Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:00, шпаргалка
Предмет, задачи и методы диф. психологии
Предмет диф. психологии - изучение структуры индивидуальности на основе выявления индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа [10, с.524].
Исходя из предмета изучения, дифференциальная психология включает три раздела, которые посвящены трем видам различий: 1) индивидуальным, 2) групповым и 3) типологическим.
33. Свойства характера
(ведущие, типические и
Характер не является простой совокупностью,
случайным набором
Структурность характера выражается также в определенной иерархичности его черт. Это значит, что среди черт характера некоторые являются ведущими, а другие — второстепенными, менее существенными. Основные, ведущие черты в той или иной степени определяют, оказывают влияние и подчиняют себе второстепенные, менее существенные, обуславливая их различную степень проявления в тех или иных ситуациях.
В формировании характера
человека ведущую роль играют формы
социальных взаимоотношений. Поэтому
при известной вариативности
черт характера, обусловленных
32. Проблема интеллекта человека в дифференциальной психологии
В попытке определить интеллект исследователи сталкиваются со значительными трудностями, которые связаны с отсутствием единой позиции в понимании этого феномена.
В 1921 г. семнадцати ведущим американским психологам задали три следующих вопроса: 1) что такое интеллект, 2) насколько хорошо он может быть измерен групповыми тестами, 3) каким должен быть следующий шаг в его изучении? В итоге не было получено и двух совпадающих ответов.
За прошедшие 80 с лишним
лет наметились определенные сдвиги
в решении проблемы психологического
содержания интеллекта, однако о четкой
и единой позиции говорить пока не приходится.
Леонид Фокич Бурлачук (Украинский ученый,
академик, известный специалист в области
психологической диагностики) выделяет
несколько подходов к определению интеллекта,
которые являются наиболее распространенными
в настоящее время.
1. Интеллект – это
обобщенная способность к обучению.
Данная позиция (если ее придерживаться
в чистом виде) сужает психологическое
содержание интеллекта, т.к. сводит его
к способности приобретать
2. Интеллект – это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению.
Представление об интеллекте
как способности к эффективному
использованию схем и символов (которое,
по сути, означает уровень развития
логического мышления) сужает не только
понятие интеллекта, но и сферу
его проявлений.
3. Интеллект – это
то, что обеспечивает эффективность адаптации,
поведения в сложной среде. Такой позиции придерживался
Ж. Пиаже (1960), для которого сущность интеллекта
состоит в структурировании отношений
между средой и организмом, а его развитие
проявляется в более адекватной адаптации.
С точки зрения С.Л. Рубинштейна (1940), понятие
интеллект «раскрывается лишь в плане
конкретных действенных взаимоотношений
индивида с окружающей действительностью».
Одним из проявлений таких взаимоотношений
является способность человека решать
проблемы (в том числе, не только интеллектуальные).
Такое понимание интеллекта позволяет
рассматривать его как процесс, а не как
результат.
По данным А.В. Либина, три перечисленных позиции являются общепризнанными в современной когнитивной психологии. Так, опрос 600 экспертов показал, что 99% из них согласны в том, что интеллект связан с абстрактным мышлением (логикой), 96% полагают, что интеллект связан со способностью приобретения знаний, 98% считают очевидной связь интеллекта с решением проблем.
Приведенные подходы к
пониманию интеллекта – теоретические
конструкты, имеющие обобщенный характер.
С точки зрения задач дифференциальной
психологии больший интерес представляет
интеллект измеренный, выраженный с
помощью определенных количественных
показателей, поскольку только в этом случае
мы можем судить о различиях в его проявлении.
Кроме того, анализируя результаты измерений
и сопоставляя их с реальными достижениями
людей, мы можем, рано или поздно,
прийти к более точному пониманию явления,
для обозначения которого используется
термин «интеллект».
