Шпаргалка по "Дифференциальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:00, шпаргалка

Краткое описание

Предмет, задачи и методы диф. психологии
Предмет диф. психологии - изучение структуры индивидуальности на основе выявления индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа [10, с.524].
Исходя из предмета изучения, дифференциальная психология включает три раздела, которые посвящены трем видам различий: 1) индивидуальным, 2) групповым и 3) типологическим.

Файлы: 1 файл

диф.псих-экз.docx

— 138.30 Кб (Скачать)

Метод контрольного близнеца.

Этот метод используется на выборках МЗ близнецов. Так как  МЗ близнецы весьма сходны по многим признакам, то из партнеров МЗ пар можно составить  две выборки, уравненные по большому числу параметров. Такие выборки  используют для исследования влияния конкретных средовых воздействий на изменчивость признака. При этом отобранная часть близнецов (по одному из каждой пары) подвергается специфическому воздействию, другая же часть является контрольной группой. Поскольку в эксперименте участвуют генетически идентичные люди, то этот способ можно считать моделью для изучения воздействия различных средовых факторов на одного и того же человека.

Лонгитюдное близнецовое исследование.

В этом случае проводится длительное наблюдение одних и тех же близнецовых  пар. Фактически это сочетание классического близнецового метода с лонгитюдным. Широко используется для изучения влияния средовых и генетических факторов в развитии.

Метод близнецовых  семей.

Является сочетанием семейного  и близнецового метода. При этом исследуются члены семей взрослых близнецовых пар. Дети МЗ близнецов  по генетической конституции являются как бы детьми одного человека. Метод  широко используется при изучении наследственных причин ряда заболеваний.

Исследование  близнецов как пары.

Предполагает исследование специфических близнецовых эффектов и особенностей внутрипарных отношений. Используется как вспомогательный метод для проверки справедливости гипотезы о равенстве средовых условий для партнеров МЗ и ДЗ пар.

Сопоставление близнецов  с неблизнецвми.

Также вспомогательный метод, позволяющий оценить существенность разницы между близнецами и неблизнецами. Если разница между близнецами и остальными людьми не является значимой, то близнецы и остальные люди относятся к одной генеральной выборке и, следовательно, результаты бллизнецовых исследований можно распространять на всю популяцию.

Так, было отмечено некоторое  отставание членов близнецовых пар  в развитии от одиночнорожденных. Особенно эта разница заметна в раннем возрасте. Но сопоставление результатов исследования членов близнецовых пар, чей партнер умер в раннем детстве и одиночнорожденных не выявил существенной разницы в уровне развития. То есть особенности развития близнецов обусловлены не столько трудностями эмбрионального развития, сколько с особенностями воспитания близнецов как пары (семейные трудности при рождении близнецов, замкнутость близнецов в паре и т.п.). Таким образом, близнецы несколько отличаются от всей популяции, но с возрастом эта разница заметно сглаживается и близнецы по большей части становятся сопоставимы с остальной популяцией.

Метод разлученных  близнецов.

Из-за особенностей развития ДЗ и МЗ пар близнецов классический близнецовый метод и его разновидности  принято считать “нежесткими” экспериментами: в них невозможно однозначно разделить  влияние генетических и средовых факторов, так как в силу ряда причин условия развития близнецов по целому ряду причин оказываются несопоставимыми.

Поэтому эксперименты проведенные по вышеприведенным схемам требуют дополнительной верификации. Она может быть двух видов. Во-первых, можно проверить гипотезу о сходстве среды МЗ и ДЗ близнецов, то есть доказать, что на исследуемую характеристику не влияют различия в среде МЗ и ДЗ близнецов. Но подобная проверка весьма трудна и обладает невысокой надежностью.

Во-вторых, данные исследований можно сопоставить с результатами исследований по “жестким” схемам, которые позволяют точно отделить влияние средовых факторов от генетических. Одним из таких методов и является метод разлученных близнецов.

В этом методе проводится внутрипарное сравнение близнецов, разлученных в раннем возрасте. Если МЗ близнецы были разлучены подобным образом и росли в разных условиях, то все их сходство должно быть определено их генной идентичностью, а различия – влиянием средовых факторов.

Метод частично разлученных  близнецов.

Этот метод состоит  в сравнении внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов, живущих какое-то время врозь.

В этих исследованиях также можно определить в какой степени справедлив постулат о равенстве сред МЗ и ДЗ близнецов. Так, если МЗ близнецы живущие отдельно становятся все менее схожи друг с другом по некой психологической характеристике, а ДЗ близнецы, живущие врозь, не отличаются по внутрипарному сходству от вместе живущих ДЗ близнецов, то можно сделать вывод, что средовые условия МЗ и ДЗ неравноценны, а выводы о наследуемости изучаемой характеристики завышают показатель наследуемости этой характеристики.

