Шпаргалка по "Психологии развития и возрастной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 17:34, шпаргалка

Краткое описание

1)Объект и предмет ПриВП. Ее структура
Объект ВП - психическое развитие. Предмет – возрастные особенности и динамика психического развития личности в онтогенезе, закономерности перехода от одного периодна психического развития к другому.
Структура:
1 раздел – Детская психология:Младенчество (0-1 год)
Психология раннего детства (1-3 года)
Психология дошкольника (3-6/7 лет)
Психология младшего школьника (6/7-10/11)

Файлы: 1 файл

вп.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

1)Объект и предмет  ПриВП. Ее структура

Объект ВП  - психическое развитие. Предмет – возрастные особенности и динамика психического развития личности в онтогенезе, закономерности перехода от одного периодна психического развития к другому.

Структура:

1 раздел – Детская психология:Младенчество (0-1 год)

Психология раннего детства (1-3 года)

Психология дошкольника (3-6/7 лет)

Психология младшего школьника (6/7-10/11)

Подросткового возраста (10/12-14/15)

Юности (15-21)

2 раздел – психология зрелости (взрослости) или акмеология – 21-55/60 лет

3 -Психология старости  или старения (геронтология) – 55/60-смерть

2)Возникновение и начальное  развитие ВП в нашей стране  и за рубежом.

Вп возникла в конце 19 в и сначала развивалась как детская психология. 1. в 1787 году – Ти де Ман опубликовал статью, в которой описал развитие ребенка от года до трех лет.

2. Вильгельма Прейера, опубликованная в 1881 году, «Душа ребенка», в которой он описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына. Он первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка 3. рефлекторная теория И. М. Сеченова,4. .Блонский изучал память, мышление на каждом возрастном этапе. 5. 1900 года возникает наука Педология, возникновениеи которой обусловлено проникновением эволюционных идей в психологию, всвязи с развитием прикладных отраслей. Основоположник этой науки зарубежом является С. Холл, а у нас в стране – Нечаев. Педологи изучали ребенка комплексно. Не было единого взгляда на предмет науки. Принципы педологии:

1)Ребенок – целостная система, его нельзя изучать по частям.

2)Генетический принцип

3)Можно изучать только с учетом  социальной среды

4)Наука должна быть и практической

Ограничения педологии:

1)Отсутствие предмета

2)Не смогли синтезировать разнообразные знания о ребенке

3)Неоднозначно относились к  психологии

4)Чрезмерно увлекались заимствованием  школьной практики

3)Теоретические и прикладные  задачи ВП. Связь с другими  науками.

Теоретические задачи:

1)Разработка и уточнение понятия  «возраст»

2)Проблема общих закономерностей психического развития человека на всех возрастных этапах

3)Определение параметров психического  развития на всех возрастных  этапах

Разработка теоретических задач расширяет возможность практического использования

1)Расширить исследования по проблемам профессионального обучения и профориентаци

2)Решить вопрос о том, каким  образом обучать и воспитывать  детей в детских домах, неполных  и конфликтных семьях

3)Проблема возрастной психологии  в высших школах

Отечественная ВП опирается на материалистическую философию. ВП связана с исторической наукой, черпая информацию об обучении и воспитании на разных этапах развития общества. Связана с этнопсихологией. Использует данные анатомии и физиологии. Опирается на знания общей психологии. Связана с генетической психологией; с зоопсихологией (развитие детенышей животных сравнивается с развитием человека); с педагогикой и педагогической психологией (как нужно обеспечить процесс обучения)

связаны со всеми отраслями психологии, такими как:

1) генетическая психология;

2) психофизиология;

3) дифференциальная психология;

4) возрастная психология;

5) социальная психология;

6) педагогическая психология;

7) медицинская психология.

проблемы, необходимы знания иных отраслей психологии

4)Характеристика основных понятий: психическое развитие, возраст, социальная ситуация развития, новообразование.

Психическое развитие – последовательные прогрессирующие (иногда с элементами регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики.

Возраст:

1.абсолютный, календарный (количественное пон)

2. условный- определяется  путём установления местонахождения  объекта в эволюционно-генетическом  ряду.

Свойства возраста по Ананьеву:1)Метрическое – выражено в сумме прожитых лет2)Топологическое – качественная характеристика возраста.

Социальная ситуация развития – система взаимодействий ребёнка и окружающей среды.

Новообразование – психические функции, которые находятся на стадии формирования и  могут проявляться в специально созданных условиях.

5)Соотношение понятий методология, методологический принцип, метод, методика исследования. Основные методологические принципы исследования.

Методология– т.е. «учение о методе», совокупность  принципов научного исследования о его формах и способах.

Ме́тод — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

Методика — это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач.

Метод является обобщением определенного класса методик, методика выступает в качестве конкретизации метода.

Двумя основными научными методами (методологическими принципами), использ. при построении псих. исследований в ВП являются метод объективного изучения и метод генетического изучения (Орлов). В основе принципа объективного изучения исследуемых психических явлении лежит общепсихологическое положение о единстве сознания и деятельности, в соответствии с которым основной метод познания психических явлений — их опосредствованное изучение путем анализа их объективных проявлений в деятельности. Сущность генетического принципа построения психологических исследовании в возрастной психологии заключается в том, что «всякое изучаемое психическое явление рассматривается как процесс, и исследователь стремится восстановить все моменты его диалектического развития, увидеть и понять, как они сменяют друг друга, делает попытку представить изучаемый психический факт в его конкретном историческом развитии

Еще есть Гамезо и Марциновская.

6)Продольные и поперечные срезы. Возможные классификации методов.

Метод поперечных срезов

• Метод поперечных срезов позволяет исследователю собрать ценную информацию о нормах — т. е. типичных представлениях разных возрастных групп.

• Поскольку обычно экспериментатор лишь один раз встречается с участниками, этот метод не страдает погрешностями, характерными для лонгитюдного метода.

Лонгитюдные исследования (longitudinalstudies)

Лонгитюдные (продольные) исслед. подразумевают наблюдение отдельных людей или групп на протяжении определенного периода времени.

Осн. достоинство продольных планов состоит в том, что исследователи могут наблюдать тех же самых лиц на протяжении всего исследуемого периода.

Классификация методов по Б.Г. Ананьеву

1. организационные методы

2. эмпирические методы (ф-ция – добывание научных данных)

3. методы обработки данных исследования 

4. интерпретационные методы

 

7)Наблюдение

 Наблюдение должно отвечать  ряду требований - это четко поставленная  цель и разработаннаясхема наблюдений; объективность наблюдения; систематичность наблюдений; наблюдение за естественным поведением ребенка.

Наблюдение  является  одним  из наиболее  часто  используемых  в возрастной  и педагогической психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т. д.

Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. В процессе

первоначальных  наблюдений  лучше  использовать  не  составленные  заранее  протоколы, аразвернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования.

8)Эксперимент

Эксперимент - вызываем интересующие нас психические явле-

ния и создаем условия, необходимые и достаточные Разли-

чают лабораторный (проводится в специально созданных

условиях, с аппаратурой) и естественный эксперимент

(проводится в обычных  условиях обучения, жизни, труда,

но со специальной их организацией, с изучением резуль-

татов).

Естественный эксперимент,  как говорит само название этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным  исследовательским  методам.  Условия,  используемые  при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в школе, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Моделирующий  эксперимент.  При  проведении  моделирующего  эксперимента  испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого.

Лабораторный эксперимент — особый тип экспериментального метода — предполагает  проведение  исследований  в  психологической  лаборатории,  оснащенной  специальными приборами и приспособлениями.  Лабораторный эксперимент более соответствует предмету возрастной психологии, а в исследованиях по педагогической психологии он встречается относительно редко.

