Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:00, шпаргалка
Предмет, задачи и методы диф. психологии
Предмет диф. психологии - изучение структуры индивидуальности на основе выявления индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа [10, с.524].
Исходя из предмета изучения, дифференциальная психология включает три раздела, которые посвящены трем видам различий: 1) индивидуальным, 2) групповым и 3) типологическим.
Понятие иерархии предусматривает расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. При этом предполагается, что каждый вышележащий уровень наделен особыми полномочиями по отношению к нижележащим. Применительно к человеческой индивидуальности такое понимание иерархии требует установления отношений доминирования – подчинения и выделения управляющих и управляемых уровней. По этой логике психологический уровень, будучи вышележащим, уступает как управляющий по отношению к процессам, происходящим на нижележащих психофизиологическом, физиологическом и других уровнях. Следовательно, в приведенном выше примере именно интеллект должен определять параметры энцефалограммы.
Однако возможен и другой альтернативный принцип взаимодействия уровней – гетерархия. При этом считается возможным совместное или поочередное управление процессами, происходящими в живой системе на том или ином этапе ее жизнедеятельности. Применительно к индивидуальности человека это означает, что физиологический и психологический (а также все другие) уровни действуют в тесной взаимосвязи, определяя текущее состояние системы.
Значение системной модели
индивидуальности. Несмотря на видимую
абстрактность изложенных представлений,
они имеют реальное значение для
теоретического обоснования
Подобная взаимосвязь приобретает логическую обоснованность в том случае, если рассматривать индивидуальность как систему (включающую физиологический, психологический и другие уровни) с гетерархическим типом межуровневого взаимодействия. Только при таком подходе получают объяснение феномены изменения физиологических показателей под влиянием психических изменений и, напротив, изменения в психике человека под влиянием воздействий на его тело.
Таким образом, целостность индивидуальности лежит в основе того факта, что любое воздействие (например, прием химического препарата, изменение атмосферного давления, шум на улице, неприятные известия и т.п.) хотя бы на один из уровней (биохимический, физиологический, психологический и др.) неизбежно приводит к откликам на всех других уровнях и изменяет текущее состояние организма человека, его психическое состояние, а, возможно, и поведение. Реализация принципа целостности обязывает исследователей рассматривать различные аспекты индивидуальности во всем многообразии их связей и взаимодействия.
14. Учение Павлова о свойствах и типах нервной системы
Тип высшей нервной деятельности – это совокупность врождённых и приобретённых свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих своё отражение во всех функциях организма. |
В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в центральной нервной системе двух нервных процессов: возбуждения и торможения. Согласно взглядам И.П.Павлова основными являются три свойства нервных процессов:
1) Сила процессов возбуждения и торможения (связана с работоспособностью нервных клеток).
Сила процессов возбуждения характеризуется: высокой работоспособностью; инициативностью; решительностью; упорством в преодолении жизненных трудностей; способностью решать без срывов нервной деятельности сложные ситуации.
Сила процессов торможения характеризуется: самообладанием; терпеливостью; высокой способностью к сосредоточиванию, к дифференцированию допустимого, возможного от недопустимого и невозможного.
Слабость нервных процессов характеризуется: низкой работоспособностью; нерешительностью в сложных ситуациях, и быстрым наступлением при этом неврогенных срывов; стремлением избегать трудности, препятствия, активной работы и напряжения; малой инициативностью; отсутствием настойчивости.
2) Уравновешенность нервных процессов (связана с соотношением процессов возбуждения и торможения по их силе).
Уравновешенность нервных процессов характеризуется: ровным поведением и отношением к людям; сдержанностью; способностью к самообладанию, ожиданию; способностью легко и быстро засыпать; ровной речью, с правильной и выразительной интонацией.
Неуравновешенность с преобладанием возбуждения характеризуется: повышенной впечатлительностью; нервозностью поведения, причём по сильному типу это выражается в склонности к крику, по слабому типу – в уходе в себя, в слезливости; беспокойным сном с частыми сновидениями кошмарного содержания; быстрой речью (скороговоркой).
