Семейные кризисы и пути борьбы с ними

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 15:06, реферат

Краткое описание

Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней; ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения.
Выделяют следующие характеристики семейного кризиса:
1. Обострение ситуативных противоречий в семье.
2. Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.
3. Нарастание неустойчивости в семейной системе.
4. Генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий.

Оглавление

1. Семейные кризисы 3-7
2. Кризис 1 8-9
3. Кризис 2 10-11
4. Кризис 3 12
5. Кризис 4 13-14
6.Кризис 5 15
7. Кризис 6 16
8.Варианты выхода из данного кризиса 17-19
9.Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Готовый.docx

— 49.24 Кб (Скачать)

физическая незрелость и неготовность к беременности и родам, в том  числе и психологическая неготовность к материнству;

нежелательная беременность;

нарушение полоролевой идентичности женщины;

недифференцированность от матери;

нарушение взаимоотношений с мужем;

профессиональные и материальные проблемы, связанные с рождением  ребенка.

А. Кемпински (2002) выделяет следующие  формы послеродовой депрессии:

– неврастеническая, проявляющаяся  в замученности, раздражительности, ухудшении умственных и физических способностей, потере либо увеличении веса женщины;

– форма безразличия и апатии, где на первый план выступают ощущение потери энергии, неспособность матери принять решение, трудности в  выполнении привычных домашних обязанностей, ощущение пустоты жизни, равнодушие в отношениях с мужем и ребенком, жалобы ипохондрического характера;

– форма тревоги и страха, связанная  со страхом женщины не справиться с функциями матери, с навязчивыми  мыслями, что с ребенком может  что-то случиться или она может  причинить ему зло.

Достаточно острой в этот период является проблема дефицита самореализации у матери, деятельность которой ограничена лишь заботой о ребенке и семье. У женщин, ранее занятых собственной  карьерой, могут возникнуть чувства  неудовлетворенности и зависти  по отношению к активной социальной жизни супруга. Иногда возникает  сверхвовлеченность матери в уход за ребенком как способ компенсации  недостаточно насыщенной жизни. Личностный кризис супруги может стать дополнительным фактором, дестабилизирующим семейную систему в этот период.

 

 

 

 

4.Кризис 3: включение детей во внешние социальные структуры

На данном этапе семья может  переживать два кризиса, связанных  с включением ребенка во внешние  социальные структуры (детское дошкольное учреждение и школа). Родители впервые  переживают тот факт, что ребенок  принадлежит не только им, но и более  широкой социальной системе, которая  также может оказывать на него влияние.

Иногда ребенок не посещает детский  сад. В этом случае кто-то из членов семьи либо няня берет на себя заботу о нем, его развитии, социализации. Тем не менее, большинство семей  в нашей стране предпочитают отдавать своих детей в детские дошкольные учреждения. К моменту достижения ребенком возраста трех лет у него возникает потребность в расширении сферы его социальных контактов. К этому возрасту, после периода  почти полного сосредоточения на самом себе и на матери, у ребенка  возникает желание вступать во взаимоотношения  с более широким социальным окружением, что сопровождается возрастанием самоконтроля и способности устанавливать  отношения привязанности и доверия  с другими людьми (Тайсон Р., Тайсон Ф., 1998). Усиливается стимул к исследованию мира и отделению от матери («Я хочу это сделать сам»), К этому времени  у матерей также может возникнуть потребность снизить интенсивность  взаимодействия с ребенком, вновь  приблизиться к мужу, который мог  находиться на периферии треугольника вследствие ее концентрации на ребенке, а также заняться собственной  профессиональной карьерой.

Переживание семьей данного кризиса  зависит от степени готовности родителей  к расширению сферы контактов  их ребенка; от умения поддержать его  возрастающую самостоятельность; от гибкости семейной системы, обусловливающей  способность всей семьи к изменениям; от уровня коммуникативных умений, определяющих способность супругов договариваться об изменениях.

Включение детей во внешние социальные институты может вскрывать имеющиеся  семейные дисфункции, поскольку характер и качество адаптации детей к  новой ситуации в их жизни определяется особенностями сложившихся внутрисемейных отношений. Психологические проблемы детей, таким образом, могут выступать  в качестве индикатора наличия внутрисемейных проблем.

