Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:26, шпаргалка
работа содержит ответы на вопросы по "Деловому общению" для психологов
Необходимость внедрения
нового стиля мышления, соц. поведения,
отвечающего задачам
22.Психологические
механизмы межлич общения.
Восприятие – свойство психики, процесс, вместе с тем результат восприятия целостнообразованного представления. Восприятие и понимание людей зависит, от того является, ли они знакомыми или незнакомыми, в зависимости от этого механизм восприятия и понимания срабатывает по разному. Если общаются знакомые люди, то срабатывает механизм:
- идентификация состоит в том, что одни человек для того чтобы понять другого ставит себя на его место и решает как бы он вел себя, если бы он был в положении другого человека.
- эмпатия состоит в том, что человек А стремится понять не с помощью расшифровки слов человека В, а мысленно входя в его внутренний мир.
- рефлексия осознание человеком, как он воспринимается партнером по общению.
Если же общаются незнакомцы, то срабатывает другой механизм:
- социальная стереотипизация состоит в том, что в нашем знании есть представление в форме стереотипа о чертах какой-то социальной группы .
Стереотип – устанавливается представление о членах той или иной социальной группы.
В результате социальной
стереотипизации почти
В случае восприятия знакомых нам людей действует следующий механизм:
1) идентификации, формируем
образ человека уподобляя его
себе, на основе собственных
2) эмпатии, предполагает способность к сопереживанию, способность понять, откликнуться;
3) рефлексия – представляет
собой формирование
В процессе восприятия важным является и понимание причин поведения нашего партнера. При анализе этого компонента действует механизм каузальной атрибуции, но толкование поведения человека осуществляется через два пути:
1) механизм стереотипизации
2) действие через идентификации
Чтобы избежать ошибок каузальной атрибуции необходимо знать об этих механизмах и стараться выяснять истинные мотивы поведения.
34.Приемы эффективного слушания.
Умение слушать. Требует учета двух аспектов:
1) лучшим собеседником
считается тот, кто умеет
2) слушающий становится тот, кто добровольно первый берет на себя эту роль.
Коммуникативный барьер характерный для процесса слушающих:
- занятость собственными мыслями
- эмоциональная
- уязвленное самолюбие
- невладение правилами слушания.
Успех делового общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника.
Неумение слушать – основная причина неэффективного общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам.
Слушание – сложный процесс, требующий значительных психологических энергозатрат, определяющих навыков и общей коммуникативной культуры.
Слушание делят на 2 вида:
- Нерефлексивное слушание
– это умение внимательно
Рефлексивное слушание
представляет собой процесс
* Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнением при помощи ключевых фраз типа: « Я не понял», «Что вы имеете в виду?»
* Перефразирование – собственная формулировка сообщения, говорящего для проверки его точности. Ключевые фразы: «Как я понял вас…», «Вы думаете, что…»
* При отражении чувств акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вероятно, вы чувствуете…»
* При резюмировании подытожить основные идеи и чувства говорящего, для этого используются фразы: Вашими основными идеями, как я понял, являются …»
Среди типичных ошибок слушания можно выделить:
36.Лидерство в рабочей группе.
Лидеры есть в любом
коллективе и заслуживают особого внимания
Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров. Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек.
Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.
Вожак — самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Так, американский исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя — вожака:
1) физические качества — активный, энергичный, здоровый, сильный;
2) личностные качества
— приспособляемость,
3) интеллектуальные качества - ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
4) способности — контактность,
легкость в общении,
Лидер гораздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером ("делай, как я'"). Как правило, его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.
Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д.
43.Этика делового общения
Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин "этика" впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде и т.д.
Важнейшими категориями этики являются : "добро", "зло", "справедливость", "благо", "ответственность", "долг", "совесть" и т.д.
Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с с у щ и м , с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структурой его изменения является" противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного
Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
43.Этика делового общения
Этика делового общения "сверху-вниз", В деловом общении "сверху-вниз", т.е. в отношении руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: "Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель". Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения.
• Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом
• При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.
• Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.
• Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите объяснить причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.
• Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
• Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не поможет — на вас ляжет вся ответственность.
• Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.
• Никогда не давайте
сотрудникам возможность
• Соблюдайте принцип
распределительной справедливос
• Поощряйте свой коллектив
даже в том случае, если успех
достигнут главным образом
• Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.
• Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.
• Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно так или иначе узнают о них. Но утаивание ошибок — проявление слабости и непорядочности.
• Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же.
• Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора: 1) ситуацию, наличие времени для нюансов, 2) личность подчиненного — кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.