Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:00, шпаргалка
Предмет, задачи и методы диф. психологии
Предмет диф. психологии - изучение структуры индивидуальности на основе выявления индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа [10, с.524].
Исходя из предмета изучения, дифференциальная психология включает три раздела, которые посвящены трем видам различий: 1) индивидуальным, 2) групповым и 3) типологическим.
1) элементарные (свойства отдельных нейронов);
2) комплексные (свойства различных структур мозга);
3) общемозговые (системные) свойства (т. е. свойства целого мозга).
Вопрос о связи свойств каждого уровня с особенностями психики, целостного поведения пока изучен мало.
Теоретически парциальность может проявиться не от межанализаторных различий, а от того, что к одному анализатору адресуется своя задача, а к другому – иная (это зависит от методических приемов диагностики типологических особенностей).
Вопрос о парциальности свойств нервной системы продолжает оставаться актуальным и требует дальнейшего изучения.
В. Д. Небылицын отнес передние отделы неокортекса и взаимодействующие с ними образования старой и древней коры головного мозга, а также его стволовой части – рассматривал, как единую мозговую систему, выполняющую функции регуляции и управления всеми процессами, протекающими в организме – от низших биологических до самых высших психических (таких как потребности и мотивация, эмоции и темперамент, программирование движения, и действий, интеллектуальное планирование и оценка результатов и т. д.). В отличие от анализаторной, регулирующая система не имеет прямого отношения к переработке сенсорных раздражителей.
Важными являются связи свойств этой системы со многими общеличностными характеристиками – моторной активностью, интеллектуальной активностью и с особенностями установки личности, в то время как анализаторные (парциальные) свойства часто таких связей не обнаруживают.
Следует подчеркнуть, что В. Д. Небылицын, выдвигая понятие об общих свойствах нервной системы, рассматривал их не как чисто корковые, а как комплексные, отражающие функциональную систему, включающие в себя различные уровни центральной нервной системы: лобную кору, лимбический мозг, ретикулярную формацию. Можно считать, что под общими свойствами В. Д. Небылицын понимал, скорее всего, свойства интегративных систем мозга, осуществляющих произвольные акты человека. При этом он отмечал: свойства, обозначенные им как общие, строго говоря, тоже являются частными, поскольку представляют собой параметры пусть весьма обширного, но все же ограниченного анатомически и функционально комплекса структур головного мозга. Интерпретация этих свойств как общих оправдана только тем значением, которое имеют образования регуляторной системы для психической жизни и поведения всего организма. Во всяком случае, они, по мнению В. Д. Небылицына, дают лучшее приближение к функции «нервной системы в целом», чем парциальные свойства. Как полагал исследователь, представление об этих общих свойствах поможет понять, что же такое свойства нервной системы в целом, – категорию, остающуюся, по его мысли, на современном уровне наших психофизиологических знаний чисто гипотетической конструкцией.
Свойства, выявляемые с помощью методик, в которых используются произвольные двигательные реакции человека, обнаруживают постоянные связи с деятельностными и поведенческими характеристиками людей, а свойства, выявляемые в зрительном и слуховом анализаторах таких связей часто не демонстрируют или же показывают те, которые противоречат здравому смыслу. Следовательно, для практических целей прогнозирования склонностей, способностей, устойчивости к неблагоприятным состояниям и т. д. парциальные (анализаторные) свойства малопригодны.
Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Значительные различия в поведении людей, обусловленные свойствами их темпераментов есть даже у кровных братьев и сестер, у близнецов, живущих бок о бок. Темпераменты различаются у сиамских близнецов Маши и Даши, у всех детей получивших одинаковое воспитание, имеющих одинаковое мировоззрение, близкие идеалы, убеждения и моральные устои.
Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.
В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. Так, например, переключение внимания связано с переходом возбуждения с одних участков мозга на другие и соответственно торможением покинутых участков мозга.
Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью.
Меланхолический темперамент, как видно из таблицы, определяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв.
У меланхолика слабый тип нервной системы и, следовательно, нестойкий перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения нервной системы. Остальные три типа нервной системы считаются сильными.
