Шпаргалка по "Дифференциальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:00, шпаргалка

Краткое описание

Предмет, задачи и методы диф. психологии
Предмет диф. психологии - изучение структуры индивидуальности на основе выявления индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа [10, с.524].
Исходя из предмета изучения, дифференциальная психология включает три раздела, которые посвящены трем видам различий: 1) индивидуальным, 2) групповым и 3) типологическим.

Файлы: 1 файл

диф.псих-экз.docx

— 138.30 Кб (Скачать)

 

 

 

33. Свойства характера  (ведущие, типические и индивидуальные)

Характер не является простой совокупностью, случайным набором изолированных  черт. Он представляет собой сложное  психическое образование, состоящее  из системы многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему  миру, труду, другим людям и самому себе. Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения, деятельности и общения.

Структурность характера выражается также в определенной иерархичности  его черт. Это значит, что среди  черт характера некоторые являются ведущими, а другие — второстепенными, менее существенными. Основные, ведущие черты в той или иной степени определяют, оказывают влияние и подчиняют себе второстепенные, менее существенные, обуславливая их различную степень проявления в тех или иных ситуациях.

В формировании характера  человека ведущую роль играют формы  социальных взаимоотношений. Поэтому  при известной вариативности  черт характера, обусловленных наследственностью  и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в схожих общественных условиях, имеет много схожих черт. Характер обусловлен бытием общественным личности, усвоением опыта социального, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути в конкретно-исторических условиях. В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными неповторимыми ситуациями, в коих протекает социализация субъекта, его воспитание и развитие индивидуальности, зависящее и от природных предпосылок (задаток; темперамент).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Проблема интеллекта  человека в дифференциальной  психологии

В попытке определить интеллект  исследователи сталкиваются со значительными  трудностями, которые связаны с  отсутствием единой позиции в  понимании этого феномена. 

В 1921 г. семнадцати ведущим  американским психологам задали три  следующих вопроса: 1) что такое интеллект, 2) насколько хорошо он может быть измерен групповыми тестами, 3) каким должен быть следующий шаг в его изучении? В итоге не было получено и двух совпадающих ответов.

За прошедшие 80 с лишним лет наметились определенные сдвиги в решении проблемы психологического содержания интеллекта, однако о четкой и единой позиции говорить пока не приходится. Леонид Фокич Бурлачук (Украинский ученый, академик, известный специалист в области психологической диагностики) выделяет несколько подходов к определению интеллекта, которые являются наиболее распространенными в настоящее время.  
1. Интеллект – это обобщенная способность к обучению. 

Данная позиция (если ее придерживаться в чистом виде) сужает психологическое  содержание интеллекта, т.к. сводит его  к способности приобретать знания в специально созданных условиях. Очевидно, что ни тесты интеллекта, ни школьные оценки не дают возможности  предсказать, как человек будет  справляться со многими жизненными ситуациями.

2. Интеллект – это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению. 

Представление об интеллекте как способности к эффективному использованию схем и символов (которое, по сути, означает уровень развития логического мышления) сужает не только понятие интеллекта, но и сферу  его проявлений.  
3. Интеллект – это то, что обеспечивает эффективность адаптации, поведения в сложной среде. Такой позиции придерживался Ж. Пиаже (1960), для которого сущность интеллекта состоит в структурировании отношений между средой и организмом, а его развитие проявляется в более адекватной адаптации. С точки зрения С.Л. Рубинштейна (1940), понятие интеллект «раскрывается лишь в плане конкретных действенных взаимоотношений индивида с окружающей действительностью». Одним из проявлений таких взаимоотношений является способность человека решать проблемы (в том числе, не только интеллектуальные). Такое понимание интеллекта позволяет рассматривать его как процесс, а не как результат.

По данным А.В. Либина, три перечисленных позиции являются общепризнанными в современной когнитивной психологии. Так, опрос 600 экспертов показал, что 99% из них согласны в том, что интеллект связан с абстрактным мышлением (логикой), 96% полагают, что интеллект связан со способностью приобретения знаний, 98% считают очевидной связь интеллекта с решением проблем. 

