Шпаргалка по "Психологии развития"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 06:42, шпаргалка

Краткое описание

Коррекция развития как задача психологии развитии сводится к управлению развитием через изменение его возможных причин..Определить сензитивные периоды для формирования отдельно взятых качеств, значимых в данном обществе (мировоззрения, готовности к труду, произвольного поведения).Классическими задачами возрастной психологии является разработка проблем предпосылок, условий, источников и движущих сил психического развития, т.е. наиболее общих и основных закономерностей психического развития человека от рождения до кончины.

Оглавление

1. Предмет, содержание и цели возрастной психологии.
2. Задачи возрастной психологии. Е.Ф. Рыбалко «Актуальные проблемы возрастной психологии».
3. Анализ проблем возрастной психологии.
4. Сущность процесса развития. Процессы, обеспечивающие психическое развитие.
5. Неэкспериментальные методы исследования психического развития человека.
6. Экспериментальные и диагностические методы исследования психического развития человека.
7. Методика организации исследования психического развития человека.
8. Общее понятие о направлении, теории и модели психического развития. Классификация направлений и теорий психического развития человека.
9. Биогенетическое направление. Теории К. Бюлера, В. Штерна и др. Оценка направления. К.Н. Корнилов «Биогенетический принцип и его значение в педагогике».
10. Психодинамическая теория З. Фрейда.
11. Социогенетическое направление. Теории Б. Скиннера, А. Бандуры и У.Бронфенбреннера. Оценка направления.
12. Структурно-генетическая теория Ж. Пиаже.
13. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
14. Теория развития личности Л.И. Божович. Л.И. Божович «Этапы формирования личности в онтогенезе».
15. Критерии периодизации психического развития человека.
16. Категория возраста в возрастной психологии.
17. Методологические основы возрастной периодизации психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину. Д.Б. Эльконин «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте».
18. Стабильные и критические периоды развития.
19. Условия психического развития человека. Р. Заззо «Психическое развитие ребенка и влияние среды».
20. Движущие силы психического развития человека. А.В. Запорожец «Условия и движущие причины психического развития ребенка».
21. Законы психического развития человека.
22. Кризис новорожденности.
23. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность младенца и ребенка раннего возраста.
24. Познавательное развитие младенца.
25. Развитие речи в младенчестве.
26. Психомоторное (двигательной активности) развитие в младенчестве.
27. Личностное развитие младенца. Детская привязанность. Кризис 1 года.
28. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте. Значение предметной деятельности в психическом развитии.
29. Модель развития общения ребёнка со взрослыми (по материалам работы М.И. Лисиной «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни»).
30. Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте.
31. Развитие речи в раннем возрасте.
32. Личностное развитие ребенка в раннем возрасте. Л.И. Божович, Л.С. Славина «Переходный период от младенчества к раннему возрасту».
33. Кризис 3-х лет.
34. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном и младшем школьном возрастах.
35. Игра, ее значение в психическом развитии ребенка. А.А. Люблинская «Активность и направленность дошкольника».
36. Познавательное развитие дошкольника.
37. Личностное развитие дошкольника.
38. Кризис 6-7 лет.
39. Психологическая готовность ребенка к школе.

