Семейные кризисы и пути борьбы с ними

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 15:06, реферат

Краткое описание

Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней; ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения.
Выделяют следующие характеристики семейного кризиса:
1. Обострение ситуативных противоречий в семье.
2. Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.
3. Нарастание неустойчивости в семейной системе.
4. Генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий.

Оглавление

1. Семейные кризисы 3-7
2. Кризис 1 8-9
3. Кризис 2 10-11
4. Кризис 3 12
5. Кризис 4 13-14
6.Кризис 5 15
7. Кризис 6 16
8.Варианты выхода из данного кризиса 17-19
9.Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Готовый.docx

— 49.24 Кб (Скачать)

2. Эмоциональная зависимость молодого  человека от семьи при общем  низком уровне дифференциации  ее членов. В этом случае существуют  два возможных варианта развития  отношений в семье. В первом  случае молодой человек продолжает  сохранять очень тесные взаимоотношения  хотя бы с одним из родителей.  Во втором – имеет место  географическое и / или психологическое  дистанцирование от родительской  семьи по принципу эмоционального  разрыва, создающее иллюзию независимости  и автономного существования.

Молодой человек может продолжать выполнять функцию семейного  стабилизатора, даже если он живет отдельно от родителей – например, посредством  симптоматизации или девиации его  поведения. Он может оказаться несостоятельным  в профессиональной либо личной сфере, у него могут появиться какие-либо проблемы (финансовые, правовые, проблемы со здоровьем и т.д.). В этом случае семья, поглощенная решением трудностей ребенка, вновь обретает стабильность и целостность, словно он и не покидал  ее. Следовательно, до тех пор, пока молодой человек будет несостоятельным, родители могут проявлять свою совместную заботу о нем, избегая таким образом  необходимости выстраивания отношений  друг с другом.

Процесс сепарации в диаде «родитель–ребенок» обусловлен историей жизни нескольких поколений семьи. Чем более успешным было отделение родителей в юности от собственных родительских семей, тем легче им будет «отпустить»  своего ребенка, поддержать его в  приобретении автономии.

 

7.Кризис 6: супруги вновь остаются вдвоем (кризис семьи, в основном выполнившей свою родительскую функцию)

Семью, в основном выполнившую свою родительскую функцию, часто называют «опустевшим гнездом». Этот кризисный  период начинается с уходом из дома последнего ребенка. Он может протекать  вполне гладко, если паре удалось отпустить  детей и сохранить при этом близкие отношения с ними на фоне благополучия в супружеской подсистеме.

В связи с уходом детей изменяется структура семьи: существовавший на протяжении долгого времени треугольник, включавший мать, отца и ребенка, трансформируется в супружескую диаду. При успешном разрешении предыдущего кризиса  взрослый ребенок приобретает свободу  для выстраивания новых отношений, сохраняя способность приближаться к своей родительской семье, восстанавливая на время «треугольные» отношения, и отдаляться от нее. Подобные преобразования требуют установления нового баланса  близости–отдаленности и изменения  ролевой структуры семьи.

Таким образом, на первый план вновь  выступают супружеские отношения. Протекание данного кризиса может  обостряться при наличии не решенных на предыдущих этапах супружеских проблем: партнерам вновь предстоит научиться  жить вдвоем. Однако даже достаточно гармоничные  супружеские пары этот период могут  переживать достаточно болезненно.

Главной задачей развития семьи  на этом этапе является адаптация  к потере социальных ролей и социальной активности, так как данный кризис по времени часто совпадает с  завершением профессиональной деятельности и выходом супругов на пенсию. Факт ухода на пенсию по-разному влияет на мужчин и женщин. Мужчины острее ощущают утрату продуктивности и  социальных связей. Женщины переживают выход на пенсию более спокойно, особенно если они продолжают вести  домашнее хозяйство.С выходом супругов на пенсию один из них может начать болеть, чтобы у пары появился смысл для дальнейшего существования. Тогда в паре появляются новые роли: «болеющего» и «заботящегося», «спасителя» и «нуждающегося в помощи», что позволяет стабилизировать данную систему и является способом компенсировать утрату родительских функций.

