Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 15:06, реферат
Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней; ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения.
Выделяют следующие характеристики семейного кризиса:
1. Обострение ситуативных противоречий в семье.
2. Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.
3. Нарастание неустойчивости в семейной системе.
4. Генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий.
1. Семейные кризисы 3-7
2. Кризис 1 8-9
3. Кризис 2 10-11
4. Кризис 3 12
5. Кризис 4 13-14
6.Кризис 5 15
7. Кризис 6 16
8.Варианты выхода из данного кризиса 17-19
9.Список литературы 20
· реализация
архаичного поведенческого паттерна,
неадекватного актуальному
· нарушения внутренних и внешних границ расширенной семьи, крайними вариантами которых являются диффузность и жесткость (непроницаемость) границ;
· нарушения иерархии (например, перевернутая иерархия, межпоколенные коалиции);
· нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии, «провал» роли);
· нарушение традиций и ритуалов;
· неэффективность старых семейных норм и правил и несформированность новых.
4.Проявление семейного
· социальная изоляция семьи;
· социальная дезадаптация семьи;
· конфликты с социальным окружением.
В кризисной ситуации может происходить блокировка актуальных потребностей членов семьи, что, в свою очередь, может стать причиной появления симптома у одного из них – чаще всего у ребенка. Последний становится носителем симптома, который позволяет поддерживать старые, сложившиеся взаимоотношения между членами семьи. Симптоматическое поведение появляется в результате стереотипных, «застывших» ролевых взаимодействий, отражая некоторые закрытые темы, прямое обсуждение которых нарушило бы семейные правила. Носитель симптома называется «идентифицированным пациентом».
Теоретики системного подхода в семейной терапии убеждены в том, что симптом, предъявляемый семьей, представляет собой не что иное, как метафору потребностей семейной системы .
Можно выделить следующие характеристики симптоматического поведения :
1. сравнительно сильное влияние на других членов семьи;
2. симптом непроизволен
и не поддается контролю со
стороны идентифицированного
3. симптом закрепляется окружением;
4. симптоматическое поведение может быть выгодно другим членам семьи;
5. симптоматическое
поведение «обслуживает»
Идентифицированный пациент, или носитель симптома, может появиться в семье как при попытке сохранения гомеостаза во время прохождения какой-либо стадии жизненного цикла семьи, так и при переходе с одной стадии на другую. Обращаясь за психологической помощью, семья, как правило, желает избавиться от симптома, но при этом не хочет что-либо существенно менять. В этом случае на месте одного симптома впоследствии может появиться другой, не менее серьезный. Например, супруг перестает пить, но при этом тяжело заболевает ребенок.
Для определения особенностей прохождения семьей кризисных периодов необходимы анализ и учет семейных «нормативных фильтров». Под «нормативными фильтрами» мы понимаем совокупность норм, правил, установок, ролевых позиций, представлений, характерных для данной семьи. Их искажающее влияние может быть различным. Идеальными представлениями могут быть частично объяснены такие факты, при которых даже незначительные проблемы в семейной жизни субъективно переживаются семьей очень тяжело. В других семьях, наоборот, даже при наличии серьезных кризисов в развитии их члены могут не рассматривать ситуацию как катастрофическую, оставаться сплоченными, адекватно реагирующими на все происходящее и оказывающими поддержку друг другу. Обычно члены семьи представляют консультанту «откорректированную» картину семейной жизни, отражающую их идеальные представления. В соответствии с этим важным является умение семейного психолога рассмотреть эту картину, проанализировать и выявить зоны риска для данной семьи.
Особенностью данной работы является использование многоуровневой модели психологического функционирования семьи в анализе семейных кризисов с фокусировкой на микросистемном уровне. Это значит, что в центре анализа находятся не индивидуальные биопсиходинамики членов семьи, а реакции семьи как целостного организма. Данная задача является непростой в силу сложности и подчас невозможности учета взаимодействия всех составляющих семейной системы. Однако наш опыт работы с семьями показывает целесообразность использования данного подхода при анализе столь уникальной социальной микрогруппы, как семья, позволяющий понять ее неповторимый и загадочный мир и законы существования.
