Шпаргалка по "Психологии развития"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 06:42, шпаргалка

Краткое описание

Коррекция развития как задача психологии развитии сводится к управлению развитием через изменение его возможных причин..Определить сензитивные периоды для формирования отдельно взятых качеств, значимых в данном обществе (мировоззрения, готовности к труду, произвольного поведения).Классическими задачами возрастной психологии является разработка проблем предпосылок, условий, источников и движущих сил психического развития, т.е. наиболее общих и основных закономерностей психического развития человека от рождения до кончины.

Оглавление

1. Предмет, содержание и цели возрастной психологии.
2. Задачи возрастной психологии. Е.Ф. Рыбалко «Актуальные проблемы возрастной психологии».
3. Анализ проблем возрастной психологии.
4. Сущность процесса развития. Процессы, обеспечивающие психическое развитие.
5. Неэкспериментальные методы исследования психического развития человека.
6. Экспериментальные и диагностические методы исследования психического развития человека.
7. Методика организации исследования психического развития человека.
8. Общее понятие о направлении, теории и модели психического развития. Классификация направлений и теорий психического развития человека.
9. Биогенетическое направление. Теории К. Бюлера, В. Штерна и др. Оценка направления. К.Н. Корнилов «Биогенетический принцип и его значение в педагогике».
10. Психодинамическая теория З. Фрейда.
11. Социогенетическое направление. Теории Б. Скиннера, А. Бандуры и У.Бронфенбреннера. Оценка направления.
12. Структурно-генетическая теория Ж. Пиаже.
13. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
14. Теория развития личности Л.И. Божович. Л.И. Божович «Этапы формирования личности в онтогенезе».
15. Критерии периодизации психического развития человека.
16. Категория возраста в возрастной психологии.
17. Методологические основы возрастной периодизации психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину. Д.Б. Эльконин «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте».
18. Стабильные и критические периоды развития.
19. Условия психического развития человека. Р. Заззо «Психическое развитие ребенка и влияние среды».
20. Движущие силы психического развития человека. А.В. Запорожец «Условия и движущие причины психического развития ребенка».
21. Законы психического развития человека.
22. Кризис новорожденности.
23. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность младенца и ребенка раннего возраста.
24. Познавательное развитие младенца.
25. Развитие речи в младенчестве.
26. Психомоторное (двигательной активности) развитие в младенчестве.
27. Личностное развитие младенца. Детская привязанность. Кризис 1 года.
28. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте. Значение предметной деятельности в психическом развитии.
29. Модель развития общения ребёнка со взрослыми (по материалам работы М.И. Лисиной «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни»).
30. Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте.
31. Развитие речи в раннем возрасте.
32. Личностное развитие ребенка в раннем возрасте. Л.И. Божович, Л.С. Славина «Переходный период от младенчества к раннему возрасту».
33. Кризис 3-х лет.
34. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном и младшем школьном возрастах.
35. Игра, ее значение в психическом развитии ребенка. А.А. Люблинская «Активность и направленность дошкольника».
36. Познавательное развитие дошкольника.
37. Личностное развитие дошкольника.
38. Кризис 6-7 лет.
39. Психологическая готовность ребенка к школе.

Файлы: 1 файл

Психология развития ответы.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

Но как же объяснить тогда замедление развития после двух лет? Марсель Жебер думает, что это связано с резкостью такого аффективного события, как отлучение от матери. Оно имеет форму настоящего разрыва: мать отказывается давать ребенку грудь, она больше с ним не спит. Часто происходит даже физическое отделение: ребенка поручают какой-нибудь родственнице, живущей так далеко, что мать редко навещает его.  Африканская мать занимает позицию, которая, по-видимому, целиком соответствует общей концепции воспитания. «Многие африканские матери думают, — говорит одна из них, - что играть с ребенком плохо, это может повредить ему». Боулби и Спитц полагают, что всякий ребенок, ставший жертвой разлуки с матерью, поражается психологически.

В. Тонкая структура среды. Данные сравнительного изучения историй близнецов. Первое наблюдение, касающееся скорости их развития, имеет от ношение к тому, что мы только что говорили о среде, рассматриваемой как непосредственно окружающие ребенка условия жизни.

В общем, однояйцевые близнецы развиваются интеллектуально несколько медленнее обычных детей. Этот факт нельзя отнести за счет социальной среды: я констатировал его на всех уровнях. Не связан он и с тем, что мать пренебрегает выполнением своего долга: близнецы окружены, как правило, особым вниманием. Наконец, указанный факт нельзя приписать и худшей наследственности: нервнодвигательное развитие близнецов происходит совершенно нормально. отставание близнецов в первые годы жизни связано главным образом с недостаточным развитием у них речи бедностью их социальных отношений и игр.