3) Подвижность процессов
Подвижность нервных процессов характеризуется: достаточно лёгким и быстрым переходом к новому делу; быстрой переделкой привычек и навыков; лёгкостью засыпания и пробуждения.
Инертность нервных процессов характеризуется: трудностью перехода к новому делу и переделки; трудностью пробуждения; спокойным сном со сновидениями без кошмаров; замедленной речью.
На основе всевозможной комбинации трёх основных свойств нервных процессов происходит формирование большого разнообразия типов ВНД. По классификации И.П.Павлова выделяют четыре основных типа ВНД, отличающихся по устойчивости к невротизирующим факторам и адаптивным свойствам.
1) Сильный, неуравновешенный, («безудержный») тип характеризуется сильными процессами возбуждения, которые преобладают над торможением. Это человек увлекающийся; с высоким уровнем активности; энергичный; вспыльчивый; раздражительный; с сильными, быстро возникающими эмоциями.
2) Сильный, уравновешенный, подвижный (лабильный или живой) тип отличается сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и способностью к лёгкой смене одного процесса другим. Это человек с большим самообладанием; решительный; преодолевающий трудности; энергичный; умеющий быстро ориентироваться в новой обстановке; подвижный; впечатлительный; с ярким выражением эмоций и лёгкой их сменяемостью.
3) Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) тип характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью, но низкой подвижностью нервных процессов. Это человек весьма работоспособный; умеющий сдерживаться; спокойный; медлительный; со слабым проявлением чувств; трудно переключающийся с одного вида деятельности на другой; не любит изменять свои привычки.
4) Слабый тип отличается слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Это человек слабовольный; унылый; тоскливый; мнительный; склонный к мрачным мыслям; с угнетённым настроением; замкнут; пуглив; легко поддаётся чужому влиянию.
Эти типы высшей нервной деятельности соответствуют темпераментам, описанным Гиппократом:
Свойства нервных процессов |
Темпераменты (по Гиппократу) | |||
Холерик |
Сангвиник |
Флегматик |
Меланхолик | |
Сила |
Сильный |
Сильный |
Сильный |
Слабый |
Уравновешенность |
Неуравновешенный, с преобладанием процесса возбуждения |
Уравновешенный |
Уравновешенный |
- |
Подвижность |
- |
Подвижный |
Инертный |
- |
15.Учение Павлова о специально человечечких типах ВНД
Однако в жизни такие «чистые» типы ВНД встречаются редко, обычно комбинация свойств более разнообразна. Ещё И.П.Павлов писал, что между этими основными типами располагаются «промежуточные, переходные типы и их надо знать для того, чтобы ориентироваться в человеческом поведении».
Наряду с указанными общими для человека и животных типами ВНД И.П.Павлов выделил специально человеческие типы (частные типы) на основе различного соотношения первой и второй сигнальных систем:
1. Художественный тип характеризуется незначительным преобладанием первой сигнальной системы над второй. Для представителей этого типа свойственно предметное, образное восприятие окружающего мира, оперирование в процессе мышления чувственными образами.
2. Мыслительный тип отличается преобладанием второй сигнальной системы над первой. Этому типу свойственно выраженная способность к абстрагированию от действительности, к тонкому анализу; оперирование в процессе мышления абстрактными символами.
3. Средний тип характеризуется уравновешенностью сигнальных систем. К этому типу относится большинство людей, им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.
Эта классификация отражает характер функциональной межполушарной асимметрии головного мозга, особенности их взаимодействия.
Учение о типах высшей нервной деятельности имеет важное значение для понимания закономерностей формирования таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер. Тип ВНД является физиологической основой темперамента. Однако тип ВНД сводить к темпераменту, ибо тип ВНД – это физиологическое свойство личности, а темперамент – психологическое свойство личности и имеет отношение к динамической стороне психической деятельности человека. Следует помнить, что темперамент не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение человека, убеждения, взгляды, интересы и т.п.). Особенности типа ВНД и преобладающего темперамента образуют природную основу индивидуальной неповторимости личности.
16. Характеристика специальных человеческих типов ВНД.