Файлы: 1 файл

Психология развития ответы.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

 Второму периоду —     охоты и захвата добычи у первобытного человека — соответствуют, по Гетчесону, годы от 4-го до 12-го, главным же образом 7-й год жизни ребенка. Характерными чертами и для дикаря, охотника и для семилетки являются: «страх перед чужими, действия тайком, равнодушие к боли, почитание героев, жестокость», а играми детей по преимуществу являются: «пугание из засады», игра в прятки, в «черного человека», игра в «пленного», «шайки» и т. п.Третий период —   пастушество — падает, по Гетчесону, на 9— 14-й годы и главным образом на 10-й год жизни. Особенно характерными чертами для этого периода являются «нежность к животным, желание иметь что-нибудь собственное». Отсюда играми и занятиями детей являются: «держание и кормление домашних животных, постройка хижин, рытье подземелий». Четвертому периоду в жизни человечества — земледелию — соответствуют 12—16-й годы жизни ребенка, причем высшая ступень падает на 12-й год. Характерными чертами этого периода являются «развитие предусмотрительности и страсть к садоводству». Отсюда и в играх детей преобладает «садоводство», «выкапывание посевов, чтобы посмотреть, растут ли они, и наблюдение за признаками хорошей и дурной погоды».И, наконец, пятый — торгово-промышленный — период падает на 14—40 лет, находя свое отражение главным образом на 18—20-м годах жизни. Характерными чертами для этого периода являются: «выступление денежных интересов, требование уплаты за услуги, признание значения и смысла арифметики». А отсюда основными играми и занятиями являются: «обмен, продажа, торговля, мена и торговые сделки». При беглом рассмотрении этой схемы она порождает целый ряд недоуменных вопросов.Допустим, что первобытный человек начал добывание пищи с копания и рытья земли, как это утверждает Гетчесон, пусть даже правильно, что дети до 5-летнего возраста очень любят копаться в земле, допустим даже с некоторой натяжкой, что мерилом всего для детей в этом возрасте является «съедобность», то все же едва ли правильно утверждение Гетчесона, что «игры детей в этом периоде состоят в откусывании и отведывании кусков», и если даже допустить, что Гетчесон имеет в виду привычку детей тащить все в рот, то это, во всяком случае, падает не на третий год их жизни, а далеко раньше. Не менее сомнительными являются и такие утверждения Гетчесона, что страх перед чужими будто бы характерен для охотничьего периода жизни первобытного человека и свойствен по преимуществу семилеткам; что почитание героев падает именно на этот седьмой год, а не на позднейшие года; что желание иметь что-нибудь свое собственное «берет начало на десятом», а не более раннем году; что «признание значения и смысла арифметики» падает так поздно — на 18—20-летний возраст. Вот почему вся эта схема в целом представляет нечто крайне натянутое и искусственное. Но если мы даже отбросим все эти детальные указания, которые не имеют должных оснований для своего утверждения, а ограничимся только основными положениями, на которых базируется биогенетический принцип, то и здесь возникает целый ряд сомнений и вопросов. И основной вопрос, который здесь возникает, касается того, имеется ли в распоряжении истории культуры, с одной стороны, и педологии, с другой стороны, достаточное количество строго научного материала для того, чтобы устанавливать твердые параллели между поведением человеческого общества в том или другом периоде и поведением ребенка в те или иные годы. На этот вопрос мы должны ответить отрицательно. Ибо, если мы даже допустим, что в истории культуры твердо установлены те периоды, которые прошло в своем развитии человечеству, не будем пока спорить о том, будут ли это периоды, перечисленные Гетчесоном: бродячий, охотничий, пастушеский, земледельческий и торговый, или же это будут периоды, установленные Марксом: родовой, феодальный, буржуазный и социалистический; во всяком случае, вопрос о поведении и психологии общества в том или другом из этих периодов является наиболее трудным, ожидающим еще углубленных исследований в этой области. Врезультате всего нашего анализа значимости биогенетического принципа мы должны сделать следующий   окончательный вывод: несомненно, что некоторое   соответствие между  развитием индивида и развитием рода имеется налицо, но делаемый отсюда вывод, что ребенок в своем развитии повторяет последовательно этапы развития человечества, есть  не  больше, как только умозаключение по аналогии, т. е. по наименее достоверному из всех типов умозаключений

 

 

 

 

 

 

 

В 10.Психодинамическая теория З. Фрейда

Человек, по З. Фрейду, изначально биологическое существо, обладающее инстинктами жизни, а также инстинктом смерти. Энергией жизненных поступков является энергия либидо (от лат. «желать», «хотеть»), которая находит разрядку в сексуальном поведении.

Зрелая личность имеет сложную структуру: она состоит из трех инстанций — Оно (ид), Я (эго) и Сверх-Я (супер-эго). Оно как биологическое начало «содержит страсти», иррационально и аморально. Побуждения, исходящие из Оно, требуют немедленного и полного удовлетворения. Подчиняется Оно принципу удовольствия — первичному принципу человеческой жизни.

Вторая инстанция Я принимает решения, удовлетворяя желания Оно в той мере, в какой это позволяют реальные обстоятельства. Ориентируется Я на ограничения, налагаемые внешним миром, и подчиняется принципу реальности. Жить по принципу реальности — значит знать, что кроме собственных потребностей существует внешний мир, и ждать, когда в нем создадутся необходимые условия для удовлетворения потребностей, терпеть отсрочку этого удовлетворения. Выход либидозной энергии тормозится, осуществляется медленно и постепенно или направляется в другое русло, приемлемое при сложившихся обстоятельствах.