Их отставание определяется наличием близнецовой пары, в которой они замыкаются. Второе наблюдение, которое дает еще больше пищи для размышлений, — это наличие двух явно неодинаковых личностей у существ, совершенно тождественных с точки зрения их наследственности. Да и среда их тоже кажется идентичной, поскольку они имеют одинаковый возраст, живут в одной семье, окружены каждый из них создает особую личность одними и теми же заботами носят одинаковую одежду. Но индивид воспринимает в среде не только эти моменты. Она служит для него основой всех тех отношений, которые складываются у каждого из нас с себе подобными, — отношений соперничества, взаимодополняемости, всего репертуара ролей, которые мы играем в зависимости от того, кто является нашим партнером. Здесь идет речь о законе, который специфичен не только для близнецов. Но эти последние демонстрируют его особенно выпукло, потому что при одинаковой среде и наследственности каждый из них создаёт особую личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

В20. Движущие силы психического развития человека?. А.В. Запорожец «Условия и движущие причины психического развития ребенка».

Движущие силы психического развития человека сложны и многообразны. Непосредственными движущими силами развития ребенка являются противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения, воспитания и деятельности. К таким противоречиям относятся, например, противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; противоречия между возросшими физическими и духовными потребностями и старыми сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; между растущими требованиями со стороны общества, коллектива, взрослых и наличным уровнем психического развития.

Указанные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются. Например, у младшего школьника существует противоречие между готовностью к самостоятельной волевой деятельности и зависимостью поведения от наличной ситуации или непосредственных переживаний. Для подростка наиболее остры противоречия между его самооценкой и уровнем притязаний, с одной стороны, и переживанием отношений к нему со стороны окружающих, а также переживанием своего реального положения в коллективе — с другой; противоречие между потребностью участвовать в коллективе; противоречие между потребностью участвовать в жизни взрослых в качестве полноправного члена и несоответствием этому своих возможностей.

Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется — противоречие снимается. Неудовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим — развитие продолжается.

Психическое развитие нельзя сводить к тому, что с возрастом увеличивается объем внимания, развитие не есть процесс только количественных изменений, свойств и качеств. Психическое развитие не сводится также и к тому, что с возрастом увеличивается объем внимания, произвольность психических процессов, смысловое запоминание и так далее, уменьшается детская фантазия, импульсивность в поведении, острота и свежестьвосприятия. Развитие психики связано с появлением в определенные возрастные периоды качественно новых особенностей, так называемых «новообразований», (чувство взрослости у подростков, потребность в жизненно-трудовом самоопределении в ранней юности).

А.В. Запорожец «Условия и движущие причины психического развития ребенка».

Одной из важнейших проблем детской психологии является проблема условий и движущих причин развития психики ребенка.Долгое время эта проблема рассматривалась (и сейчас рассматривается многими психологами) в плане метафизической теории двух факторов (наследственности и внешней среды), которые в качестве внешних и неизменных сил якобы роковым образом предопределяют ход развития детской психики. Психологи (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев и др.), опираясь на ряд теоретических и экспериментальных исследований, заложили основы теории психического развития ребенка и выяснили специфическое отличие этого процесса от онтогенеза психики животного. В индивидуальном развитии психики животных основное значение имеет проявление и накопление двух форм опыта: видового опыта (который передается последующим поколениям в виде наследственно фиксированных морфологических свойств нервной системы) и опыта индивидуального, приобретенного отдельной особью путем приспособления к наличным условиям существования. В отличие от этого в развитии ребенка наряду с двумя предыдущими возникает и приобретает доминирующую роль еще одна, совершенно особая форма опыта. Это * опыт социальный, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего его детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование их личности.  Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся у него при этом с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности. Признав важное значение для психического развития ребенка его общечеловеческих и индивидуальных органических особенностей, а также ход их созревания в онтогенезе, необходимо вместе с тем подчеркнуть, что эти особенности представляют собой лишь условия, лишь необходимые предпосылки, а не движущие причины формирования человеческой психики. Ни одно из специфически человеческих психических качеств, таких как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т. д., не могут возникнуть путём лишь вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств требуются определённые социальные условия жизни и воспитания. Социальная среда (и преобразованная человеческим трудом природа) является не просто внешним условием, а подлинным источником развития ребёнка, поскольку в ней содержатся все те материальные и духовные ценности, в которых воплощены…способности человеческого рода и которыми отдельный индивид должен овладеть в процессе своего развития.Социальным опытом, воплощенным в орудиях труда, в языке, в произведениях науки и искусства и т. д., дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения   с окружающими людьми. В связи с этим возникает важная и мало изученная в детской психологии проблема – проблема общения ребенка с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных генетических ступенях.Исследования (М. И. Лисина и др.) показывают, что   характер общения ребенка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного, эмоционального контакта, то общения речевого, то совместной деятельности. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм открывают перед ребенком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития.