9)Опросные методы

Беседа (интервью) является методом, используемым обычно для более глубокого изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых. Условия:

1)Начинать нужно с тем, которые больше всего интересуют испытуемого, постепенно приближаясь к нужным

2)Неформальные условия общения  способствуют установлению контакта

Анкетирование,  проводится  с  использованием  данных  наблюдения,  которые  (наряду  с  данными, полученными  при  помощи  других  исследовательских  методов)  используются  при составлении  анкет.  3 типа анкет:1) анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные  на  выявление  осознаваемых  качеств  испытуемых. 

2) анкеты селективного типа, здесь, предлагается несколько готовых ответов и   анкеты-шкалы, должен  прошкалировать (оценить в баллах)

 Недостатком метода  анкетирования является то, что  он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой  фактов: материалы, полученные при  помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым),  не  могут  дать  исследователю  представления  о  многих  закономерностях  и  причинных  зависимостях,  относящихся  к  возрастной  и  педагогической  психологии

10.Тесты и анализ продуктов деятельности

Анализ продуктов деятельности используется в самых разнообразных целях. Необходимо наблюдение за процессом его создания..

Тестирование — это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие. Сам процесс тестирования может быть разделен на следующие этапы: 1) выбор теста с учетом цели и степени его достоверности; 2) его проведение определяется инструкцией к тесту; 3) интерпретация результатов.

Виды: 1)Вербальные или практические; 2) групповые и индивид; 3) интеллекта и тесты личности; 4) скорости и результативности; 5) по принципам конструирования.

Вербальные тесты, Практические (невербальные) тесты — тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен заданиями в наглядной форме, Тесты групповые, индивидуально-ориентированные; тесты интеллекта и специальных способностей.

11.Метафизический и диалектические  подходы

 

Метафизики рассматривают развитие как увеличение или уменьшение изначально данного свойства, т.е. трактуют развитие как преформированное, либо вовсе отрицают его. Рассматривают ребенка как взрослого в миниатюре.  Минусы: односторонне трактовали психическое развитие; считали, что психика развивается по преформированному закону; игнорировали собственную активность личности.

Диалектики же рассматривают развитие как результат единства и борьбы противоположностей. Развитие рассматривается не столько как количественные изменения, сколько как возникновение новых форм и качеств. Развитие поэтапно, причем прослеживается связь между этапами. Переход от одного этапа к другому скачкообразен, и в результате этого перехода количественные изменения приводят к возникновению качественно новых психических образований.

 

12.Биогенетический подход  к развитию

Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч. Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. Затем Э. Геккель и И. Мюллер сформулировали знаменитый биогенетический закон: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет кратко те стадии, которые проходит данный вид в своем филогенезе. С. Холл сформулировал подобный закон для послеутробного развития. Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии историчеловечества, принято называть теориями рекапитуляции, они опираются на идею преформизма. И. П. Павлов показал, что существуют и приобретенные формы поведения, в основе которых лежит условный рефлекс или ряд условных рефлексов. Развитие человека стало сводиться к проявлениям инстинктов и дрессуре


 

 

 

13)Социогенетический подход к развитию

Истоки социогенетического направления - в идеях Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с чистой как доска душой. На этой доске можно написать все, что угодно. Представителем этой концепции является американский психолог Дж. Уотсон. На передний план в исследованиях научения выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов. Так возникла ассоцианистическая теория научения (Дж. Уотсон, Э. Газри. Концепции Э. Торндайка и Б. Скиннера, получившие название «бихевиоризм». Поиски ответов на вопрос, зависит ли научение от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль, привели к появлению концепций Н. Миллера и К. Хала. Особым образом преломилась в сознании американских психологов еще одна идея павловского эксперимента - идея построения нового поведенческого акта в лаборатории. Она вылилась в идею «технологии поведения», его построения на основе положительного подкрепления любого акта, выбранного по желанию экспериментатора поведения (Б. Скиннер). В классическом бихевиоризме проблема «развития ребенка» специально не акцентируется - там есть лишь проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды. Дюркгейм считал, что развитие – это усвоение взглядов и чувств других людей, а подражание – это врожденная способность. Он считал, что общества – конкретные объединения. Самое примитивное образование – человеческая орда.

14)Двухфакторный подход

 В. Штерн - специалист в области дифференциальной психологии, в которой наиболее остро стоит проблема взаимоотношения биологического и социального. С его точки зрения психическое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями. В этой конвергенции ведущее значение остается за врожденными компонентами.Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влияниемикс-элементов наследственности и игрек-элементов среды.. За рамки концепциидвух факторов развития не удалось выйти и 3. Фрейду. Метод психоанализа позволил ему создать структурнуютеорию личности, в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. По 3. Фрейду, всякий человек рождается с врожденными сексуальными влечениями. .Вуллвил предложил четыре модели влияния опыта на поведение:

1)Больничная койка – субъект находится под влиянием среды как беспомощный пациент (первый месяцы жизни)

2)Лунапарк – субъект выбирает те развлечения, которые он хочет испытать, но не может изменить их последующее влияние на себя

3)Соревнование пловцов – опыт подобен плавательной дорожке, на которой по стартовому сигналу субъект осуществляет свой путь фактически независимо от внешних стимулов

4)Теннисный матч – осуществляется постоянное взаимодействие между влиянием среды и субъектом.

15)Анализ диалектического подхода в работах зарубежных авторов

А. Валлон

Для него характерно диалектическое понимание причинности. Придерживался необходимости изучения противоречий в психическом развитии ребенка. Эмоция, моторика, подражание и социум – понятия, кот.нужно рассмотреть, чтобы понять, как органическое становится психическим. Эмоции объединяют ребенка с его социальным миром, что приводит к симбиозу психического и органического.. Согласно Валлону онтогенез не воспроизводит филогенез.

Стадии онтогенетического развития:

1)Внутриутробная жизнь

2)Моторная импульсивность (0-6мес) – элементарные условные рефлексы

3)Эмоциональная (6-10мес) – установление контакта с социальным миром, ребенок погружен в эмоции, не воспринимает себя как отдельное существо

4)Сенсомоторная (10-14 мес) – формирование практического мышления

5)Проективная (14мес-4года) – осваивает ходьбу, речь, благодаря чему идет освоение окружающего мира и разнообразие отношений

6)Персонализма (3-6лет) – чувство «я», желание быть центром, активное подражание

7)Учебная (6-14 лет) – расширение  круга общения, возрастает независимость

8)Половое созревание и юность (14-22 года) – неуравновешенность, противоречивость, развитие самоанализа и самооценки

 

16)Проблема детерминант психического развития ребенка. Разработка проблемы источника, движущих сил и условий психического развития в отечественной психологии.

Традиционно выделяют две крайние точки зрения на обусловленность развития – наследственностью (нативизм) и средой. Нативизм связывают с именем Ж.Ж Руссо, который считал, что существуют естественные законы развития, и дети нуждаются лишь в минимальном влиянии со стороны взрослых.. Оригинальный взгляд на характер психического развития ребенка предложил Л.С. Выготский. По его мнению, детское развитие должно быть названо непреформированным в том смысле, что отсутствует предопределенность снизу, т.е. наследственная программа, диктующая содержание, формы и уровень достижений. А.Н. Леонтьев говорил по этому поводу, что конечные формы детского развития, которое происходит в форме усвоения социальных образцов, идеальных форм, не даны, но «заданы в объективных явлениях окружающего мира».Леонтьев указывает, что положение в системе общественных отношений само по себе еще не определяет психического развития, оно только характеризует уже достигнутую ступень..

Движущие силы развития – внутренние противоречия между новыми задачами и привычным способом действий, между социализацией и индивидуализацией. Условия развития – биологические (наследственность, врожденность); социальные; собственная активность; общественно-исторические условия.

17)Общая характеристика и оценка роли психоанализа.

Одно из основных положений Фрейда – сексуальность – основной человеческий мотив. Сексуальность – всё то, что доставляет удовольствие. Детские переживания диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой, но не определяет ее. В модели личности 3. Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Поскольку требования к «Я»со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных «защитных механизмов» -таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

В соответствии со своей теорией, Фрейд все стадии развития личности сводит к преобразованию и перемещению по разным эрогенным зонам сексуальной энергии. На каждой стадии отражено развитие либо Оно, либо Я, либо Сверх-Я и то, как они взаимосвязаны. На каждой стадии психосексуального развития складывается тот или иной тип характера. При остановке развития данный характер остается.

