Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Экзамен по психологии.doc

— 612.00 Кб (Скачать)

Произвольное (активное, преднамеренное) воображение - создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта - это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

а) ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;

б) слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);

в) эмоциональной насыщенностью  образа, его привлекательностью для  мечтающей личности;

г) стремлением соединить  мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Творческое  воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля. Воссоздающее (репродуктивное) воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался, Например, он никогда__не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

Билет 11. Характеристика внимания как  психического процесса.

ВНИМАНИЕ-направленность и сосредоточенность сознания в отношении определенных объектов или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Внимание существенно  отличается от всех прочих психических  процессов. Своеобразие заключается в том, что оно не является самостоятельным видом психической деятельности как формы отражения. Мы можем внимательно воспринимать, запоминать, но не можем быть «заняты вниманием».

ФУНКЦИИ ВНИМАНИЯ легко вывести из самого определения. Первой функцией является отбор значимых, релевантных(соответствующих  данной деятельности, потребностям) воздействий и торможение, устранение других- несущественных воздействий. Второй функцией является удержание (сохранение ) данной деятельности до тех пор, пока не завершится познавательная деятельность. Последняя функция внимания- регуляция и контроль.

ВИДЫ  ВНИМАНИЯ

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным ) и произвольным (преднамеренным).

Непроизвольное внимание- это внимание, возникающее без  всякого намерения человека, без  заранее поставленной цели. Непроизвольное внимание в своеобразных формах свойственно и животным, тогда как произвольное внимание – специфическая, присущая только человеку форма внимания, исторически возникшая в процессе трудовой деятельности.

Причины возникновения непроизвольного  внимания:

  1. Особенности самого раздражителя

- Степень интенсивности  раздражителя( громкий звук, яркий свет , резкий запах )

- Новизна, необычность  раздражителя. Различают абсолютную  новизну и относительную новизну-  необычное сочетание известных  раздражителей.

- Ослабление  действия раздражителя и прекращение  его действия: маяки, указатели  поворотов автомобилей.

- Подвижность  объекта: движущиеся предметы 

- Контрастность:  среди маленьких предметов внимание  привлекает большой предмет ,среди  светлых- темный…

  1. Соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию организма или личности , т.е потребностям.

- Интересы: проголодавшийся  человек невольно отметит вниманием  все, что связано с пищей

- Чувства: т.е  эмоциональное внимание

- Ожидание

- Апперцепция  – влияние прежнего опыта , знаний.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ- внимание, возникающее вследствие поставленной цели и требующее определенных волевых усилий. Направленность и концентрация сознания при этом зависят не от особенностей самих предметов, а от поставленной цели, задачи.

Условия выполнения  произвольного внимания:

- Отчетливое понимание  конкретной задачи выполняемой  деятельности

- Осознание долга и  обязанности в выполнении данной  деятельности.

- Привычные условия  работы

- Возникновение косвенных  интересов

- Создание благоприятных  условий для деятельности

ОСНОВНЫЕ  СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Выделяют 5 основных свойств  внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение.

Сосредоточенность внимания -  удержание его на одном объекте или на одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость внимания -  длительность сохранения интенсивного внимания на предмете или какой-то деятельности.

Объем внимания - количество объектов, которые воспринимаются одновременно  с достаточной ясностью.

Распределение внимания – умение выполнять одновременно два или более вида деятельности

Переключение внимания -  произвольное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с новой задачей

 

Билет 12. Понятие об эмоционально-волевой  сфере личности.

Мир психических явлений  включает не только познавательные, но и эмоциональные и волевые процессы, которые делают его более насыщенным, более многообразным и более своеобразным. Особую роль в то же время в функционировании психики, её проявлении, развитии и совершенствовании играют психические состояния и психические образования, являющиеся совершенно иными психологическими феноменами, выполняя свои собственные функции. Психические состояния отражают внутренний ритм и биологические потенциалы человека, которые окрашивают его деятельность определенным фоном, нацеливают на определенную активность. Психические образования - это результат жизненного опыта и специальных упражнений человека. Они позволяют выполнять любую деятельность автоматизированно, без особых затрат умственной и двигательной энергии.

Чувства - это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

Эмоции - это непосредственная форма выражения чувств. Как психические процессы чувства и эмоции имеют свои особенности, носят субъективный характер; вызывают удовольствие или неудовольствие; отражают характер взаимодействия организма со средой; имеют очень большое многообразие; вызывают успокоение или возбуждение.

