Шпаргалка по "Деловому общению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:26, шпаргалка

Краткое описание

работа содержит ответы на вопросы по "Деловому общению" для психологов

Файлы: 5 файлов

шпора_дел_не_все2.doc

— 179.00 Кб (Открыть, Скачать)

Деловое_общение_шпора.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

 

38. Деловые переговоры: осн. стадии и стили комм. стратегии.

Пер-ры — это ср-во, взаимосвязь  между людьми, предназн. для достиж. соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоп. интересы. В связи с разнообр. пер-ров невозм. предложить их точную модель. Обобщ. схема их провед. имеет след. вид: 1. подготовка, 2. проведение, 3. решение проблемы (завершение пер-ры), 4. анализ итогов. В жинзнен. практике чаще встречаются малоэффективные стратегии поведения в спорн. вопросах, такие как: 1)жесткое доминирование (жесткий подход)  1-ой стороны и соот-но вынужден. подчинение др. стороны, либо открыт. конфронтация сторон; 2) «мягкая уступчивость» (мягкий подход), направленная на избегание конфронтации и приводящая к компромис. решению, либо к выигрышу «жесткого» участника. Максимально эффективны принципиал. переговоры (по существу дела), направленные на сотрудничество и поиск разумн. принцип. соглашения.

 

28. Типы модальностей партнеров: визуальный, аудиальный, кинестетический. Особ-ти их поведения в ДО.

1) Визуальный тип – зрительный. Визуал. контакт составляет важн. часть общения. Американ. психологами Экслайном и Винтерсом было показано, что взгляд связан с процессом формир. высказывания и трудностью этого процесса. Когда чел-к только формир. мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль готова,  - на собеседника. С пом. глаз передаются самые точн. сигналы о состоянии чел-ка, т.к. расширение и сужение зрачков не поддается сознат. контролю. Если чел-к возбужден или заинтересован чем-то, его зрачки расшир-ся в 4 раза. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться. 2) аудиальный тип – слух, звук. Разл. чувства передаются тембром голоса и скоростью речи. 3) Кинестетический  тип – поза, жест, походка. Чем выше статус чел-ка, тем непринужденнее поза.

29. Этапы дел. общения: общая хар-ка.

В развернутом виде в общении можно выделить такие  этапы общения: 1) установление контакта – нужно прежде всего продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения. Это достигается мягкой улыбкой, небольш. наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Далее- обращение словесное, приветствие. После этого нужно выдержать паузу. Она необходима, чтобы дать возможность чел-ку ответить, включиться в общение. 2) ориентация в ситуации помогает опред-ть стратегию и тактику дел. общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совмест. интересов. Нужно сразу выяснить, каким по длительности будет разговор, и в завис-ти от этого строить свою тактику. 3) вовлечь собеседника в актив. обсуждение вопроса, когда у него м.б. нет особ. желания, создать непринужден. атмосферу общения – это своего рода искусство. Важно опред-ть психолог. состояние собеседника и корректировать его. 4) для этапа обсуждения проблемы и принятия решения с социально-психолог. точки зрения хар-ны эффект контраста – указывая на отличие нашей точки зрения на возмож. совмест. деят-ть от точки зрения партнера, мы психологически удаляемся от него  и эффект асимиляции – подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами. 5) в психологии хорошо изучена роль первого впечатления, кот-е мы производим на собеседника или группу людей. Но и роль послед. впечатления не менее велика. Оно влияет на тот образ, кот-й остается в памяти партнера, и на будущее дел. общение. Поэтому одна из осн. заповедей выхода из контакта – приветливость. В дел. общении эта схема м.б. как свернутой, краткой, так и полной, подробной.   

 

10. Психоанализ З.Фрейда о психич. стр-ре личности и ее психолог. защите.

