Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:26, шпаргалка
работа содержит ответы на вопросы по "Деловому общению" для психологов
38. Деловые переговоры: осн. стадии и стили комм. стратегии.
Пер-ры — это ср-во, взаимосвязь между людьми, предназн. для достиж. соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоп. интересы. В связи с разнообр. пер-ров невозм. предложить их точную модель. Обобщ. схема их провед. имеет след. вид: 1. подготовка, 2. проведение, 3. решение проблемы (завершение пер-ры), 4. анализ итогов. В жинзнен. практике чаще встречаются малоэффективные стратегии поведения в спорн. вопросах, такие как: 1)жесткое доминирование (жесткий подход) 1-ой стороны и соот-но вынужден. подчинение др. стороны, либо открыт. конфронтация сторон; 2) «мягкая уступчивость» (мягкий подход), направленная на избегание конфронтации и приводящая к компромис. решению, либо к выигрышу «жесткого» участника. Максимально эффективны принципиал. переговоры (по существу дела), направленные на сотрудничество и поиск разумн. принцип. соглашения.
28. Типы модальностей партнеров: визуальный, аудиальный, кинестетический. Особ-ти их поведения в ДО.
1) Визуальный тип – зрительный. Визуал. контакт составляет важн. часть общения. Американ. психологами Экслайном и Винтерсом было показано, что взгляд связан с процессом формир. высказывания и трудностью этого процесса. Когда чел-к только формир. мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль готова, - на собеседника. С пом. глаз передаются самые точн. сигналы о состоянии чел-ка, т.к. расширение и сужение зрачков не поддается сознат. контролю. Если чел-к возбужден или заинтересован чем-то, его зрачки расшир-ся в 4 раза. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться. 2) аудиальный тип – слух, звук. Разл. чувства передаются тембром голоса и скоростью речи. 3) Кинестетический тип – поза, жест, походка. Чем выше статус чел-ка, тем непринужденнее поза.
29. Этапы дел. общения: общая хар-ка.
В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы общения: 1) установление контакта – нужно прежде всего продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения. Это достигается мягкой улыбкой, небольш. наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Далее- обращение словесное, приветствие. После этого нужно выдержать паузу. Она необходима, чтобы дать возможность чел-ку ответить, включиться в общение. 2) ориентация в ситуации помогает опред-ть стратегию и тактику дел. общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совмест. интересов. Нужно сразу выяснить, каким по длительности будет разговор, и в завис-ти от этого строить свою тактику. 3) вовлечь собеседника в актив. обсуждение вопроса, когда у него м.б. нет особ. желания, создать непринужден. атмосферу общения – это своего рода искусство. Важно опред-ть психолог. состояние собеседника и корректировать его. 4) для этапа обсуждения проблемы и принятия решения с социально-психолог. точки зрения хар-ны эффект контраста – указывая на отличие нашей точки зрения на возмож. совмест. деят-ть от точки зрения партнера, мы психологически удаляемся от него и эффект асимиляции – подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами. 5) в психологии хорошо изучена роль первого впечатления, кот-е мы производим на собеседника или группу людей. Но и роль послед. впечатления не менее велика. Оно влияет на тот образ, кот-й остается в памяти партнера, и на будущее дел. общение. Поэтому одна из осн. заповедей выхода из контакта – приветливость. В дел. общении эта схема м.б. как свернутой, краткой, так и полной, подробной.
10. Психоанализ З.Фрейда о психич. стр-ре личности и ее психолог. защите.
Существен. влияние на исследования в области психологии личности, ее поведения и межличност. общения оказал психоанализ автрийск. ученого З. Фрейда. Опираясь на научн. данные и анализ собствен. опыта врача-психиатра, Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рационал. мышление, но и иррацион. проявления его психики. Речь идет о разн. рода психолог. импульсах и влечениях, направленных на удовлетворение инстинктов чел-ка, прежде всего инстинкта самосохранения и полового влечения. По утверждению Фрейда, исходящие из полового инстинкта влечения чел-ка под воздействием моральн., религиоз. и др. ограничений и запретов вытесняются в область бессозн-го. Но они дают о себе знать, продолжают действовать без ведома чел-ка. Отсюда проблема «неосознанных побуждений», кот-е опред. образом воздействуют на поведение людей. Анализ данных побуждений и в целом проблемы бессозн-го открывает многое для понимания поведения людей, их межличност. отношений и общения между собой. В своей работе «Я и Оно» Фрейд пишет, что «деление психики на сознат-ное и бессозн-ое явл. основной предпосылкой психоанализа», что понятие «бессозн-го» им получено из учения о вытеснении, а вытеснение он рассм. как «типичный пример бессозн-го». Далее он след. образом хар-ет взаимодействие осн. элементов психики чел-ка – предсознательного («Я»), «Сверх-Я» и бессозн-го («Оно»). По Фрейду впечатления детства, полученные прежде всего в семье, оказывают решающее влияние на формирование характера чел-ка, его психич. склада и во многом опред-ют его поведение в след. годы. Больш. значение для понимания мотивов поведения чел-ка, его внутрен. побуждений имеет учение Фрейда о способах психич. защиты, кот-ые избавляют чел-ка от чрезмерных психич. волнений, возникающих под влиянием разн. обстоятельств. К таким способам относятся вытеснение в область бессозн-го неприемлим. инф-ции, либо ее отрицание, рационализация как нахождение приемлим. объяснения своим поступкам, идентификация, т.е. бессоз-ный перенос на себя желаемых кач-в, присущих др. чел-ку.
