Шпаргалка по "Возрастная психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 12:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Возрастная психология".

Файлы: 1 файл

Возрастная психология (шпоры).doc

— 396.50 Кб (Скачать)

Намеренное изображение  предмета возникает, однако, не сразу. Постепенно ребенок переходит от называния уже нарисованной каракули к словесному формулированию того, что он собирается изобразить. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности ребенка.

Когда ребенок раннего  возраста высказывает намерение  что-нибудь изобразить («Нарисую дядю... солнышко... зайчика»), он имеет в виду знакомый ему графический образ - сочетание линий, которое в его прошлом опыте обозначалось как тот или иной предмет. Графическим образом многих предметов становится замкнутая закругленная линия. Так, например, кругоподобные кривые, которыми двухлетняя девочка в изобилии покрывала бумагу, обозначая их «тетя», «дядя», «шарик» и т.д., ничем, по существу, одна от другой не отличались. Однако ребенок приходит к пониманию того, что одно лишь обозначение предмета без сходства с ним не может удовлетворять окружающих людей. Это перестает удовлетворять и самого художника, так как он быстро забывает, что изобразил. Ребенок начинает применять доступные ему графические образы только для изображения тех предметов, которые имеют некоторое сходство с этими графическими образами. В то же время он пытается искать новые графические образы. Предметы, для которых у ребенка графических образов нет (т.е. нет представления о том, как они могут изображаться), он не только не рисует сам, но и отказывается рисовать по просьбе взрослых. Так, один мальчик категорически отказывался рисовать дом, человечка и птичку, но сам охотно предлагал: «Давай я лучше нарисую, как пишут. Хочешь, я нарисую лесенку?»

В этот период резко ограничивается круг изображаемых предметов. Ребенок начинает рисовать один или несколько объектов, так что само рисование становится для него деятельностью по изображению этих объектов и соответственно иногда приобретает даже особое название, например «делать человечка».

Происхождение графических образов, которые употребляет ребенок, может быть разным. Некоторые из них он находит сам в процессе черкания, другие являются результатом подражания, копирования рисунков, предлагаемых в виде образцов взрослыми, но значительно упрощенных. К последним относится типичное для детей изображение человечка в виде «головонога» - кружочка с точками и черточками внутри, изображающего голову, и отходящих от него линий, изображающих ноги. Пока запас графических образов у ребенка очень мал, в его рисовании выступает сочетание намеренного изображения предмета, для которого уже имеется такой образ (например, человек в виде «головонога»), и узнавания в случайно нанесенных штрихах знакомых предметов, графические образы которых еще отсутствуют.

Реализация сколько-нибудь сложного графического образа связана для  ребенка с немалыми усилиями. Определение  цели, ее исполнение, контроль за собственными действиями - трудная задача для  ребенка. Он утомляется и отказывается продолжать начатое изображение: «Я устал. Не хочу больше». Но стремление ребенка к изображению предметов и явлений внешнего мира так велико, что все трудности постепенно преодолеваются. Правда, бывают случаи, когда у нормальных, здоровых детей по тем или иным причинам графические образы не складываются. Такие дети, несмотря на достаточно развитое восприятие и мышление, оказываются не способными к намеренному построению изображения. Так, один мальчик всякий раз, приступая к рисованию, говорил: «Сейчас посмотрим, что получится» - и начинал наносить на бумагу разнообразные линии, внимательно рассматривая их при этом. В какой-то момент получившееся сочетание линий вызывало у него определенный образ, и он давал рисунку название, а затем дополнял этот рисунок. В некоторых своих каракулях ребенок так и не мог увидеть образа и с огорчением констатировал: «Ничего не получилось». (Подобное рисование продолжалось вплоть до пяти лет, пока мальчик не пошел в детский сад.)

Описанный случай не является исключением. При отсутствии руководства со стороны взрослых многие дети подолгу задерживаются на стадии узнавания каракуль, доводя эту стадию до своеобразного совершенства. Они научаются создавать очень сложные сочетания линий, причем каждый новый листок бумаги покрывается оригинальным сочетанием, так как ребенок в поисках образа старательно избегает повторений.

Для формирования собственно изобразительной деятельности недостаточно лишь отработки «техники» нанесения линий и обогащения восприятия и представлений. Необходимо формирование графических образов, что возможно при систематическом влиянии взрослого.