Психоанализ внес новое понимание к развитию личности. Поведение личности детерминировано, а не произвольно. Психоанализ впервые привлек внимание к бессознательным факторам развития психики; поднял проблему психосексуального развития в детском возрасте. Психоанализ трактует личность как целостность. Эриксон говорил, что человек развивается всю жизнь, причем это поэтапный процесс. Развитие ребенка происходит в системе ребенок-общество.

Ограничения:

  • Невозможно определить все аспекты возрастного развития

18)Теория психосексуального развития Фрейда.

.

Периодизация:

1)Оральная (0-1год) источник фрустрации связан с удовлетворением потребности в пище а)Ранняя 0-6 сосание б)Поздняя 6-12 укус

. Пороки: курение, гурманство, словесная  агрессивность, зависимость от окружающих  людей.

2)Анальная (1-3 года)

Либидо коцентрируется вокруг ануса. Ребенка приобщают к опрятности.. Я сформировано полностью и может контролировать Оно и конфликт между стремлением к наслаждению и действительностью. Начинает формироваться Сверх-Я. В случае фиксации формируется: аккуратность, опрятность, упрямство, скрытность, агрессивность, экономность, накопительство.

3)Фаллическая (3-5 лет) Высшая ступень сексуальности. Либидо сосредоточено в гениталиях. Активно интересуется половыми органами. Мастурбация. Начинает испытывать сексуальную тягу к родителю противоположного пола.

Мальчики (Эдипов комплекс) 1)позивэдип- решает, что он может занять папино место: стремление к свержению родительских фигур, донжуанство.2)негативэдип - пассивный мужской характер

Девочки (комплекс Электры)1) Гиперкомпенсация –женщина с мужским поведением

2)Идентификация  считает себя хуже, чем мужчина.

4)Латентная (6-12) остановка, либидо направлено на освоение общечеловеческого опыта.

5)Генитальная (12-18)Собственно половое развитие ребенка. При вытеснении и регрессии : псих. Гомосексуальность и нарциссизм.

Фрейд выделил периоды детства: Бесполое, Нейтральное, Двуполое, половое.

19)Детский психоанализ А. Фрейд. Сходства и различия.

Объект Анны Фрейд – развитие Я, она дополнила концепцию целостной психической системы Я - ее центром. Рассматривала как происходит становление Оно, Я и Сверх-Я и их взаимосвязь. По мнению Анны Фрейд, новорожденный знает лишь один закон – принцип удовольствия, которому слепо подчинены все его проявления. Ребенок полностью зависит от взрослого и удовлетворение его желаний зависит от внешнего мира. Настроение матери оказывает на ребенка решающее влияние. Мать исполняет или отвергает желания ребенка и благодаря этой роли становится не только первым объектом любви, но и первым законодателем для ребенка. Шансы ребенка остаться психически здоровым зависят от того, насколько его Я способно вынести лишение, т.е. преодолеть неудовольствие.. Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности не может наступить раньше, чем различные функции Я достигнут определенных ступеней развития. Только приобретение речи делает ребенка членом человеческого общества. Становление принципа реальности, с одной стороны, и мыслительных процессов, с другой, открывает путь для новых механизмов социализации – таких, как подражание, идентификация, интроекция, способствующих образованию инстанции Сверх-Я. Ребенок теперь способен не только подчиняться моральным требованиям и нормам, но и сам принимает в них участие и может чувствовать себя их представителем.  
Сходства: 
1) такие же составные компоненты личности 
2) разделение на сексуальную и агрессивную части личности 
3) те же фазы сексуального развития 
4) те же фазы агрессивности: кусание, плевание, цепляние – оральная; разрешение и жестокость – анальный садизм; властолюбие, хвастовство, зазнайство – фаллическая; диссоциальные начала – пубертат. 
5) сходная хронология развития защитных механизмов. 
Различия: 
1) уделяла внимание Я 
2) занималась проблемой социализации

3) работала с детьми, детская жизнь подчиняется

20.Взгляды А. Фрейд на развитие. Воспитательная практика.

Выделила генетические линии развития:

1)Развитие от инфантильной зависимости до любовной жизни взрослого человека – разлучение ребенка с матерью имеет свои последствия а)На оральной стадии: депрессия б)На анальной: агрессивная деструкция

2)От грудного вскармливания до рационального питания:

А) кормление грудью или из бутылочки

Б)отнятие от груди

В) продвижение от кормления к первому самостоятельному приему пищи

Г)самостоятельное питание

Д)сексуально окрашенный процесс питания (эдипова стадия)

Е)латентный период снижает сексуальную окраску и увеличвает удовольствие от питания (формируются предпочтения к еде)

3)От воспитания опрятности к опрятности:

А)Полная неограниченность испражнений

Б)Увеличение заполнения тела либидо, следовательно, увеличение сопротивления против вмешательства в процессы выделения. Борьба ребенка с матерью

В)Принятие ребенком установок к опрятности

4)От безответстве. к ответственности за собственное тело

А)Поворот агрессивности изнутри вовне, что ограничивает причинение вреда собственному телу

Б)Развитие Я подчиняется принципу реальности, соединяется с ранее приобретенным опытом, что охраняет ребенка от внешних воздействий.

В)Понимание основных гигиенических и медицинских предписаний, и сознательное подчинение или сопротивление им.

Линии могут идти как в гармонии, так и в дисгармонии, это нормально. Неравномерность касается не только прогресса, но и регресса.

В случае работы с ребенком необходимо создать благоприятную ситуацию для ребенка, у него должна быть положительная мотивация.

21)Развитие психоанализа  в работах Эриксона.

Отличия от классического психоанализа:

1)Сдвиг акцента от Оно к  Я

2)Влияние исторических условий, в которых воспитывается ребенок

3)Теория охватывает всю жизнь индивида

4)Человек способен преодолевать  трудности

5)Упор на «здоровом», а не  на патологическом

6)Особое значение, придаваемое  достижению ощущения самотождественности

Общее с Фрейдом:

1)Все стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным

2)Эриксон признавал биологические и половые основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций.

3)Структурная модель личности: Оно, Я, Сверх-Я.

 

Человек в своем развитии проходит через неизменную последовательность стадий, универсальных для человечества. Каждая стадия сопровождается кризисом, обусловленным биологическим созреванием и социальными требованиями, предъявляемыми личности на данной стадии. Каждый психосоциальный кризис, содержит и позитивный, и негативный компоненты.

1)Орально – сенсорная (0-1) доверие- недоверие

2)Мышечно – анальная (1-3)самостоятельность - сомнение

3)Локомоторная – генитальная (3-6) инциативность - вина

4)Латентная  (6-12) трудолюбие - неполноценность

5)Подростковая (12-19) самотождествен – яролевое смешение

6)Ранняя зрелость (20-25) близость - изоляция

7)Средняя зрелость (26-64) продуктивность - застой

8) Поздняя зрелость (65 –  смерть) цельность я – отчаяние.

22)Общая характеристика и оценка роли бихевиорального подхода

Развитие с позиции бих. напр-я – процесс количественного накопления навыков, связей и приспособлений. Соц. жизнь ребенка рассматривается как приспособление к среде.

