Шпаргалка по "Дифференциальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:00, шпаргалка

Краткое описание

Предмет, задачи и методы диф. психологии
Предмет диф. психологии - изучение структуры индивидуальности на основе выявления индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа [10, с.524].
Исходя из предмета изучения, дифференциальная психология включает три раздела, которые посвящены трем видам различий: 1) индивидуальным, 2) групповым и 3) типологическим.

Файлы: 1 файл

диф.псих-экз.docx

— 138.30 Кб (Скачать)

Понятие иерархии предусматривает  расположение частей или элементов  целого в порядке от высшего к  низшему. При этом предполагается, что каждый вышележащий уровень наделен особыми полномочиями по отношению к нижележащим. Применительно к человеческой индивидуальности такое понимание иерархии требует установления отношений доминирования – подчинения и выделения управляющих и управляемых уровней. По этой логике психологический уровень, будучи вышележащим, уступает как управляющий по отношению к процессам, происходящим на нижележащих психофизиологическом, физиологическом и других уровнях. Следовательно, в приведенном выше примере именно интеллект должен определять параметры энцефалограммы.

Однако возможен и другой альтернативный принцип взаимодействия уровней – гетерархия. При этом считается возможным совместное или поочередное управление процессами, происходящими в живой системе на том или ином этапе ее жизнедеятельности. Применительно к индивидуальности человека это означает, что физиологический и психологический (а также все другие) уровни действуют в тесной взаимосвязи, определяя текущее состояние системы.

Значение системной модели индивидуальности. Несмотря на видимую  абстрактность изложенных представлений, они имеют реальное значение для  теоретического обоснования психофизиологических исследований и интерпретации результатов. Выше были изложены современные представления  о взаимоотношении психического и физиологического. Множество фактов свидетельствуют о том, что между психическим и соматическим существуют причинно-следственные связи, которые имеют двухстороннюю направленность: психическое влияет на физиологическое и наоборот.

Подобная взаимосвязь  приобретает логическую обоснованность в том случае, если рассматривать индивидуальность как систему (включающую физиологический, психологический и другие уровни) с гетерархическим типом межуровневого взаимодействия. Только при таком подходе получают объяснение феномены изменения физиологических показателей под влиянием психических изменений и, напротив, изменения в психике человека под влиянием воздействий на его тело.

Таким образом, целостность  индивидуальности лежит в основе того факта, что любое воздействие (например, прием химического препарата, изменение атмосферного давления, шум  на улице, неприятные известия и т.п.) хотя бы на один из уровней (биохимический, физиологический, психологический  и др.) неизбежно приводит к откликам на всех других уровнях и изменяет текущее состояние организма  человека, его психическое состояние, а, возможно, и поведение. Реализация принципа целостности обязывает исследователей рассматривать различные аспекты индивидуальности во всем многообразии их связей и взаимодействия.

 

 

14. Учение Павлова о  свойствах и типах нервной  системы

Тип высшей нервной деятельности – это совокупность врождённых и приобретённых свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих своё отражение во всех функциях организма.


В основе типа высшей нервной  деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в центральной нервной системе двух нервных процессов: возбуждения и торможения. Согласно взглядам И.П.Павлова основными являются три свойства нервных процессов:

1) Сила  процессов  возбуждения  и  торможения  (связана       с работоспособностью нервных клеток).

Сила  процессов возбуждения характеризуется: высокой работоспособностью; инициативностью; решительностью; упорством в преодолении жизненных трудностей; способностью решать без срывов нервной деятельности сложные ситуации.

Сила  процессов торможения характеризуется: самообладанием; терпеливостью; высокой способностью к сосредоточиванию, к дифференцированию допустимого, возможного от недопустимого и невозможного.

Слабость  нервных процессов характеризуется: низкой работоспособностью; нерешительностью в сложных ситуациях, и быстрым наступлением при этом неврогенных срывов; стремлением избегать трудности, препятствия, активной работы и напряжения; малой инициативностью; отсутствием настойчивости.

2) Уравновешенность нервных процессов (связана с соотношением процессов возбуждения и торможения по их силе).

Уравновешенность  нервных процессов  характеризуется: ровным поведением  и отношением к людям; сдержанностью; способностью к самообладанию, ожиданию; способностью легко и быстро засыпать; ровной речью, с правильной и выразительной интонацией.

