Шпаргалка по "Психологии развития"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 06:42, шпаргалка

Краткое описание

Коррекция развития как задача психологии развитии сводится к управлению развитием через изменение его возможных причин..Определить сензитивные периоды для формирования отдельно взятых качеств, значимых в данном обществе (мировоззрения, готовности к труду, произвольного поведения).Классическими задачами возрастной психологии является разработка проблем предпосылок, условий, источников и движущих сил психического развития, т.е. наиболее общих и основных закономерностей психического развития человека от рождения до кончины.

Оглавление

1. Предмет, содержание и цели возрастной психологии.
2. Задачи возрастной психологии. Е.Ф. Рыбалко «Актуальные проблемы возрастной психологии».
3. Анализ проблем возрастной психологии.
4. Сущность процесса развития. Процессы, обеспечивающие психическое развитие.
5. Неэкспериментальные методы исследования психического развития человека.
6. Экспериментальные и диагностические методы исследования психического развития человека.
7. Методика организации исследования психического развития человека.
8. Общее понятие о направлении, теории и модели психического развития. Классификация направлений и теорий психического развития человека.
9. Биогенетическое направление. Теории К. Бюлера, В. Штерна и др. Оценка направления. К.Н. Корнилов «Биогенетический принцип и его значение в педагогике».
10. Психодинамическая теория З. Фрейда.
11. Социогенетическое направление. Теории Б. Скиннера, А. Бандуры и У.Бронфенбреннера. Оценка направления.
12. Структурно-генетическая теория Ж. Пиаже.
13. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
14. Теория развития личности Л.И. Божович. Л.И. Божович «Этапы формирования личности в онтогенезе».
15. Критерии периодизации психического развития человека.
16. Категория возраста в возрастной психологии.
17. Методологические основы возрастной периодизации психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину. Д.Б. Эльконин «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте».
18. Стабильные и критические периоды развития.
19. Условия психического развития человека. Р. Заззо «Психическое развитие ребенка и влияние среды».
20. Движущие силы психического развития человека. А.В. Запорожец «Условия и движущие причины психического развития ребенка».
21. Законы психического развития человека.
22. Кризис новорожденности.
23. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность младенца и ребенка раннего возраста.
24. Познавательное развитие младенца.
25. Развитие речи в младенчестве.
26. Психомоторное (двигательной активности) развитие в младенчестве.
27. Личностное развитие младенца. Детская привязанность. Кризис 1 года.
28. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте. Значение предметной деятельности в психическом развитии.
29. Модель развития общения ребёнка со взрослыми (по материалам работы М.И. Лисиной «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни»).
30. Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте.
31. Развитие речи в раннем возрасте.
32. Личностное развитие ребенка в раннем возрасте. Л.И. Божович, Л.С. Славина «Переходный период от младенчества к раннему возрасту».
33. Кризис 3-х лет.
34. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном и младшем школьном возрастах.
35. Игра, ее значение в психическом развитии ребенка. А.А. Люблинская «Активность и направленность дошкольника».
36. Познавательное развитие дошкольника.
37. Личностное развитие дошкольника.
38. Кризис 6-7 лет.
39. Психологическая готовность ребенка к школе.

Файлы: 1 файл

Психология развития ответы.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

 В 1. Предмет, содержание и цели возрастной психологии.

Возрастная психология - это раздел психологии, в которой изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности процесса перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности.

Возрастная психология делится на:

  • детскую психологию, изучающую закономерности психического развития ребенка от рождения до поступления в школу;
  • психологию младшего школьника;
  • психологию подростка;
  • психологию юности;
  • психологию взрослого человека (акмеологию);
  • геронтопсихологию.

Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии, - акцент на динамике развития

Конкретизируя данное общее определение предмета психологии развития, можно выделить следующие виды изменений, изучением которых занимается психология развития:

1.анатомо-физиологические изменения; для психологии развития особенный интерес представляет развитие тех органов и систем, которые более всего связаны с ходом психического развития человека – нервная система, опорно-двигательная система, половая система, эндокринная система;

2.познавательных (когнитивных) процессов – ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи;

3.изменения, происходящие в личности и её структурных компонентах – темпераменте, характере, эмоциях и чувствах, воле, мотивации (направленности), самосознании;

4.изменения социальных отношений личности и освоения социальных ролей.

