Шпаргалка по "Деловому общению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:26, шпаргалка

Краткое описание

работа содержит ответы на вопросы по "Деловому общению" для психологов

Файлы: 5 файлов

шпора_дел_не_все2.doc

— 179.00 Кб (Открыть, Скачать)

Деловое_общение_шпора.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

Описать психическую  структуру личности пытались многие тео-рии. Одни из них сделали попытку выявить ее биологическую де-терминацию. Например, теории Кречмера и Шелдона связали ха-рактер психических реакций человека с его физической конституци-ей1. Другие теории сделали главный упор на выявление соотноше-ния различных элементов, уровней и систем психической структу-ры. К таким теориям можно отнести психоаналитическую концеп-цию Зигмунда Фрейда и аналитическую психологию Карла Юнга. Представители гуманистического и когнитивного направлений поста-вили проблему соотношения рациональных и интеллектуальных процессов в психике индивида. При этом особое значение они при-дают процессу самоактуализации личности и прогнозированию жиз-ненных ситуаций с помощью «личностных конструктов».

Основные подходы к анализу психики личности (психоаналитичес-кая, бихевиористская, гуманистическая, когнитивная) были разработа-ны в 30-60-е годы XX в. Б настоящее время в психологии существует множество теорий личности. Они позволяют прогнозировать личност-ные характеристики индивида, его поведенческие реакции и мотива-ции, а также характер и способы межличностных отношений.

В любом виде человеческой деятельности огромная роль принадлежит личности.

1. Партнер в д о  всегда выступает как личность, значимая для субъекта. Личность – это носитель сознания, одна из двух систем человека (1 – сознание, 2 – организм), любой взрослый здоровый человек является личностью, хотя личностью не рождаются,  а становятся в процессе деятельности и общения с другими.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

2Фундаментальные псих  теории(общ псих,соц псих,псих  личности),связь с д о

Психология диффиренцируемая наука.Возглавляет общая психология,основа психологических наук,решает важнейшие вопросы для любой псих теории,часть проблем общей психологии и их решение.Деловое общение изучает психологическую и этическую сторону делового общения,изучает психику человека в процессе делового взаимодействия.из общей психологии д о берет такие понятия,как психика,ее структура,память,внимание,способности,деятельность,поэтому не может обойтись без этих знаний.Вся псих сторона проявляется в д о.

Соц псих-общение в группах,результат взаимодействия людей,д о изучает как на психику влияет взаимодействие с другими людьми.

Психология личности.Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые 9 личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

         Виды делового общения.
Выделяют  след. виды общения: 1) «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.д.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику; 2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, - то активно вступают в контакт, если мешает, - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики; 3)Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли; 4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интереса дела более значимы, чем возможные личностные расхождения; 5) Духовное, межличностное общение, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации; 6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыль в глаза», обман, демонстрация доброты и т.д.) в зависимости от особенностей личности собеседника; 7) Светское общение, Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то что думают, а то, что положено потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

  Гуманист.психология. Теория самоактуализации.

Г. п-гия возн. как естеств. развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана  на роль социокульт. факторов в психич. деят-ти. К 1960-м г. среди представителей этой школы были такие влиятельные п-ги, как К.Роджерс, Э.Маслоу и Г.Олпорт. Г. п-гия настаивает прежде всего на важности самоактуализации (т.е. удовл-я присущей индивиду потреб-ти в выявлении и развитии собственно чел-ких личностных черт) как условия становления личности. Др. важный пр-п – необх-ть анализа лич-ти как целого (холизм). Г-кие п-ги отрицают редукционизм, т.е. описание собственно чел-ких св-в на языке естеств. наук. Методологич. позиции г. п-гии сформулированы в след. посылках: 1. Чел. целостен; 2. Ценны не т. общие, но и индивид. случаи; 3. Главной псих-ческой реальностью явл. переживания чел.; 4. Чел. жизнь — единый процесс; 5. Чел. открыт к самореализации; 6. Чел. не детерминирован только внешними ситуациями. Теория самоактуализации личности по Маслоу. “наиболее высокая потребн. чел-ека – потр-ть в самоактуализации". По Маслоу, сам-ция - это становление чел. тем, кем он хочет и может стать.  Сам-ция - это полное раскрытие талантов и спос-тей личности; это реализ. творческого потенциала личности: каждый человек талантлив и способен. Сущ. сам-зированные люди, их черты: стремление к реализации своего творч. потенциала;  доброжелат-ть; философское невраждебное чувство юмора; адекватная самооценка; опыт внешних переживаний. Пути достижения сам-ции: 1. Неравнодушие к себе, самопознание. 2. Умение “самонастраиваться” со своей внутренней природой; спос-ть к самоуправлению - умение управлять собой. 3. Умение делать адекв. жизненный выбор. 4. Умение нести ответств. за свой жизненный путь, за свое природное становление. 5. Отношение к сам-ции как к мировоззрению, образу жизни. Сам-ция - это постоянный труд чел. над собой во имя реализ. своего потенциала.

 

39. Типология партнеров по психологич. ф-циям. Особ-ти поведения в дел. общении мыслительного, эмоционального, ощущающего и интуитивного типов.