Проблемы, переживаемые супругами  в связи с выходом на пенсию, касаются нескольких контекстов:

1) широкого социального (потеря  социальных контактов, утрата  значимой работы, значительное снижение  доходов и др.);

2) внутрисемейного (проблемы, связанные  с высвобождением времени для  внутрисемейных контактов);

3) внутриличностного (снижение  самооценки, кризис самоидентичности, появление эмоциональных и когнитивных  расстройств).

Одним из наиболее важных аспектов данного  кризиса является необходимость  принятия супругами новых ролей  бабушки и дедушки. Благодаря  внукам поддерживается связь между  прародителями и их взрослыми  детьми. Роли бабушки и дедушки  помогают супругам адаптироваться к  уходу на пенсию, заново пережить родительство и дают возможность компенсировать неудачи, связанные с взаимоотношениями  с собственными.

Задачи семьи на этапе «опустевшего гнезда» пересекаются с проблемами взрослых детей и внуков, переживающих собственные этапы развития. Неспособность  членов семьи справиться с задачами своего развития зачастую становится причиной конфликтов поколений. Симптоматизация  пожилых супругов на данном этапе  не всегда связана с ухудшением их здоровья, а может представлять собой  неосознаваемую попытку получить внимание и заботу со стороны повзрослевших  детей.

 

 

 

 

 

8.Варианты выхода из данного кризиса:

1. конструктивный, связанный с личностным  ростом супругов, появлением новых  сфер для их самореализации, возможностью  получать удовольствие от зрелых  супружеских отношений и осуществлять  планы, выполнение которых было  затруднено или отложено в  связи с воспитанием детей;

2. неконструктивный, выражающийся  в потере смысла жизни, возникновении  ощущения ненужности, одиночества,  снижении творческого потенциала  супругов, разочаровании в браке,  расколе супружеской подсистемы, невозможности найти удовлетворяющие  сферы активности, замещающие воспитание  детей и продолжающуюся концентрацию  на жизни последних.

Повторный брак – один из феноменов  современной жизни. Он представляет собой еще один семейный кризис, который, однако, не является строго нормативным, поскольку его переживает не каждая семья. Вместе с тем для людей, вступающих в новый брачный союз, он сохраняет свою нормативность  и знаменует начало жизненного цикла  новой семьи.

Повторным называется брак, который  создается человеком (людьми), ранее  уже состоявшим(и) в брачных отношениях. Он подразумевает объединение уже  не двух, а трех и более родов, в результате чего образуется смешанная  семья, или семья повторного брака.

Выделяют несколько типов повторных  браков. Основаниями для классификации  могут выступать:

1. Характер прекращения предыдущих  брачных отношений:

Брак, в котором хотя бы один из супругов пережил развод.

Брак, в котором хотя бы один из супругов пережил смерть брачного партнера.

2. Наличие или отсутствие опыта  брачных отношений:

Брак, в котором один из партнеров  имел опыт супружеских отношений. О  Брак, в котором оба партнера имели  опыт супружеских отношений.

3. Число детей, рожденных в  предыдущих браках:

Брак, в котором ни один из партнеров  не имеет детей от предыдущих браков.

Брак, в котором один из партнеров  имеет детей от предыдущих браков. О Брак, в котором оба партнера имеют детей от предыдущих браков.

4. Разница в возрасте между  партнерами:

Брак, в котором партнеры являются ровесниками или один из них незначительно  старше другого.

Брак, в котором один партнер  намного старше другого (разница  в возрасте превышает 10 лет).

Каждый тип повторного брака  предполагает свой комплекс трудностей, с которыми могут столкнуться  члены новой семьи при переживании  данного кризиса. К числу последних  можно отнести следующие:

ролевая неопределенность;

отсутствие общих традиций или  норм;

проблемы в определении границ новой семьи;

сложности установления близких отношений  с членами расширенных семей;

если в семью попадают дети от предыдущих браков – трудности в  детско-родительских взаимоотношениях;

отягощение повторного брака проблемами, не разрешенными в предыдущем браке.

Длительность данного семейного  кризиса и особенности связанных  с ним переживаний носят индивидуальный для каждой семьи характер. Чтобы  адаптироваться к новой ситуации, членам смешанной семьи может  потребоваться достаточно много  времени.