Если Оно является воплощением страстей и влечений, то Я — разума и рассудительности. Однако, как подчеркивает З. Фрейд, «по отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади... Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей».

Третья инстанция личности, Сверх-Я, становится носителем моральных норм, критиком и цензором. Когда действия Я расходятся с требованиями Сверх-Я, появляется чувство вины.

Структура личности, включающая три инстанции, формируется в онтогенезе постепенно. Рождаясь, ребенок имеет только Оно и живет по принципу удовольствия. Сталкиваясь с ограничениями и запретами, исходящими от окружающих его людей, ребенок развивается как личность — у него появляются Я и Сверх-Я. Таким образом, с одной стороны, человек с самого начала жизни находится в антагонистических отношениях с обществом, общество давит на него, с другой стороны, без этого давления невозможен личностный рост.

Возрастное развитие, его стадии, по З. Фрейду, связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие (отсюда — своеобразные названия возрастных этапов).

На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона — слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствии пищи — собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, Оно, в конце стадии появляется вторая инстанция — Я. Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.

На анальной стадии (1—3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего интенсивно развивается Я, определяющим становится принцип реальности. Кроме того, в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция — Сверх-Я как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и некоторые другие черты.

Фаллическая стадия (3—5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования Сверх-Я. Зарождаются новые черты личности — самонаблюдение, благоразумие и др.

Латентная стадия (5—12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из Оно, хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

Генитальная стадия (с 12 лет) соответствует собственно половому развитию. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало — Оно — усиливает свою активность, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

 

Сознательное

Бессознательное

 

«Я»

«Оно»

«Сверх-Я»

Рациональное

«Желаю»

«Должен»

поведение

   

1. Восприятие

Сосредоточение инстинк

Возникает в соответствии

информации:

тов:

с механизмом идентичности

— об окружающем

— сексуальных;

ребенка со взрослыми.

мире;

— агрессивных

Проявляется в виде совести,

— о состоянии организма

 

чувств страха, вины

2. Сохранение в памяти

Быстрое удовлетворение

Если требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» несовместимы, то возникает конфликт, это создает напряжение

3. Ответные реакции

 

Спасение достигается

для самосохранения

 

с помощью «защитных механизмов»:

— вытеснения;

— рационализации;

— сублимации;

— регрессии и др.

Приспособление

Энергетический источник

Моральные стандарты,

к реальности

 

запреты и поощрения


 

                    Сверх я =  должен

 

«ОНО» бессознательное Сознание Я

Психосексуальные стадии развития личности по З. Фрейду

 

Возр

Характеристика

Оральная

0 – 1

Основные потребности и источники их удовлетворения (=эрогенные зоны) – в области рта – на губах, языке, а некоторое время спустя – на зубах.

Либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, жевания или покусывания. Формы пов.: захват, удержание, кусание, выплевывание.

Осн. потребности – в питании, удовлетворении голода и жажды. Во время кормления ребенка ласкают, прижимают к себе, что малыш ассоциирует не только с уменьшением напряжения в связи с удовлетворением потребности, но и как получение удовольствия.

Формы поведения – сосание, глотание, а после появления зубов, кусание – является проявлением агрессивных инстинктов.

Пороки: курение, гурманство, вербальная агрессивность, иногда – развитие пассивной и зависимой от окружения личности.

Анальная

1 – 3

Эрогенные зоны – в области заднепроходного отверстия. Приучение ребенка к чистоплотности.

Ребенок осознает новые области напряжения (заднепроходное отверстие и мочевой пузырь), учится контролировать их.

Дети быстро начинают понимать, что увеличение уровня контроля над процессами уринации и дефекации приносит им похвалу и внимание со стороны родителей.

Формы поведения: интерес к функциям отправления. Ведущая деятельность – процесс контроля над актами уринации и дефекации (сдерживание / выталкивание).

Нарушения развития обусловлены страхом ребенка потерять контроль над процессами выделения, непоследовательным поведением родителей.

Пороки: пунктуальность, скупость, чистоплотность, упрямство.

Фаллическая

3 – 5

Эрогенные зоны – в обл. первичных половых органов, гениталиях.

Обнаружение различий между полами.

Формы поведения: исследование своих гениталий.

Ребенок снимает напряжение и получает удовольствие от стимуляции области гениталий.