Бихевиоризм— направление о поведении человека, которое (в противовес сознанию) единственно доступно объективному наблюдению и исследованию. Локк – родоначальник. Локк, толковал об «чистой доске», с которой рождается ребенок. Уотсон, поддерживал его и считал что поведение – должна быть достоверной наукой и ключом к ее становлению, является изучение поведения. Главная детерминанта, определяющая псих. развитие ребенка, — это воздействия окружающей среды.. Постепенно над этими инстинктивными реакциями надстраиваются условные реакции, отбираются и закрепляются те, которые способствуют наилучшей адаптации к условиям жизни. Центральный вывод классического бихевиоризма состоит в следующем:1) развитие психики ребенка зависит в основном от социального окружения. 2)Среда - непосредственное физическое окружение ребенка, как обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных ситуаций; ситуации состоят из наборов различных стимулов, которые, в свою очередь, могут и должны быть разложены на цепочки раздражителей. Внешние, средовые воздействия (наборы стимулов), таким образом, определяют содержание поведения ребенка и характер его развития. 
Слабость позиции Уотсона в том, что при классическом обусловливании происходит связывание уже имеющихся в репертуаре индивида реакций и новых стимулов. Научение сложным навыкам, требующим активности самого человека (таким, как речь, решение математических задач или игра на музыкальном инструменте), объяснить с точки зрения классического обусловливания весьма затруднительно. 

23)Представления о развитии ребенка в классическом бихевиоризме. Подкрепление как условие формирования нового поведения.

-развитие психики  ребенка зависит в основном  от социального окружения

-Внешние, средовые  воздействия (наборы стимулов), таким  образом, определяют содержание  поведения ребенка и характер  его развития

классический бихевиоризм отрицал качественное своеобразие последовательных возрастных периодов детства, Бихевиористы утверждали, что ребенка можно обучить чему угодно путем форсированной тренировки.  В классическом бихевиоризме схема «стимул — реакция» (S — R) рассматривается как механизм образования новых форм поведения.

Скиннер дополнил эту формулу переменной P-подкрепление.. Скиннер различает подкрепление и награду. Подкрепление усиливает поведение, награда не всегда способствует этому. Различает первичное и условное подкрепление. Первичное – пища, вода, температура и т.п. Условное подкрепление – первоначально нейтральный стимул, которые приобрел подкрепляющую функцию, благодаря сочетанию с первичными подкреплениями. Подкрепление бывает положительное – добавляющее что-то к ситуации – и отрицательное – усиливающее поведение путем устранения чего-то (как правило неприятного стимула). Управлять поведением можно с помощью всех видов подкрепления. Наказание- дает быстрый, но не продолжительный эффект, поэтому оно входит в привычку того, кто наказывает, но не имеет длительного влияния напровинившегося. Подвергающийся частым наказаниям человек привыкает к ним, а это значит, что интенсивность наказания должна непрерывно возрастать.

Формы наказания:Физические действия;Осуждающий взгляд;Вербальное оскорбление.

24)Анализ теорий социального научения

В конце 30-х годов Миллер и Доллард сделали попытку перевести понятия психоанализа на язык теории научения, разработанной Халлом (промежуточные переменные).

Основные линии исследования:

1)Соц. научение в процессе воспитания ребенка

2)Кросскультурный анализ: воспитание и развитие ребенка в различных культурах

3)Развитие личности

Миллер и Доллард ввели термин социальное научение. Они изучали не только как, но и почему происходит социализация. Особое внимание в их теории уделяется удовлетворению биологических потребностей ребенка матерью. Они рассматривают детство как приходяший невроз, а ребенка как дезориентированного, обманутого, неспособного к высшим психическим процессам. Задача родителей – социализировать детей. Жизненные ситуации, служащие источником конфликтов: кормление; приучение к туалету; сексуальная идентификация; проявление агрессивности.

Бандура: критикует психоанализ Фрейда и радикальный бихевиоризм Скиннера. Награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Он включил в формулу Стимул-Реакция 4 переменных:

1)Внимание к действию модели- поведение должно быть ярким, насыщенным и у наблюдателя должен быть набор определенных сенсорных возможностей

2)Память

3)Двигательные навыки, чтобы повторить поведение

4)Мотивация – определяет желание воспроизвести то или иное наблюдаемое поведение.

Бандура признавал роль когнитивных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания. В результате поведения модели у ребенка формируется внутренняя модель внешнего мира. Наблюдаемое поведение воспроизводится в определенных условиях.

Теория социального научения прзнает тот факт, что влияние модели определяется информацией, которую она в себе содержит.


 

 

 

25)Проблема соотношения  воспитания и развития в бихевиоризме 

американский психолог Р. Сирс предложил принцип диадического анализа развития личности. Этот принцип заключается в том, что многие свойства личности первоначально формируются в так называемых «диадических ситуациях», потому что действия человека зависят от другого человека и ориентированы на него.

Сирс выделил три фазы развития ребенка:

1) фаза рудиментарного поведения – базируется на врожденных потребностях и научении в раннем детстве, в первые месяцы жизни);

2) фаза первичных мотивационных систем – научение внутри семьи (основная фаза социализации);

3) фаза вторичных мотивационных систем – научение вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу).

 Подкрепление в диадических системах всегда зависит от контакта с другими.. Сирс выделил пять форм зависимого поведения.

1. «Поиск негативного внимания» – ребенок старается привлечь внимание взрослых при помощи ссор, неповиновения, разрыва отношений. Причиной тому могут служить низкие требования и недостаточность ограничений по отношению к ребенку.

2. «Поиск постоянного подтверждения» – это извинения, просьбы, излишние обещания или поиск защиты, комфорта, утешения. Причина – завышенные требования к ребенку, особенно относительно его достижений со стороны обоих родителей.

3. «Поиск позитивного внимания» – выражается в поиске похвалы, желания включиться в группу или выйти из нее.

4. «Пребывание поблизости» – постоянное присутствие возле другого ребенка или группы детей, взрослых. Эту форму можно назвать «незрелой», пассивной формой проявления в поведении положительной зависимости.

5. «Прикосновение и удержание» – это неагрессивное прикосновение, обнимание или удерживание других. Здесь можно говорить о «незрелой» зависимой форме поведения.

Освобождение от зависимости начинается с отнятия от груди и приучения к опрятности.

По Сирсу, детское развитие – это зеркало практики воспитания ребенка. Развитие ребенка – результат научения, воспитания

26)Общая характеристика  и оценка роли когнитивного направления ВП

Согласно концепции Пиаже, навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом — по мере того как происходит общее развитие детского организма и расширяются горизонты изучаемого ребенком мира. Он считал, что такая форма обучения (по его терминологии, обучение в процессе деятельности) необходима для нормального умственного развития ребенка и успешного процесса его взросления. По Ж.Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит 4 больших периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) — от рождения до 2 лет; 2) дооператорный — от 2 до 7 лет; 3) период конкретного мышления - от 7 до 11 лет; 4) период формальнологического, абстрактного мышления — от 11 — 12 до 18 лет и далее. Все дети проходят эти периоды, но с некоторыми различиями.

Роберт Селман выделяет пять основных этапов развития социального интеллекта:

1)Нулевая, досоциальная стадия – ребенок не ориентируется в мире социальных отношений

2)Первая стадия развития социального интеллекта – дифференцировка внешнего и внуреннего мира

3)Вторая стадия соц. развития – согласование разных точек зрения, намерений, действий. Ребенок пробует занять позицию другого человека

4)Третья стадия достигается с пониманием системы человеческих взаимодействий (10-12 лет)

5)Четвертая стадия предполагает умение ориентироваться на разных уровнях человеческих взаимоотношений

Лоуренс Кольберг же наоборот интересовался моральным развитием человека. Он различал три основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональный(эгоцентричность), конвенциональный(принимает во внимание оценки референтной группы), постконвенциональный(личные нравственные принципы).

27)Общая характеристика  и ключевые понятие генетической  теории Ж.Пиаже

Пиаже исходил из нескольких основных положений. 1)взаимоотношении целого и части.  все части в мире являются либо частью целого, либо целым, дробящимся на части. Взаимодействие между частями и целым зависит от структуры, в которую они включены. В общей структуре отношения уравновешаны, но постоянно меняются.

Принцип равновесия логика не врождена изначально, а постепенно развивается. Освоить логику ему помогают взаимодействия с объектами и трансформация объектов. Пиаже изучал  связи между мыслью ребенка и  реальностью, которая им познается как субъектом.

Идея трансформации –граница между субъектом и объектом не дана изначально. Во всяком действии смешаны субъект и объект. Чтобы осознать свои действия субъект нуждается в объективной информации. Источник знаний лежит во взаимодействиях между субъектом и объектами.