 

Характер и методы его изучения. Основные тезисы

 

   Мясищев: Характер - структурная интеграция отношений (имеется в виду характерная для  индивидуума структура личности). Личность характеризуется - направленностью, уровнем развития, структурой, динамикой  темперамента. Таким образом, направленность - вектор, а характер - соотношение  мотивов и отношений вообще.  
   Левитов: Характер - психический склад личности, выраженный в ее направленности и воли. Основное - направленность. Направленность определяет деятельность, воля подкрепляет ее.  
   Ковалев: Характер - психический склад личности, который сложился под влиянием внешних воздействий и воспитания и определяет стиль поведения и отношений человека. Таким образом, характер - это приобретенная характеристика.  
   Штерн: характер - социальные диспозиции (диспозиции социального поведения). Структура: темперамент, интеллектуальные особенности, волевые особенности и т.д. Таким образом, характер проявляется в обществе.  
   Олпорт: Черты характера - это нравственно оцениваемые черты личности (следовательно определенной культуре определения трактовка одного и того же свойства). Характер - согласование индивидуальных и групповых норм и ценностей.  
   Платонов: Характер - каркас личности. Содержательная сторона - направленность плюс воля плюс проявление в поведении: сложившийся стереотип поведения. Выраженность характера определяется четкостью тенденций и способностью подкрепить их.  
   Мерлин: Черты характера - это свойство личности в целом, которые проявляются в социально-типических ситуациях.  
   Признаки черт характера:  
   1. Ситуативная обусловленность;  
   2. В основе лежат определенные отношения;  
   3. Формы проявления (качественные особенности психических процессов, темпераментных особенностей и т.д.)  
   Функции характера:  
   1. Помогают человека самоосуществиться в деятельности;  
   2. Экспрессивная функция (выражение отношения к чему-либо).  
   Эмпирические характеристики черт характера:  
   1. Интегративные. Это всегда структура.  
   2. Индивидуально-своеобразное сочетание свойств.  
   3. Относится к социальному поведению человека.  
   4. Это всегда отношение, т.е. всегда есть мотивационный компонент;  
   5. Автоматизированность проявлений черт характера. Черты долго закрепляются, а потом начинают проявляться автоматизированно. Автоматизм может приветси к акцентуации;  
   6. Яркая выраженность;  
   7. Наличие волевого компонента;  
   8. Относительная стабильность;  
   9. Формируется через воспитание.  
   Сферы проявления черт характера:  
   1. Социальная; 2. Деятельность; 3. Общение.  
   Классификация черт по Левитову:  
   1. Свойство характера как целого: определенность (связанная с направленностью), цельность и непротиворечивость, сложность (широта), сила (твердость);  
   2. Черты характера, связанные с направленностью;  
   3. Черты характера, связанные с волей.  
   Ковалев: черты характера как целого:  
   1. Моральная воспитанность; 2. Полнота; 3. Цельность; 4. Определенность (воля); 5. Уравновешенность (свойство нервной системы).  
   У Ковалева в характер входит все, это и склад, и профиль, и своеобразное сочетание.    

Формирование характера.  
   Ананьев: основная линия формирования характера - переход отношений в черты характера. Преобразование интериндивидуальных связей в интраиндивидуальные (сначала - коммуникативные, потом - рефлексивные).  
   Развитие характерологических особенностей:  
   1. Отношение общения;  
   2. Субъектные, волевые, эмоциональные;  
   3. Самоотношения (рефлексивные свойства характера, особенно ценностные ориентации).  
   Методы изучения (Левитов):  
   1. Наблюдение. Эффективность зависит от цели;  
   2. Эксперимент. Может использоваться по поводу психических процессов. Например: память: насколько человек уверенно отвечает, обосновывает;  
   3. Беседа: конкретная, автобиографическая, клиническая;  
   4. Анализ продуктов деятельности;  
   5. Контент-анализ документов (письма, дневники, литературно-художественные произведения).

 

В структуре сложившегося характера мы должны выделить прежде всего две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство.

Когда мы анализируем  структуру характера той или  иной личности, содержание ее отношений к объективной действительности должно выдвигаться на первый план. Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Содержание характера проявляется в форме определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека.

Необходимо учитывать, что в содержании характера может  выдвигаться на первый план то один, то другой компонент в зависимости  от уклада жизни, воспитательных воздействий  и требований окружающей действительности.

Та или иная направленность личности накладывает отпечаток  на все поведение человека, хотя оно и определяется не одним каким-нибудь стремлением, побуждением, а целостной  системой отношений. Однако в этой системе  всегда что-то выдвигается на первый план и доминирует, придавая своеобразие  характеру данного человека.

В сформировавшемся и нравственно определившемся характере  ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет принципиальность поведения человека, его непреклонность в борьбе, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает свои силы.

Убежденность проявляется  в таких чертах характера, как  целеустремленность, принципиальность, оптимизм, требовательность к себе и другим. Убежденный человек способен в самые тяжелые минуты испытаний проявить максимум сил для достижения общественно значимых целей, а если нужно, то пожертвовать собой во имя общего дела.