Предмет психологии развития также составляет изучение:

-движущих сил и условий психического развития человека;

-основных особенностей психического развития при переходе человека от одного возрастного периода к другому (изучение деятельности и социальной ситуации развития, характерной для данного возраста);

законов психического развития человека.

Цели изучения развития:

1.определение универсальных изменений, которые происходят у всех детей, независимо от культуры, в которой они воспитываются, или имеющегося у них опыта (например, 1-я улыбка в 2-3 месяца; прямохождение в 13 месяцев; первые слова к 12 месяцам). Изучение универсальных изменений необходимо для выяснения того, что является нормой каждого возрастного периода (Н. Ньюкомб, с. 23);

2 определение индивидуальных различий в процессе развития. Например, одни младенцы громко плачут, когда мать уходит из комнаты, а другие продолжают спокойно играть и т.д. Знание индивидуальных различий может помочь выделить те особенности детей, которые следует учитывать при принятии решений относительно обучения ребёнка или принятия дисциплинарных мер;

3.изучение влияния среды или ситуации на поведение детей. Ребёнок может быть дружелюбен и открыт со взрослыми дома, но застенчив при встрече с ними в школе

 

 

В2.Задачи возрастной психологии. Е.Ф. Рыбалко «Актуальные проблемы возрастной психологии».

Задачи возростной психологии

Выделяются следующие научные задачи, выступающие одновременно и функциями психологии развития.Описание развития предполагает получение представления о феноменологии процессов развития во всей их полноте (с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний). Решение данной задачи предполагает ответ на вопрос: «Что и когда изменяется&Объяснения развития направлена на выявление причин, факторов и условий, вызывающих изменения в поведении и переживании. В основе объяснения лежит схема причинно-следственной связи, которая может быть строго однозначной (что встречается чрезвычайно редко), вероятностной (статистической, с разной степенью отклонения) или вообще отсутствовать. Она может быть одинарной (что встречается очень редко) или множественной (что обычно и имеет место при изучении развития). Прогнозом развития и её решение направлено на поиск ответа на вопрос «К чему произошедшее изменение приведёт?». Это означает, что при прогнозе необходимо указывать на следствия, которые вытекают из данной причины.Прогноз развития всегда носит гипотетический характер, так как основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами.

Коррекция развития как задача психологии развитии сводится к управлению развитием через изменение его возможных причин..Определить сензитивные периоды для формирования отдельно взятых качеств, значимых в данном обществе (мировоззрения, готовности к труду, произвольного поведения).Классическими задачами возрастной психологии является разработка проблем предпосылок, условий, источников и движущих сил психического развития, т.е. наиболее общих и основных закономерностей психического развития человека от рождения до кончины. Кроме того, на каждом этапе развития возрастной психологии как науки предмет ее исторически менялся, он расширялся за счет решения новых задач образования детей и взрослых, за счет изменения экономической и социальной ситуации развития новых поколений, запросов общества, а также, исходя из логики развития самой науки психологии и ее отраслей, которые не только обогащали возрастную психологию, но и ставили перед нею все новые и новые задачи.