Неуравновешенность  с преобладанием возбуждения характеризуется: повышенной впечатлительностью; нервозностью поведения, причём по сильному типу это выражается в склонности к крику, по слабому типу – в уходе в себя, в слезливости; беспокойным сном с частыми сновидениями кошмарного содержания; быстрой речью (скороговоркой).

3) Подвижность процессов возбуждения  и торможения (связана со способностью нервных процессов сменять друг друга).

Подвижность нервных процессов  характеризуется: достаточно лёгким и быстрым переходом к новому делу; быстрой переделкой  привычек и навыков; лёгкостью засыпания и пробуждения.

Инертность  нервных процессов  характеризуется: трудностью перехода к новому делу  и переделки; трудностью пробуждения; спокойным сном со сновидениями без кошмаров; замедленной речью.

На основе всевозможной комбинации трёх основных свойств нервных процессов  происходит формирование большого разнообразия типов ВНД.  По классификации И.П.Павлова выделяют  четыре основных типа ВНД, отличающихся по устойчивости к невротизирующим факторам и адаптивным свойствам.

1) Сильный, неуравновешенный,  («безудержный») тип характеризуется сильными процессами возбуждения, которые преобладают над торможением. Это человек увлекающийся; с высоким уровнем активности; энергичный; вспыльчивый; раздражительный; с сильными, быстро возникающими эмоциями.

2) Сильный,  уравновешенный, подвижный (лабильный или живой) тип отличается сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и способностью к лёгкой смене одного процесса другим. Это человек с большим самообладанием; решительный; преодолевающий трудности; энергичный; умеющий быстро ориентироваться в новой обстановке; подвижный; впечатлительный;  с ярким выражением эмоций и лёгкой их сменяемостью.

3) Сильный,  уравновешенный, инертный (спокойный) тип характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью, но низкой  подвижностью нервных процессов. Это человек весьма работоспособный; умеющий сдерживаться; спокойный; медлительный; со слабым  проявлением чувств; трудно переключающийся с одного вида деятельности на другой; не любит изменять свои привычки.

4) Слабый  тип отличается  слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Это человек слабовольный; унылый; тоскливый; мнительный; склонный к мрачным мыслям; с угнетённым настроением; замкнут; пуглив; легко поддаётся чужому влиянию.

Эти типы высшей нервной  деятельности соответствуют темпераментам, описанным Гиппократом:

Свойства нервных процессов

Темпераменты (по Гиппократу)

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Сила

Сильный

Сильный

Сильный

Слабый

Уравновешенность

Неуравновешенный, с преобладанием процесса возбуждения

Уравновешенный

Уравновешенный

-

Подвижность

-

Подвижный

Инертный

-


 

 

 

15.Учение Павлова о  специально человечечких типах ВНД

Однако в жизни такие  «чистые» типы ВНД встречаются редко, обычно комбинация свойств более разнообразна. Ещё И.П.Павлов писал, что между этими основными типами располагаются «промежуточные, переходные типы и их надо знать для того, чтобы ориентироваться в человеческом поведении».

Наряду с указанными общими для человека и животных типами ВНД  И.П.Павлов  выделил специально человеческие типы (частные типы) на основе различного соотношения первой и второй сигнальных систем:

1. Художественный тип характеризуется незначительным преобладанием первой сигнальной системы над второй. Для представителей этого типа свойственно предметное, образное восприятие окружающего мира, оперирование в процессе мышления чувственными образами.

2. Мыслительный тип отличается преобладанием второй сигнальной системы над первой. Этому типу свойственно выраженная способность к абстрагированию от действительности, к тонкому анализу; оперирование в процессе мышления абстрактными символами.

3. Средний тип характеризуется уравновешенностью сигнальных систем. К этому типу относится большинство людей, им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.

Эта классификация отражает характер функциональной межполушарной  асимметрии головного мозга, особенности  их взаимодействия.

