Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 12:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Возрастная психология".
44.Когнитивное развитие в зрелом возрасте
Зрелость 20/23-40 –ранняя
взрослость, 40-средняя взрослость. Соц
ситуация развития - активное включение
в сферу производства, создание семьи,
проявление личности в воспитании детей,
творчестве. Ведущий вид деятельности - профессиональная. Центральное
новообразование - продолжение рода. Наиболее
важным в сфере общения становится супружество.
Особенности познавательной сферы: рефлексивное
отношение к себе, умение ставить вопросы,
обсуждать проблемные ситуации. Мудрость
взрослого означает умение работать с
парадоксами, умение выслушивать множество
мнений, быть критичным. Задачи развития:
1. нахождение своего пути в социуме и развитие
способности к активному участию в обществе.
2.освоение внутреннего мира, нахождение
своего пути, через духовную активность..
3.формирование чувства ответственности,
потребность в заботе о других людях. 4.
эффективное использование своих знаний
и способностей. 5. развитие способности
к психологической близости с другими
людьми. 6. развитие способности к решению
конструктивных жизненных проблем.
Поздняя зрелость 60-80 лет. Социальная ситуация-отход
от активного участия в производственной
деятельности общества (уход на пенсию).
Новообразования: формирование адекватности
к старости, сохранение себя как индивида
и как личность. . когнитивные функции
дифференцируются. 1 когнитивные функции
кристализированы. Связаны со средой,
образованием и культурным развитием,
они могут быть улучшены в пожилом возрасте.
2 текучие. Отражают способность обработки
интуитивности. Они ориентированы на старость,
эти ориентации снижаются, что ведет к
биологическому старению. Задачи развития:
1 самооценка и подведение итогов прожитой
жизни. 2 осмысление жизненного пути. 3
возможность что то изменить или компенсировать
в оставшееся время. Развитие продолжается
в течение всей жизни.
Хотя некоторые ученые
придерживаются мнения, что существуют
распознаваемые стадии развития во взрослом
возрасте, процессы развития, протекающие
в зрелые годы, отличаются от процессов,
происходящих в детстве и в подростковом
периоде. Изменения в мышлении, личности
и поведении взрослых значительно меньше
зависят от хронологического возраста
или от специфических биологических изменений,
чем от личностных, социальных и культурных
воздействий или событий. Социальные изменения,
культурные запросы молодых взрослых
могут поддерживать, развивать или разрушать
шаблоны поведения, заложенные в подростковые
годы. Необходимо принимать решения и
преодолевать трудности, исходя из повседневной
жизни. Отличительным признаком зрелости
является способность реагировать на
изменения и приспосабливаться к новым
условиям. Позитивное разрешение противоречий
и проблем является основой зрелой взрослой
деятельности. Не все взрослые развивают
одинаковые способы взаимодействия со
средой, структурируют свою жизнь одним
и тем же путем. Эти пути могут существенно
различаться, и поэтому между взрослыми
меньше общего, чем между детьми. Когнитивное
развитие достигает своего максимума
одновременно с пиком физического развития.
В детстве и подростковом возрасте стадии
когнитивного развития относительно легко
поддаются определению в отличие от зрелого
возраста. Таким образом, в отсутствие
общепринятой теории исследование когнитивного
развития взрослых предполагает процесс
оценки различных теоретических перспектив,
которые обращены к определенным аспектам
эволюции интеллектуального функционирования
взрослых. Очевидными последствиями обучения,
запоминания, решения проблемных ситуаций
и других когнитивных процессов, используемых
нами в процессе роста, является накопление
более широкой базы знаний; мы больше узнаём
о себе, а также о физическом и социальном
мире вокруг нас.
Развитие продолжается в течение всей
жизни. Хотя некоторые ученые придерживаются
мнения, что существуют распознаваемые
стадии развития во взрослом возрасте,
процессы развития, протекающие в зрелые
годы, отличаются от процессов, происходящих
в детстве и в подростковом периоде. Изменения
в мышлении, личности и поведении взрослых
значительно меньше зависят от хронологического
возраста или от специфических биологических
изменений, чем от личностных, социальных
и культурных воздействий или событий.
Социальные изменения, культурные запросы
молодых взрослых могут поддерживать,
развивать или разрушать шаблоны поведения,
заложенные в подростковые годы. Необходимо
принимать решения и преодолевать трудности,
исходя из повседневной жизни. Отличительным
признаком зрелости является способность
реагировать на изменения и приспосабливаться
к новым условиям. Позитивное разрешение
противоречий и проблем является основой
зрелой взрослой деятельности (Datan, Ginsberg,
1975). Не все взрослые развивают одинаковые
способы взаимодействия со средой, структурируют
свою жизнь одним и тем же путем. Эти пути
могут существенно различаться, и поэтому
между взрослыми меньше общего, чем между
детьми.
Когнитивное развитие достигает своего
максимума одновременно с пиком физического
развития. В детстве и подростковом возрасте
стадии когнитивного развития относительно
легко поддаются определению в отличие
от зрелого возраста. Таким образом, в
отсутствие общепринятой теории исследование
когнитивного развития взрослых предполагает
процесс оценки различных теоретических
перспектив, которые обращены к определенным
аспектам эволюции интеллектуального
функционирования взрослых.