Вместе с тем неоднократное  заключение людьми повторных браков нередко представляет собой «хождение  по кругу», детерминированное действием  их семейных сценариев. В таких случаях  выбор партнера, как правило, бессознательно осуществляется по тем же основаниям, что и предыдущий. Если бессознательные  конфликты, мотивирующие выбор

Выстраивание новых отношений  может быть сопряжено с рядом  трудностей:

стеснение и неловкость при знакомстве;

страх близости из-за травматичных отношений  в прежнем браке;

опасения вновь пережить боль и  разочарование;

чувство вины перед детьми за отношения  с другим мужчиной (женщиной);

неприятие детьми новых отношений  родителя (родителей). Часто такие  отношения в глазах детей выглядят как предательство по отношению  к бывшему супругу, особенно в  случае его смерти.

Если повторный брак заключается  людьми, у которых предыдущие отношения  прекратились в результате смерти брачного партнера, то в новом браке возрастает риск «жизни втроем». Как правило, это  обусловлено сильной идеализацией умершего супруга (супруги) или эмоциональной  незавершенностью отношений с ним.

Кроме нормативных кризисов – трудностей, связанных с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла, –  семейная система может переживать и ненормативные кризисы.

Ненормативный семейный кризис –  это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе  жизненного цикла семьи и связано  с переживанием негативных жизненных  событий, определяемых как кризисные. Р. Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семейных кризисов :

1. Внешние затруднения (отсутствие  собственного жилья, работы и  др.).

2. Неожиданные события, стрессы  (семья или один из ее членов  становится жертвой террористического  акта, автомобильной, железнодорожной  или авиакатастрофы и др.).

3. Внутренняя неспособность семьи  адекватно оценить и пережить  какое-либо семейное событие,  рассматриваемое ею в качестве  угрожающего, конфликтного или  стрессового (серьезная болезнь  или смерть одного из членов  семьи, супружеская измена, развод  и др.).

Первая группа факторов обычно является сферой деятельности социальных работников и социальных педагогов. С последствиями  действия второй группы факторов имеют  дело кризисные психологи, врачи, психотерапевты. Факторы третьей группы чаще всего  приводят семью к специалисту  в области семейной психологии и  психотерапии.

Признаками семейного кризисного события могут выступать:

сверхнормативность для данной семьи;

угрожающий функционированию семьи  характер события;

резкое возрастание внутриличностной напряженности, кризисное состояние  членов семьи;

возникновение межличностных конфликтов в семье, требующих их разрешения/и  отсутствие у членов семьи опыта  решения конфликта такого уровня;

истощение адаптационных ресурсов членов семьи;

прогрессирующие негативные изменения  в семейной ситуации;

затруднения функционирования семьи  в связи со столкновением с  ситуациями, аналогичных которым  не было в семейном опыте;

нарушение стереотипов поведения  членов семьи.

В каждом ненормативном семейном кризисе  можно выделить следующие взаимосвязанные  компоненты:

1. Кризисное событие.

2. Восприятие и понимание членами  семьи происходящего.

3. Отношение членов семьи к  данному событию и особенности  его переживания ими.

4. Изменения в семейной системе.

5. Возможные индивидуальные и  общесемейные способы выхода  из кризиса.

Большинство ненормативных семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, знания о которых необходимы психологу для организации адекватной психологической помощи.

К ненормативным относят следующие  кризисы:

·          Измена

·          Развод

·          Тяжелая  болезнь

·          Инцест

·          Смерть члена семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Список литературы

1.  Дружинин В.Н. Психология  семьи: 3-е изд. / В.Н. Дружинин. –  СПб. Изд-во Питер, 2006 – 176 с.

2.  Ковалев С.В. Психология  семейных отношений / С.В. Ковалев.  – М.: Изд-во Педагогика, 1987 – 160 с.

3.  Олифирович Н.И. Психология  семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента.  – СПб.: Изд-во Речь, 2006 – 360 с.

4.  Сатир В. Как строить  себя и свою семью / В. Сатир. – М.: Изд-во Педагогика-Пресс, 1992 – 192 с.

 


Информация о работе Семейные кризисы и пути борьбы с ними