Шпаргалка по "Психологии развития"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 06:42, шпаргалка

Краткое описание

Коррекция развития как задача психологии развитии сводится к управлению развитием через изменение его возможных причин..Определить сензитивные периоды для формирования отдельно взятых качеств, значимых в данном обществе (мировоззрения, готовности к труду, произвольного поведения).Классическими задачами возрастной психологии является разработка проблем предпосылок, условий, источников и движущих сил психического развития, т.е. наиболее общих и основных закономерностей психического развития человека от рождения до кончины.

Оглавление

1. Предмет, содержание и цели возрастной психологии.
2. Задачи возрастной психологии. Е.Ф. Рыбалко «Актуальные проблемы возрастной психологии».
3. Анализ проблем возрастной психологии.
4. Сущность процесса развития. Процессы, обеспечивающие психическое развитие.
5. Неэкспериментальные методы исследования психического развития человека.
6. Экспериментальные и диагностические методы исследования психического развития человека.
7. Методика организации исследования психического развития человека.
8. Общее понятие о направлении, теории и модели психического развития. Классификация направлений и теорий психического развития человека.
9. Биогенетическое направление. Теории К. Бюлера, В. Штерна и др. Оценка направления. К.Н. Корнилов «Биогенетический принцип и его значение в педагогике».
10. Психодинамическая теория З. Фрейда.
11. Социогенетическое направление. Теории Б. Скиннера, А. Бандуры и У.Бронфенбреннера. Оценка направления.
12. Структурно-генетическая теория Ж. Пиаже.
13. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
14. Теория развития личности Л.И. Божович. Л.И. Божович «Этапы формирования личности в онтогенезе».
15. Критерии периодизации психического развития человека.
16. Категория возраста в возрастной психологии.
17. Методологические основы возрастной периодизации психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину. Д.Б. Эльконин «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте».
18. Стабильные и критические периоды развития.
19. Условия психического развития человека. Р. Заззо «Психическое развитие ребенка и влияние среды».
20. Движущие силы психического развития человека. А.В. Запорожец «Условия и движущие причины психического развития ребенка».
21. Законы психического развития человека.
22. Кризис новорожденности.
23. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность младенца и ребенка раннего возраста.
24. Познавательное развитие младенца.
25. Развитие речи в младенчестве.
26. Психомоторное (двигательной активности) развитие в младенчестве.
27. Личностное развитие младенца. Детская привязанность. Кризис 1 года.
28. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте. Значение предметной деятельности в психическом развитии.
29. Модель развития общения ребёнка со взрослыми (по материалам работы М.И. Лисиной «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни»).
30. Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте.
31. Развитие речи в раннем возрасте.
32. Личностное развитие ребенка в раннем возрасте. Л.И. Божович, Л.С. Славина «Переходный период от младенчества к раннему возрасту».
33. Кризис 3-х лет.
34. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном и младшем школьном возрастах.
35. Игра, ее значение в психическом развитии ребенка. А.А. Люблинская «Активность и направленность дошкольника».
36. Познавательное развитие дошкольника.
37. Личностное развитие дошкольника.
38. Кризис 6-7 лет.
39. Психологическая готовность ребенка к школе.

Файлы: 1 файл

Психология развития ответы.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

Чаще всего наблюдение входит составной частью в экспериментальные психологические исследования. В частности, это может быть сделано и форме биографического метода. В качестве самостоятельного метода наблюдение особой ценности не представляет, за исключением редких случаев использования его в отношении младенцев и не говорящих детей раннего возраста.

 

Название

Содержание

Анализ индивидуальных случаев

Посредством комбинации интервью, наблюдений, формального тестирования и других средств получения информации исследователь пытается составить полное представление о неком индивиде

Невключенное (полевое)

 

наблюдение

 

Включенное лабораторное

Исследователи проникают в повседневные условия и производят систематическое наблюдение и запись поведения, занимая максимально пассивную, не включенную позицию

Исследователи создают контролируемые ситуации, предназначенные для инициирования целевого поведения, которое затем систематически наблюдается и записывается

Опрос

Используя опросники или интервью, исследователи задают объективные вопросы о прошлых и настоящих установках и поведении испытуемых.

тестирование

Индивид получает набор вопросов и проблем, предназначенных для оценки его интеллектуальных или личностных черт.

Методы исследования развития

Изменения в развитии можно оценить при помощи лонгитюда, метода поперечных срезов или когортно-последовательного (комбинированного) метода. Первые два обладают как сильными, так и слабыми сторонами; последний — объединяет первые два в попытке избавиться от их недостатков

Корреляция

 

Статистический анализ, используемый для определения степени совместного изменения (увеличения или уменьшения) значений двух переменных


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В6.Экспериментальные и диагностические методы исследования психического развития человека.

