Шпаргалка по "Возрастная психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 12:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Возрастная психология".

Файлы: 1 файл

Возрастная психология (шпоры).doc

— 396.50 Кб (Скачать)

В 22–23 дня начинает биться сердце эмбриона, и в это же время  начинает формироваться нервная  система. В 6 недель есть все отделы мозга и начинает функционировать  вестибулярный аппарат. Вестибулярная  система в течение всего внутриутробного периода регулирует положение тела в околоплодной жидкости. Именно она «отвечает» за освоение ребенком еще до рождения ритма и стиля движений матери. Представьте себе, что вы плаваете в большом сосуде, который кто-то носит, поворачивает, потряхивает, сопровождая каждый тип движений звуками разной интонации, разным ритмом дыхания и другой информацией. Неудивительно, что после 9 месяцев такой «тренировки» малыш быстро успокаивается, когда его качают на руках

Уже в 7,5 недель развивающийся ребенок чувствует прикосновение кожей лица, в 10 недель открывает рот, в 10,5 – сгибает пальцы, а в 11–12 недель может ими двигать и сжимает кулачок. В этот же период возникают активные движения всего тела: ребенок плавает в плодном пузыре, прикасаясь к его стенке – изменяет траекторию движения. В 13 недель ребенок сосет пальчик, и все оставшиеся до рождения 6 месяцев (!) – это его постоянное занятие. Неудивительно, что после рождения самый лучший «успокоитель» – соска. Кроме пальчиков в утробе есть много других «игрушек» для развития тактильной чувствительности и движений: части своего тела, пуповина, а чуть позже, когда ребенок становится крупнее и располагается вплотную к стенкам матки, он может дотронуться и до них.

К середине внутриутробного  периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность. Первое, что начинает слышать ребенок, - внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивны. Это шум крови в сосудах, стук сердца матери, движение внутренних жидкостей, перистальтика кишечника.

Постоянный, никогда не смолкающий фон. Самые устойчивые по своим характеристикам – стук сердца и шум крови в сосудах, напоминающий морской прибой. Во второй половине своей «первой» жизни малыш  слышит и то, что происходит снаружи, правда, в слегка измененном виде из-за окружающей жидкости и тканей материнского организма. Лучше всего он различает звуки в диапазоне от 20 до 5000 гц, которые соответствуют диапазону человеческого голоса.

Очень рано, с трех месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а к 5 месяцам малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения. Также по-разному он выражает свои ощущения от разных звуков, прикосновений и других воздействий.

Последним развивается  зрение – ведь видеть в утробе нечего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом. Но все же конкретной информации для глаз еще нет, поэтому развивается только светоощущение, а восприятие контура и другой зрительной информации – это задача следующего, внеутробного периода.

Вот такая интересная жизнь у нас до рождения. По количеству получаемой информации и интенсивности  ее освоения – это, наверное, самый  «богатый» период человеческой жизни: ведь все основные характеристики мира (звуки, твердость и мягкость поверхности, вкус, движение, появление и исчезновение стимуляции, ее ритм и т.д.) – уже освоены, и все органы чувств ребенка «умеют» с ними работать – есть, на что опереться после рождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.Характеристика  рефлексов новорожденного

Рефлексы новорожденного.

Название рефлекса

Описание рефлекса

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко  опускают или поднимают на несколько  дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы вновь сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 месяца

Шейно-тонический рефлекс

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в  сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика

Обычно после 4 месяца

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни о  твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу

После 2 или 3 месяца

Рефлекс опоры

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка  касаются края стола, он пытается встать на него.

После 2 месяца

Хвататель-ный рефлекс кисти

Когда к ладони ребенка  прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а  при попытке вытащить сжимает  пальчики еще крепче

Обычно после 5 месяца

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и  предплечье любой из рук ребенок  открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза

Обычно после 4 месяца

Хватательный рефлекс  стопы

Аналогичен рефлексу кисти - тоническое сгибание пальцев  стопы

После 9 месяца

Рефлекс Бабинского

Если подошвенную поверхность  ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев

После 6 месяца

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в сторону  раздражителя и открывает рот как будто ища сосок

После 3 или 4 месяца


Сосательный рефлекс

Если положить палец  в рот ребенка он начнет сосать, совершая ритмичные сосательные  движения

 

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершать  координированные плавательные движения, если его поместить в воду животом вниз

После 6 месяца

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка  вертикально, не придерживая сзади  голову, то при освещении глаз его  голова быстрым движением откидывается назад.

 

Зрачковый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении

 

 

 

26.Психическое  развитие младенца

Сразу же после рождения наступает так называемый кризис новорожденности. Психика только что  появившегося на свет младенца представляет собой безусловные врожденные рефлексы, с помощью которых малыш выживает в первые часы своей жизни. Среди них можно отметить дыхательный и сосательный, ориентировочный и защитный рефлексы. Чтобы сохранить силы и успешно развиваться, организм новорожденного нуждается в длительном отдыхе – поэтому маленькие дети почти все время спят.

Младенцу свойственна  чувствительность: он легко различает  сладкий, горький, соленый, кислый вкус, реагирует на громкие и резкие звуки. На 2-3-й неделе младенец умеет  сосредоточиться на звуковом раздражении: например, услышав звук захлопнувшегося окна или двери, младенец замирает, перестает двигаться – прислушивается.

Чуть позже, на 4-5-й  неделе, появляется зрительное сосредоточение – так же замирает малыш, если видит  яркий предмет.