Учение о типах высшей нервной деятельности имеет важное значение для понимания закономерностей формирования таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер. Тип ВНД является физиологической основой темперамента. Однако тип ВНД сводить к темпераменту, ибо тип ВНД – это физиологическое свойство личности, а темперамент – психологическое свойство личности и имеет отношение к динамической стороне психической деятельности человека. Следует помнить, что темперамент не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение человека, убеждения, взгляды, интересы и т.п.). Особенности типа ВНД и преобладающего темперамента образуют природную основу индивидуальной неповторимости личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Характеристика специальных  человеческих типов ВНД.

 

И.П. Павлов предложил классификацию  специально человеческих типов высшей нервной деятельности, выделив художественный, мыслительный и средний типы. В таком подходе акцент делается на соотношение вербального (связанного с речью) и невербального интеллекта. Для установления принадлежности к разным типам использовали методы специального тестирования. 
Художественный тип - индивидуум, обладающий относительным преобладанием первой сигнальной системы, который воспринимает окружающий мир конкретно, образно, без склонности к анализу. 
Мыслительный тип -  индивидуум, имеющий относительное преобладание второй сигнальной системы, который воспринимает мир абстрактно, со склонностью к анализу и синтезу, обобщению сигналов внешней среды. 
Средний тип характеризуется уравновешенностью функций двух сигнальных систем. 
Такая дифференцировка возможна, прежде всего, за счет специализации в работе левого и правого полушарий мозга и доминирования одного из них в процессе совместной деятельности. У художественного типа более активно правое полушарие, которое нацелено на образное восприятие окружающего мира. У мыслительного типа усилена работа левого полушария, связанного с вербальной функцией.

В ходе экспериментов, которые  объединяли разные подходы “измерительный”  и “типологический”, принадлежность испытуемых к художественному, мыслительному  и среднему типам определялась с  помощью теста Векслера (измерение вербальности и невербальности интеллекта) и методики Борисовой ( по результатам узнавания и описания по памяти рисунков). Затем у этих же лиц с помощью ЭЭГ-методик определяли безусловнорефлекторные свойства нервной системы: силу, активированность и лабильность. 
Было установлено, что если для человека характерно сочетание слабых нервных процессов с инертностью и инактивированостью, соответствующее меланхолическому темпераменту, то он принадлежит к мыслительному типу, с высокой степенью вероятности. Если у испытуемого показатели силы, лабильности и активированности высоки, что представляет холерический темперамент, то он с высокой степенью вероятности относится к художественному типу. При этом более высокие показатели силы и лабильности, как правило, обнаруживает ведущее полушарие, правое - у художественного типа и левое - у мыслительного.  
В этих работах проявилась возможность сближения двух подходов: “измерительного” и “типологического” или двух уровней исследования: физиологического и поведенческого (психологического), которые часто развиваются разобщено. Таким образом, было установлено, что черты темперамента и когнитивные особенности человеческих типов высшей нервной деятельности образуют своего рода различные эмоционально-познавательные комплексы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Парциальность свойств нервной системы

Свойства нервной системы  — устойчивые особенности нервной  системы, влияющие — при прочих равных условиях — на индивидуальные психологические  особенности человека. Не предопределяя  его социальную ценность, не обусловливая непосредственно содержательную сторону психики, свойства нервной системы являются физиологической основой формально-динамической стороны поведения, образуя почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее — другие. Наиболее общее психологическое проявление свойств нервной системы — особенности темперамента человека, однако существуют корреляции и с индивидуальными особенностями познавательных процессов, формирования навыков и др. Свойства нервной системы были открыты И. П. Павловым и легли в основу типологии высшей нервной деятельности, разработанной в экспериментах с животными. Согласно его концепции, выделяются три основных свойства нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность. Пpимeнительно к человеку концепция свойств нервной системы наиболее последовательно разработана в школе Б. М. Теплова. Открыты новые свойства нервной системы — лабильность и динамичность. Обнаружено явление парциальности свойств нервной системы, послужившее основой для выделения частных и общих свойств нервной системы. Первые характеризуют функционирование отдельных анализаторов и зон мозга, вторые понимаются двояко: как параметры функционирования передних, регуляторных зон мозга и как общемозговые нейрофизиологические особенности, в частности, определяемые корково-подкорковыми соотношениями.  
В настоящее время свойства нервной системы можно представить в виде иерархии уровней:

Информация о работе Шпаргалка по "Дифференциальной психологии