 Усвоение детьми общественного опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме. Производилось изучение психологических особенностей игры, учения и труда у детей, различных возрастов и влияния этих видов деятельности на развитие отдельных   психических процессов и формирование личности ребенка в целом. Исследования ориентировочной части деятельности позволили более глубоко проникнуть в ее структуру и более детально выяснить ее роль в усвоении нового опыта. Обнаружилось, что ориентировочные   компоненты той или иной целостной деятельности выполняют функцию «уподобления», «моделирования» тех материальных или идеальных предметов, с которыми ребенок действует, и приводят к созданию адекватных представлений или понятий об этих предметах. Специальная организация ориентировочной деятельности детей играет существенную роль в процессе педагогического руководства различными видами деятельности детей. Диалектико-материалистический подход к психическому развитию ребенка выдвигает проблему «спонтанности» этого развития, наличия в нем мотивов самодвижжения. Каждая новая ступень психического развития ребенка закономерно следует за предыдущей; и переход от одной к другой обусловлен не только внешними, но и внутренними причинами. Как во всяком диалектическом процессе, в процессе развития ребенка возникают противоречия, связанные с переходом от одной стадии к другой. Одним из основных противоречий такого рода является противоречие между возросшими физиологическими и психическими возможностями ребенка и сложившимися ранее видами взаимоотношений с окружающими людьми и формами деятельности. Эти противоречия, приобретающие подчас драматический характер возрастных кризисов, разрешаются путем установления новых взаимоотношений ребенка с окружающими, формирования новых видов деятельности, что знаменует собой переход на следующую возрастную ступень психического развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 21.Законы психического развития человека.

Основными законами, характеризующими психическое развитие являются следующие:

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. Чем выше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики (Рыбалко Е. Ф., 1990).

Этим объясняются резкие перепады в развитии, например, познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте.

Показано, что неравномерный, колебательный характер развития обусловлен нелинейной, многовариантной природой развивающейся системы. При этом, чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания: высокие подъемы сменяются значительными спадами.

Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Чем же она вызвана?

Неравномерность — неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций. Гетерохронность — разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.

Если неравномерность развития обусловлена нелинейной природой системы, то гетерохронность связывается с особенностями ее структуры, прежде всего с неоднородностью ее элементов. Именно это обстоятельство и обусловливает избирательный характер развития структур и функций в соответствии с внешними и внутренними факторами.

2. Неустойчивость развития. Неравномерность и гетерохронность тесно связаны с неустойчивостью развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций — с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

3. Сензитивность развития. Сензитивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания.

Сензитивность возрастная — оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному периоду.

Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

4. Кумулятивность психического  развития. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример — последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

5. Стадиальность развития. Психическое развитие происходит поэтапно, каждая возрастная стадия имеет свой темп и ритм. Например, год жизни младенца не равноценный года жизни в дошкольном возрасте.

Каждая возрастная стадия особенно ценна для психического развития ребенка. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах жизнедеятельности. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает переход к новой стадии развития.

 

 

В 22.Кризис новорожденности.

Новорожденность - единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития — они только обеспечивают выживание ребенка.

Кризис новорожденности (0-2 месяца) "Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорожденности" (Л.С. Выготский).

Главнейшая особенность возраста заключается в особенной ситуации развития, которая создается благодаря тому, что ребенок в момент родов отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все существование ребенка занимает как бы промежуточное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Новорожденность совмещает черты того и другого (питание, сон, двигательные реакции). Состояние нервной системы новорожденного предполагает начатки психики, отличные, от психики взрослого человека.

Готовность нервной системы приспосабливаться к новым условиям обеспечивается следующими рефлексами:

—защитные рефлексы, направленные на удаление от раздражителя (сужение зрачка, зажмуривание век, реакция отдергивания на боль и др.);

—ориентировочные рефлексы, направленные на контакт с раз- дражителем(поворот головы в сторону солнечного света уже в 1-3-й день жизни, открывает рот в сторону раздражителя при прикосновении источника пищи к губами т.д.);

—сосательный рефлекс (появляется у плода уже в 18 недель в утробе матери);

—хватательный (прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания),

—рефлекс отталкивания (ползания) при прикосновении к подошвам ног.

У ребенка, в отличие от детенышей животных, безусловные рефлексы не обеспечивают специфических видовых (человеческих) форм поведения. К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы*. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени. Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2—3-й неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений ребенка, он замирает и замолкает. Позже, на 3—4-й неделе, такая же реакция возникает на голос человека. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3—5-й неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии развития"