К тому времени, как ребенку исполняется 1 месяц, он уже узнает лицо матери и реагирует на него: поднимает руки, начинает быстро двигать ножками, улыбается, издает звуки. Это значит, что у ребенка возникла потребность общения. Следовательно, психическое развитие младенца перешло в новую стадию.

Если с малышом часто  разговаривать, улыбаться ему, петь песенки – ребенок будет находиться в радостном, приподнятом настроении. А это совершенно необходимо для  его полноценного развития: ведь когда  у ребенка хорошее настроение, его двигательная активность повышается, он с интересом осваивает мир.

Доказано, что дети, лишенные эмоционального контакта со взрослыми, сильно отстают  в своем психическом развитии. Это относится к малышам из детдома, которые гораздо позже  своих «домашних» сверстников начинают говорить и ходить, хотя за ними осуществляется правильный гигиенический уход. Последствия недостатка общения проявляются и гораздо позднее: такому подростку трудно наладить эмоциональный контакт с другими детьми и взрослыми.

В течение первого года жизни совершенствуется зрительное сосредоточение, которое появилось у младенца еще на 1-2-м месяце. Продолжительность зрительного сосредоточения увеличивается, а в 4 месяца ребенок уже активно реагирует на то, что видит: издает звуки, двигается.

Чтобы психическое развитие младенца происходило в нужном темпе, ему  необходимы новые впечатления. Чем  больше взрослые будут разговаривать  с ребенком, гулять, показывать новые  игрушки, обращать его внимание на все, что окружает малыша – тем быстрее  он будет развиваться.

Правильное развитие психики ребенка  проявляется в лепете, гулении, выразительной  жестикуляции во втором полугодии жизни  ребенка. Когда ребенку исполняется  год – он уже способен понять несколько десятков слов, произносимых взрослыми, и сам пытается разговаривать – подражает родителям, говорит одно-два простых слова.

 

 

27.Важнейшие  достижения раннего детства

От года до трех

После года, когда малыш уже научился самостоятельно ходить, его возможности  познания окружающего мира значительно  расширяются. Увеличивается объем получаемых ребенком знаний, разнообразнее и богаче становятся впечатления. Огромную роль на этом этапе психического развития играет речь. Способность выражать свои мысли при помощи речи оказывает большое влияние и на формирование остальных психических функций: эмоциональной сферы, познавательной активности и т. д.

Взрослые, оценивая то или иное действие ребенка, способствуют его психическому совершенствованию. Слыша от родителей  – «Это хорошо, а вот это плохо», и если еще слова подкреплены жестами, выражением лица, голосом, мимикой – ребенок учится понимать, как нужно себя вести в обществе.

Трехлеток иногда называют упрямцами. Это суждение не лишено основания: именно в возрасте трех лет малыш учится выражать свои желания и отстаивать их. Это говорит о том, что маленький человек уже осознает себя как личность. Психологическое развитие ребенка не обходится без такого упрямства.

3-4 года

В этом возрасте ребенок еще не способен осознанно управлять вниманием, мышлением, памятью. Трех-четырехлетнему ребенку пока еще интереснее играть не со сверстниками, а со взрослыми, которые могут сделать игру по-настоящему увлекательной. Не забывайте, что речь у малыша еще недостаточно сформировалась, а значит, не нужно требовать от него законченных словесных формулировок – такое требование может поставить ребенка в тупик и стать причиной зажатости.

4-5 лет

В этом возрасте завершается формирование связной, осознанной речи. Достигнув 4-5 лет, ребенок уже может мыслить  о тех предметах и явлениях, о которых ему рассказывали, но сам он их не видел. Психологическое развитие ребенка в этом возрасте характеризуется интересом к играм со сверстниками, главное в которых – не соревнование, а скорее сотрудничество. Очень важно читать и рассказывать пятилетним волшебные сказки.

Именно к 5 годам происходят основные этапы психического развития ребенка. Все, с чем он сталкивается в своей  дальнейшей жизни – отражение  и отзвук того внимания, которое  малыш получил от взрослых (в первую очередь – от родителей) до пяти лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

28.Формирование  личности в раннем детстве.  Симптомы кризиса по Д.Б.Эльконину

Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности  ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок  и взрослый.

В этом суть кризиса первого  года жизни. В этом возрасте ребенок  приобретает некоторую степень  самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются  действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень  ограничен.

Во-первых, речь носит  автономный характер: слова ситуативны, они лишь сколки наших слов, слова  многозначны, полисемантичны. К тому же в самой автономной речи содержится противоречие. Эта речь -- средство общения, обращенная к другому, но она, как  правило, пока еще лишена постоянных значений.

Во-вторых, почти в  каждом действии, которое ребенок  осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек. И, прежде всего, он присутствует путем  конструирования предметов, с которым  ребенок манипулирует.  
Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, это явление исключительное, оно наблюдается только в конце младенческого возраста. В более старших возрастах оно не встречается. Ни на одном человеческом предмете, указывал Д. Б. Эльконин, не написан способ его употребления, общественный способ употребления предмета ребенку всегда надо раскрывать. Но поскольку младенцу его еще нельзя показать, приходится конструировать предметы, которые своими физическими свойствами определяют способ действия детей. Манипулируя с предметами, ориентируясь на их физические свойства, ребенок, однако, сам не может открыть общественно выработанных способов употребления предметов. Как разрешается это противоречие?  
Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: "ребенок -ПРЕДМЕТ - взрослый". В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. К. Лоренц даже говорил о фетишизации предмета в раннем детстве. Это проявляется, например, в том, как ребенок садится на стульчик или возит за собой машину - ребенок все время смотрит на этот предмет.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастная психология"