Уже более 100 лет в психологии действуют экспериментальные методы, предполагающие активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт. От наблюдения эксперимент отличается 4 особенностями: 1) в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, а наблюдатель не может активно вмешиваться в наблюдаемые ситуации; 2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; 3) в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; 4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

В психологии развития успешно применяются оба традиционных вида эксперимента — естественный и лабораторный, а большинство исследований развития включает констатирующую и формирующую форму эксперимента. В констатирующем эксперименте выявляются определенные психологические особенности и уровни развития соответствующего психического качества или свойства. Формирующий эксперимент предполагает целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки определенных качеств, умений. Фактически, это развивающий метод в условиях специально созданного экспериментального педагогического процесса. В качестве разновидностей объективных экспериментальных методов психологии выступают близнецовый метод, социометрия, анализ результатов деятельности, моделирование, анкетирование и тестирование (с целью диагностики или прогноза).

Большинство перечисленных методов является исследовательскими. Они позволяют в качестве результата получить нечто новое (факты, закономерности, механизмы психических процессов). Но иногда в психологии требуется сравнить какие-то параметры личности, деятельности человека с некоторыми имеющимися стандартами, нормативами, т.е. преследуется цель испытания. Тогда речь идет о диагностике, в которой широко используется тестирование — краткое, стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий.Достоинства экспериментального метода несомненны. Он позволяет психологу: 1) не выжидать, когда исследуемая особенность проявится в деятельности испытуемого, а самому создать условия ее максимального проявления; 2) повторить опыт необходимое число раз 3) выявленная особенность может быть замерена у разных детей в тех же условиях и у одного ребенка в разных условиях, что повышает надежность полученных данных; 4) эксперимент удобнее н плане стандартизации полученных материалов, их количественного обсчета.

Вместе с тем и у эксперимента есть ряд недостатков: 1) любой эксперимент всегда ограничен определенным набором действий, задач, ответов и поэтому никогда не дает повода для широких обобщений в плане целостного представления о развивающемся человеке;

2) эксперимент  — это всегда только срез  с деятельности, личности ребенка  в данный конкретный момент, поэтому  он требует обязательного повторения.

 

 

 

 

Экспериментальные методы

Индивидуальные эксперименты

Один участник на определенное время помещается в условия непредвиденных обстоятельств, которые, по мнению исследователей, должны вызвать изменение его поведения

Групповые эксперименты

Две или более группы участников помещаются в условия, отличающиеся друг от друга хотя бы одной независимой переменной. Если поведение испытуемых в сравниваемых группах отличается (что оценивается при помощи одной или более зависимых переменных), исследователи делают вывод, что различие было вызвано независимой переменной (переменными).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 7.Методика организации исследования психического развития человека.?

В истории возрастной психологии выделяются три ос-новные стратегии.

1. Стратегия наблюдения. Основная задача - на-копление фактов  и расположение их во временной  после-довательности. Наблюдение должно  отвечать ряду требо-ваний - это  четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; система-тичность наблюдений; наблюдение за естественным по-ведением ребенка.

2. Стратегия естественно-научного  констати-рующего эксперимента. Основная  цель - установить

наличие или отсутствие изучаемого явления при опреде-ленных контролируемых условиях, измерить его количест-венные характеристики, дать качественное описание.

Эксперимент - исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явле-ния и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребенка. Разли-чают лабораторный (проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой) и естественный эксперимент (проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением резуль-татов).

В психологии используют два метода срезов: метод по-перечного среза (в достаточно больших группах с по-мощью конкретных методик изучается определенный ас-пект развития), лонгитюдный метод, или «продольное исследование» (здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени).

При проведении эксперимента пользуются следующи-ми частными методами.

Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на це-ленаправленные вопросы.

Анкетирование - метод получения информации о че-ловеке на основании ответов на специально подготовлен-ные вопросы, составляющие анкету (может быть пись-менным, устным, индивидуальным и групповым).

Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его

деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тет-ради, дневники).

Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов.

3. В настоящее время  интенсивно развивается стра-тегия  формирующего эксперимента, введеннаяв психологию Л. С. Выготским. Он назвал этот метод экс-периментально-генетическим, так как он искусственно вызывает и создает генетический процесс психического развития. Основная цель - активное вмешательство, по-строение процесса с заданными свойствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 8.Общее понятие о направлении, теории и модели психического развития. Классификация направлений и теорий психического развития человека.