Типология партнеров  делится на след. психич. ф-ии: 1) мышление, 2) эмоции, 3) ощущение, 4) интуиция. В типологии  личности можно выделить след. типы личностей: 1) мыслительный тип личности более склонен анализировать инф-ию, требователен к своему партнеру, предпочитает скрывать свои эмоции и чувства. 2) эмоциональный тип личности, напротив, способен воздействовать на партнера своими эмоциями и сам легко поддается такому воздействию. Он более склонен идти на компромиссы, но обидчив и может воспользоваться этим средством воздействия и партнера. 3) ощущающий тип быстро ориентируется в ситуации делового общения, уверен в себе, реалистичен и не склонен заключать такие соглашения, которые не обещают практических рез-тов. 4) интуитивный тип долго размышляет при принятии решений, склонен к колебаниям, сомнениям, проявляет беспокойство о будущей реализации делового соглашения. Каждый из этих типов личностей ориентирован в своей деят-ти на соот-щие психич. ф-ии.

46. Документирование в д.о.: служебные записки и визитные карточки.

Важн. часть дел. этикета – служ. переписка. Требования к письму: 1) д.б. не длинным, 2) д.б. четким и ясным, 3) без многослож. и непонят. слов и выражений, 4) должно отражать индивидуальность автора, отдела или компании, где он работает, 5) д.б. написано в дружеском тоне – это вызывает у получателя добрые чувства к автору. Личност. штрихи придадут посланию больш. значимость. Этому способствует также разговор. стиль письма. Сущ-ют отработанные схемы делового письма или служ. записки. (Н-р: дата, кому, от кого, тема, подпись). Корреспонденцию делят на: формальную и неформальную. Служ. записки делятся на: 1) распоряжения по кадровым вопросам, внутрен. распорядку учреждения, правила работы; 2) благодарности и поздравления; 3) напоминания, просьбы, проведения мероприятия. Обязат. атрибутом 1-ой встречи с делов. партнером явл. обмен визит. карточками (в.к.). Особ-ти оформления: 1)д.б. отпечатана на рус. яз., а на обороте на англ. и т.п.; 2) доступно указывается должность, реальн. сфера интересов, полномочия; 3) почтов. адрес фирмы, телефоны, факсы; Особ-ти обмена: 1)обмен в.к. начинается с самых высокопоставлен. членов делегации; 2) при передаче в.к. нужно произнести свою фамилию, 3) вручать в.к. необходимо обеими руками или только правой, при этом оба обмениваются легкими поклонами, 4) в.к. либо вручаются адресату лично, либо оставляются у него дома при его отсутствии, либо посылаются с курьером или по почте. В карточках завозимых лично, загибают верхн. прав. угол. На получен. карточки полагается дать ответ в.к. в течении 24 часов. Делов. чел-к должен иметь при себе не менее 10 карточек.       

 

35.Межличностные отношения в рабочей группе. Конформизм и нонконформизм.

Сфера межличностных  отношений связана с удовлетворением потребностей в обществе и самоутверждению личности в рамках коллектива, с удовлетворением своей профессиональной деятельности, формальным и неформальным статусом. Термином "конформизм" психологи определяют слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда греша при этом против истины. Нонконформизм-позиция личности, соц. группы, характеризирующаяся несогласием, сопротивлением, критическим подходом, критическим восприятием идеи и установок. Конформное поведение играет двойную, как положительную, так и отрицательную, роль в социализации личности: с одной стороны, конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства, при этом являясь защитой психики индивидуума. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения. Скорее всего, для индивидуума желательно проявление "разумной" доли конформизма, что определяется, в первую очередь, реальной самооценкой и достаточным уровнем уверенности в себе.

26.Диалог как способ делового общения «Информационные», «зеркальные», «эстафетные» вопросы в деловом.

Наиболее эффективной  формой общения явл. Диалог. Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличить искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопросы себе и другим. Информационный вопрос относится к вопросам открытого типа и его следует строить так, чтобы он вызвал к жизни инф-ию, способную заинтересовать и сгруппировать вокруг себя различные мнения. Если вопрос рассчитан на «да» или «нет», он закрывает диалог и его нельзя считать инф-ым. Чтобы расширить рамки и обеспечить непрерывность открытого диалога, можно использовать зеркальный вопрос, который позволяет выходить за пределы смыслового поля, очерченного словами собеседника, т.е. обращаться к первооснове какой-то мысли или переживания, а иногда к причине, забытой собеседником. Технически зерк. вопрос состоит в повторении с вопросительной интон-ей части утверждения, только что произнесенной собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение как бы со стороны. Зерк. вопрос позволяет, не противореча собеседнику и не опровергая его утверждение, создавать в беседе новые элементы, придающие диалогу подлинный смысл. Эстафетные вопросы призваны динамизировать диалог: они стремятся опережать высказывания партнера, не перебивая, а помогая ему. Эстаф. вопрос обнаруживает способность слушать и схватывать налету реплики партнера и провацировать его сказать еще больше, сказать по-другому и сверх того, что сказано.

 

37.Морально-психологический климат в рабочей группе: общая хар-ка и динамика.

Этот феномен возникает  не сразу. На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностными поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо. На 2-ой стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство. Разногласия обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотнш-ия в коллективе. И, наконец, «притирка» заканчивается, четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов. Возникшая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность. В 1-ом случае группа воспроизводит лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу., возникающие проблемы решают по деловому, инициативно и творчески. Во 2-ом случае большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными группировками, неформальными и формальными лидерами, выяснениями отношений с другими подразделениями. Производственные проблемы как бы отходят на второй план. Конформистская направленность харак-ся чисто внешней, показной заинтересованностью сотрудников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям. Сфера интересов сотрудников находится вне коллектива: семья, общественно-политическая деятельность, личные проблемы и т.д.

деловое_ост_вопросы.doc

— 77.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тоже шпоры.doc

— 126.50 Кб (Открыть, Скачать)

шпора_дел_наше_не_все.doc

— 190.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Деловому общению"