Е.Ф. Рыбалко АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ .Появление новой проблематики на стыке возрастной и инженерной психологии и психологии труда обусловлено необходимостью учета возрастного фактора при построении эффективных режимов тренинга операторов и при обучении профессиональному мастерству в условиях высокоавтоматизированного производства, при оценке надежности работы и адаптационных возможностей человека в условиях космических полетов. Сближение медицинских наук и возрастной психологии происходит на основе возрастающих требований клинической диагностики в целях более точной профилактики, лечения и трудовой экспертизы, с использованием глубоких и всесторонних знаний о состояниях и возможностях человека в разные периоды его жизни. Тесная связь с клиникой, медициной, включая гериатрию, способствует углубленной разработке основных проблем возрастной психологии, таких как потенциалы человеческого развития в различные возрастные периоды, определение возрастных норм психических функций. Сближение медицинских наук и возрастной психологии происходит на основе возрастающих требований клинической диагностики в целях более точной профилактики, лечения и трудовой экспертизы, с использованием глубоких и всесторонних знаний о состояниях и возможностях человека в разные периоды его жизни. Тесная связь с клиникой, медициной, включая гериатрию, способствует углубленной разработке основных проблем возрастной психологии, таких как потенциалы человеческого развития в различные возрастные периоды, определение возрастных норм психических функций. В педагогической деятельности высокая эффективность обучения и воспитания достигается благодаря всестороннему знанию личности учащихся с учетом их возрастных особенностей. Взаимодействие возрастной психологии с практикой осуществляется непосредственно и через целый комплекс наук о человеке, таких, как медицина, спорт, педагогика и психологические науки, образованные в результате расширения междисциплинарных связей. Однако не только контакты с отдельными дисциплинами, но и междисциплинарные связи создают новые возможности для развития проблематики возрастной психологии. Особое значение интеграции наук в системе человекознания придавал Б. Г. Ананьев: «Все больше углубляется понимание относительности границ между гигиеной и воспитанием, оздоровительно-восстановительной практикой и формированием человека, психотерапией и социально-педагогическими воздействиями. Со сближением оздоровительно-гигиенической и педагогической практики связано современное понимание целостности развития, зависимости его не только от гомогенных (например, физического развития от физического воспитания), но и от гетерогенных связей (например, физического развития от умственного воспитания)».Интегральный подход к индивидуальному развитию личности предполагает исследование его внутренних закономерностей и основных характеристик, раскрывающих временную и топологическую структуру онтогенеза психики. Цикл работ, проведёный коллективом, возглавляемым Б.Г. Ананьевым, был посвящён возрастным особенностям психофизиологических функций взрослых. В результате была показана необходимость дифференцированного подхода к возрастным различиям, поскольку таким образом выявляется внутренняя противоречивость и разновременность возрастной изменчивости функций. Одной из актуальных задач является расширение знаний в этом направлении путем микровозрастного анализа психофизиологических функций в период их роста и инволюции. Продолжение исследований в указанном плане на школьниках различного возраста позволило показать действие сложных закономерностей возрастной изменчивости некоторых психофизиологических функций на разных уровнях их организации и дать их теоретическое описание. На основе знания общих закономерностей онтогенетического развития и системного подхода в возрастной психологии могут решаться прикладные и теоретические задачи. Знание возрастных норм необходимо для оценки отклоняющихся форм поведения и в целях прогноза психического развития. Широкий диапазон действия возрастных норм обусловлен тем, что возраст выступает как одна из наиболее интегральных характеристик человека. Оценивая возрастные особенности с позиции комплексного подхода, важно, однако, учитывать неодинаковую степень связи изменений различных функций с возрастом. Наиболее тесным образом с возрастной изменчивостью связаны индивидные характеристики. В наименьшей степени связь с возрастом выражена в становлении личности и субъекта деятельности. Кроме того, в зависимости от содержания направленности социально значимых требований к человеку в разные периоды его онтогенеза на первый план в определении норм психического развития выступают различные критерии, которые определяют специфику комплексной оценки того или иного периода жизни. Так, при поступлении в школу, наряду с другими показателями биологического и социального развития, решающее значение имеет интеллектуальная зрелость. Проблема возрастных норм психического развития имеет целый ряд аспектов. Наряду с разработкой возрастной периодизации жизненного цикла как наиболее комплексной и сложной важное прикладное значение придается возрастному нормированию по отдельным подструктурам и функциям, реально используемым в общественной практике. Становление человека как личности, как субъекта познания, общественного поведения и практической деятельности так или иначе связано с возрастными лимитами, которые опосредуют процесс социального воздействия на человека, социальную регуляцию его статуса и поведения в обществе. Начало формирования субъекта