Чтобы ребенок овладел объективностью, ему необходима серия последовательных конструкций.

Идея конструкций: объективное знание всегда подчинено определенным структурам действия. Эти структуры – результат конструкций, они не даны  ни в объектах, ни в субъекте, поскольку субъект должен научиться координировать свои действия.

Функции – биологически присущие организму способы взаимодействия со средой. Субъекту свойственны две основные функции: организация и адаптация. Каждый акт поведения организован, т.е. представляет собой определенную структуру. А динамический аспект этой структуры – адаптация, которая состоит из равновесия процессов ассимиляции и адаптации. Ассимиляция – включение нового объекта в уже существующие схемы действий. Аккомодация – перестройка старых схем с целью приспособления их к новому объекту.

Схема действия – это то, наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. Структура  - умственная система.

Функции неизменны и наследственно закреплены; структуры – складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и различаются на разных стадиях развития.

Содержание познания – всё то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма – та схема мыслительной деятельности, в которую включаются внешние воздействия. Ребенок – существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре. Развитие – смена господствующих структур.

28)Эгоцентрическая позиция. Полемика.

Основное достижение Пиаже – открытие эгоцентрической речи.

Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как синкретизм (тенденция связывать всё со всем), соположение (отсутствие связи между суждениями), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), нечувствительность к противоречию и другое. Пиаже считал, что  речь эгоцентрична, прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь со своей точки зрения и, самое главное, он не пытается встать на точку зрения другого.

Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем, что ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения другого.. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности.

. Условия преодоления  эгоцентризма:

1)Осознать свое Я в качестве субъекта и отделить субъект от объекта

2)Скоординировать свою точку зрения с другими и не рассматривать свою как единственно возможную

Полемика

Пиаже:

1)Речь эгоцентрична, так как  ребенок не пытается встать  на точку зрения другого

2)Эгоцентрическая речь генетически первична по отношению к социальной

3)Она отмирает вместе с преодоление  эгоцентрического характера мышления

Выготский:

1)Эгоцентрическая речь – это  речь для себя

2_Она выполняет функции реального  мышления

Социальна по своей природе и выполняет функции внутренней речи

29)Взгляды Пиаже на  процесс психического развития, факторы, его определяющие и отношение  между развитием и обучением.

Пиаже показал, что на определенной ступени развития ребенок в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях. Пиаже назвал это явление реализмом. Реализм бывает двух типов: интеллектуальный и моральный. Сначала, на ранних ступенях развития, каждое представление о мире для ребенка истинно; для него мысль и вещь почти не различаются. Постепенно, благодаря деятельности интеллекта, знаки отделяются от вещей. Тогда он начинает рассматривать свое представление о вещах как относительное для данной точки зрения. Детские представления развиваются от реализма к объективности,  проходя ряд этапов: партиципации (сопричастия), анимизма (всеобщего одушевления), артификализма (понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека), на которых эгоцентрические отношения междуЯ и миром постепенно редуцируются. Параллельно идет развитие детских идей от реализма к реципроктности. Реципроктность появляется тогда, когда ребенок открывает точки зрения других людей, когда он приписывает им то же значение, что и своей собственной. Мысль ребенка развивается еще от реализма к релятивизму. Вначале дети верят в существование абсолютных субстанций и абсолютных качеств. Позднее они открывают, что явления связаны между собой и что наши оценки относительны.

Жан Пиаже, Инельдер и др. считают, что развитие совершается само собой (спонтанно) и в соответствии со своей внутренней логикой. А воспитание ДОЛЖНО следовать за развитием. Как бы «идет в хвосте развития». Спонтанность развития по Ж. Пиаже в том, что существуют строго определенные стадии развития.

30)Учение Пиаже о развитии интеллекта. Периоды его развития.

Пиаже считал, что мышление складывается задолго до того, как оно становится речевым. Он выделил логические структуры мышления, названные операциями. Операция – это мыслительное действие, обладающее свойством обратимости, т. е. если ребенок выполнил нужное задание, то он может вернуться к его началу путем совершения обратного действия. По мнению Пиаже, суть интеллектуального развития ребенка состоит в овладении операциями.

Основной целью мышления, Пиаже считал адаптацию к окружающей среде. Способы адаптации названы им схемами. Схема – это повторяющаяся структура или действий в определенных ситуациях. Механизмы перехода с одной стадии развития на другую, Пиаже назвал ассимиляцию, аккомодацию и равновесие. Ассимиляция – это действие с новыми предметами на основе уже сложившихся умений и навыков. Аккомодация – стремление изменить свои умения и навыки в результате изменившихся условий и в соответствии с ними.           Пиаже выдвинул гипотезу о существовании стадий интеллектуального развития. Стадии – ступени или уровни развития, последовательно сменяющие друг друга, причем на каждой стадии достигается относительно стабильное равновесие. Процесс развития интеллекта состоит из трех больших стадий. Сначала формируются сенсомоторные структуры (системы обратимых действий, выполняемых материально ипоследовательно), затем конкретные операции (действия, выполняемые в уме, но с опорой на наглядные данные), затем формирование формальных операций (гипотетико-дедуктивные рассуждения). Развитие – переход от низшей стадии к высшей.

31)Сенсомоторный период

1. Период сенсомоторного интеллекта (0—2 года). В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. Реально для него лишь то, что дано ему через его ощущения. Он смотрит, слушает, трогает, нюхает, толкает, тянет, совершает сенсорные и моторные действия. На этой стадии развития ведущая роль принадлежит непосредственным ощущениям и восприятию ребенка. Его знание об окружающем мире складывается на их основе. Поэтому для этой стадии характерно становление и развитие чувствительных и двигательных структур — сенсорных и моторных способностей.

2. Интеллектуальное развитие в течение двух первых лет жизни идет от безусловных рефлексов к условным, их тренировке и выработке навыков, установлению между ними координированных взаимоотношений, что дает ребенку возможность экспериментировать, то есть совершать действия по типу проб и ошибок.

3. Сенсомоторный интеллект — в концепции Ж. Пиаже первая стадия в развитии интеллекта от рождения до 2 лет. Мыслительные операции предстают сначала в виде элементарных действий с конкретными предметами (схем действий), затем они интегрируются с другими действиями и приводит это к возникновению собственных мыслительных операций. Сенсорные способности — свойства сенсорной системы, проявляющиеся в ходе ее взаимодействия с внешней средой. Моторные способности — свойства моторной системы, проявляющиеся в ходе ее взаимодействия с внешней средой. Символический интеллект — характеризует в концепции Ж. Пиаже 6-ю субстадию в развитии сенсомоторного интеллекта, которая приходится на период с 18 до 24 месяцев. На этой стадии предмет предстает для ребенка в виде символа, он употребляется им как заместитель объекта, что проявляется в отсроченном подражании, игре «понарошку» и в развитии речи.

32)

33)Формальное мышление

Формальные мыслительные операции — основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, функционирующее с помощью гипотез и дедукций. Согласно взглядам Ж. Пиаже, (от 11-12 до 14-15 лет). Ф. м. строятся на основе конкретных операций.. Благодаря им ребенок становится способным рассуждать, опираясь на выдвигаемые им гипотезы На уровне Ф. м. происходит разделение формы и содержания знания. Именно благодаря этому подросток способен рассуждать правильно по отношению к высказываниям, в истинности которых у него нет уверенности. Рассуждая, подросток становится способным заменить конкретные предложения и отношения между ними символами, которые обычно используются в логике, и т. о. оценивать правильность рассуждения независимо от содержания посылок.

Благодаря отделению формы от содержания у подростка формируется способность к комбинаторике. Он составляет разнообразные комбинации объектов и их отношений, и, как следствие этой способности, расширяется представление ребенка о мире Пропозициональные операции — это установление отношений между предложениями для определения их истинности или ложности. Эта логика позволяет исключать ложные гипотезы и конструировать сложные объяснения наблюдаемых явлений.