В зависимости от преобладающих потребностей и интересов  складывается своеобразный характер человека. Доминируют ли у человека духовные или материальные потребности и интересы – это определяет не только помыслы и чувства личности, но и направленность его дел.

Противоречивость  или непоследовательность поведения  некоторых людей в разных жизненных  ситуациях объясняется отсутствием цельности характера, частичным развитием отдельных его черт.

Только комплексное  применение различных средств и  методов формирования характера  и обеспечивает образование типичных для социалистической действительности характеров, отличающихся и разнообразием  индивидуальных черт. 

 

Тип высшей нервной деятельности и темперамент


Научное решение вопроса  основ темперамента впервые дал  И. П. Павлов в своем учении о типах  нервной системы животных и человека. И. П. Павлов и его сотрудники, изучая условно-рефлекторные реакции собак, обращали внимание на индивидуальные различия в их поведении, которые проявляются прежде всего в скорости и точности движения условных реакций - положительных или тормозных, их интенсивности, способности адекватно реагировать на изменения раздражители, общей поведении в экспериментальных ситуациях. И. П. Павлов, доказывая наличие определенной закономерности в проявлении индивидуальных различий, выдвинул гипотезу о том, что в основе их лежат фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

Сила нервной системы  определяет ее работоспособность. Она  проявляется прежде всего в функциональной выносливости, т.е. способности выдерживать длительные или кратковременные, но сильные возбуждения. Уравновешенность нервных процессов - это баланс между процессами возбуждения и торможения, а их подвижность - скорость смены возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов проявляется в способности изменять поведение в зависимости от условий, быстро переходить от пассивного состояния к активному, или наоборот. Противоположной подвижности качеством является инертность нервных процессов. Нервная система инертнее тогда, когда требуется больше времени и усилий для перехода от одного процесса к другому.

Эти качества нервных процессов  образуют определенные системы, комбинации, которые и предопределяют тип  нервной системы.

И. П. Павлов определил четыре основных типа нервной системы, близкие  к традиционной типологии Гиппократа - Галена. Сравнивая свои типы нервной  системы с типологии Гиппократа - Галена, великий русский физиолог описывает их так:

  • Сильный, уравновешенными, подвижный тип - сангвиник;
  • Сильный, уравновешенными, инертный тип - флегматик;
  • Сильный, неуравновешенный тип - холерик;
  • Слабый тип - меланхолики.

За И. П. Павловым, темперамент  является главнейшей характеристикой  нервной системы человека, которая так или иначе сказывается на всей деятельности каждого индивида. И. П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подвержен изменениям под воздействием окружения и воспитания. Он называл его генотипом.

На основе каждого типа формируются различные системы  условных нервных связей. Сам процесс  их формирования зависит от типа нервной  системы. Тем самым тип нервной  системы предоставляет своеобразия  поведению человека, накладывает  характерный отпечаток на всю  сущность человека - определяет подвижность  психических процессов, их устойчивость. Однако он не является решающим фактором поведения, поступков, убеждений, которые  формируются в процессе индивидуальной жизни человека и в процессе воспитания.

Типология И. П. Павлова стала  источником многих исследований темперамента. Так, в конце 50-х годов XX ст. были проведены  лабораторные исследования под руководством Б. М. Теплова, В. Д. Небилицина, В. С. Мерлина, которые дополнили типологии И. П. Павлова новыми элементами. Разработано много приемов исследований нервной системы человека, которые дали возможность глубже понять роль индивидуальных особенностей темперамента в деятельности человека. Б. М. Теплов и В. Д. Небилицин, изучая силу нервных процессов, пришли к выводу, что между силой нервной системы относительно возбуждения (трудоспособностью) и чувствительностью существует тесная связь. Они раскрыли такие понятия, как лабильность, динамичность, способность к концентрации и другие черты темперамента.

Все типы темперамента можно  охарактеризовать за такими основными  качествами:

  • Лабильность - скорость возникновения и течения возбуждения и торможения;
  • Сенситивность - мера чувствительности к явлениям действительности;
  • Реактивность - сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители;
  • Активность - характеризуется тем, насколько человек деятельным во время преодоления препятствий;
  • Темп реакций - скорость протекания психических процессов и реакций;
  • Пластичность - гибкость, легкость приспособления к новым условиям;
  • Ригидность - инертность, нечувствительность к изменению условий;
  • Экстраверсия - направленность личности на окружающую среду, людей, предметы, события;
  • Интроверсия - фиксация личности на себе, на своих переживаниях и мыслях, склонность к самоанализа, замкнутость;
  • Эмоциональная возбудимость - характеризуется тем, какой силы нужен влияние, чтобы вызвать эмоциональную реакцию.

Информация о работе Шпаргалка по "Дифференциальной психологии