познания датируется семилетним возрастом. В известном смысле определена и граница творческой научной активности взрослого человека, связанная со сроком предоставления творческого отпуска для подготовки докторской диссертации (45 лет). В трудовом законодательстве фиксируются возрастные пределы зрелости человека как субъекта трудовой деятельности в общем и профессиональном плане. Стратегия поиска возрастных различий должна учитывать относительный характер возрастного фактора, который выражен неодинаковым образом не только в развитии различных подструктур и функций человека, но и на отдельных этапах человеческой жизни. Как отмечал Б. Г. Ананьев, в наибольшей степени его действие проявляется в первые недели и месяцы жизни человека. Специфика возрастного фактора заключается не только в том, что он по-разному проявляется в отдельные периоды жизненного цикла. Его изучение осложняется тем обстоятельством, что он выступает в единстве с индивидуальными особенностями, которые важно учитывать при разработке возрастных нормативов.Следует отметить, что с возрастом развитие человека все более индивидуализируется. С. Л. Рубинштейн писал, что чем ребенок старше и чем процессы сложнее, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия. Усиление индивидуальных различий на протяжении всего жизненного цикла отмечал и Б. Г. Ананьев: «Уже в подростковом, а тем более в юношеском возрасте смена возрастных периодов во многом зависит не только от условий воспитания, но и от сложившихся индивидуальных и типологических особенностей формирующейся личности. Процессы роста, созревания и развития все более опосредуются накопленным жизненным опытом и образовавшимися типологическими и индивидуальными чертами. Проблема возрастного нормирования включает не только рассмотрение усредненных эталонов, но и вопрос об индивидуальной вариативности психологических характеристик. Кроме того, индивидуальные различия выступают как самостоятельная проблема в структуре возрастной психологии. Рассмотрение возрастных и индивидуальных особенностей в их единстве создает новые возможности для изучения обучаемости, для определения генеза и степени зрелости психологических функций. Выявление различных путей развития психических функций и разнообразия темпов их возрастной динамики имеет значение для более точной оценки не только каждого возрастного «среза», но главным образом самого процесса индивидуального развития с точки зрения множественности и разнообразия проявлений возрастной нормы. Следующий цикл проблем возрастной психологии связан с феноменом ускорения процесса развития. Акселерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ геронтогенеза в современном обществе под действием целого комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических и биотических факторов оказывают влияние на построение системы возрастного нормирования. Для дальнейшего исследования одной из основных проблем возрастной психологии — классификации периодов жизни — первостепенное значение имеет структурно-генетический подход к онтогенетическому развитию человека. Благодаря корреляционному и факторному анализу на этапе коллективного комплексного исследования психофизиологических функций взрослых, выполненного под руководством Б. Г. Ананьева, удалось выявить функциональные структуры внимания, памяти и мышления. В число основных проблем возрастной психологии входит исследование факторов развития, поскольку оно осуществляется во взаимодействии человека с окружающим миром, в процессе общения, практической и теоретической деятельности. Детерминанты и условия человеческого развития включают социально-экономические, политико-правовые, идеологические, педагогические, а также биотические и абиотические факторы. Одна из главных задач состоит в том, чтобы рассмотреть «полифакторные поля» основных компонентов целостной структуры человека, складывающихся в процессе индивидуального развития. При этом с общетеоретических позиций важно изучение законов соединения факторов в целостности и функционирования их по законам данной диалектико-динамической системы, представление их как переменного системного комплекса.Построение системы частных задач, направленных на выявление специфики отдельных эпох и фаз жизни, определяется конкретизацией общих законов онтогенеза и практическими требованиями общества. В плане выявления возможностей индивидуального развития особый интерес представляют самые ранние годы жизни человека. Долголетие и увеличение сроков сохранения трудоспособности и творческой активности в пожилом возрасте является важнейшей проблемой возрастной психологии и других смежных наук о человеке. К числу актуальных частных проблем относится также изучение особенностей подросткового возраста и исследование механизмов развития и возрастной изменчивости психики в зрелый период жизни. Другие задачи связаны с выяснением возрастных особенностей, отдельных функций и сторон психической организации человека.Таким образом, намечается определённая иерархия актуальных проблем более общего  и частного порядка, решение которой подчинено основной цели – дальнейшей разработке теории индивидуального развития и расширения возможностей приложения научных знаний по возрастной психологии к решению задач социальной и производственной практики, поскольку сейчас научное исследование закономерностей психического развития становится необходимым условием дальнейшего совершенствования всех форм воспитания и образования не только подрастающего поколения, но и взрослого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В3.Анализ проблем возрастной психологии.?