Очевидными последствиями обучения, запоминания,
решения проблемных ситуаций и других
когнитивных процессов, используемых
нами в процессе роста, является накопление
более широкой базы знаний; мы больше узнаём
о себе, а также о физическом и социальном
мире вокруг нас. Какие изменения происходят
в тех структурах, которые мы называем
интеллектом, когнитивными или интеллектуальными
способностями? Продолжается ли когнитивное
развитие после подросткового возраста?
Четкие доказательства этого отсутствуют,
особенно в отношении наличия определенных
периодов развития.
45.Психосоциальное развитие в зрелом возрасте
40-средняя взрослость.
Соц ситуация развития - активное
включение в сферу
Поздняя зрелость 60-80 лет. Социальная ситуация-отход
от активного участия в производственной
деятельности общества (уход на пенсию).
Новообразования: формирование адекватности
к старости, сохранение себя как индивида
и как личность. Когнитивные функции дифференцируются.
1 когнитивные функции кристализированы.
Связаны со средой, образованием и культурным
развитием, они могут быть улучшены в пожилом
возрасте. 2 текучие. Отражают способность
обработки интуитивности. Они ориентированы
на старость, эти ориентации снижаются,
что ведет к биологическому старению.
Задачи развития: 1 самооценка и подведение
итогов прожитой жизни. 2 осмысление жизненного
пути. 3 возможность что то изменить или
компенсировать в оставшееся время. Развитие
продолжается в течение всей жизни.
Молодость как начальный этап зрелости. Основные проблемы данного возраста: поиск себя, выработка индивидуальности, окончательное осознание себя как взрослого человека, осознание обощенного нереального характера юношеских мечтаний, складывание более конкретного представления о будущей жизни. Установление интимности, личных близких связей с другим человеком.
Кризис 30 лет как расхождение между областью наличного и областью возможного, желаемого. Кризис 30 лет как третье рождение личности. Возможные пути бескризисного прохождения данного возраста.
Расцвет (середина жизни)
как возраст огромной работоспособности
и профессиональных достижений.
Специфика самореализации в профессиональной деятельности. Возрастно-психологическая
специфика обучения в зрелых возрастах.
Поздняя зрелость. Время подведения итогов.
Пересмотр жизненных целей с учетом профессионального
статуса, физического состояния, семейного
положения. Критика понимания зрелости
как "психической окаменелости".
Согласно Эриксону, особое
значение в жизни взрослых людей
имеет выстраивание интимных отношений
и понятие продуктивности (генеративности),
связанное с любой
46.Теория старения
Стохастические теории. Согласно стохастическим теориям старения, организм стареет в результате случайных повреждений, которые носят как внутренний, так и внешний характер (Shneider, 1992). Авторы этих теорий, которые еще называют теориями «изнашивания», уподобляют тело человека машине, которая выходит из строя в результате постоянного возникновения и накопления повреждений на клеточном уровне. Одна из этих теорий, например, предполагает, что по мере старения клетки начинают менее эффективно избавляться от отходов. Излишки некоторых веществ, в частности жироподобного вещества липофусцина, накапливаются в клетках организма, особенно - в клетках крови и мышц. Эти вещества занимают место и замедляют нормальные процессы клеточного обмена. Большинство геронтологов, однако, полагают, что накопление химических веществ (например, липофузеина) есть результат, но не причина старения.
Более широкое распространение
получила стохастическая теория, связывающая
старение с действием участков молекул,
называемых свободными радикалами. Кислород
в норме используется практически
во всех клеточных процессах. В ходе его использования
высвобождаются крайне активные, не спаренные
электроны. Возникающие в ходе этого процесса
свободные радикалы реагируют с другими
химическими составляющими клетки и могут
нарушать нормальное течение клеточных
процессов.
Существуют и другие стохастические теории.
Повреждаться может также и ДНК, входящая
в состав генов. Изнашиваются не только
клеточные структуры, но и ткани, и органы.
Старение затрагивает соединительную
ткань и связи между клетками. Соединительная
ткань утрачивает гибкость и становится
твердой. В ходе старения иммунная система
начинает работать менее эффективно.
Теории биологических часов. Теории, относящиеся ко второй группе, основное внимание уделяют генетической предопределенности старения. Эти теории предполагают, что старение вызвано заранее определенным действием унаследованных генов. Идея заключается в том, что каждый организм имеет свои собственные часы, настроенные на определенное время смерти. Часы могут располагаться в каждой клетке организма или в мозге. Еще одна теория биологических часов предполагает, что существует некий определитель ритма (пейсмейкер), располагающийся в гипоталамусе и гипофизе.