 

 

32.Когнитивное развитие дошкольника

Когнитивное развитие дошкольников (от 6 до 10 лет)

Приблизительно в 6 лет дети начинают менять способ мышления и свое представление  об окружающем мире. В дошкольном возрасте у детей проходит период эгоцентрического мышления.

Эгоцентрическое и магическое мышление

Эгоцентрическое мышление – нормальное явление для детей, которые рассматривают все происходящее по отношению к себе. Это не эгоизм. Маленькие дети не могут понимать разных точек зрения. Например, дошкольник может симпатизировать своему отцу и пытаться порадовать его, предлагая любимую игрушку или мягкую игрушку, если Вы примите игрушку, то это поможет ребенку чувствовать себя лучше и успокоит взрослого. Эгоцентрическое мышление также может привести к тому, что ребенок чувствует свою вину, если происходит что-то плохое.

Магическое мышление – это уверенность ребенка в том, что его желания и ожидания могут повлиять на происходящее. Например, если ребенок очень сильно хочет, чтоб что-то случилось, и это действительно случается, ребенок уверен, что все произошло именно благодаря его желанию. Например, Вашу дочку выводит из себя ее брат и она хочет чтоб он уехал, а через некоторое время он заболевает и попадает в больницу, ребенок уверен, что это произошло из-за нее и болезнь брата – ее вина.

Первоклассник может выполнять  простые действия по сложению и вычитанию, обычно начинает читать и может составлять предложения. Выполнение таких заданий  требует, чтоб ребенок учитывал информацию из нескольких источников, оценивал ее, и трактовал по-своему.

Подобные когнитивные способности  продолжают развиваться у ребенка  в течении последующих 4-5 лет по мере того как ребенок выполняет  усложняющиеся, последовательные, знаковые задания, например, пересказ содержания параграфа и составление рассказов. С помощью этих когнитивных навыков у ребенка повышается чувство юмора, его интересуют словарные игры.

Настольные игры – отличный способ содействия когнитивному развитию. Очень полезно играть в игры, в которых используется память, например, шашки и шахматы, крестики-нолики, «виселица» (детская игра в слова; при неправильном ответе игрок рисует одну за другой части виселицы с повешенным). Не волнуйтесь, если ребенку «необходимо» выигрывать, когда он играет с Вами. Также научите ребенка играть в игры, в которые можно играть самостоятельно, например, диаграммы.

Дети в этом возрасте также могут  думать о себе более сложно. Это  более сложное мышление выражается в том, что они сравнивают себя с другими, самоанализируют свое поведение, а также изменяют самоконцепцию и самооценку.

Но, умение аргументировать все  еще не развито у детей. У детей  в детском саду и у детей  дошкольного возраста аргументирование привязано к месту и времени: здесь и сейчас. Дети в таком возрасте не могут решать задачи, потому что для этого требуется абстрактное мышление, умение представлять другие перспективы или альтернативы, умение предупреждать потребности и действия. Например, дети этой возрастной группы не всегда хорошо понимают концепцию времени. Они могут знать, что динозавры жили на Земле более 200,000 лет тому назад, но не очень хорошо понимают временное расстояние между понятием «тогда» и «сейчас». Тем не менее, когнитивные навыки быстро развиваются и постепенно приходит умение к решению задач

 

 

33.Психосоциальное  развитие дошкольника

Психосоциальное развитие – процесс постоянного физического, психологического и социального  роста человека, накопления новообразований, освоения социального пространства, определение в нем собственного места и положения, которое происходит в постоянно расширяющихся сферах деятельности и социальных контрактов со сверстниками, детьми других возрастов, родными и посторонними взрослыми, педагогами и т.д.

3-6 лет. Социальная ситуация развития – познание мира человеческих отношений и их имитация. В данном возрасте ведущей деятельностью является игра (сюжетно – ролевая). Центральное новообразование – соподчинение мотивов. Другими важнейшими новообразованиями является сформированная правильная речь, развитая произвольная память, начинает развиваться непроизвольная память, наглядно-образное мышление, творческое воображение, расширение круга эмоций, формирование плана действий. Становление жизненного мира – дифференцируются линии онтогенеза, преобладает линия развития жизни мира. Специфика общения – Общение с взрослым проходит в 2 формах. С 2-5 лет – внеситуативно - личностная потребность в общении с другими детьми. Особенности познавательной сферы – восприятие, внимание, память характеризуются нарастанием элементов произвольности, мысленно преобразуется в форму наглядно-образного мышления.