В достижении целей и задач психологии развития обнаруживается целый ряд проблемных вопросов, по поводу которых наука не имеет однозначного ответа и они продолжают оставаться дискуссионными.

Первая проблема является наиболее значимой и исторически самой «старой» в психологии развития. Это проблема детерминации психического развития человека, которая состоит в решении вопроса о том, какой фактор развития является главным: внутренний или внешний? К внутренним факторам психического развития традиционно относят всевозможные биологические факторы: наследственность, особенности биологического развития, характеризующие внутриутробное развитие ребёнка. К внешним факторам в психологии развития традиционно относят характеристики социальной среды, в которой проходит развитие ребёнка. Например, анализируя развитие такой важнейшей психической функции человека как речь, исследователей интересует, чем обусловлен этот процесс: либо он детерминирован наследственно и речевое развитие ребёнка происходит в соответствии с биологически заданными этапами этого процесса, либо же развитие речи связано с влиянием среды, которая определяет основные этапы и уровни рассматриваемого процесса. Кроме этого, существует устойчивое мнение, что обе группы факторов не стоит противопоставлять друг другу, а требуется изучение их взаимодействия в детерминации психического развития.

Следует отметить, что в современной психологии развития понятие внутренних и внешних факторов развития является более широким, чем в традиционных подходах, но об этом мы поговорим в другой теме.

Вторая проблема связана с решением вопроса о том, как организован процесс развития: дискретно, ступеньчато, прерывисто или развитие происходит поступательно путём постоянного накопления или совершения изменений. В соответствии с первой точкой зрения процесс психического развития может быть представлен как стадиальный, в котором можно достаточно ясно обозначить отдельные возрастные стадии, качественно отличающиеся друг от друга. В соответствии со второй точкой зрения в развитии отдельные возрастные стадии выделить практически невозможно, поэтому развитие следует рассматривать как непрерывный процесс изменений. Однако можно сказать, что в современной психологии развития преобладает первая из указанных позиций.

Третья проблема психологии развития направлена на решение вопроса о том, насколько устойчива личность в её основных проявлениях в процессе развития. Решение данной проблемы предполагает выделение таких личностных характеристик, которые можно было обозначить как главные образования личности. Это могут быть черты, или диспозиции, личности, черты характера, темперамент или характеристики направленности личности. Чтобы яснее представить эту проблему, попробуем ответить на такой вопрос: если мы встретились с человеком, которого не видели, например, 20 лет и ему сейчас 43 года, то будет ли это абсолютно новая, не знакомая нам личность, в которой не осталось и следа от тех характеристик, которыми она обладала 20 лет назад, или, всё же, мы обнаружим, что по своим личностным проявлениям он не изменился.

Следующая, четвёртая проблема, ориентирована на решение вопроса о том, какую роль в психическом развитии играют стихийное и организованное обучение и воспитание. Под организованным обучением и воспитанием понимают процесс, характеризующийся наличием целей, задач, использованием специальных методов и приёмов воздействия на личность. Организованное обучение и воспитание всегда предполагает ориентацию на определённый эталон. Как правило, организованное обучение и воспитание происходит в семье, в учреждениях системы образования, через СМИ. Идеология государства также выступает важнейшим институтом социализации, ориентированным на организованное воспитание и обучение личности. При стихийном обучении и воспитании личность не испытывает целенаправленного воздействия со стороны среды, однако сам факт жизни в обществе предполагает, что личность стихийно (спонтанно) усваивает определённые знания, нормы и ценности в процессе общения с окружающими людьми, под воздействием многочисленных институтов социализации (сверстники, члены семьи, СМИ и др.).

