Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Билет 28. Общение, его функции и структура.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Таким образом, схематически структуру общения мы представим так: Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Употребление этих терминов условно, иногда в боле менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.
а) Коммуникативная сторона общения.
Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общенияСледовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».
В условиях человеческой
коммуникации могут возникать
Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).
б) Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция1. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой.
Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.
в) Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.
Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.
Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:
а) Социальные функции общения
б) Организация совместной деятельности
б) Управление поведением и деятельностью
с) Контроль
2.
Психологические функции
а) Функция обеспечения психологического комфорта личности
б) Удовлетворение потребности в общении
с) Функция самоутверждения
Билет 29. Средства и виды общения.
Виды общения:
1) По количеству участников:
2) По способу общения:
3) По положению общающихся:
4) По условиям:
5) По задачам:
Средства общения:
1) речевые: речь, интонация, темп речи, тембр голоса
2) неречевые: поза, жесты, мимика, взгляд
Билет 30. Понятие конфликта. Классификация конфликтов.
Существуют различные
определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия,
которое принимает форму разногласий,
если речь идет о взаимодействии людей.
Конфликты могут быть скрытыми или явными,
но в основе их всегда лежит отсутствие
согласия. Поэтому определяют конфликт
как отсутствие согласия между двумя или
более сторонами — лицами или группами.
Отсутствие согласия обусловлено наличием
разнообразных мнений, взглядов, идей,
интересов, точек зрения и т. д. Однако
оно, как уже отмечалось, не всегда выражается
в форме явного столкновения, конфликта.
Это происходит только тогда, когда существующие
противоречия, разногласия нарушают нормальное
взаимодействие людей, препятствуют достижению
поставленных целей. В этом случае люди
просто бывают вынуждены каким-либо образом
преодолеть разногласия, и вступают в
открытое конфликтное взаимодействие.
Классификация и типология конфликтов.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными).
В соответствии с классификацией
Л. Коузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными)
или нереалистическими (беспредметными). Реалистические конфликты
вызваны неудовлетворением определенных
требований участников или несправедливым,
по мнению одной или обеих сторон, распределением
между ними каких-либо преимуществ и направлены
на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты
имеют своей целью открытое выражение
накопившихся отрицательных эмоций, обид,
враждебности, т. е. острое конфликтное
взаимодействие становится здесь не средством
достижения конкретного результата, а
самоцелью.
Начавшись как реалистический, конфликт
может превратиться в нереалистический,
например, если предмет конфликта чрезвычайно
значим для участников, а они не могут
найти приемлемое решение, справиться
с ситуацией.
По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые (как следует из названия) порождены объективными причинами, вторые — субъективными.
По сфере разрешения конфликтов их можно подразделять на те, что разрешаются в деловой сфере, и те, что разрешаются в личностно-эмоциональной сфере.
С точки зрения причин
выделяется три типа конфликтов:
1. Конфликт целей. Ситуация характеризуется
тем, что участвующие в ней стороны по-разному
видят желаемое состояние объекта в будущем.
2. Конфликт взглядов, когда участвующие
стороны расходятся во взглядах, идеях
и мыслях по решаемой проблеме.
3. Конфликт чувств, когда у участников
различны чувства и эмоции, лежащие в основе
их отношений друг с другом как личностей.
Люди просто вызывают друг у друга раздражение
стилем своего поведения, ведения дел,
взаимодействия.
По направленности конфликты делятся на вертикальные, горизонтальные, смешанные.
В вертикальных конфликтах участвуют лица, один из которых находится в подчинении у другого. В горизонтальных — участвуют лица, не находящиеся друг у друга в подчинении (рис. 1). В смешанных конфликтах представлены и вертикальные и горизонтальные составляющие.
Основные типы конфликта: внутр
Внутри личностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует
данному нами определению. Здесь участниками
конфликта являются не люди, а различные
психологические факторы внутреннего
мира личности, часто кажущиеся или являющиеся
несовместимыми: потребности, мотивы,
ценности, чувства и т. п.