Дети реагируют на родителей своего пола как на потенциальную угрозу удовлетворения их потребностей – «Эдипов комплекс» (мал.) и «комплекс Электры» – у дев. Комплексы характеризуются привязанностью к родителю противоположного пола и агрессивностью к родителю того же пола.

Конфликт разрешается отказом ребенка от нежных чувств к родителю другого пола и отождествлением себя с родителем одного с ним пола (что представляет для ребенка меньшую опасность, чем агрессивное отношение).

Приобщение к ценностям, ролям и установкам, свойственным его полу.

Пороки: гомосексуальные ориентации, поиск партнера, который является «заменой» родителя.

Эти 3 стадии относятся к прегенитальному развитию, в течение которых сексуальные / чувственные инстинкты еще не направлены на репродукцию.

Латентная

5 – 12

Эрогенные зоны не выделяются, пецифических форм поведения нет. Снижение активности и интересов, связанных с сексом.

На первый план – школьное обучение, социализация, освоение форм поведения, свойственных данному полу.

Какую бы форму ни принимало разрешение внутриличностной борьбы предыдущего периода, у детей ослабевает абсолютная привязанность к родителям. Это компенсируется значительно расширяющимися отношениями со сверстниками, обращением к учению, увлечениям, спорту и др. Все неразрешенные желания сексуального характера успешно подавляются Супер-Эго.

Генитальная

пер. половоззрелости, 12 – 18

Включает в себя период полового созревания подростка.

Стадия характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений. Во главе с гениталиями все предыдущие эрогенные зоны объединяются.

Подросток все более ориентируется на поиск полового удовлетворения с помощью других людей – как правило, противоположного пола.

Однако, такое общение может быть затруднено, особенно, если происходили фиксации на одной или нескольких предыдущих психосексуальных стадиях развития со всеми их особенностями.

Велика вероятность формирования психологической гомосексуальности или нарциссического характера. Нормальное развитие происходит преимущественно за счет мех-мов психологической защиты (сублимация, вытеснение).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 11.Социогенетическое направление. Теории Б. Скиннера, А. Бандуры и У.Бронфенбреннера. Оценка направления.

Психологи, представляющих это направление, отрицали активность личности в процессе ее развития, считая социальное окружение решающим фактором, детерминирует его. На их взгляд, чтобы узнать люддину, достаточно проанализировать особенности ее окружение Однако, как свидетельствуют жизненные реали, нередко при одинаковых условиях вырастают разные люди Поэтому этот подход механистическим к пониманию развития личности и, поскольку он игнорирует самоактивностью, диалектические противоречия ее становления По этим причинам биогенетический и социогенетический направления психологи уже в 30-е годы XX века стали объектами критики Несмотря на то что с научной точки зрения они вызывают теперь лишь исторический интерес, нередко педагоги-практики считают, что развитие школьников обусловлен прежде наследственностью, умаляя роль обучения и воспитания или недооценивают значение наследственности в становлении личностистості. Социогенетичного теории пытаются объяснить особенности различных возрастных периодов человека, учитывая структуру общества, средства социализации, взаимодействие с другими людьми Например, немецко-американский кий психолог Курт Левин (1890-1947) рассматривает юность как социально-психологическое явление, связывая психическое развитие личности с изменением его социального положения Однако он не учитывает загальносо ные детерминанты - социальное происхождение, род занятий, общие условия развитияку.

Теория Б. Скиннера.

Скиннер подчеркивал, что поведение человека целиком определяется влиянием внешней среды и так же, как поведение животных, может быть «сделано» и проконтролировано. Павловская идея построения нового поведенческого акта у животного прямо в лабораторных условиях вылилась у Б. Скиннера в идею «технологии поведения», согласно которой с помощью подкрепления (поощрения или наказания) можно сформировать любой тип поведения.

Развитие Б. Скиннер отождествляет с обучением, указывая лишь на единственное их различие: если обучение охватывает небольшие отрезки времени, то развитие — относительно продолжительные периоды.

Главное понятие Б. Скиннера — подкрепление, т.е. увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова.

Б. Скиннер различает положительное подкрепление и награду, поощрение, а также отрицательное подкрепление и наказание, пользуясь разделением подкрепления на первичное и условное. Положительное подкрепление в случае детского поведения - это одобрение взрослых, выражаемое в любой форме, отрицательное — недовольство родителей, страх перед их агрессией.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии развития"