Существен. влияние  на исследования в области психологии личности, ее поведения и межличност. общения оказал психоанализ автрийск. ученого З. Фрейда. Опираясь на научн. данные и анализ собствен. опыта врача-психиатра, Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рационал. мышление, но и  иррацион. проявления его психики. Речь идет о разн. рода психолог. импульсах и влечениях, направленных на удовлетворение инстинктов чел-ка, прежде всего инстинкта самосохранения и полового влечения. По утверждению Фрейда, исходящие из полового инстинкта влечения чел-ка под воздействием моральн., религиоз. и др. ограничений и запретов вытесняются в область бессозн-го. Но они дают о себе знать, продолжают действовать без ведома чел-ка. Отсюда проблема «неосознанных побуждений», кот-е опред. образом воздействуют на поведение людей. Анализ данных побуждений и в целом проблемы бессозн-го открывает многое для понимания поведения людей, их межличност. отношений  и общения между собой. В своей работе «Я и Оно» Фрейд пишет, что «деление психики на сознат-ное и бессозн-ое явл. основной предпосылкой психоанализа», что понятие «бессозн-го» им получено из учения о вытеснении, а вытеснение он рассм. как «типичный пример бессозн-го». Далее он след. образом хар-ет взаимодействие осн. элементов психики чел-ка – предсознательного («Я»), «Сверх-Я» и бессозн-го («Оно»). По Фрейду впечатления детства, полученные прежде всего в семье, оказывают решающее влияние на формирование характера чел-ка, его психич. склада и во многом опред-ют его поведение в след. годы. Больш. значение для понимания мотивов поведения чел-ка, его внутрен. побуждений имеет учение Фрейда о способах психич. защиты, кот-ые избавляют чел-ка от чрезмерных психич. волнений, возникающих под влиянием разн. обстоятельств. К таким способам относятся вытеснение в область бессозн-го неприемлим. инф-ции, либо ее отрицание, рационализация как нахождение приемлим. объяснения своим поступкам, идентификация, т.е. бессоз-ный перенос на себя желаемых кач-в, присущих др. чел-ку.

 

11. Концепция бессознат. в психоанализе Фрейда и ее роль в ДО.

Стр-ра личности, по Ф., имеет 3 составляющие: “Оно“, “Я“ , “Сверх-Я“.  “Оно“ - это собст-но бессознательное, вкл. глубинные влечения, мотивы и потребности.  “Я“ - сознание, а “Сверх-Я“ представлено как на сознательном, так и на подсознат. уровнях.  “Оно“ действует в соотв. с так называемым пр-пом удовольствия.  “Я“ ориентируется на пр-п реальности, а “Сверх-Я“ руководствуется идеальными представлениями - принятыми в об-ве нормами морали и ценностями. “Оно“ явл. продуктом унаследованного чел-ком от животных биологического опыта.  “Я“ - это, как правило, самосознание чел-ка, восприятие и оценка им самим собств. личности и поведения.  “Сверх-Я“ - это итог воздействия об-ва на сознание и подсознание чел-ка, принятие им норм и ценностей об-венной морали.  Осн. источники формирования “Сверх-Я“ личности - это родители, учителя, воспитатели, др. люди с кот. данный чел. вступил в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни.

44. Деловой этикет

Этикет дел. отн- –  это свод правил поведения в бизнесе, кот. предст. внешнюю сторону ДО. Культура поведения в ДО немыслима  без собл. правил вербального этикета, связ. с формами и манерами речи, словарным запасом и т.п., важно собл. опред. правила в отношении одежды и внешнего вида, правила поведения в разл. видах транспорта. Очень важно – культура переписки и телеф. переговоров. Этикет – это богатство, и его надо умело исп-ть как ср-во эквивалентного обмена. Тот, у кого хорошие манеры, кто умеет быть любезным, может извлечь  из этого большую пользу, укрепить свою репутацию, а это равносильно обладанию рекомендациями на все случаи жизни. (Ф. Бэкон).

 

17. Виды делового общения

В псих-гии общение  опред. как взаимод-е 2-х или более  людей, сост. в обмене между ними инф-ей познавательного или аффектно-оценочного хар-ра. ДО – общение, имеющее цель вне себя и служ. способом орг-ции  и оптимизации того или иного  вида предметной деят-ти. Виды общеня: вербальное (устное, письм.) и невербальное (язык тела, голос, мимика). Слова передают нам логическую инф-ю, а жесты, мимика, голос эту инф-ю дополняют.