И.П. Павлов предложил классификацию
специально человеческих типов высшей
нервной деятельности, выделив художественный,
мыслительный и средний типы. В таком подходе
акцент делается на соотношение вербального
(связанного с речью) и невербального интеллекта.
Для установления принадлежности к разным
типам использовали методы специального
тестирования.
Художественный тип - индивидуум, обладающий
относительным преобладанием первой сигнальной
системы, который воспринимает окружающий
мир конкретно, образно, без склонности
к анализу.
Мыслительный тип - индивидуум, имеющий
относительное преобладание второй сигнальной
системы, который воспринимает мир абстрактно,
со склонностью к анализу и синтезу, обобщению
сигналов внешней среды.
Средний тип характеризуется уравновешенностью
функций двух сигнальных систем.
Такая дифференцировка возможна, прежде
всего, за счет специализации в работе
левого и правого полушарий мозга и доминирования
одного из них в процессе совместной деятельности.
У художественного типа более активно
правое полушарие, которое нацелено на
образное восприятие окружающего мира.
У мыслительного типа усилена работа левого
полушария, связанного с вербальной функцией.
В ходе экспериментов, которые
объединяли разные подходы “измерительный”
и “типологический”, принадлежность
испытуемых к художественному, мыслительному
и среднему типам определялась с
помощью теста Векслера (измерение
вербальности и невербальности интеллекта)
и методики Борисовой ( по результатам
узнавания и описания по памяти рисунков).
Затем у этих же лиц с помощью ЭЭГ-методик
определяли безусловнорефлекторные свойства
нервной системы: силу, активированность
и лабильность.
Было установлено, что если для человека
характерно сочетание слабых нервных
процессов с инертностью и инактивированостью,
соответствующее меланхолическому темпераменту,
то он принадлежит к мыслительному типу,
с высокой степенью вероятности. Если
у испытуемого показатели силы, лабильности
и активированности высоки, что представляет
холерический темперамент, то он с высокой
степенью вероятности относится к художественному
типу. При этом более высокие показатели
силы и лабильности, как правило, обнаруживает
ведущее полушарие, правое - у художественного
типа и левое - у мыслительного.
В этих работах проявилась возможность
сближения двух подходов: “измерительного”
и “типологического” или двух уровней
исследования: физиологического и поведенческого
(психологического), которые часто развиваются
разобщено. Таким образом, было установлено,
что черты темперамента и когнитивные
особенности человеческих типов высшей
нервной деятельности образуют своего
рода различные эмоционально-познавательные
комплексы.
Свойства нервной системы
— устойчивые особенности нервной
системы, влияющие — при прочих равных
условиях — на индивидуальные психологические
особенности человека. Не предопределяя
его социальную ценность, не обусловливая
непосредственно содержательную сторону
психики, свойства нервной системы являются
физиологической основой формально-динамической
стороны поведения, образуя почву, на которой
легче формируются одни формы поведения,
труднее — другие. Наиболее общее психологическое
проявление свойств нервной системы —
особенности темперамента человека, однако
существуют корреляции и с индивидуальными
особенностями познавательных процессов,
формирования навыков и др. Свойства нервной
системы были открыты И. П. Павловым и легли в основу типологии
высшей нервной деятельности, разработанной
в экспериментах с животными. Согласно
его концепции, выделяются три основных
свойства нервной системы: сила, подвижность,
уравновешенность. Пpимeнительно к человеку
концепция свойств нервной системы наиболее
последовательно разработана в школе
Б. М. Теплова. Открыты новые свойства нервной
системы — лабильность и динамичность.
Обнаружено явление парциальности свойств
нервной системы, послужившее основой
для выделения частных и общих свойств
нервной системы. Первые характеризуют
функционирование отдельных анализаторов
и зон мозга, вторые понимаются двояко:
как параметры функционирования передних,
регуляторных зон мозга и как общемозговые
нейрофизиологические особенности, в
частности, определяемые корково-подкорковыми
соотношениями.
В настоящее время свойства нервной системы
можно представить в виде иерархии уровней:
Информация о работе Шпаргалка по "Дифференциальной психологии