В возрасте 6–7 лет большинство  детей в нашей стране начинают посещать школу. На этом этапе проблемы в семейной системе возникают  «в связи с тем, что ребенок  все чаще занят вне семьи». У  ребенка напряжение растет в связи  с включением в новый социальный институт и изменением требований, тогда как у родителей –  в первую очередь по причине того, что «продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего  обозрения» .Задача супругов на этом этапе – поддержать ребенка и помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, порождающим ряд трудностей и проблем:

трудности, связанные с новым  режимом дня.

трудности адаптации ребенка к  классному коллективу;

трудности, связанные с взаимоотношениями  ребенка с учителем, истоки которых  могут лежать в сфере детско-родительских отношений, будучи обусловленными стилем семейного воспитания;

трудности, вызванные необходимостью принять новые требования со стороны  родителей.

К этому времени в семье уже  могут быть сформированы стереотипные паттерны взаимодействия, затрудняющие адаптацию ребенка к новым  социальным условиям. Те способы взаимодействия, которые были приемлемы в семье, могут оказаться неэффективными при установлении новых отношений: способы получать поддержку, внимание, любовь, заботу, способы достигать  желаемого и т.п. Если ребенок  привык в семье удовлетворять  свои потребности через капризы, он, скорее всего, будет вести себя точно так же и в школе, где  данный способ поведения неприемлем. Сложности у ребенка могут  возникнуть и в том случае, когда  в семье нет ясных границ и  нарушена иерархия (наличие перевернутой иерархии) – это чревато проблемами, связанными с принятием школьных норм и правил. Адаптация к школе  может быть затруднена, если ребенок  не посещал детский сад и не имеет опыта внесемейных контактов (общение со сверстниками при посещении  спортивных секций, кружков, летних оздоровительных  лагерей и др.).

 

 

5.Кризис 4: принятие факта вступления ребенка в подростковый период

Данный семейный кризис связан с  необходимостью семьи приспособиться к факту взросления ребенка и  достижения им половой зрелости. Подростковый возраст – период вторичной индивидуации ребенка, которая, по мнению Блоса, включает в себя два взаимно переплетающихся  процесса:

1) отделение, или сепарация;

2) отказ от родителей как главных  объектов любви и нахождение  заместителей вне семьи.

Подростку предстоит пройти свой кризис идентичности. При этом пребывание только в социальной роли сына или  дочери становится уже недостаточным  для того, чтобы адаптироваться к  взрослой жизни. В результате он находит  новые модели жизни, расширяя сферу  своих социальных контактов и  выходя за пределы семьи. Фактором, облегчающим этот процесс, является наличие поддержки со стороны  семьи и уверенность в ее стабильности и надежности.

В поисках собственной идентичности подросток может бросать вызов  семейным правилам, регламентирующим его личную жизнь, шокировать семью  нетипичными для нее ценностями и поведением. Это нередко приводит к росту конфликтности в семье, основными областями которой  являются: аккуратность, помощь в домашнем хозяйстве, успеваемость в школе, общение  со сверстниками, внешний вид подростка, вредные привычки, вопросы эротики  и секса. Среди причин подобных конфликтов наиболее важными являются:

различие опыта детей и родителей, прежде всего касающееся подросткового  периода;

несформированность четких этапов перехода от детской зависимости  к взрослой независимости;

отсутствие правил, определяющих ослабление родительской власти;

психологические и социальные различия между родителями и детьми.

Таким образом, большинство конфликтов вытекает из напряженности, создаваемой  потребностью подростков в самостоятельности  и осознанием взрослыми ответственности  за своих детей.

В силу этих обстоятельств семья  переживает чрезвычайно тяжелый  период, который можно назвать  «кризисом ответственности». Он связан с необходимостью перераспределить зоны ответственности в семье  и, в частности, определить, какова доля ответственности подростка. Семье  нужно выработать соглашение по поводу того, за что может отвечать ребенок, а за что – нет, каковы теперь обязанности родителей. Этот процесс  может быть очень болезненным, сопровождаться конфликтами, отсутствием взаимопонимания  с обеих сторон, нежеланием считаться  с чувствами друг друга, попытками  родителей усилить контроль за подростком и эмоциональной отстраненностью  от его реальных трудностей, непринятием  его нового статуса.

С достижением ребенком подросткового  возраста перед семьей вновь встает необходимость в структурных  изменениях. Подростковый кризис на микросистемном уровне психологического функционирования семьи можно рассматривать как  внутрисемейную борьбу за поддержание  прежнего иерархического порядка. Родители больше не обладают всей полнотой власти и должны считаться с все возрастающей компетентностью подростка. В связи  с этим им необходимо предоставить ему больше автономии и быть более  гибкими в принятии его возрастающей независимости.

