Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста, имеющего синдром дефицита внимания и гиперактивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы изучить роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Задачи:
- дать краткое описание, причины возникновения и проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
- рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты воспитания детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания/гиперактивности.
1.1. Понятие, причины возникновения и основные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
1.2. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
1.3. Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста , и ее особенности в воспитании ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Глава 2. Изучение роли родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
2.1.
2.2.
2.3.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

диплом обнавленный.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

                                     «Гвалт» (Е. В. Коротаева, 1997)

Цель игры:                                                                                                                                                                                                     Развитие концентрации внимания.

Ход игры:

     Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы  до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

                      «Разговор с руками » (И. В. Шевцова)

Цель игры:                                                                                                                                                                                                          Научить детей контролировать свои действия.

Ход игры:

     Если  ребенок подрался, что-то сломал  или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую  игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок  согласится на такие условия, то через  заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова » поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

                 «Броуновское движение» (Ю. С. Шевченко, 1997)

Цель игры:                                                                                                                                                                                                      Развитие умения распределять внимание.

Ход игры:

     Все  дети встают в круг. Ведущий  один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы крута, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

                        «Расставь посты» (М. И. Чистякова, 1990)

Цель игры:                                                                                                                                                                                                       Развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

Ход игры:

      Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

                            «Король сказал...» (Известная детская игра)

Цель игры:                                                                                                                                                                                                      Переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.

Ход игры:

     Все  участники игры вместе с ведущим  становятся в круг. Ведущий говорит,  что он будет показывать разные  движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал».

Кто ошибется, выходит  на середину круга и выполняет  какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д.

Вместо слов «Король сказал» можно добавлять  и другие, например, «Пожалуйста» или  «Командир приказал».

                      «Запрещенное движение» (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель игры:                                                                                                                                                                                                         Игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Ход игры:

     Дети  стоят лицом к ведущему. Под  музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

                         «Слушай хлопки» (М. И. Чистякова, 1990)

Цель игры:                                                                                                                                                                                                     Тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Ход игры:

     Все  идут по кругу или передвигаются  по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

                               «Замри» (М. И. Чистякова, 1990)

Цель игры:                                                                                                                                                                                                         Развитие внимания и памяти.

Ход игры:

     Дети  прыгают в такт музыке (ноги  в стороны — вместе, сопровождая  прыжки хлопками над головой  и по бедрам). Внезапно музыка  обрывается. Играющие должны застыть  в позе, на которую пришлась  остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге не останется лишь один играющий.

                      «Давайте поздороваемся» (Автор неизвестен)

Цель игры:                                                                                                                                                                                                         

Снятие мышечного  напряжения, переключение внимания.

Ход игры:

     Дети  по сигналу ведущего начинают  хаотично двигаться по комнате  и здороваются со всеми, кто  встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет  специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1) хлопок —  здороваемся за руку;

2) хлопка —  здороваемся плечиками;

3) хлопка —  здороваемся спинками.

Разнообразие  тактильных ощущений, сопутствующих  проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

        «Веселая игра с колокольчиком» (Е. В. Карпова, Е. К. Лютова, 1999)

Цель игры:                                                                                                                                                                                                         Развитие слухового восприятия.

Ход игры:

     Все  садятся в круг, по желанию  группы выбирается водящий, однако если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

 

 

                                                              Приложение 6

Критерии  гиперактивности  (схема наблюдения за детьми)

 

Дефицит активного  внимания

1.  Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2.  Не слушает,  когда к нему обращаются.

3.  С большим  энтузиазмом берется за задание,  но так и не заканчивает его.

4.  Испытывает  трудности в организации.

5.  Часто теряет  вещи.

6.  Избегает  скучных и требующих умственных усилий заданий.

7.  Часто бывает  забывчив.

Двигательная  расторможенностъ

8.  Постоянно ерзает.

9.  Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

10.  Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

11.  Очень говорлив.

Импулъсивностъ

12.  Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

13.  Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

14.  Плохо сосредоточивает внимание.

15.  Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

16.  Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

17.  При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет.)

                                              Выборка детей

№  Крит.

М

А

Ш

А

 

А.

Р

А

Д

И

К

 

А.

Р

О

М

А

 

В.

С

А

Ш

А

 

В.

Н

А

С

Т

Я

 

З.

Р

И

Т

А

 

К.

К

А

Р

И

Н

А

 

Л.

Д

И

М

А

 

Н.

К

О

Л

Я

 

Н.

 

Н

А

Т

А

Ш

А

 

О.

А

Р

Т

Е

М

 

П.

О

Л

Я

 

Р.

В

А

Н

Я

 

Р.

С

О

Н

Я

 

С.

Я

Ш

А

 

С.

П

А

Ш

А

 

Т.

Н

А

С

Т

Я

 

Я.

1

   

+

             

+

   

+

+

   

2

                       

+

 

+

   

3

   

+

       

+

   

+

   

+

+

   

4

     

+

               

+

+

     

5

 

+

               

+

 

+

       

6

+

 

+

     

+

           

+

+

   

7

     

+

                         

8

   

+

+

           

+

           

9

                         

+

+

   

10

                         

+

+

   

11

 

+

+

   

+

   

+

 

+

     

+

 

+

12

+

 

+

 

+

   

+

                 

13

                         

+

+

   

14

 

+

           

+

               

15

       

+

                       

16

                   

+

     

+

   

17

     

+

                 

+

+

   

 

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

                    


Информация о работе Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста, имеющего синдром дефицита внимания и гиперактивности