На уровне Ф. о. подросток способен открывать законы и систематически исследовать факторы, определяющие то или иное событие. Так у подростка формируется экспериментальное мышление.

С развитием интеллекта в подростковом возрасте Пиаже связывает рождение личности. По его мнению, личность появляется в тот момент, когда строится программа жизни. Построение этой программы требует развития гипотетико-дедуктивного мышления.

 

34)Анализ теории морального развития Колберга.

Лоуренс Колберг,  предлагал своим испытуемым, в состав которых входили дети, подростки и взрослые, решить нравственную проблему – дилемму. Испытуемого спрашивали, как бы он в этой ситуации разрешил эту дилемму. Колберга интересовали не сами решения как таковые, а обоснования решений. Анализ ответов показал, что люди часто опираются на внешние критерии, а затем на личные критерии. Здесь он выделил 3 уровня морального развития – преднравственный, конвенциальный, постконвенциальный. Каждому из них соответствовали 2 стадии.

Уровень1. Основан на наказании и поощрении (4-10 лет)

Поступки определяются внеш. Обстоятель. Точки других людей не учитываются. Стадия А- ребенок считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать наказания. Стадия Б – нужно подчиняться правилам, ради получения личной выгоды.

Уровень 2.Основан на соц согласии (10-13) Стадия В – подчинение правилам, чтобы избежать неодобрения. Стадия Г – мораль поддерживающая власть и закон.

Уровень 3. Постконвенциальный (13+) – человек судит исходя из критериев. Стадия Д- ориентация на законы страны, демократию и права. Стадия Е – Ориентация на нормы нравственности. Считают, что необх следовать этич принципам несмотря на остальных.

Многие люди не переходят 4 стадию. 6-ой стадии достигает меньше 10% людей старше 16. Проходят в разной скорости и потому границы возраста условны.  Теория Колберга встретила множество как восторгов, так и возражений. Колберг не учитывал культурные различия, определяющие специфику господствующей морали в различных обществах

35)Вклад Выготского.

Периодизация психического развития

Л. С. Выготского

Рассматривая вопрос периодизации психического раз-

вития, Л. С. Выготский отмечал, что необходимо выде-

лить объективные основания, указывающие на изменение

возраста и перехода ребенка на новый этап развития. Он

ввел понятия ≪психологические новообразования≫

и ≪социальная ситуация развития≫ (характер отношений между ребенком и обществом, которые складыва-

ются в данный период).

Л. С. Выготский считал, что исследование переходов от

одного периода развития к другому дает возможность

раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л. С. Выготского анализ социальной ситуации развития.

Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги - переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа:

1) предкритический - отказ от прежних форм отношений и поведения;

2) критический - идет поиск  новых форм поведения;

3) посткритический - отработка усвоенных форм поведения. Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми.

Л. С. Выготский выделял в качестве критических пе-

риодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, пе-

риод новорожденности и подростковый период.

Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому

Кризис новорожденности. Младший возраст

(2 месяца - 1 год). Противоречия  между максимальной

социальностью младенца и минимальными возможностя-

ми общения.

Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деятель-

ность ≪серьезная игра≫, предметно-орудийная. Появля-

ются жест, ходьба, речь.

Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенден-

ция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенден-

ция не к аффективной, а к волевой форме поведения.

Возникновение ≪Я сам≫.

Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет). Утрата

детской непосредственности из-за дифференциации

внутренней и внешней жизни. Возникновение обобще-

ний, логики чувств, переживания приобретают смысл, по-

является самооценка.

Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет).

Чувство взрослости - ощущение своей личности, разви-

тие самосознания.

36)Сопоставительный анализ  теорий Выготского и Пиаже

Пиаже

1)Описывал развитие вне исторического процесса: Пиаже описывал возникновение интеллекта последовательно и логично, однако для объяснения движущих сил он использовал общую модель. В этом случае исчезала специфика развития человека.

2)Развитие – движение от общей эгоцентричности к децентрации, к более объективной позиции познания вещей.

3)Идея независимости развития от обучения. Эффективность обучения зависит от того, в какой степени внешние условия зависят от наличного уровняумений. Обучение подчиняется законам развития, а не наоборот.

4)Социализация детского мышления рассматривается Пиаже в отрыве от действительности

Выготский

1)Развитие – исторический процесс, расчлененный на отдельные возраста. Для того, чтобы понять развитие ребенка, нужно проследить изменение личности ребенка при переходе от одного возраста к другому. Среда выступает в отношении ВПФ в качестве источника развития.

2)Сформировал основной закон развития ВПФ. Главный путь детского развития – постепенная индивидуализация на основе социализации ребенка.

3)Ребенок никогда не находится один на один с миром предметов

4)Источник развития не внутри ребенка, а в общественно-историческом опыте. Обучение влечет за собой развитие.


 

 

 

37)Учение Выготского  о стабильных и критических  возрастах

Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации развития, медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, что эффект развития становится вполне очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования. Ккритические периоды, напротив, развитие совершается бурно, стремительно. Кризисы, по мнению Выготского, имеют не только негативное, но и собственное позитивное значение. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет основное содержание кризисного периода. Кризисы, сочетающие в себе разрушительные и созидательные тенденции, — это норма онтогенеза.

Периодизация, выстроенная Выготским, включает следующие периоды:

— кризис новорожденности; 
— младенчество (2 месяца — 1 год); 
— кризис одного года; 
— раннее детство (1 — 3 года); 
— кризис трех лет; 
— дошкольный возраст (3 — 7 лет); 
— кризис семи лет; 
— школьный возраст (8—12 лет); 
— кризис 13 лет; 
— пубертатный возраст (14—17 лет); 
— кризис 17 лет.

. Первая особенность этих периодов в том, что трудно определить их границы. С другой стороны очень явно обнаруживается кульминационная точка, в которой кризис достигает апогея.

 Второй особенностью является то, что дети в этот период характеризуются трудновоспитуемостью и бунтарством

. Третья особенность в том, что этот период носит негативный характер развития. Приобретенное ранее разрушается, но на это место приходят новые, совершенно необходимые, новообразования.  

38)

39) 39.понятие о возрастных кризисах,их симптоматика. 
Возраст кризисы-особые,(до года), возрастные периоды, харак-ся резкими психич измен-ми и целостными измен-ми л-ти ч-ка,возникающие при переходе от 1 возраст ступени к др    

1 года.1)становится настойч и свободным в движ-х ,устанав-т широкий,неогранич для него радиус целей;2) чув-во языка стан-ся совершенным,задает вопросы,если не получает должных ответов-неправ  толков-е многих пон-й;3) речь и моторика позволяют реб-ку распространить воображ-е на такое бол кол-во ролей,что зачастую его пугает.  
3 лет. 1)Негативизм (делать наоброт);2) Упрямство.( не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал);3) Строптивость(безразлична)(против воспитания,недовольство);4)Обесценивание.(плохие слова в хорошей семье,не имеют значения);5) стремление к деспотизму(в семье с одним реб-ком,власть.мама должна сидеть рядом);6)протест-бунт.. 
7 лет признаки-1) потеря непосредственности(не так понятен реб-к) 
2) Кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. 
3) Замкнутость, неуправляемость. 
1)подумать все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и самост-ти. 
2)внимательно относиться к его суждениям.3)Стараться не заставлять, а убеждать.4)больше оптимизма в общ-и 
13 лет негатив фаза возраста полов созревания. активизация и слож взаимодей-е гормонов роста и половых гормонов выз-т интенсивное физ и физиол разв-е;появ-е вторичных половых признаков;падает успеваемость,сниж работоспос-ть; дисгармония во внут стр-и л-ти;протестующий хар-р пов-я.   
». 
Симптомы. 1.Реакция к эмансипации: стрем-е вырваться из-под опеки.2.Реакция группир-я со сверстниками 3.Реакция увлечения-хобби-реакция.4.Реакции, обуслов секс влечением.  
17 лет (юношй кризис)Причина: ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Проблема выбора жизненных ценностей. Проявления:1.сомнения, раздумья.2.планирует свое место среди людей,д-ть,образ жизни.3.потр-ть к обособлению,стрем-е оградить внут мир,укрепление чувства л-ти,сохр индивид-ть,4.Выбор профессии.                                 взрослости(35 -45). изменение отн-я к жизни,потеря интереса к былому.30-Основная задача – баланс между разв-м и стагнацией.Ч-к оценивает сделанное и более трезво смотрит в будущее.начинает мечтать о покое,стабильности.  40-обострение семей отн-й.заканчивается забота о детях-семья может распасться.выработка новой Я-к.,измен-е жизни. 
Кризис старости. нарушение прежнего режима,ненадобность трудоспособности.вырастают внуки.потеря близких,смерть супругов.Задача-выбор между интеграцией или отчаянием.Поиск себя в новой д-ти,самоопределение. Пс сост-е хар-ся  витальной астенией,склонность к воспом-м, умиротв-тью