Межличностный
конфликт. Это самый распространенный
тип конфликта. В организациях он проявляется
по-разному. Многие руководители считают,
что единственной его причиной является
несходство характеров. Действительно,
встречаются люди, которым из-за различий
в характерах, взглядах, манере поведения
очень непросто ладить друг с другом. Однако
более глубокий анализ показывает, что
в основе таких конфликтов, как правило,
лежат объективные причины. Чаще всего
— это борьба за ограниченные ресурсы:
материальные средства, производственные
площади, время использования оборудования,
рабочую силу и т. д. Каждый считает, что
в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
Конфликты возникают между руководителем
и подчиненным, например, когда подчиненный
убежден, что руководитель предъявляет
к нему непомерные требования, а руководитель
считает, что подчиненный не желает работать
в полную силу.
Конфликт между
личностью и группой. В производственных группах
устанавливаются определенные нормы поведения,
и случается так, что ожидания группы находятся
в противоречии с ожиданиями отдельной
личности. В этом случае возникает конфликт.
Иными словами, между личностью и группой
конфликт возникает тогда, когда эта личность
займет позицию, отличную от позиции группы.
Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных
и неформальных групп, между которыми
могут возникать конфликты. Например,
между руководством и исполнителями, между
работниками различных подразделений,
между неформальными группами внутри
подразделений, между администрацией
и профсоюзом.
К сожалению, частым примером межгруппового
конфликта служат разногласия между высшим
и более низким уровнями управления, т.
е. между линейным и штабным персоналом.
Это яркий пример дисфункционального
конфликта.
Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью
целей в борьбе за ограниченные ресурсы
(власть, богатство, территория, материальные
ресурсы и т. п.), т. е. наличием реальной
конкуренции, а также возникновением социальной
конкуренции.
Билет
31. Причины возникновения
Причины конфликтов — важный компонент в вопросе урегулирования любого конфликта. Причины возникновения конфликта являются движущей силой развития и эскалации конфликта. Природа причин может иметь объективный или субъективный характер. Сами причины могут иметь структуру, поэтому необходимо уметь отделять изменения параметров внутри причин от причины конфликта в целом.
Определяют четыре основных группы причин.
1. Объективные причины.
2. Структурно-управленческие, или организационные.
3. Социально-психологические факторы.
4. Субъективные причины.
Внешние обстоятельства, стереотипы поведения, социальное положение индивида, образ жизни — примеры объективных факторов возникновения конфликта. Существующая в обществе договоренность или нормативно-правовая база способна стать причиной конфликтов в обществе, если она недостаточно разработана, не учитывает всего многообразия возможных ситуаций в межличностных взаимодействиях, имеет слабую регулирующую функцию.
Вторая группа причин
включает структурные, функциональные,
ситуативные причины конфликтов
Все отношения индивида
в обществе обусловлены его
Например, психологическая система человека устроена таким образом, чтобы оптимальным образом регулировать всю поступающую к индивиду информацию. Поэтому в межличностных отношениях люди теряют или искажают информацию, поступающую в коммуникации. Этот естественный процесс не зависит от человека, но может спровоцировать конфликты. Несоответствие занимаемых индивидом ролей в процессе взаимодействия относится к третьей группе причин.
Субъективные (или личностные) причины зависят от человека, его восприятия и формы поведения, психики. От того, как индивид оценивает поведение другого индивида, насколько сам проецирует бесконфликтное или конфликтное поведение, зависит личностная конфликтоустойчивость.
Разделение причин конфликтов на субъективную и объективную составляющие важно при реальном конфликте.
Билет 32. Способы разрешения конфликтов.
Существуют несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
Руководителям не следует считать причиной конфликтных ситуаций простое различие в характерах. Конечно, это различие может явиться причиной конфликта в каком-то конкретном случае, но оно - лишь одни из факторов, которые могут вызвать конфликт. Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта.
Структурные методы:
Разъяснение требований к работе. Один из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них в каждой данной ситуации.
Координационные и интеграционные механизмы. Еще один метод управления конфликтной ситуацией - это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.