 

21. Роль в деловом общении социально-психологических хар-к партнеров. Экстраверсия и интроверсия в деловом общении.

Соц.-псих. стр-ра коллектива выступает в виде разл.психотипов личностей. С точки зр. индивид.-психологич. кач-в возможна типизация на осн. физ. кач-в, особ-тей нервной сис-мы (Кречмер, Шелдон, Павлов). Сюда относится достат. популярное деление на сангвиников (сильный, уравновеш., подвижн.), холериков (сильный, неуравн.), флегматиков (сильн., уравн., инертный) и меланхоликов (слабый); разраб. Юнгом деление на экстравертов (расположены к общ., ориентированы во вне) и интравертов (не склонны к общ., ороиентир. в себя); типология Хейманса- Ле Сенна (8 типов личностей, разл. по эмоциональности, активности, впечатлит-ти). Экстраверт – ориент. на окр. мир, активен, открыт в эмоц. проявлениях, общителен, любит движение, риск, социально адаптирован. Обычно экстрав. – отличный организатор и бизнесмен. Интраверт – наиб. интерес для него предст. собст. внутр. мир, склонен к размышл., самоанализу, малообщит., соц. пассивен. Интр. хорошо справл. с монотонной работой, неплохой начальник, если не требуется постоянное общение с людьми.

4. Теоретические предпосылки становления дисциплины «Деловое общение»

Непоср. псих-гическими  предпос. принято считать такие  напр. соц. мысли, как псих-гия народов, псих-гия масс, и теория об инстинктах соц. поведения. Неск. десятилетий спустя огромное влияние на нее оказал З.Фрейд. Псих-гия народов как теоритич. школа сложилась в Герм. в сер.19в. Создатели – Лацарус и Штейнталь. Хотя псих-гия нар. и не достигла заметных успехов в изучении природы и з-нов группового сознания, ее безусловным достижением следует считать подготовку почвы для будущего успешного сотр-ва между соц. псих-гией и соц. антропологией. Не менее сущ. влияние на формир. соц. псих-гии оказала возн. в 90-е г. 19в. псих-гия толпы. Густав Лебон одним из первых признал особ. роль масс в об-венном движении. Хар-зуя поведение индивида в толпе он подчеркивал его бессозн. и иррациональный хар-р, эмоции госп. над разумом. Главные заслуги исслед. псих-гии толпы – разделение индивидуальной и коллективной псих-гии, создание предпосылок для изучения об-венного мнения. 3-й предпос. можно считать теорию соц. поведения. Согл. теории МакДаугалла 1- псих-гия личн-ти играет реш. роль в формировании об-венной псих-гии и, 2 -  главн. причиной соц. поведения индивидов явл. вражден. инстинкты. Позднее появилось учение – бихевиоризм (в основе эксперимент. изучение животных), родоначальники Торндайк и Уотсон. Необихевиоризм, представленный Скиннером, Миллером и др., сохранил свои позиции в последующие 10-летия. 

 

