиях поведения
в обществе, со сверстниками, с родителями.
В этот небольшой промежуток времени подросток
должен сориентироваться в понятиях «мужчина»
и «женщина», а так же применять к себе
эти понятия, чувствуя отличия своего
теперешнего состояния и того, кем он был/была
до этого. При взрослении ребенка происходит
его становление, готовность к жизни во
взрослом обществе, как равноправного
участника жизни.
Новая для него позиция проявляется:
· во внешнем облике,
· манерах (как часть поведенческой идентификации
со своим полом),
копирование отношений (как часть половой
идентификации),
· включение во взрослую интеллектуальную
жизнь (участие в таких отраслях жизни,
как: наука, искусство, занятие самообразованием),
· помощь в решении ежедневных домашних
проблем (например, ежедневные обязанности
по дому, помощь уставшей на работе маме).
Одновременно с этими проявлениями возникает
чувство взрослости - отношение подростка
к себе, как к взрослому, ощущение себя
взрослым (как особая форма самосознания).
При этом надо оговориться о том, что подросток
всеми известными и доступными для него
методами пытается показать, что он является
такой же весомой и значимой частью общества,
как и все, кто его окружает, но все эти
доказательства создаются для получения
дополнительных прав, которых у него/нее
ранее не было, а не для получения дополнительных
обязанностей. Одновременно возникает
интерес к своему внутреннему миру, подросток
открывает сложные переживания, связанные
с новыми отношениями, пристально анализирует
свои поступки. Происходит становление
основ мировоззрения. При этом часто сближение
воображения и теоретического мышления
является импульсом к творчеству, но не
все подростки стремятся к достижению
объективного творческого результата,
хотя и используют возможности своего
творческого воображения.
Надо учесть, что немного завышенные требования к себе и окружающим– это всего лишь результат самоутверждения подростка в его новом качестве, а не проявление его наиболее вредных черт характера, который взрослые связывают с наличием таких же отрицательных черт у родственников подростка.
39.Проблема
«кризиса» подросткового
Хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет. Тинейджер - (10 - 19). Герою романа Достоевского "Подросток" исполнилось 20 лет, а Толстой границей между отрочеством и юностью считал возраст 15 лет. Отрок - "не имеющий права говорить", значение этого слова - раб, слуга. Это понятие подчеркивает социальный статус человека.
Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста и его особенности.
Основной особенностью этого возраста
являются резкие, качественные изменения,
затрагивающие все стороны развития. Процесс
анатомо-физиологической перестройки
является фоном, на котором протекает
психологический кризис.
Активизация и сложное взаимодействие
гормонов роста и половых гормонов вызывают
интенсивное физическое и физиологическое
развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка,
причем у мальчиков в среднем пик "скачка
роста" приходится на 13 лет, а заканчивается
после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У
девочек "скачок роста" обычно начинается
и кончается на два года раньше (дальнейший,
более медленный рост может продолжаться
еще несколько лет).
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - ив последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность.
Это состояние удачно выразил американский подросток:
"В 14 лет мое тело будто взбесилось".
Эмоциональную нестабильность усиливает
сексуальное возбуждение, сопровождающее
процесс полового созревания.
Особенности пубертатного кризиса:
- Эмоциональная нестабильность;
- сексуальное возбуждение;
- половая идентификация,
- новый образ физического «Я»,
- влияние темпа созревания на образ «Я» и самосознания (акселераты и ретандарты)
40.Когнитивное развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте
Подростковый возраст 9-11 лет, 14-15 лет. Юношеский возраст от 17, до 20-23 лет. Соц ситуация развития - эмансипация от взрослых и группирование. Ведущая деятельность - интимно-личностное отношение со сверстниками, новообразование-чувство взрослости, «я-концепция». Становление жизненного мира, общение со сверстниками в силу ряда причин, мышление - словесно-логическое, обобщение переживаний. Задачи развития: 1. развитие адекватного восприятия своего тела, физического «Я», как меняющегося и развивающегося. 2. формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека. 3. развитие умения равноправно строить отношения со сверстниками.
Юношеский возраст 17-20-23.
Соц ситуация развития - выбор жизненного
пути ведущая деятельность - учебно-познавательная или трудовая, центральное
новообразование - самоопределение; а
также нравственная устойчивость поведения,
формирование нравственного сознания,
выработка ценностно-ориентированного
интеллекта и творческая активность. Развитие
теоретического мышления. Задачи развития:
1. принятие собственной внешности и эффективное
использование своего тела, 2. усвоение
мужской и женской роли, 3. установление
новых, более зрелых отношений с ровесниками
обоих полов, 4. завоевание эмоциональной
независимости от родителей, 5. подготовка
к самостоятельной жизни.
Когнитивное развитие в подростковом
возрасте характеризуется развитием абстрактного
мышления (абстрактное мышление - это умение
переводить информацию о·реальных объектах
в символы, манипулировать с этими символами,·находить
какое-то решение и это решение опять применять
к объектам на·практике) что оказывает
влияние на широту и содержание мыслей
подростка, а также на его способность
к моральным рассуждениям. Согласно теории
Пиаже, признаком когнитивных изменений
у подростка является формирование у него
абстрактного мышления. Пиаже определил
абстрактное мышление подростков как
мышление на уровне формальных операций.
Мышление на уровне формальных операций
включает в себя размышления о возможностях,
а также сравнение реальности с теми событиями,
которые могли бы произойти или не произойти.
Абстрактное мышление требует
способности формулировать, проверять
и оценивать гипотезы. Оно предполагает
манипулирование не только известными
элементами, которые можно проверить, но и вещами, противоречащими фактам.
У подростков также возрастает способность
планировать и предвидеть.
У подростков так же возрастает способность
планировать и предвидеть.
В подростковом возрасте внимание, память,
воображение уже вполне подчиняются ребенку.
У подростка меняется доминирующий механизм
запоминания, им становится смысловое
запоминание. Воображение в подростковом
возрасте может превратиться в самостоятельную
внутреннюю деятельность. События, происходящие
в воображаемом мире, опосредованны образами
и знаками из реальности общечеловеческой
культуры - они воздействуют на личность
подростка со всей своей определенностью.
Но подросток субъективно по своей воле
управляет обустройством своего внутреннего
мира. Воображение подростков может оказывать
влияние на познавательную деятельность,
эмоционально-волевую сферу и саму личность.