Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.
Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива
Билет 40. Психология принятия управленческих решений. Характеристика и виды управленческого общения.
Поведение руководителя при принятии решения
Американские ученые В. Врум и Ф. Йеттен выделяют пять моделей поведения руководителя, различающихся степенью участия подчиненных в процессе принятия решений.
1 — руководитель принимает решение самостоятельно, используя имеющуюся у него информацию (саморешение).
2 — руководитель получает информацию от подчиненных, затем решает проблему самостоятельно. Подчиненные выступают только как источник информации, а руководитель может им и не говорить, зачем она ему нужна (поиск информации).
3 — руководитель сообщает о возникновении проблемы соответствующим подчиненным, выясняет их мнения об этом, но поодиночке. Затем принимает решение, которое может учитывать, а может и не учитывать мнение подчиненных (индивидуальная консультация).
4 — руководитель сообщает о возникшей проблеме своим подчиненным на собрании группы. Выясняет их мнения на этот счет. Затем принимает решение, которое может учитывать или не учитывать мнение подчиненных (консультация группы).
5 — руководитель сообщает о возникшей проблеме своим подчиненным уже как группе. Совместно выдвигаются и обсуждаются альтернативы. Руководитель добивается консенсуса относительно решения. При этом он скорее выступает в роли председателя, координатора обсуждения, не пытается «навязать» группе свое мнение и готов принять любое решение, в пользу которого выскажется группа (групповое решение).
Таким образом, поведение руководителя по моделям 1 и 2 представляют собой авторитарные стили взаимодействия. Этот стиль не предполагает реального участия подчиненных в выработке и принятии решений.
Стили 3 и 4 являются консультативными. Здесь степень вовлечения подчиненных в процесс выработки решений выше.
5 — групповой, партисипативный стиль руководства.
Основными факторами, влияющими на выбор поведения руководителя, являются:
1. Личность самого руководителя. Уровень его квалификации, индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер), деловой и жизненный опыт, ценностные ориентации.
2. Межличностные внутриорганизационные отношения (взаимоотношения с коллегами, подчиненным, предполагаемая реакция вышестоящего начальника).
3. Свойства самого решения и, в частности, степень изученности проблемы, выбор типа решения.
4. Информационные ограничения. Если руководителю необходима дополнительная информация, ею или могут владеть его сотрудники и он к ним обращается, или ее надо получить вовне организации.
5. Среда принятия решения, т. е. в условиях определенности, риска и л и неопределенности. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результат которых не является определенным, но вероятность каждого результата известна. Решения, принимаемые в условиях неопределенности, — это такие, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов.
6. Взаимосвязанность решений. Важные решения могут иметь серьезные последствия, которые необходимо предусмотреть.
7. Отношение подчиненных к принимаемым решениям. На выбор поведения при принятии решения влияет степень зрелости подчиненных, возможность их участия в разработке решения, наличие у подчиненных стимула к достижению общей цели, вероятность возникновения разногласий относительно предлагаемых решений, их одобрение и л и неприятие.
Успешнее всего работает руководитель, использующий разные модели, у м е л о меняющий их в зависимости от ситуации.
Управленческое общение — разновидность делового общения, характеризующегося исполнением ролевых функций. Это общение между собеседниками, занимающими социальные позиции соподчиненности или относительной зависимости, которое направлено на оптимизацию процесса управления и разрешение проблем совместной деятельности в организации. Таким образом, управленческое общение — общение с целью руководства людьми, изменения их деятельности в определенном направлении для решения специфических управленческих задач.
Руководитель вступает в управленческое общение с подчиненными, чтобы:
• отдавать распоряжения, указания, рекомендовать, советовать;
• получать обратную информацию;
• давать оценку выполнения задания подчиненными.
Формы управленческого общения:
• субординационная — общение между руководителями и подчиненными, в основу которого положены административно- правовые нормы. Такое общение складывается как между руководителями и исполнителями, так и между руководителями разных уровней;
• служебно-товарищеская — общение между коллегами, опирающееся на административно-моральные нормы;
• дружеская — общение между руководителями, а также руководителями и подчиненными, в основе которого лежат морально-психологические нормы взаимодействия.
1 Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996.