Выделяют 2 направления

1)Биогенетический(Закон Геккеля  онтогенез есть повтор филогенеза)

2) Социогенетический(Идеи ЖД Локка)

ТЕМА 1. Биогенетические и социогенетические концепции. Теория конвергенции двух факторов

 Теория рекапитуляции  Стенли Холла: онтогенетическое  развитие психики ребенка есть  краткое повторение всех стадий  филогенетического развития психики человека. Карл Бюлер: в основе психического развития - врожденные структуры, самораскрывающиеся в процессе жизни. Основатели бихевиористской концепции Джон Уотсон и Эдвард Торндайк: психическое развитие отождествляется с научением. Теория оперантного научения Берхауза Фредерика Скиннера: воздействие окружающей среды определяет поведение человека. Вильям Штерн: психическое развитие - саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое и определяемое той средой, в которой живет ребенок (теория конвергенции двух факторов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В9.Биогенетическое направление. Теории К. Бюлера, В. Штерна и др. Оценка направления. К.Н. Корнилов «Биогенетический принцип и его значение в педагогике». Биогенетический закон в психологи сформулировал немецкий зоолог Эрнст Геккель (1834-1919), доказывая, что онтогенез (индивидуальное развитие организма) ребенка является сокращенным повторением филогенеза (эволюции органического мира) Подобно тому как человеческий зародыш повторяет все стадии (от одноклеточной существа до человека) развития органического мира, так и ребенок в своем созревании воспроизводит этапы человеческой и стория Все происходит закономерно, то есть индивид переживает пять периодов исторического развития человечества: дикарский, охотничий, пастушеский, земледельческий, торгово-промышлений.Развитие ребенка представители биогенетического направления рассматривают оторванным от его воспитания, которое они считают внешним фактором, способным или затормозить, либо ускорить процесс выявления ее природными их, наследственно обусловленных психических качеств Вмешательство в естественный процесс развития ребенка, по их убеждениям, является произволом Биогенетизм стал психологическим обоснованием педагогической теории \"свободного вых ованный \", сторонники которой говорили на особом значении активности ребенка в ее саморазвитиясаморозвитку.Биогенетический направление развития основное внимание обращает на его биологические факторы, обусловливающие развитие социально-психологических свойств, а сам процесс развития они трактуют как созревание На поча АТКУ XX в американский психолог Гренвиль-Стэнли Холл (1846-1924) так иллюстрировал тезис, по которому онтогенез е повторением основных стадий филогенеза (закон рекапитуляции): новорожденный воспроизводит стадию развития животного; детство соответствует эпохе, когда главным занятием первобытного человека были охота и рыболовство; период 12-18 лет - конце эпохи дикости и начала цивилизации; юность еквивал ентна эпохе романтизма (период \"бури\", \"натиска\" внутренних и внешних конфликтов, которые стимулируют формирование у человека чувство социальной ответственности) Эта теория была подвергнута критике психологами которые утверждали, что внешнее сходство между детской игрой и поведением животных, первобытных людей не означает психологической тождественности их поведения Поверхностные, внешние аналогии, на которых зиждется закон рекапитуляции, не позволяют понять конкретные закономерности психического развитияості психічного розвитку.Другим представителем биогенетического направления был 3 Фрейд, который обосновал теорию о стадии психосексуального развития ребенка, доказывая, что они отражают зафиксирован генетически предыдущий опыт это ексуального развития человеческого рода и не зависят от влияния окружения Все в личности он выводил из сексуальности и ее столкновения с общественными требованиями, запретами, утверждая, что общество дл я человека является враждебной силой, калечит ее природу Запрет (табу) на получение природных удовольствий, их вытеснение в сферу бессознательного вызывают, за 3 Фрейдом, развитие невроза, а снятие табу с за доволен - возрождение разнообразных форм детской сексуальности Также возможналива сублимация (латsublimatio - поднимаю, возношу) - переключение направленной на стремление к удовлетворению энергии на несексуальные объекты, цели и виды деятельности С помощью этого механизма объясняют, почему в подлет доля возникают стремление к творчеству, интерес к науке, искусствва.

 

Теории К. Бюлера» «трех ступеней!»

Согласно его теории развитие психики в филогенезе и онтогенезе проходит три ступени: инстинкт, дрессура, интеллект.

Инстинкт- все формы поведения врожденны, не требуют научания ,одинаковы у всех представителей вида и обеспечивают узкую степень адаптации. Дрессура(навык)-требует упражнения; адаптация в пределах опыта узкая область переноса. Интеллект- доступен только на определенной стадии развития ЦНС, осуществляется по принципу инсайта, обеспечивает неограниченные возможности адаптации. Этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных. каждый ребенок в своем развития проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных :инстинкт ,дрессура(навык) интеллект. Биогенетический фактор рассматривался им как основной. Он настаивал на биологической обусловленности развития в детстве, на наследственной природе способностей, однако подчеркивал, что без упражнения природные задатки не раскроются в полной мере. Интеллект – низшая ступень развития; приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации. При переходе с одной стадии развития психики к другой  развиваются и эмоции, причем происходит смешения удовольствия о конца деятельности к началу( от результата, от самого процесса,предвосхищение).