Приведенные подходы к  пониманию интеллекта – теоретические  конструкты, имеющие обобщенный характер. С точки зрения задач дифференциальной психологии больший интерес представляет интеллект измеренный, выраженный с помощью определенных количественных показателей, поскольку только в этом случае мы можем судить о различиях в его проявлении. Кроме того, анализируя результаты измерений и сопоставляя их с реальными достижениями людей, мы можем, рано или поздно, прийти к более точному пониманию явления, для обозначения которого используется термин «интеллект».  
 Исходя из такой логики рассуждений, наиболее удобным является четвертый подход, выделенный Л.Ф. Бурлачуком, согласно которому интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта. В рамках данного подхода интеллект определяется как степень успешности решения разного рода задач, приближенных к тем, которые человек решает в повседневной жизни. При этом основным предметом изучения становится психологическое содержание интеллекта.

Общие тенденции  в измерении интеллекта

Существует большое количество моделей, которые были разработаны  разными исследователями в качестве теоретической базы для измерения интеллекта. Подробное изучение этих моделей – задача курса психологической диагностики (применяя тот или иной тест, важно понимать позиции, из которых исходил его автор). В рамках дифференциальной психологии имеет смысл сделать акцент на общих тенденциях, объединяющих разные модели.

История изучения интеллекта позволяет выделить несколько таких  тенденций:  
1. ^ Изучение общего уровня интеллекта. Данный подход связан с проблемой развития общих способностей, а также с проблемой нормы и патологии.  
2. Изучение структуры интеллекта:

а) содержание интеллекта определяется преимущественно общими способностями, которые оказывают влияние на проявление каждой более частной, специфической  способности. Исследования включают поиск  связей между показателями тестов, измеряющих отдельные способности (акцент на сходство);  
б) интеллект рассматривается как набор отдельных, независимых способностей. Исследования сводятся к выявлению этих способностей и доказательству их статистической независимости (акцент на различия); 
в) выделяются иерархические уровни, характеризующие структуру интеллекта и включающие как общие, так и частные способности (принимаются во внимание, как сходство, так и различия).

Параллельно с изучением  общего уровня и структуры интеллекта решается две важных задачи, ориентированные  на поиск источников интеллектуальных различий: а) изучение устойчивости интеллектуальных показателей во времени и б) изучение психологического содержания интеллекта путем выявления его связей с различными свойствами индивидуальности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Проблема конституционных типов

Конституция — это совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств, которые определяют своеобразие реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Конституция человека, в отличие от его физического развития, это характеристика конкретного человека, которая остается постоянной на протяжении всей его жизни, то есть она не имеет возрастной периодизации. По сути, конституция человека — это генетический потенциал человека, продукт наследственности и среды, реализующей наследственный потенциал. Из факторов внешней среды, под влиянием которых реализуются особенности конституции (социально-экономические условия, питание, перенесенные болезни, занятия физической культурой и спортом), особенно в детском и подростковом возрасте.

Конституция, как обобщенная морфофункциональная  характеристика индивидуума, отражает особенности не только телосложения, но также психической деятельности, метаболизма и функционирования вегетативных систем, адаптационных, компенсаторных и патологических реакций человека. Хотя проблема конституции имеет многовековую историю, до настоящего времени нет общепринятой формулировки этого понятия, пригодной для лиц различного пола и возраста. Различные методические подходы к выделению конституциональных типов (соматоскопия, антропометрия и их комбинация), неоднозначное толкование самого понятия «конституция» — все это привело к созданию многочисленных схем конституциональной диагностики. Длительное время конституционные типы изучали в связи с предрасположенностью к определенным заболеваниям, затем их стали рассматривать как нормальные варианты строения и функционирования организма. Если рассматривать весь спектр жизненных доминант и установок, то, в конечном счете, они детерминированы нашей конституцией: потребности, способности, интересы, желания, искушения, проблемы алкоголизма, курения, наркомании имеют генетическую компоненту при всей значимости среды и воспитания в этих вопросах. Все проблемы предрасположенности (не предрасположенности) к болезням — тоже конституционально детерминированы, также как и личные предпочтения в образе жизни, духовные установки, психический мир знаний, эмоций и воли, поведение, любовь и ненависть, сексуальный потенциал.