Разрешение проблем на данном этапе  вновь будет зависеть от способов решения критических задач, коммуникации и ведения переговоров, выработанных на более ранних стадиях развития семьи.

Проблемы в семейной системе, обусловленные  поведением подростка, тесно связаны  с опытом, имеющимся в расширенной семье . Как правило, на особенности переживания семьей данного кризиса оказывает влияние характер преодоления подростковых коллизий самими родителями. С позиции собственного опыта они могут стремиться оградить детей от «ошибок», допущенных ими в том же возрасте. Некоторые родители пытаются реализовать через детей то, что им самим не удалось в свое время сделать либо получить от своих родителей

Таким образом, если родители когда-то столкнулись с трудностями при  отделении от своей семьи, для  поддержания эмоционального баланса  они будут склонны культивировать зависимость в собственном ребенке. Развитие его индивидуальности может таить в себе угрозу для семьи с проблемами в супружеской подсистеме, провоцируя тревогу расставания и страх одиночества у родителей. В этом случае супруги не будут способны признать возрастающую потребность ребенка в самостоятельности, и последний, чтобы заслужить их одобрение, в свою очередь, окажется вынужден игнорировать собственные желания.

Протекание данного семейного  кризиса может осложняться часто  приходящимся на этот же период личностным кризисом «середины жизни» родителей. Кроме того, интенсивность, длительность и болезненность переживания  семьей данного переходного этапа  во многом определяются качеством преодоления  предыдущих кризисов и количеством  неразрешенных задач развития семейной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Кризис 5: семья, в которой выросший ребенок покидает дом

Данный нормативный кризис связан с процессом отделения молодого человека от семьи и началом его  самостоятельной жизни. Изменения  структуры семьи, обусловленные  уходом детей или появлением новых  членов семьи, вызывают у всех участников этого процесса острые переживания.

В нашей культуре отсутствуют четкие традиции и церемонии, знаменующие  приобретение молодым человеком  нового статуса и требующие от родителей изменения отношения  к нему. Несмотря на то, что существует ряд событий, которые так или  иначе связываются с переходом  к взрослости (получение паспорта, поступление в среднее специальное (высшее) учебное заведение, призыв на военную службу, начало трудовой деятельности, заключение брака, отдельное  проживание и др.), их наличие не означает полного отделения и автономии  детей от родительской семьи, так  как молодые люди часто остаются финансово и эмоционально зависимыми от родителей.

В случае ухода детей из родительской семьи супруги оказываются перед  необходимостью пересмотреть свои отношения. Если прежде они полностью фокусировались на ребенке (или детях), может так  случиться, что у них не останется  общих тем для разговоров и  оснований для продолжения совместной жизни. Иногда, наоборот, пары достигают  согласия по давним проблемам, решение  которых было отложено из-за появления  детей.

Данный кризис может переживаться не единожды, в зависимости от состава  семьи и с различной степенью интенсивности. Конфликт в семье, которая  не может отпустить ребенка, нередко  становится источником его проблемного  поведения (например, побегов из дома, злоупотребления запрещенных психоактивных  веществ, промискуитета, суицида и  др.). Для понимания процессов, происходящих в семье в этот период, весьма полезной может оказаться теория семейных систем М. Боуэна. Согласно Боуэну, семья – это эмоциональная  система, представляющая собой трансгенерационный феномен. Центральным концептом  данной теории является понятие о  дифференциации «Я». Недифференцированность на уровне семейной системы выражается в высоком уровне сплоченности или  отчужденности между членами  семьи, в зависимости эмоционального состояния каждого члена семьи  от одного и того же фактора семейной жизни. Низкий уровень дифференциации обусловливает ригидность семьи  как системы и становится причиной ее плохой адаптивности, в частности, затрудняет переход от одного этапа  ее развития к другому, то есть осложняет  протекание нормативных кризисов. Используя  концепцию М. Боуэна об уровнях дифференциации, можно обозначить несколько исходов  данного кризиса:

1, Эмоциональное отделение, предполагающее  сохранение отношений молодого  человека с членами семьи при  одновременном принятии родителями  факта его взрослости. Способность  молодого взрослого дифференцироваться  от своей родительской семьи  в перспективе ведет к развитию  автономии в отношениях с будущими  членами семьи и друзьями.

Информация о работе Семейные кризисы и пути борьбы с ними