2.Кризис 1: принятие на себя супружеских обязательств
С момента заключения брака начинается этап, в течение которого перед молодыми супругами встает ряд задач, связанных с адаптацией к семейной жизни и принятием новых ролей. Функционирование семьи в этот период определяется рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:
личностные особенности
1) микросистемные
факторы (особенности
2) макросистемные
факторы (семейная история,
3) внешнее социальное
окружение (особенности
4) экономические
факторы (уровень
Первые годы супружеской жизни – важный и во многом определяющий период существования семьи. По ним можно судить о потенциальном качестве брака и строить прогнозы относительно стабильности данной семьи. Несмотря на яркую эмоциональную окрашенность и романтизм, характерный для молодого супружества, данный этап семейной жизни является одним из наиболее сложных, о чем говорит приходящееся на него большое количество разводов. Проблемы этой стадии могут быть связаны со сложностями семейной адаптации и трудностью принятия новых ролей; зачастую они являются следствием неотделенности супругов от родительских семей.
Прохождение первого нормативного кризиса семьи могут осложнить следующие факторы:
1. Неадекватная мотивация
1. Брак как возможность восполнить дефицит.
2. Брак как способ
отделиться от родительской
3. Брак как способ преодолеть какой-либо кризис.
4. Заключение брака
с целью соответствовать
5. Брак как достижение.
6. Вынужденный брак.
При неадекватной мотивации вступления в брак личность партнера не представляет собой ценности, важно только его наличие либо его функциональные характеристики, имеющие значение для удовлетворения потребностей.
Неадекватная мотивация
Помимо решения эмоциональных
проблем, связанных с установлением
оптимальной психологической
3.Кризис 2: освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи
Второй нормативный кризис традиционно рассматривается как переходный этап жизненного цикла семьи, обусловленный фактом рождения ребенка. При этом психологи, анализируя особенности протекания данного кризиса, часто игнорируют период зачатия ребенка и беременности матери. Тем не менее многие проблемы, по поводу которых обращается молодая семья, зачастую связаны с особенностями развития супружеских отношений во время ожидания рождения ребенка.
Успешное прохождение данного кризиса предполагает, что супруги справились с задачами предыдущей, диадической стадии. Здесь наиболее актуальным становится план ролевых отношений в семье. Пары, которым удалось достичь близости без существенного ущерба для автономии и успешно разрешить конфликты предыдущего этапа, с большей вероятностью безболезненно примут роли отца и матери.
Факторами, позволяющими быстрее и легче освоить родительские роли, являются:
· продолжительность периода ухаживания – не менее года и не более трех лет;
· наличие диадического периода в развитии супружеских отношений, в течение которого партнеры могут подготовиться к рождению ребенка и принятию новых социальных ролей. Рождение ребенка сразу после свадьбы либо в первый год супружества затрудняет процесс принятия факта материнства и отцовства.
Если первый ребенок, вопреки семейным сценариям супругов, не рождается в первые 3–5 лет семейной жизни, это может указывать на наличие проблем в супружеской паре.
Переход к родительской роли обычно
начинается с желания иметь детей.
Как правило, решение зачать ребенка
определяется совокупностью мотивов,
часть из которых может не осознаваться
супружеской парой. Эти мотивы взаимодополняют
друг друга на фоне доминирования
одного из них. Часто мотивы женщины
и мужчины оказываются
Некоторые мотивы, описываемые рядом
авторов как конструктивные представляют
собой примеры мотивов
Семья, ожидающая ребенка, стоит
на пороге серьезных изменений и,
по мнению многих специалистов, становится
уязвимой и нестабильно функционирующей.
Изменения, происходящие с женщиной
в связи с фактом беременности,
влияют на психологическую обстановку
и характер взаимоотношений в
супружеской паре. В свою очередь,
семейная ситуация обусловливает
С целью прогнозирования
Ожидание ребенка переживается
многими женщинами как
Биологические и нейроэндокринные
изменения, происходящие в организме
беременной женщины, приводят к особому
типу психологического стресса, характеризующегося
рядом переживаний, сопровождающих
беременность. Решение о необходимости
оказания будущей матери психологической
помощи принимается в зависимости
от их характера и степени
1. Отношение женщины к себе
беременной и эмоциональные
2. Отношение к ребенку внутри себя.
3. Отношение к окружающему миру.
Одним из обстоятельств, которое осложняет протекание данного нормативного кризиса, является послеродовая депрессия у матери. Причинами ее возникновения могут служить:
особенности протекания беременности и родов;
наличие эндокринных нарушений; П токсикоз беременности;