Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Экстравертированный тип. Люди этого типа отличаются открытостью для любой информации, готовностью выслушать и помочь любому просящему, конформностью. Они обладают высокой степенью общительности, болтливы, уступчивы, исполнительны. Им трудно дается организованность в быту и на работе. Отталкивающие черты: легкомыслие, необдуманность поступков, склонность к распространению слухов, сплетен.
Интровертированный тип. Люди этого типа характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Они ориентированы на свой внутренний мир, на свою оценку предмета или события, а не на объект как таковой. Интроверты склонны к одиночеству, при попытках бесцеремонно вмешаться в их личную жизнь вступают в конфликты; сдержанны, принципиальны, склонны к самоанализу, имеют твердые убеждения. Их поступки определяются в первую очередь собственной внутренней установкой. При этом они чрезмерно упрямы в отстаивании своих нереальных взглядов.
Билет 23. Способности, их структура и уровни развития.
Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-типологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.Способности формируются из враждённых задатков .Это свойство изучается издревле.Написана масса трудов по выделению особенностей.Длительные исследования привели к следующим выводам:
– способности развиваются на основе задатков
– особенности формирования личности в ранние детские годы
Структура способностей:
Способностям присущи
динамика и трансформация, а также
различные особенности
Основы способностей заложены генетически, они определяются задатками. Задатки расположены в основании конуса.
Далее на схеме-конусе представлены общие и специальные способности, затем групповые способности.
Общие способности – это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним, например, можно отнести уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность и др.
Специальные – это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические и др.
Групповыми называют способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способностей. К 16–18 годам, когда происходит выбор профессии, у личности проявляются профессиональные способности. Из "конуса способностей" видно, как по мере развития способностей суживается диапазон возможностей, но зато увеличивается специализация способностей. Из рис.2 также следует, что"конус способностей" формируется по направлению снизу вверх, а разрушение способностей идет в противоположном направлении.
Способности различаются также и по уровню их развития.
Различают следующие уровни развития способностей:
Билет 24. Понятие о самосознании в психологии.
Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.
Самосознание - единственный источник достоверных знаний о мире, считал Р. Декарт. «Cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую») - такова, по его оценке, вообще единственная безусловная истина нашего разума, чьи основополагающие признаки (надежность, адекватность и достоверность) не могут быть поставлены под сомнение.
Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в неё.
Посредством самосознания, как это следует из контекста современных научных философских и психологических теорий, мы определяем свое место в мире и осуществляем самопознание, самоопределение и самооценку. Благодаря этому, человек выбирает основные стратегии своей жизнедеятельности, осознает и утверждает в своем поведении смысл собственной жизни.
Билет 25. Самооценка и уровень притязания личности.
Самооценка - оценка человеком себя самого, своих качеств, возможностей, способностей, своего места среди других людей Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка осуществляется путем сопоставления личного и общественного мнения о собственной персоне. Самооценка позволяет сопоставить мнение коллектива с собственной оценкой результативности труда и получить дополнительную информацию о возможных направлениях саморазвития. Поскольку самооценка предполагает знание шкалы ценностей, по которой человек может себя оценить, различают: высокую, среднюю, низкую самооценку.
При этом высокая и низкая самооценка может быть: адекватной (реальной, объективной), и неадекватной. Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть: заниженной и завышенной.
В случае адекватной самооценки человек оценивает себя соответственно действительным способностям и возможностям; при завышенной самооценке – человек переоценивает себя; при заниженной самооценке – человек недооценивает себя.
Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости.
Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерности и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, то они будут достаточно устойчивы, в противном случае они приобретают напряженный характер.
Заниженная самооценка вынуждает личность подстраиваться к межличностным отношениям, предлагаемым партнером по общению, и в то же время может вносить в них определенную психическую напряженность, связанную с ее внутренней конфликтностью.
Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством.
Самопознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Американскому психологу У.Джеймсу принадлежит следующая формула самоуважения и самооценки человека:
Самооценка = Успех (результат) / Уровень притязаний
Рассматривая самооценку человека, Л.Н.Толстой высказал мысль о том, что человек — это дробь, которая стремится к единице, но не достигает ее никогда. В числителе этой дроби лежит то, что человек представляет собой, а в знаменателе — то, что он о себе думает. И это представление человека о себе, как пишет Л.Н.Толстой, часто лучше, чем он есть на самом деле.
Билет 26. Возникновение и формирование межличностных отношений.
Межличностные (человеческие) отношения — совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу.
Человеческие отношения
Межличностные отношения можно классифицировать по глубине вовлеченности личности в отношения на:
• отношения знакомства,
• приятельские отношения,
• товарищеские отношения,
• супружеские отношения,
• любовные отношения.
Названные виды отношений имеют другой порядок расположения по степени избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений.
Наибольшую избирательность
Кроме этого, каждый вид межличностных отношений характеризуется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру ролевых клише. При этом имеет место следующая закономерность: по мере углубления отношений сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише (например, дружба по сравнению со знакомством).
В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Хотя на некоторых уровнях анализа, например в социологии и политической экономии, можно абстрагироваться от этой «личностной окраски», она существует как реальность, и поэтому в специальных областях знания, в частности в социальной психологии, должна быть подробно исследована. Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли». Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений – межличностных (или, как их иногда называют, например, у Мясищева, психологических).
Билет 27. Виды и уровни взаимоотношений
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ — субъективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах. Взаимоотношения обязательно предполагают взаимность, наличие ответного отношения. Взаимоотношения основываются на определенных побуждениях (интерес, понимание необходимости взаимодействия, сотрудничества, общения и т.д.) и включают то или иное поведение (речь, действия, мимика, жесты и т.п.), эмоции и чувства (удовлетворенность общением, симпатии, антипатии, взаимное притяжение), познание (восприятие другого, мышление, воображение), волю (выдержка при отсутствии взаимопонимания, владение собой в случае конфликта, оказание помощи в трудной ситуации). На взаимоотношения людей влияют их направленность, характер, темперамент, образование, возраст, национальная принадлежность.
Межличностные отношения делятся на следующие виды:
1)Официальные и неофициальные;
2)Деловые и личные;
3)рациональные и
4)руководства и подчинения;
5)первичные и вторичные.
Официальными называют взаимоотношения, возникающие между людьми на должностной основе.
Неофициальные же отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей.
Деловыми называют
те отношения, которые
В рациональных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие люди.
Эмоциональные
отношения – это отношения,
основанные на субъективных
Отношения руководства-
Первичные - это
основные, базовые, долгосрочные
или устойчивые
Вторичные взаимоотношения
относительно кратковременные,