40) 40. Понятие о возрастных кризисах и возможностях их разрешения в отечественной психологии. Характеристика альтернативных подходов. 
Выготский:кризис-время качест позитив измен-й,рез-т-переход л-ти на новую ступень развития. Содержание кризиса-распад сложившейся соц сит-и разв-я и возникн-е новой. Осн хар-ки кризисных периодов:•наличие резких изм-й в короткие отрезки времени;•неотчетливость границ кризиса, т. е.трудность определения моментов его наступления и окончания;•конфликты с окр и трудновоспитуемость ребенка, выпадение из с-мы педагог воздей-я;•наличие разрушения в разв-и. 
Леонтьев:разделяет пон-я «критический период» и «кризис».Если критич период-неизбеж переход с одной стадии пс разв-я на др,то при адекватном упр-и пр-сом разв-я извне кризисов может не быть.Возник-е новой д-ти связано с мех-м возник-я новых мотивов,со «сдвигом мотива на цель». Кризис (болезненный, острый период в развитии) не есть необходимый симптом перехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей д-ти к другой. 
Божович:продолжает линию Выготского в разработке вопросов,связанных с понятием «переживание». В иссл-е переживания было введено представл-е о внут позицииособенно подробно исслед-сь в сит-и перехода реб-ка от дошк возраста к млад шк.. Фельдштейн-вед тип д-ти сущ-т и прояв-ся в отн-и к миру людей и к миру предметов. Искл-е-Эльконин:кризисы как переходы от 1 с-мы к др(от овладения мотивац-потребностной сферой к операцион-технич и наоборот).переходы между эпохами названы «большими» кризисами.В этот момент открывается новая эпоха и новый период разв-я мотивац-потребностной сферы.Переход между периодами внутри одной эпохи хар-ся как «малый» кризис,открывает след период формир-я интелл-познават-х сил реб-ка. 
 

41) 41)Разработка проблем дет. Псих. А.Н. Леонтьевым.. Выдвинул идею о сущх-и ведущего типа д-ти в развх-и ребх-ка на каждом возрастном этапе. Вед.Д-д-ть,разв-е кот обуславливает важные изм-я пс пр-сов и пс особ-й л-ти на каж этапе разв-я. Т.о.,разв-е ВПФ связано с д-ю, кот.субъект занимается на к-л. этапе своего разв-я. Признаки ВД:1.в форме ВД возн-т и формир-ся новые ВД;2.в ВД формир-ся и перестраиваются новые пс.функции;3.от ВД зависят наблюдаемые в это время изм-я л-ти. 
Типы д-ти на каждом этапе: младенчество -непосредственно-эм-е общение со взрослым;ран детство-предметно-манипулятивная д-ть;дошк детство-игра;мл шк.возраст-уч д-ть;подрост возраст-интимно-личностное общение; юношество-учебно-проф;зрелость/взрослость-трудовая.  
Проблема ВД закл в том,что не все пс -ги согласны с тем,что сущ-т ВД.

42)  Д.Б.Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи) в стадии онтогенеза психики. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформировались.

1 эпоха. Младенчество (до года) - ведущая деятельность - непосредственно-моциональное общение. Раннее детство - предметно-манипулятивная деятельность.   2 эпоха. Дошкольный возраст - ролевая игра. Младший школьник - учебная деятельность.       3 эпоха. Подросток - интимно-личностное общение. Старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность. Л. С. Выготский выделял в качестве критических пе-риодов детства возраст около года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденнос т и и подростковый период.         Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца - год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения.    Кризис года. Раннее детство (-3 года). Деятельность «серьезная игра», предметно-орудийная. Появляются жест, ходьба, речь.    Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам».     Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-2 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.

 

43. Разработка возрастной периодизации Д.И. Фельдштейном. Фельдштейн вводит представление о чередуюшемся развитии двух личностных позиций ребенка: Я в обществе и Я и общество. Первая позиция характеризуется преобладанием процесса социализации. Вторая позиция выступает как процесс индивидуализаци В целом в исследованиях подчеркивается, что на протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уровни социальной зрелости личности, но главные узлы развития личности отражаются в трех этапах: 1)  до 3 лет, когда ребёнок осознаёт наличие других людей                                2) с 3 лет, когда ребёнок осознаёт своё Я, Самоутверждается, осваивает нормы человеческих взаимоотношений , пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельностью. 3) с 10 лет, когда ребёнок стремится  утвердить своё Я В системе общественных отношений. Этот этап предполагает осознание общения, и  самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность

44)Естественнонаучная и культурно-историческая  парадигмы в исследовании детского  развития: сопоставительный анализ.

Параметры псих развития человека

Естественно-научная парадигма

Культурно-историческая парадигма.

Источник развития

Внутри индивида

В соц среде, откуда присв. Индивидом в ходе онтогенеза

Фактуры развития

Наследствен

Одаренность

Задатки

Способности

Обучение

Деятельность

Условия развития

Наследствен.

Среда

Морфо-физ. Особенности мозга+

Обещение

Форма развития

Адаптация,

Накопление опыта

Присвоение исторических

Сложившихся

Способностей

Понимание хода развития

От гуманоидного к социальному

От социального к индивидуальн.

(интериори..)

Специфика развития человека

Подч общим био законам

Подч действию исторических законов.


Естественно-научная парадигма представлена множеством вариантов и в истории возрастной психологии, и на современном этапе ее развития. Принципиальные натуралистические установки лежат в основе таких внешне несходных теорий, как биогенетическая теория, нормативный подход, классический бихевиоризм, теория конвергенции двух факторов, психоаналитическое изучение ребенка, концепция интеллектуального развития Ж. Пиаже.

Обе эти парадигмы имеют право на существование и дальнейшее развитие, но необходимо четко осознавать, что в их основе лежат взаимоисключающие научные установки, поэтому они не могут быть просто суммированы; необходимо избегать упрощенного, эклектического подхода и некритического заимствования идей, понятий или даже фактов.

45)Разработка проблемы соотношения обучения и развития в различных направлениях ПР и ВП.

45. Разработка проблемы  соотношения обучения и развития  в различных направлениях ПР и ВП.  Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из главных  проблем психологии и педагогики. Существуют  различные точки зрения по этому вопросу. 1) Э.Торндайк: признавал обучение и развитие как тождественных процессов. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика. При этом Э. Торндайк не видел разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении. 2) У. Джеймс, Дж. Уотсон, К. Коффка, они полагали, что любое обучение является развивающим. 3) Ж.Пиаже, отрицал связь между обучением и развитием ребенка. Развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния. По мнению Ж.Пиаже, мышление ребенка  проходит через все известные фазы и стадии независимо от процесса обучения 4) обучение ведет за собой развитие и должно идти впереди него. Впервые она была сформулирована Л.С.Выготским в его концепции умственного развития ребенка. При решении проблемы соотношения обучения и умственного развития Л. С. Выготский, ведущую роль отводил обучению. Процесс развития ребенка, считал он, не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним.

