Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 15:06, реферат
Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней; ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения.
Выделяют следующие характеристики семейного кризиса:
1. Обострение ситуативных противоречий в семье.
2. Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.
3. Нарастание неустойчивости в семейной системе.
4. Генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий.
1. Семейные кризисы 3-7
2. Кризис 1 8-9
3. Кризис 2 10-11
4. Кризис 3 12
5. Кризис 4 13-14
6.Кризис 5 15
7. Кризис 6 16
8.Варианты выхода из данного кризиса 17-19
9.Список литературы 20
физическая незрелость и неготовность
к беременности и родам, в том
числе и психологическая
нежелательная беременность;
нарушение полоролевой идентичности женщины;
недифференцированность от матери;
нарушение взаимоотношений с мужем;
профессиональные и
А. Кемпински (2002) выделяет следующие формы послеродовой депрессии:
– неврастеническая, проявляющаяся в замученности, раздражительности, ухудшении умственных и физических способностей, потере либо увеличении веса женщины;
– форма безразличия и апатии, где на первый план выступают ощущение потери энергии, неспособность матери принять решение, трудности в выполнении привычных домашних обязанностей, ощущение пустоты жизни, равнодушие в отношениях с мужем и ребенком, жалобы ипохондрического характера;
– форма тревоги и страха, связанная со страхом женщины не справиться с функциями матери, с навязчивыми мыслями, что с ребенком может что-то случиться или она может причинить ему зло.
Достаточно острой в этот период
является проблема дефицита самореализации
у матери, деятельность которой ограничена
лишь заботой о ребенке и семье.
У женщин, ранее занятых собственной
карьерой, могут возникнуть чувства
неудовлетворенности и зависти
по отношению к активной социальной
жизни супруга. Иногда возникает
сверхвовлеченность матери в уход за
ребенком как способ компенсации
недостаточно насыщенной жизни. Личностный
кризис супруги может стать
4.Кризис 3: включение детей во внешние социальные структуры
На данном этапе семья может переживать два кризиса, связанных с включением ребенка во внешние социальные структуры (детское дошкольное учреждение и школа). Родители впервые переживают тот факт, что ребенок принадлежит не только им, но и более широкой социальной системе, которая также может оказывать на него влияние.
Иногда ребенок не посещает детский
сад. В этом случае кто-то из членов
семьи либо няня берет на себя заботу
о нем, его развитии, социализации.
Тем не менее, большинство семей
в нашей стране предпочитают отдавать
своих детей в детские
Переживание семьей данного кризиса зависит от степени готовности родителей к расширению сферы контактов их ребенка; от умения поддержать его возрастающую самостоятельность; от гибкости семейной системы, обусловливающей способность всей семьи к изменениям; от уровня коммуникативных умений, определяющих способность супругов договариваться об изменениях.
Включение детей во внешние социальные
институты может вскрывать
В возрасте 6–7 лет большинство детей в нашей стране начинают посещать школу. На этом этапе проблемы в семейной системе возникают «в связи с тем, что ребенок все чаще занят вне семьи». У ребенка напряжение растет в связи с включением в новый социальный институт и изменением требований, тогда как у родителей – в первую очередь по причине того, что «продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения» .Задача супругов на этом этапе – поддержать ребенка и помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, порождающим ряд трудностей и проблем:
трудности, связанные с новым режимом дня.
трудности адаптации ребенка к классному коллективу;
трудности, связанные с взаимоотношениями ребенка с учителем, истоки которых могут лежать в сфере детско-родительских отношений, будучи обусловленными стилем семейного воспитания;
трудности, вызванные необходимостью принять новые требования со стороны родителей.
К этому времени в семье уже
могут быть сформированы стереотипные
паттерны взаимодействия, затрудняющие
адаптацию ребенка к новым
социальным условиям. Те способы взаимодействия,
которые были приемлемы в семье,
могут оказаться неэффективными
при установлении новых отношений:
способы получать поддержку, внимание,
любовь, заботу, способы достигать
желаемого и т.п. Если ребенок
привык в семье удовлетворять
свои потребности через капризы,
он, скорее всего, будет вести себя
точно так же и в школе, где
данный способ поведения неприемлем.