11. Концепция бессознат. в психоанализе Фрейда и ее роль в ДО.
Стр-ра личности, по Ф., имеет 3 составляющие: “Оно“, “Я“ , “Сверх-Я“. “Оно“ - это собст-но бессознательное, вкл. глубинные влечения, мотивы и потребности. “Я“ - сознание, а “Сверх-Я“ представлено как на сознательном, так и на подсознат. уровнях. “Оно“ действует в соотв. с так называемым пр-пом удовольствия. “Я“ ориентируется на пр-п реальности, а “Сверх-Я“ руководствуется идеальными представлениями - принятыми в об-ве нормами морали и ценностями. “Оно“ явл. продуктом унаследованного чел-ком от животных биологического опыта. “Я“ - это, как правило, самосознание чел-ка, восприятие и оценка им самим собств. личности и поведения. “Сверх-Я“ - это итог воздействия об-ва на сознание и подсознание чел-ка, принятие им норм и ценностей об-венной морали. Осн. источники формирования “Сверх-Я“ личности - это родители, учителя, воспитатели, др. люди с кот. данный чел. вступил в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни.
44. Деловой этикет
Этикет дел. отн- – это свод правил поведения в бизнесе, кот. предст. внешнюю сторону ДО. Культура поведения в ДО немыслима без собл. правил вербального этикета, связ. с формами и манерами речи, словарным запасом и т.п., важно собл. опред. правила в отношении одежды и внешнего вида, правила поведения в разл. видах транспорта. Очень важно – культура переписки и телеф. переговоров. Этикет – это богатство, и его надо умело исп-ть как ср-во эквивалентного обмена. Тот, у кого хорошие манеры, кто умеет быть любезным, может извлечь из этого большую пользу, укрепить свою репутацию, а это равносильно обладанию рекомендациями на все случаи жизни. (Ф. Бэкон).
17. Виды делового общения
В псих-гии общение
опред. как взаимод-е 2-х или более
людей, сост. в обмене между ними
инф-ей познавательного или аффектно-
21. Роль в деловом общении социально-психологических хар-к партнеров. Экстраверсия и интроверсия в деловом общении.
4. Теоретические предпосылки становления дисциплины «Деловое общение»
Непоср. псих-гическими предпос. принято считать такие напр. соц. мысли, как псих-гия народов, псих-гия масс, и теория об инстинктах соц. поведения. Неск. десятилетий спустя огромное влияние на нее оказал З.Фрейд. Псих-гия народов как теоритич. школа сложилась в Герм. в сер.19в. Создатели – Лацарус и Штейнталь. Хотя псих-гия нар. и не достигла заметных успехов в изучении природы и з-нов группового сознания, ее безусловным достижением следует считать подготовку почвы для будущего успешного сотр-ва между соц. псих-гией и соц. антропологией. Не менее сущ. влияние на формир. соц. псих-гии оказала возн. в 90-е г. 19в. псих-гия толпы. Густав Лебон одним из первых признал особ. роль масс в об-венном движении. Хар-зуя поведение индивида в толпе он подчеркивал его бессозн. и иррациональный хар-р, эмоции госп. над разумом. Главные заслуги исслед. псих-гии толпы – разделение индивидуальной и коллективной псих-гии, создание предпосылок для изучения об-венного мнения. 3-й предпос. можно считать теорию соц. поведения. Согл. теории МакДаугалла 1- псих-гия личн-ти играет реш. роль в формировании об-венной псих-гии и, 2 - главн. причиной соц. поведения индивидов явл. вражден. инстинкты. Позднее появилось учение – бихевиоризм (в основе эксперимент. изучение животных), родоначальники Торндайк и Уотсон. Необихевиоризм, представленный Скиннером, Миллером и др., сохранил свои позиции в последующие 10-летия.
41. Конфликты в деловом общении. Типология конфл. и модели их разрешения
25. Роль в деловой беседе ср-в невербального общения
Неверб. ср-ва общ. – кинесика,
просодика и экстра-
27. Интеракция (взаимодействие) как сторона делового общения
Общение — это сложный,
многоплановый процесс
Основные признаки совместной деятельности (взаимодействия): общая мотивация, единая цель, согласованность действий, индивидуальная деятельность и ее координация, управление индивидуальными действиями, пространственно-временное единство действий, конечный результат совместных действий.
Механизмы взаимовоздействия в общении: заражение, убеждение, внушение, подражание. Способы взаимодействия: творческий, продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный.
1. Предмет дисциплины «Деловое общение» и ее основные принципы.