Флегматическим темпераментов, называется такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Инертная нервная система соответствует этому типу.
Сангвинический темперамент — другой сильный тип темперамента — характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные.
Холерический темперамент — третий сильный тип темперамента - неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам.
Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.
Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.
Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые
стремления и настроение, внешне скуп
на проявление эмоций и чувств. Он проявляет
упорство и настойчивость в работе,
оставаясь спокойным и
Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
24. Сенсорно-перцептивные характеристики человека
Сенсорно-перцептивные процессы обеспечивают связь нашего внутреннего мира с окружающей действительностью. Однако долгое время представления о процессах и механизмах обнаружения и обработки внешней информации не были дифференцированы.
Только в 1785 г. Томас Рид предложил рассматривать сенсорные процессы (ощущения) и перцептивные процессы (восприятие) независимо друг от друга, т.е. как самостоятельные психические познавательные процессы. Несмотря на это, дискуссия о соотношении сенсорных и перцептивных процессов не утратила своей актуальности.
Ассоциативная психология XIX в. рассматривала восприятие как сумму ощущений или «ассоциацию отдельных ощущений признаков объекта друг с другом и его предметным значением». В теории психического отражения Леонтьева – Фабри сенсорная и перцептивная психика также представлены отдельно.
Напротив, последователи
В отечественной психологии одним из первых термин «сенсорно-перцептивные процессы» использовал Б.Г. Ананьев. Сенсорно-перцептивными называют процессы, с помощью которых осуществляется восприятие человеком окружающей действительности, своего внутреннего опыта и внутренних ощущений. Эти процессы представляют собой целостное образование, их деление на компоненты достаточно условно.
25. Компенсаторные функции свойств нервной системы
Мозг функционирует
Какие механизмы обеспечивают надежность
работы мозга, компенсацию его функций,
биологическая защита ЦНС от вредных влияний?
К основным принципам надежности работы
ЦНС относятся: 1) защитно-компенсаторная
функция торможения, использование каждого
случая перехода нервных клеток в тормозное
состояние для «профилактического ремонта»,
восстановления их работоспособности,
2) сочетание высокой специализации нервных
центров с их пластичностью, способностью
к динамической " перестройки своих
функций, замещение поврежденных или разрушенных
структур, избыточность функциональных
единиц (нейронов), наличие резервных элементов,
проводящих путей, 3) сочетание относительной
самостоятельности высших регуляторных
центров (до механизмов саморегуляции
органов) с постоянным подчинением высшим
отделам ЦНС; 4) использование в процессах
компенсации нарушенных функций ЦНС механизма
условнорефлекторных нервных связей,
органом которых у человека и высших животных
является главным образом корковое вещество
большого мозга. Как правило, для восстановления
функций мозга после разрушения отдельных
его участков человеку нужно много месяцев
или даже лет.
30. Одаренность
как индивидуально-
Впервые об одаренности как о психологическом факторе заговорили еще в 19 веке. С того времени очень много ученых разных направлений – генетики, физиологи, психологи, биологи и многие другие занимались изучением этого явления. На территории постсовесткого пространства изучением проблем одаренности занимались такие ученые как Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Я.Л.Коломинский, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, А.М.Матюшкин, Б.М.Теплов. Из представителей зарубежной психологии этим направлением занимались Ч.Спирмен, Э.Торндайк, Л.Терстокн, Г.Айзенк, С.Берт, К.Г.Юнг, Д.Гилфорд, Е.Торренс и многие другие.
Понятие как таковое впервые
было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэ
Одаренность понимают по-разному. Существует по крайней мере пять дефиниций, каждая из которых выделяет различные составляющие одаренности как комплексного феномена, являющегося объектом изучения психофизиологии, дифференциальной и социальной психологии. Одаренность можно понимать как 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности, 2) общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека, 3) умственный потенциал - интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искусствам), 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок), 5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).
От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной — то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей — то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.
31. Личность как
высший уровень
Высшим уровнем
Информация о работе Шпаргалка по "Дифференциальной психологии