Сложности у ребенка могут
возникнуть и в том случае, когда
в семье нет ясных границ и
нарушена иерархия (наличие перевернутой
иерархии) – это чревато проблемами,
связанными с принятием школьных
норм и правил. Адаптация к школе
может быть затруднена, если ребенок
не посещал детский сад и не
имеет опыта внесемейных
5.Кризис 4: принятие факта вступления ребенка в подростковый период
Данный семейный кризис связан с необходимостью семьи приспособиться к факту взросления ребенка и достижения им половой зрелости. Подростковый возраст – период вторичной индивидуации ребенка, которая, по мнению Блоса, включает в себя два взаимно переплетающихся процесса:
1) отделение, или сепарация;
2) отказ от родителей как
Подростку предстоит пройти свой кризис идентичности. При этом пребывание только в социальной роли сына или дочери становится уже недостаточным для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни. В результате он находит новые модели жизни, расширяя сферу своих социальных контактов и выходя за пределы семьи. Фактором, облегчающим этот процесс, является наличие поддержки со стороны семьи и уверенность в ее стабильности и надежности.
В поисках собственной
различие опыта детей и
несформированность четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;
отсутствие правил, определяющих ослабление родительской власти;
психологические и социальные различия между родителями и детьми.
Таким образом, большинство конфликтов вытекает из напряженности, создаваемой потребностью подростков в самостоятельности и осознанием взрослыми ответственности за своих детей.
В силу этих обстоятельств семья
переживает чрезвычайно тяжелый
период, который можно назвать
«кризисом ответственности». Он связан
с необходимостью перераспределить
зоны ответственности в семье
и, в частности, определить, какова доля
ответственности подростка. Семье
нужно выработать соглашение по поводу
того, за что может отвечать ребенок,
а за что – нет, каковы теперь
обязанности родителей. Этот процесс
может быть очень болезненным, сопровождаться
конфликтами, отсутствием взаимопонимания
с обеих сторон, нежеланием считаться
с чувствами друг друга, попытками
родителей усилить контроль за подростком
и эмоциональной
С достижением ребенком подросткового возраста перед семьей вновь встает необходимость в структурных изменениях. Подростковый кризис на микросистемном уровне психологического функционирования семьи можно рассматривать как внутрисемейную борьбу за поддержание прежнего иерархического порядка. Родители больше не обладают всей полнотой власти и должны считаться с все возрастающей компетентностью подростка. В связи с этим им необходимо предоставить ему больше автономии и быть более гибкими в принятии его возрастающей независимости.
Разрешение проблем на данном этапе вновь будет зависеть от способов решения критических задач, коммуникации и ведения переговоров, выработанных на более ранних стадиях развития семьи.
Проблемы в семейной системе, обусловленные поведением подростка, тесно связаны с опытом, имеющимся в расширенной семье . Как правило, на особенности переживания семьей данного кризиса оказывает влияние характер преодоления подростковых коллизий самими родителями. С позиции собственного опыта они могут стремиться оградить детей от «ошибок», допущенных ими в том же возрасте. Некоторые родители пытаются реализовать через детей то, что им самим не удалось в свое время сделать либо получить от своих родителей
Таким образом, если родители когда-то
столкнулись с трудностями при
отделении от своей семьи, для
поддержания эмоционального баланса
они будут склонны
Протекание данного семейного
кризиса может осложняться
6.Кризис 5: семья, в которой выросший ребенок покидает дом
Данный нормативный кризис связан с процессом отделения молодого человека от семьи и началом его самостоятельной жизни. Изменения структуры семьи, обусловленные уходом детей или появлением новых членов семьи, вызывают у всех участников этого процесса острые переживания.
В нашей культуре отсутствуют четкие
традиции и церемонии, знаменующие
приобретение молодым человеком
нового статуса и требующие от
родителей изменения отношения
к нему. Несмотря на то, что существует
ряд событий, которые так или
иначе связываются с переходом
к взрослости (получение паспорта,
поступление в среднее
В случае ухода детей из родительской
семьи супруги оказываются
Данный кризис может переживаться
не единожды, в зависимости от состава
семьи и с различной степенью
интенсивности. Конфликт в семье, которая
не может отпустить ребенка, нередко
становится источником его проблемного
поведения (например, побегов из дома,
злоупотребления запрещенных
1, Эмоциональное отделение,