47.Изменения когнитивной сферы в старости
Пожилой и старческий возраст 60-80 лет. Социальная ситуация развития – отдых от активного участия производительной деятельности общества, уход на пенсию. Ведущая деятельность – «особая внутренняя работа, направленная на принятие своего жизненного пути». Центральное новообразование – «мудрость как форма такого независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с его ограниченной смертью жизни, которая характеризуется зрелостью ума, тщательностью, обдуманностью суждений, глубоким всеобъемлющим пониманием» - Эриксон. Др новообразования – формирование адаптации к старости: сохранение себя как индивида, сохранение себя как личности. Становление жизненного мира – ведущими факторами продуктивного старения является самоактуализация «Я» и ориентация на творческую деятельность. Специфика общения – общение со одной стороны является продолжением основных тенденций общения в молодости, с другой стороны определяется успешностью адаптации в старости, т.е. удовлетворение настоящим. Если в течение жизни человек выработал зрелые контакты с окружающими, то и в старости он будет сохранять возможность удовлетворения потребности в эмоциональных контактах. Особенности познавательной сферы – когнитивные функции дифференцируются в 2 направления: 1. Кристаллические (кристаллизованные) в основном зависят от тренировки. Связаны с образованием, со средой, с культурным развитием. Они не только не снижаются, но и могут быть улучшены в пожилом возрасте. 2. Текучие – опережают способность гибкой обработки информации, ориентированы на скорость, темп. Эти функции снижаются. Их снижение идет параллельно биологическому старению. Возрастные изменения предполагают формирование приспособленных механизмов.
Большая часть умственных способностей в пожилом возрасте практически не изменяется, однако уменьшается скорость когнитивной обработки информации. Хранение информации в сенсорных системах и кратковременная память с возрастом меняются очень мало; функции долговременной памяти, как правило, ухудшаются. Третичная память у пожилых людей практически не страдает.
Формирование мудрости - положительный аспект старения; мудрость
обычно увеличивает количество знаний
о практических сторонах жизни и помогает
человеку лучше понять действительность.
Среди первичных причин ухудшения когнитивной
деятельности в пожилом возрасте можно
назвать болезнь Альцгеймера и нарушения
мозгового кровообращения. Среди вторичных
причин важнейшую роль играют бедность
и ухудшение состояния здоровья пожилого
человека. Старение иногда связывают с
деменцией и сопровождающими ее изменениями
личности. Замешательство, провалы памяти,
дезориентированное поведение могут быть
вызваны другими причинами, например физическими
или эмоциональными заболеваниями, которые
поддаются лечению. Примерно половина
людей, которым был поставлен диагноз
«деменция», страдают от болезни Альцгеймера.
В конечной стадии заболевания больные
абсолютно дезориентированы и умирают
от нарушений работы жизненно важных систем
организма.
Инсульты и микроинсульты относятся к первичным причинам деменции. Психологические ожидания, душевное здоровье и другие факторы могут существенно повлиять на когнитивную деятельность пожилых людей. Среди других факторов, приводящих к когнитивным нарушениям, можно назвать плохую физическую форму пожилого человека, неправильное питание, частое употребление алкоголя, побочные эффекты лекарственных средств и самостоятельный отказ от умственной деятельности.
48.Изменения
психосоциальной сферы в
Пожилой и старческий возраст 60-80 лет. Социальная ситуация развития – отдых от активного участия производительной деятельности общества, уход на пенсию. Ведущая деятельность – «особая внутренняя работа, направленная на принятие своего жизненного пути». Центральное новообразование – «мудрость как форма такого независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с его ограниченной смертью жизни, которая характеризуется зрелостью ума, тщательностью, обдуманностью суждений, глубоким всеобъемлющим пониманием» - Эриксон. Др новообразования – формирование адаптации к старости: сохранение себя как индивида, сохранение себя как личности. Становление жизненного мира – ведущими факторами продуктивного старения является самоактуализация «Я» и ориентация на творческую деятельность. Специфика общения – общение со одной стороны является продолжением основных тенденций общения в молодости, с другой стороны определяется успешностью адаптации в старости, т.е. удовлетворение настоящим. Если в течение жизни человек выработал зрелые контакты с окружающими, то и в старости он будет сохранять возможность удовлетворения потребности в эмоциональных контактах. Особенности познавательной сферы – когнитивные функции дифференцируются в 2 направления: 1. Кристаллические (кристаллизованные) в основном зависят от тренировки. Связаны с образованием, со средой, с культурным развитием. Они не только не снижаются, но и могут быть улучшены в пожилом возрасте. 2. Текучие – опережают способность гибкой обработки информации, ориентированы на скорость, темп. Эти функции снижаются. Их снижение идет параллельно биологическому старению. Возрастные изменения предполагают формирование приспособленных механизмов.
Согласно Эриксону, основная
задача развития с юности и до конца
жизни - поддержание относительно постоянной
идентичности; для самых пожилых людей
поддержание собственной идентичности
может быть особенно важно.
По мнению Эриксона, завершающая стадия
развития — психосоциальный конфликт
целостности и отчаяния; приспособление
к пожилому возрасту сопровождается потребностью
вспоминать прошлое и переосмыслять прошедшие
события.
Левинсон полагает, что существует переходный
период, который связывает ранее сложившуюся
структуру жизни со структурой, свойственной
пожилому возрасту.
Люди стремятся быть постоянными в своем
поведении.