46)Понятие жизненного пути личности: анализ различных подходов  Жизненный путь человека – это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения (Б.Г.Ананьев).

. Главной движущей силой  развития, по Бюлер, является врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению – всесторонней реализации «самого себя». Самоосуществление, по Бюлер, может быть достигнуто путем целеустремленной жизни, благодаря творчеству, созиданию.  Бюлер доказывает, что полнота, степень самоосуществления зависит от способности человека ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Эту способность Бюлер называет самоопределением. По идее Бюлер, фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности – самоопределения.   В отечественной психологии заслуга в постановке и разработке проблемы жизненного пути принадлежит С.Л.Рубинштейну и Б.Г.Ананьеву. По выражению Ананьева, сама история – основной партнер в жизненной драме человека, а общественные события становятся вехами его биографии. Неслучайно, для описания жизненного пути Б.Г.Ананьев предлагает понятие «события».

 События жизни– это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека (С.Л.Рубинштейн). Б.Г.Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. Н.А.Логинова добавляет третью группу – события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека. События среды– это те события, которые происходят по независящим от самого субъекта причинам. События поведения человека в окружающей среде, т.е. события-поступкине только служат для достижения конкретной цели, но часто открывают новую жизненную перспективу

47)Разработка проблем жизненного пути личности в отечественной психологии                                                                                                        Н.А. Рыбников Жизненный путь был для Рыбникова историей реализации заложенных в человеке способностей в конкретных общественно-исторических условиях, препятствующих или благоприятствующих их проявлению..  Рубинштейн жизненный путь - не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление; каждый человек имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет ее.. У Рубинштейна психическое развитие личности опосредовано ее практической и теоретической деятельностью. Жизненный путь для Рубинштейна - это движение вверх, к высшим ценностям - к этическому, социальному, психологическому совершенству.   Б.Г. Ананьев рассматривает онтогенез и жизненный путь человека как взаимосвязанные и обуславливающие друг друга явления. Онтогенез - это развитие индивида и его мозга, т.е. психофизиологических функций. Жизненный путь - сочетание исторических и биографических событий. Для Б.Г. Ананьева основным является возраст человека, возраст соединяет социальное и биологическое в особые "кванты" - периоды жизненного пути. Ананьев вводит в психологию понятие "фазы жизненного пути", которые накладываются на возрастные стадии онтогенеза, но также обусловлены "историческими событиями", "изменениями образа жизни", "системой отношений", "суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслом жизни".

48)Концепции жизненного пути человека: Ш. Бюллер и Д.Б. Бромлей

По идее Бюлер, фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности – самоопределения. Таким образом, ею было обнаружено и описано 5 фаз жизни:

1)Первая продолжается от рождения и до 15-летнего возраста и характеризуется неявностью целей, нерасчлененностью будущего. В этот период человек живет настоящим, развивая физические и умственные способности.

2) Второй период (15 — 20 лет) — время осознания (подростком, юношей) своих потребностей, интересов и целей. Решаются глобальные задачи по выбору профессии, смысла жизни и партнера (спутника).

3)Третий период (20 — 40/45 лет) — расцвет жизни, четкость и ясность целей позволяют быть счастливыми в профессиональной и личной жизни.

4)Четвертый период (45 — 65 лет) — подводятся итоги, цели ставятся исключительно в соответствии с достигнутым статусом.

5)И пятый период (65 — 70 лет) — начинается осмысление собственной жизни как целого. Здесь выясняется, кто оказался успешен, а кто нет в достижении своих жизненных ценностей.

Возрастная периодизация Д. Б. Бромлей (1966)

Первый цикл — утробный:

– первая стадия — зигота (оплодотворенное яйцо);

– вторая стадия — эмбрион (ранняя стадия биологического развития);

– третья стадия — плод (поздняя стадия биологического развития);

– четвертая стадия — момент рождения (смена жизни во внутренней среде материнского организма на жизнь во внешней среде).

Второй цикл — детство: 0 – 11–13 лет:

– первая стадия — младенчество — от рождения до 18 месяцев жизни;

– вторая стадия — дошкольное детство — от 18 месяцев до 5 лет;

– третья стадия — раннее школьное детство — от 5 до 11-13 лет.

Третий цикл — юность: 11–13 – 21 год:

– первая стадия — половое созревание — старшее школьное детство (ранняя юность) — 11–13 – 15 лет.

– вторая стадия — поздняя юность — 15–21 год.

Четвертый цикл — взрослость — 21–65 лет:

– первая стадия — ранняя взрослость — 21–25 лет;

– вторая стадия — средняя взрослость — 25–40 лет;

– третья стадия — поздняя взрослость — 40–50 лет;

– четвертая стадия — предпенсионный возраст — 55–60 лет.

Пятый цикл — старение: 65–70 лет:

– первая стадия — «удаление от дел», «отставка» — 65–70 лет;

– вторая стадия — старость — 70 лет и более;

– третья стадия — дряхлость, болезненная старость, смерть


 

 

 

49) 49. Эпигенетическая теория стадий человеческой жизни по Эриксону.

1.раннее младенчество (0-1) норм: доверие к людям, взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребёнка. Аномальная: недоверие к людям как результат плохого обращения материребёнком.                                                                                                   2. позднее младенчество (1-3) норм: самостоятельность, уверенность в себе . ребёнок смотрит на себя как на самостоятельного , но ещё зависимого отт родителей.  Аном: сомнение в себе и гипертрофированное чувство стыдаю ребёнок ощущает свою неприспособленность , сомневается в своих действиях                                                                                                         3. раннее детство (3-5) Ном: любознательность, активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира. Аном: пассивность и безразличие к людям. Отсутствие инициативы .                                                                                                       4. среднее детство (5-11) трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Аном: чувство полной неполноценности. Слабо развитые трудовые навыки. Избегание сложный заданий , ситуаций соревнования с другими людьми.                                                 5. половое созревание, подростковый возраст и юность (11-20) Норм: жизненное самоопределение. Развитие планов на будущее. Самоопределение , активный поиск себя экспериментирование в разных ролях, чёткая половая поляризация. Аном:  путаница ролей, смещение и смешение перспектив появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом, концентрация сил на самопознании сильное стремление разобраться в самом себе                                                                                                                  

 

                                                                                                                

50)Представления Эриксона об идентичности  и ее видах. Общая оценка концепции  Эриксона.

Для исследователей идентичности психоаналитического направления по сравнению с классическим психоанализом З. Фрейда характерно признание относительно независимых и самостоятельных от Ид и Супер-Эго функций Эго, таких как адаптация к реальности и овладение окружением, а также первичной мотивации развития личности. В традиционном психоанализе Эго берет все энергии от Ид и выполняет только защитную функцию, балансируя в конфликтах между инстинктами и требованиями общества. С точки зрения Эго-психологии и неофрейдизма Эго имеет собственные энергии, свободные от либидозных инстинктов, Эго и его отношения с окружением – движущие силы развития адаптивной личности.

Эриксон выделяет Эго-идентичность(Я-идентичность), и групповую идентичность:

1)Эго обладает  синтезирующей функцией, Эго-идентичность  обеспечивает тождество человека  самому себе,  целостность и непрерывность. Эго выполняет адаптивную и защитную функцию, посредством постоянного отбора и синтеза всех впечатлений, эмоций, воспоминаний, импульсов, которые пытаются войти в наше мышление и требуют нашего действия и которые разорвали бы нас на части, если бы не были отсортированы и управляемы.

2)Я-идентичность  возникает из жизненного опыта, когда Я реинтегрируется в  ансамбль ролей, гарантирующий социальное  признание, и различные образы Я, для которых Эриксон использует понятие «самости». Самости являются предсознательными. 

3)Групповая идентичность  — чувство принадлежности к  данной социальной группе.

Одним из важных механизмов формирования идентичности Эриксон считает ритуализацию — повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, обмен сообщениями. Ритуализация имеет врожденную основу, постепенно усложняется и обогащается на протяжении жизни.

   
       
       

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии развития и возрастной психологии"