Теория конвергенции двух факторов. Основоположник ее В. Штерн.

В. Штерн считал, что психическое развитие — это не просто проявление врожденных эндогенных факторов и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. В. Штерн предположил, что наследственные факторы могут разворачиваться только в подходящих условиях среды (или не разворачиваться, если среда неподходящая). Тем не менее В. Штерну принадлежит идея, что главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможностей для разворачивания наследственных факторов.

.К.Н. Корнилов «Биогенетический принцип и его значение в педагогике».

Общая формулировка этого принципа, данная известным биологом Геккелем, такова: «онтогенезис повторяет филогенезис», т. е. развитие единичной жизни, индивидуума, повторяет развитие рода во всех формах проявления жизни. Основная и непреходящая сущность   этого  принципа   заключается в том, что к ребенку впервые была применена  эволюционная точка зрения. Эта эволюционная точка зрения с корнем вырвала установившееся в общей психологии метафизическое положение, что душа человека — это неизменная субстанция, обладающая неизменными атрибутами. Взамен этого возникло учение о психике человека, как растущем и развивающемся объекте. В применении к ребенку это давало основное педологическое положение, что ребенок есть развивающееся существо, а  вовсе  не миниатюра взрослого человека.В самом деле, если ребенок в своем развитии повторяет все этапы культурно-исторического развития  человечества, начиная от дикаря до современного  культурного  человека, проходя последовательно через традиционно утвердившиеся стадии: охотника, пастуха, земледельца и торгово-промышленника, то остаётся только учесть длительность этих периодов в отношении к ребенку и давать ему соответствующий материал в связи с этими его природными запросами. Задачей настоящей статьи является критическая оценка этого основного принципа современной педологии, дабы вскрыть и выяснить его практическую значимость в области воспитания. Перейдем к самому основному для нас вопросу — действительно ли ребенок в своем развитии повторяет все стадии культурно-исторического развития человечества, от бродяги-дикаря, через стадии охотника, пастуха, земледельца, купца, включительно до трудового гражданина социалистического общества. Но первоначальная формулировка этого соотношения была как раз прямо обратной: не человек повторяет этапы развития человечества, а человеческая общество повторяет периоды развития отдельного человека. Рождению, жизни и смерти отдельного человека соответствуют возникновение, расцвет и упадок человеческого общества. Таким образом, психофизические периоды жизни отдельного человека историзировались идеалистами-мистиками, и продуктом их же мысли, особенно Гегеля с его известным положением, что человеческий дух должен пройти через все стадии культуры, пройденные универсальным духом, впервые выявилось и то положение, которое легло затем в основу биогенетического принципа. В самом деле, если человек в своем развитии и повторяет все стадии развития человечества, то первый вопрос, который здесь возникает, следующий: в течение какого же периода времени проходит человек все эти стадии развития человечества? От рождения и до момента прекращения развития, т. е. до зрелого возраста? Но когда же прекращается развитие и начинается зрелый возраст? Нужно отметить, что это один из самых шатких вопросов педологии. В древности считали таковым периодом сорокалетний возраст, в настоящее время этот период колеблется у различных авторов между 21 и 28 годами. Допустим, что мы признаем последнее, тогда как же быть с языком? Он складывается к пяти годам, т. е. на первом культурном периоде, когда человек не владел даже языком современного ребенка. Как быть с рисованием ребенка, периоды которого завершаются так называемым «золотым» периодом к 7—-8 годам детства? По-видимому, придется формулу: человеческий индивидуум проходит все стадии, которые прошло человечество, заменить иной   формулировкой,   а   именно   различные функции психофизической природы ребенка в своем развитии проходят все стадии, которые прошло человечество, совершенствуя ту или иную функцию. Когда ребенок  переживает стадию дикаря, охотника, пастуха, земледельца и т. д.? Из всех попыток дать подобного рода схему попытка  Гетчесона  является наиболее популярной. Как известно, Гетчесон в основу деления культурно-исторической жизни человечества кладет  экономический принцип — способ добывания пищи. Исходя отсюда, Гетчесон получает пять периодов человеческой культурно-исторической жизни. ? Гетчесон находит, что периоду первобытного человека, когда добывание пищи сопряжено было с рытьем и копанием земли, у ребенка соответствует раннее детство — до пятилетнего возраста, и ближе всего оно находит свое выражение у трехлетнего ребенка, когда для дикаря и для ребенка общим является «съедобность как мерило всего» и когда «игры детей состоят в откусывании и отведывании кусков, ибо вещи или приятны, или отвратительны на вкус».

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии развития"