Генотипически астеник никогда не станет гиперстеником и, наоборот. Среда лишь модифицирует наш конституционный потенциал в рамках: конституция — генетически устойчива, стабильна, а фенотип — лишь модифицируется, изменяет конституцию в пределах геномных законов реагирования.[1] Реальная конституция человека складывается из набора составляющих:

  • Рефлексивная конституция — генетическая память (эмбриональный путь развития), иммунная память (о перенесенных заболеваниях), нейронная память (память, фиксируемая нейронами).
  • Генотипическая конституция — это исходный «наследственный паспорт» (геномная характеристика, хромосомная система человека), определяющий регенерационные способности нашей морфологии (например, заживление ран).
  • Фенотипическая конституция — это традиционное (а подчас единственное) представление о конституции человека, на основе наследственной структуры его костно-мышечного «портрета» (по современной терминологии — это эктоморфы, мезоморфы, эндоморфы, различные типы астенических, нормостенических и гиперстенических конституций). По мнению В. П. Петленко выделяют 5 конституциональных типов (варианты нормы): 1) нормостенический, 2) гиперстенический, 3) гипостенический (астенический) 4) грациальный (маленький, пропорциональный, изящный) 5) атлетический тип. Чаще всего эти типы вариабельны, то есть чистый тип выделить на практике удается редко.[2]
  • Соматическая конституция — особенности телосложения. Соматотип — тип телосложения — определяемый на основании антропометрических измерений (соматотипировании), генотипически обусловленный, конституционный тип, характеризующийся уровнем и особенностью обмена веществ (преимущественным развитием мышечной, жировой или костной ткани), склонностью к определенным заболеваниям, а также психофизиологическими отличиями.
  • Иммунная конституция — система глобулиновой защиты, в основе которой лежит механизм «антиген-антитело», определяющих характер и интенсивность иммунологических реакций («нормального» или аллергического, патологического характера), обеспечивающих постоянство внутренней среды (гомеостаз), либо её патологию.
  • Нейронная конституция — состояние неврологической реактивности, определяющее базисные основы обучения, приобретения знаний; это — базисная основа эмоций и волевых процессов, определяющих наше здоровье и нашу неврологическую симптоматику.
  • Психологическая конституция определяет психологический тип личности, её характер и темперамент.
  • Лимфогематологическая конституция — это особенности лимфотока и группа крови, носящие геномный, конституциональный характер и определяющие интенсивность метаболизма и энергетики организма.
  • Гормонально-половая конституция характеризует существенный момент во всех поведенческих реакциях человека. Половое поведение определяется взаимодействием определенных мозговых структур с половыми гормонами (андрогенами при мужском половом поведении и эстрогенами — при женском половом поведении).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Теории темперамента

    Долгое время  в психологии безраздельно господствовала  гуморальная теория темпераментов,  ведущая свое начало от древнегреческого  врача Гиппократа (460—377 до н. э.). Гиппократ объяснял особенности темпераментов людей различной пропорцией жидких веществ в организме, а именно: крови, желчи и лимфы. Отсюда и произошел как сам термин «темперамент» (от латинского темпера — пропорция), так и названия отдельных темпераментов: сангвиник — человек полнокровный, холерик — желчный, флегматик страдает избытком лимфы, у меланхолика преобладает в организме черная желчь.

    Теория Канта.  С физиологической точки зрения  под Т. нужно разуметь телесную  конституцию (слабое или крепкое  строениe) и комплекцию, обусловленную, главным образом, качеством, составом и движением крови.   Отсюда получаются четыре Т. Человек САНГВИНИСТИЧЕСКОГО Т. поражает беззаботностью, легко увлекается надеждами, придает всякому впечатлению в первую минуту большую важность, но затем быстро забывает о нем. Он охотно дает обещание, но не держит слова; он приятный собеседник, нередко незлой человек, но грешник неисправимый, хотя и способный к сильному, но непродолжительному раскаянию. Труд утомляет его. Склонный к МЕЛАНХОЛИИ, наоборот, придает всему, что затрагивает человека, большое значение; везде он усматривает источники забот и трудности; в противоположность сангвинику меланхолик вдумчив. ХОЛЕРИК пылок; он быстро воспламеняется и сгорает, как зажженная солома. Честолюбие - одна из его особенностей; он любит господствовать, принимать знаки почета, слушать похвалы, играть общественную роль. Противодействие его стремлениям, вызывает в нем страдание. Холерический Т. - наименее счастливый, потому что он всего более сталкивается с препятствиями. ФЛЕГМАТИК - человек со слабою эмоциональною возбудимостью и слабою наклонностью к действию. В тех случаях, когда эта медленная восприимчивость все же связана с известной способностью к действию, флегматик является трудновозбудимым, но способным дольше сохранять впечатления; он с трудом может быть выведен из равновесия; легко сживается с другими, не задевая их самолюбия.

    В новое время  гуморальная теория объясняет  особенности темпераментов химизмом  крови, а также наличием в  крови гормонов, выделяемых железами  внутренней секреции.

И.П. Павлов выделил три  основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность  возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре основные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявление в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента.

Информация о работе Шпаргалка по "Дифференциальной психологии