Речь – функция планирования и регулирования, эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю, активно развивается воображение.  
В течение дошкольного периода дети все лучше начинают понимать себя и то, какое место принадлежит им в конкретном социальном окружении. Они узнают, чего от них ждут члены семьи и соседи, а именно – что значит вести себя хорошо или плохо для таких, как они, мальчиков и девочек. Дети усваивают нормы, правила и культурные смыслы своего общества и развивают Я-Концепцию, которая может сохраняться на протяжении свей жизни. Социализация ребенка в дошкольные годы – это сложный процесс, связанный с подъемами и спадами в межличностных отношениях. Существует три основных теоретических подхода:

1. Психодинамический  подход. Делает акцент на эмоциях,  влечениях и конфликтах, или кризисах развития. Дети должны научиться справляться с сильными эмоциями, такими как тревога, социально приемлемыми способами. Эриксон описал увеличение автономии ребенка и настоятельную потребность уравновешивать ее с зависимостью от родителей в течение этого периода.

2. В противоположность  этому в теории социального  научения акцентируется связь  между поведением и средой. С  точки зрения этого подхода,  поведение детей формируется  посредством поощрений и следования  образцу. 3. Когнитивных подход к развитию придает особое значение собственным мыслям и понятиям ребенка как организаторам его социального поведения. Дети развивают все более сложные понятия: например, они узнают, что значит быть девочкой или мальчиком, сестрой или братом. Эти понятия играют важную роль в поведении детей. Дети учатся строить свое поведение с общепринятыми схемами. Так, к 6 годам они способны оценить, является ли их поведение уместным для мальчика или девочки. Каждая из этих теорий влияет на понимание социального развития детей.  
Детям в столь раннем возрасте нужно научиться управлять широким спектром своих эмоций и чувств (радость, любовь, гордость, гнев, страх, тревога, ревность, разочарование). Кроме того, дети должны находить собственные способы разрешения противоречий, возникающих в процессе развития. Им нужно научиться действовать, сознавая свою зависимость от других, и устанавливать отношения с людьми, обладающими властью над ними.

Поведение детей носит  более комплексный характер. Чтобы  сформировать поведение, соответствующее их полу, семейным и культурным традициям одновременно, дети должны собрать все эти элементы и фрагменты в целостные структуры.  
В течение дошкольного детства дети формируют некие генерализованные отношения к самим себе, например, считают себя «хорошими» или признают себя «копушами», «неумехами». В этот период у детей формируется ряд идеалов, и они учатся оценивать себя относительно того, какими, - по их представлениям – они должны быть. Дошкольники очарованы собой, поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, с родителями. Желая как можно больше узнать, дошкольники задают множество вопросов.  
Так же на процесс социального научения в дошкольные годы оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые меры дисциплинарного воздействия. Кроме того, на процесс социального научения влияют структура и условия жизни семьи: полная семья или нет, работают ли все, проживают ли вместе с бабушкой и дедушкой, живет ли семья в роскошном загородном доме, или в перенаселенной городской квартире. Так же оказывают огромное влияние на ребенка дошкольного возраста старшие братья и сестры.  
Выводы: Три теоретических направления – психодинамика, теория социального научения и когнитивная теория развития – обеспечивают теоретические рамки для изучения психосоциального развития в раннем детстве. Период от двух до шести лет связан с важными событиями в социализации ребенка. Дети растут и развиваются в семейной обстановке, включающей родителей и братьев, сестер. Теплота и контроль со стороны родителей, равно как основной уход за детьми и дисциплинарные меры, оказывают воздействие на психосоциальное развитие ребенка.  
В сегодняшнем мире огромное влияние на социальное развитие дошкольников оказывает телевидение. Сцены насилования, увиденные по телевизору, повышают агрессивность детей.

 

 

 

34.Виды готовности  ребенка к школе

Конечно, важно, чтобы  ребенок пошел в школу физически  подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых  необходимых моментов является психологическая  готовность. Ее содержание включает в  себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Психологи делят готовность к школе на три вида: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастная психология"