Исходя из такой логики рассуждений, наиболее
удобным является четвертый подход, выделенный
Л.Ф. Бурлачуком, согласно которому интеллект – это
то, что измеряется тестами интеллекта. В рамках данного подхода интеллект
определяется как степень успешности
решения разного рода задач, приближенных
к тем, которые человек решает в повседневной
жизни. При этом основным предметом изучения
становится психологическое содержание
интеллекта.
Общие тенденции в измерении интеллекта
Существует большое количество
моделей, которые были разработаны
разными исследователями в
История изучения интеллекта
позволяет выделить несколько таких
тенденций:
1. ^ Изучение общего
уровня интеллекта. Данный подход связан с проблемой
развития общих способностей, а также
с проблемой нормы и патологии.
2. Изучение структуры
интеллекта:
а) содержание интеллекта определяется
преимущественно общими способностями,
которые оказывают влияние на
проявление каждой более частной, специфической
способности. Исследования включают поиск
связей между показателями тестов,
измеряющих отдельные способности (акцент
на сходство);
б) интеллект рассматривается как набор
отдельных, независимых способностей.
Исследования сводятся к выявлению этих
способностей и доказательству их статистической
независимости (акцент на различия);
в) выделяются иерархические уровни, характеризующие
структуру интеллекта и включающие как
общие, так и частные способности (принимаются
во внимание, как сходство, так и различия).
Параллельно с изучением
общего уровня и структуры интеллекта
решается две важных задачи, ориентированные
на поиск источников интеллектуальных
различий: а) изучение устойчивости интеллектуальных
показателей во времени и б) изучение
психологического содержания интеллекта
путем выявления его связей с различными
свойствами индивидуальности.
26. Проблема конституционных типов
Конституция — это совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств, которые определяют своеобразие реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Конституция человека, в отличие от его физического развития, это характеристика конкретного человека, которая остается постоянной на протяжении всей его жизни, то есть она не имеет возрастной периодизации. По сути, конституция человека — это генетический потенциал человека, продукт наследственности и среды, реализующей наследственный потенциал. Из факторов внешней среды, под влиянием которых реализуются особенности конституции (социально-экономические условия, питание, перенесенные болезни, занятия физической культурой и спортом), особенно в детском и подростковом возрасте.
Конституция, как обобщенная морфофункциональная характеристика индивидуума, отражает особенности не только телосложения, но также психической деятельности, метаболизма и функционирования вегетативных систем, адаптационных, компенсаторных и патологических реакций человека. Хотя проблема конституции имеет многовековую историю, до настоящего времени нет общепринятой формулировки этого понятия, пригодной для лиц различного пола и возраста. Различные методические подходы к выделению конституциональных типов (соматоскопия, антропометрия и их комбинация), неоднозначное толкование самого понятия «конституция» — все это привело к созданию многочисленных схем конституциональной диагностики. Длительное время конституционные типы изучали в связи с предрасположенностью к определенным заболеваниям, затем их стали рассматривать как нормальные варианты строения и функционирования организма. Если рассматривать весь спектр жизненных доминант и установок, то, в конечном счете, они детерминированы нашей конституцией: потребности, способности, интересы, желания, искушения, проблемы алкоголизма, курения, наркомании имеют генетическую компоненту при всей значимости среды и воспитания в этих вопросах. Все проблемы предрасположенности (не предрасположенности) к болезням — тоже конституционально детерминированы, также как и личные предпочтения в образе жизни, духовные установки, психический мир знаний, эмоций и воли, поведение, любовь и ненависть, сексуальный потенциал.
Генотипически астеник никогда не станет гиперстеником и, наоборот. Среда лишь модифицирует наш конституционный потенциал в рамках: конституция — генетически устойчива, стабильна, а фенотип — лишь модифицируется, изменяет конституцию в пределах геномных законов реагирования.[1] Реальная конституция человека складывается из набора составляющих:
27. Теории темперамента
Долгое время
в психологии безраздельно
Теория Канта.
С физиологической точки
В новое время
гуморальная теория объясняет
особенности темпераментов
И.П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре основные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявление в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента.
Информация о работе Шпаргалка по "Дифференциальной психологии