Физиологические основы эмоций и чувств. Физиологические процессы, лежащие в основе эмоций, отличаются большой сложностью. Как и все психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воздействием каких-либо раздражителей. Эмоции могут появиться также и в результате внутренних раздражений, возникающих в организме. Раздражение рецепторов внешнего или внутреннего порядка передается по центростремительным нервам в центральную нервную систему, в подкорковые и корковые отделы мозга. Оттуда по центробежным нервным проводникам импульсы возбуждения идут к различным органам тела. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможения распространяются на вегетативные центры, что вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности организма. Таковы явления рефлекторного учащения сокращений сердца при неожиданных раздражителях или рефлекторное торможение дыхания, побледнение при страхе, покраснение при смущении. Большую роль в активизации эмоциональных реакций играет ретикулярная формация ствола мозга. По данным многих исследований, ретикулярная формация оказывает тонизирующее влияние на кору головного мозга, которое заключается в активизации или подавлении деятельности коры, регулирующей наше поведение. В корковом механизме различных эмоций большое значение имеют процессы формирования и преобразования динамических стереотипов. Легкость формирования динамического стереотипа связывается с положительными эмоциями, с переживаниями удовольствия, приятного состояния, непринужденности. Трудность образования динамического стереотипа, с его ломкой и переделкой, связана с отрицательными эмоциями, с чувством неприятности, тоски, безвыходности и т. п. В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль играют механизмы второй сигнальной системы. Они приобретают значение высшего коркового регулятора эмоциональных переживаний и_их проявлений. Благодаря второй сигнальной системе изменяются характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями. 

 

Билет 13. Основные характеристики и функции чувств.

Чувства – переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познаёт и делает, к тому, что его окружает.

Чувства в отличие от обычных эмоций (непосредственных, временных переживаний) — это более сложные, устоявшиеся отношения. Чувство включает в себя целую гамму эмоций. Это наиболее длительные и устойчивые эмоциональные переживания, имеющие четко выраженный предметный характер. Человек не может испытывать чувство вообще, если оно не отнесено к кому-нибудь или чему-нибудь конкретно. Чувства подразделяют на три группы:

  • моральные чувства — связаны с нравственной оценкой поступков своих и других людей (чувство долга, чести, дружбы, любви и т.д.);
  • интеллектуальные чувства — связаны с удовлетворением познавательных потребностей (чувство успешности обучения и др.);
  • эстетические чувства — возникают в связи с удовлетворением эстетических потребностей (чувство прекрасного, безобразного, возвышенного или низменного).

Чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую. 
Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

 

Билет 14. Характеристика основных эмоциональных состояний личности.

Эмоциональные состояния — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека.

По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоции можно разделить на две группы:

  • стенические — повышающие жизнедеятельность организма и
  • астенические — понижающие их.

Эмоциональное состояние, в котором преобладают стенические или астенические эмоции, могут проявляться у человека в любом виде его деятельности и стать его характерологической чертой.

От эмоционального состояния человека зависит его жизнь, его здоровье, его семья, работа, все его окружение, а изменение эмоционального состояния человека приводит к коренным изменениям в его жизни.

В повседневной жизни люди расслаиваются по близким эмоциональным состояниям в группы. Разные группы плохо понимают друг друга, хуже происходит общение, внутри же группы дела обстоят несколько лучше. Как правило, цельная, сформировавшаяся группа принадлежит к одному эмоциональному состоянию.

Вкратце основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

1) Радость (удовлетворение, веселье) 
2) Грусть (апатия, печаль, депрессия), 3) Гнев (агрессия, озлобление), 
4) Страх (тревога, испуг), 
5) Удивление (любопытство), 
6) Отвращение (презрение, брезгливость).

Обычно человек  хорошо знает свое эмоциональное состояние и производит перенос на других людей и на всю жизнь. Чем выше эмоциональное состояние человека, тем легче ему достичь своих целей в жизни. Такой человек рационален, разумен, поэтому он более счастлив, более жив, более уверен. Чем ниже его эмоциональное состояние, тем больше поведение человека находится под управлением его сиюминутных реакций, несмотря на его образование или интеллект.

Эмоциональные состояния:

      • Эмоциональный тон – это обобщенная эмоциональная окраска, оценка ситуации. Эмоциональный тон позволяет человеку быстро реагировать на новые сигналы, сводя их  к общему знаменателю: полезно-вредно;
      • Настроение – эмоциональное состояние, характеризующееся длительностью, окрашивающее все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией на значение событий для жизни человека. Оно зависит от общего состояния здоровья, от тонуса нервной системы;
      • Аффект – сильная, кратковременная вспышка эмоций, связанная с резким изменением важных для субъекта жизни обстоятельств и сопровождаемые резковыраженными двигательными правлениями, изменениями в функциях внутренних органов;
      • Стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Ганс Селье выделял три этапа стресса: мобилизация защитных свойств организма; стабилизация; истощение.
      • Фрустрация (с лат. неудача) – стресс рухнувшей надежды. Фрустрация сопровождается отрицательными эмоциями, способна дезорганизовывать сознание.
      • Страсть – это сильное, стойкое всеобхватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.

 

Билет 15. Воля как психический процесс. Основные волевые качества.

Воля —  способность и умение выбора цели деятельности и внутренних усилий, которые необходимы для её осуществления. Воля — это не физическая деятельность, не эмоциональная деятельность и не всегда сознательная деятельность человека; но деятельность, всегда отражающая принципы морали и нормы личности и указывающая на ценностные характеристики цели выбранного действия. Человек, осуществляя волевые действия, противостоит импульсивным желаниям, формируя в себе сильную личность.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"