 

 

 

 

 

В4.Сущность процесса развития. Процессы, обеспечивающие психическое развитие.

Развитие- это процесс качественных и количественных изменений психики и личности ребенка.

В каждом  периоде развития выделяют направления:

1.Физическое развитие(изменение  размера тела,мозга)

2.Когнитивное и речевое(приобретение навыков восприятия, мышления, решения задач и т. п., а также развитие сложных процессов и употребление языка)

3.Развитие личности (преобретение относительно  стабильных черт и чувств)

4.Социальное развитие

Движущие силы развития

Выделяют 2 ведущих направления источника развития

1.Биологические источники  то как на нас влияют гены,эволюция

2.Социогенетическое направление (это наравление объясняет средовые факторы,как основные в формировнии личности ребенка)

В психологии существует несколько методологических принципов, оказывающих большое влияние на решаемые ею задачи, и на способы изучения духовной жизни людей. Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Принтп системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает. Что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Приниип развития утверждает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий.

 Закономерности процессов развития.

1)Чем моложе ребенок тем выше его психическое и физическое развитие.

2)Неравномерность развития(Различные психические функции и свойства развиваются по-разномуно все они имеют периоды подъема, стабилизации и спада

3) Гетерахронность -связана она с кризисами развития и выражается она в несовпадении физических, социальных, психологических линий развития.

4)Синзитивность  развития - период повышенной чувствительности и восприимчивости определенных психический функций

5)Кумулятивность- результат развития каждой стадии зависит о предыдущей.

Конвергенция и дивергенция психического развития

С одной стороны Дивергенция- это повышение разнообразия  в процессе психического развития

С другой стороны Конвергенция- это его свертывание, повышение избирательности.

 

 

 

 

 

В5.Неэкспериментальные методы исследования психического развития человека.

Методы исследования психического развития человека

Наблюдение — преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. В психологии развития это один из первых и доступнейших методов, особенно необходимый при исследовании детей на ранних этапах развития, когда у испытуемых невозможно взять словесный отчет и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено. И хотя наблюдение представляется несложным методом, при правильной организации оно дает возможность собрать факты естественного поведения человека. При наблюдении человек не знает, что за ним кто-то следит, и ведет себя естественно, именно поэтому наблюдение дает жизненно правдивые факты. Наблюдения позволяют системно анализировать психику развивающегося человека.

Ограниченность использования метода наблюдения связана с несколькими причинами. Во-первых, естественность и слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических и психических процессов затрудняют понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного. Во-вторых, наблюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребенка сделать что-то лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал. В наблюдении психолог сам не должен вызывать явление, которое он хочет изучать. В-третьих, при наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений. В-четвертых, наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления. В детской психологии дело осложняется еще и тем, что фиксировать данные наблюдения психологу приходится в письменной форме, так как камеры, магнитофоны, любая аппаратура влияют на естественность поведения ребенка, поэтому анализ и обобщение данных затруднены (именно поэтому отдельным вопросом встает необходимость разработки и использования скрытой аппаратуры вроде знаменитого зеркала Гезелла).В-пятых, наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно вестись систематично, с повторяемостью и большой выборкой испытуемых. Поэтому существуют лонгитюдные (лонгитюдинальные) наблюдения, позволяющие проводить наблюдения за одним (или несколькими) испытуемым длительное время. Разновидностью наблюдения является самонаблюдение в форме словесною отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек — его лучше применять только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои пережигания, оценивать свои действия. Другим вариантом наблюдения является психологический анализ продуктов деятельности, успешно применяемый на всех возрастных ступенях. В этом случае изучается не процесс деятельности, а ее результат (детские рисунки и поделки, дневники и стихи подростков, рукописи, конструкции, художественные произведения взрослых и пр.). Часто психологи пользуются методом обобщения независимых характеристик, полученных при наблюдении личности в различных видах деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии развития"