41. Конфликты в деловом общении. Типология конфл. и модели их разрешения

В псих-гии конфл. опред. как «столкновение противоп. направл., несовместимых др. с др. тенденций, отд. взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодейств. или  межличн. отношениях индивидов или  групп людей, связанное с отрицат. эмоц-ми переживаниями». В соц. псих-гии сущ. многовариантная типология конфл. в завис-ти от тех крит., кот. берутся за основу. Конфл. м.б. внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служ. долга рук-ля); межличностным (между рук. и его замом); между личностью и орг-цией, в кот. она входит; между орг-циями или группами одного или разл. статуса. Возм. классиф. по горизонтали (между рядовыми сотр.), по вертикали (между рук. и подч.) и смешанные. Допустима классиф. по хар-ру вызвавших конфл. причин. Конфл. различают и по их значению для орг-ции, а также способу их разрешения. Межличн. стили разрешения конфл.: Уклонение - этот стиль подразум., что чел. старается уйти от конфл.. Его позиция - не попадать в сит., кот. провоцируют возникн. противоречий, не вступать в обсуждение вопр., чреватых разногл.. Тогда не придётся приходить в возбуждённое состояние, пусть даже и занимаясь реш. проблемы. Сглаживание - при таком стиле чел. убежден, что не стоит сердиться. Он старается не выпустить наружу пр-наки конфл., апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в осн. конфл.. В рез-те может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».  Принуждение - в рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою т. зр. любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением др., обычно ведет себя агрессивно, для влияния на др. польз. властью путем принуждения. Такой стиль м.б. эффективен там, где рук-ль имеет большую власть над подч., но он может подавить инициативу подч., создаёт большую вер-ть того, что будет принято неверное реш., т.к. представлена только 1 т. зр.. Он может вызвать возмущение, особ. у более молодого и более образованного персонала.  Компромисс - этот стиль хар-ся принятием т. зр. др. стороны, но лишь до некот. степени. Спос-ть к компромиссу высоко ценится в управленческих сит., т.к. это сводит к мин. недоброжелат., что часто даёт возм-ть быстро разрешить конфл. к удовлетворению обеих сторон. Однако, исп. компр. на ранней стадии конфл., возн. по важной проблеме, может сократить время поиска альтернатив.  Решение проблемы - данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными т. зр., чтобы понять причины конфл. и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто исп. такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вар. решения. Данный стиль явл. наиб. эфф-м в решении проблем орг-ции.

25. Роль в деловой беседе ср-в невербального общения

Неверб. ср-ва общ. – кинесика, просодика и экстра-лингвистика, такесика, проксемика. Наиб. значимы  кинес. ср-ва (поза, жест, мим., походка, взгляд и т.п.) – зрительно воспринимаемые движения др. чел., вып. выразительно-регулятивную ф-ю в общ.. К просод. и экстра-линг. явлениям относят хар-ки голоса. Просодика – это общее назв. таких ритмико-интонц. сторон речи, как высота, громкость тона, тембр, сила ударения. Экстралингв. сис-ма – это включение в речь пауз, а также разл. рода психофизиолог. проявл. чел.: плача, кашля, смеха, и т.п.. К такесич. ср-вам общ. отн. динамические прикосн. в форме рукопож., похлопывания, поцелуя. К проксемич. хар-кам отн. ориентац. партнеров в момент общ. и дистанция между ними. На эти хар-ки прямое влияние оказ. культ. и нац. факторы.

27. Интеракция (взаимодействие) как сторона делового общения

Общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в  совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Следовательно, мы можем рассматривать общение как восприятие, общение как коммуникацию и общение как взаимодействие. Деловое общение включает в себя все многообразие функций общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникация - в узком смысле слова это обмен информацией между субъектом и объектом управления; интеракция - их взаимодействие, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности; межличностная перцепция - процесс взаимного восприятия и познания объектом и субъектом управления друг друга как основа для их взаимопонимания. Стратегии взаимодействия: противодействие, сотрудничество, компромисс, избегание, уступчивость. Стили взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Типы взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт). Формы взаимодействия: индивидуальная деятельность, совместно- последовательная деятельность, совместное взаимодействие.

Основные признаки совместной деятельности (взаимодействия): общая мотивация, единая цель, согласованность действий, индивидуальная деятельность и ее координация, управление индивидуальными действиями, пространственно-временное единство действий, конечный результат совместных действий.

Механизмы взаимовоздействия  в общении: заражение, убеждение, внушение, подражание. Способы взаимодействия: творческий, продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный.

 

1. Предмет дисциплины «Деловое общение» и ее основные принципы.

деловое_ост_вопросы.doc

— 77.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тоже шпоры.doc

— 126.50 Кб (Открыть, Скачать)

шпора_дел_наше_не_все.doc

— 190.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Деловому общению"