Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста, имеющего синдром дефицита внимания и гиперактивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы изучить роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Задачи:
- дать краткое описание, причины возникновения и проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
- рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты воспитания детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания/гиперактивности.
1.1. Понятие, причины возникновения и основные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
1.2. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
1.3. Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста , и ее особенности в воспитании ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Глава 2. Изучение роли родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
2.1.
2.2.
2.3.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

диплом обнавленный.doc

— 389.00 Кб (Скачать)


                                                                                                            Форма Ф. 4 - 40                                                                                                                         

                Министерство образования Московской области

                Государственное образовательное учреждение

                  Среднего профессионального образования                         

                         Истринский педагогический колледж

                                      Московской области

 

 

 

 

 Роль родителей  в воспитании ребенка дошкольного  возраста,             имеющего   синдром    дефицита   внимания и гиперактивности                                                                                                              

                Выпускная квалификационная работа по психологии

 

 

                                                                             Выполнила студентка

                                                                             6 курса

                                                                             Головлева А. В.

                                                                             Специальность 0313

                                                                             с дополнительной подготовкой

                                                                             в области «Семейное воспитание».

                                                                             Заочная форма обучения.

                                                                             Руководитель:

                                                                             преподаватель психологии 

                                                                             Карасева В. П.

                                                                             Дата защиты: 17.06. 10.

                                                                             Оценка:

                                              Истра, 2010.

                                     Оглавление

Введение                                                                                                                    3

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты воспитания детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания/гиперактивности.

 1.1. Понятие, причины возникновения и основные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

1.2. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

1.3.  Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста , и ее особенности в воспитании ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Глава 2. Изучение роли родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

2.1.

2.2.

2.3.                                                                                                               

Заключение.                                                                                                             

Список литературы.                                                                                                

Приложение.                                                                                                                       

 

 

 

 

                                                    

                                                     Введение

 

     В связи с ухудшением генофонда, экологии и некоторых социальных условий, к сожалению, детей страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью становится все больше. Появление в группе хотя бы одного такого ребенка – настоящая «катастрофа» для педагога, если он не вооружен знаниями психолого-педагогических особенностей такого ребенка. Своевременная диагностика и грамотная коррекция поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в дошкольном возрасте очень важна, так как основные трудности у таких детей начинаются в начальной школе. Нарушение внимания и/или явления гиперактивности - импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и педагогами, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Кроме того, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности к подростковому возрасту твердо вступают в группу риска раннего асоциального поведения, если не обратить на них внимания и не принять меры в дошкольном возрасте.

  Таким образом, тема ВКР « Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста,             имеющего    синдром    дефицита   внимания и гиперактивности» является актуальной, и может быть  темой изучения.                                                                                                         

  Объектом изучения данной выпускной квалификационной работы  является  психолого-педагогические особенности ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

  Предметом изучения данной выпускной квалификационной работы является роль родителей  в воспитании  ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

     Цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы изучить роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Задачи:

- дать краткое описание, причины возникновения и проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности;

- рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

- показать роль родителей в воспитании обычного ребенка дошкольного возраста, и разобрать роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

- изучить роль родителей в воспитании детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

    Практическая  значимость работы заключается в собранном материале, которым могут воспользоваться педагоги и родители детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, для того, чтобы помочь детям разобраться в трудностях поведения и восприятия, воспитывая тем самым полноценного человека и гражданина для нашего общества.

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты воспитания детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

    1.1. Краткое описание, причины возникновения и основные                              проявления синдрома   дефицита     внимания и гиперактивности

 

     В последнее время со стороны родителей участились жалобы о том, что их ребенок, не может усидеть на  одном месте,  постоянно кричит, проявляет невнимательность, а то и вовсе  обижает других малышей.  
Родители, конечно,  пытаются каким либо образом повлиять на своих неугомонных чад. Они наказывают их, пытаясь при этом понять, кто же виноват в таком плохом воспитании их детей.

Лишь немногие  родители обращаются в такой ситуации к психологу или врачу-неврологу.  
И в чем же причина? Оказывается, что многие из таких детей и правда имеют заболевание, хоть и не страшное само по себе, но способное причинить серьезный дискомфорт и ребенку, и окружающим его людям. Поэтому не стоит  его запускать.  
Давайте, с помощью опытных специалистов, разберемся, что такое гиперактивность, каковы причины ее возникновения, что с ней делать и как побороть.  
    Гиперактивностью называют  повышенную физическую и умственную активность у детей, когда  процессы возбуждения в коре головного мозга доминируют  над торможением. Именно из-за этого ребенок действует по принципу «сначала делаю, потом думаю». 
 Врачи-неврологи, изучавшие это явление более углубленно с терапевтической точки зрения, считают, что причиной гиперактивности является совсем незначительное поражение головного мозга. Которое приводит к тому, что отдельные участки отказываются работать. Как следствие -  малыш становится очень «нервным» [3]. 
      Синдром дефицита внимания/гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

     Термин "синдром дефицита внимания" был выделен в начале 80-х годов  из более широкого понятия  "минимальной мозговой дисфункции". История изучения минимальной  мозговой дисфункции связана с исследованиями Е. Kahn и соавт. (1934), хотя отдельные исследования проводились и ранее. Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин "минимальное мозговое повреждение". В дальнейшем в понятие "минимальное мозговое повреждение" были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель "минимального мозгового повреждения" уступила место более динамичной и более гибкой модели "минимальной мозговой дисфункции" [7].

      В 1980 г. Американской ассоциацией  психиатров была разработана  рабочая классификация - DSM-IV (the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition), - согласно  которой случаи, описанные ранее  как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности. Основной предпосылкой явился тот факт, что наиболее частые и значимые клинические симптомы минимальной мозговой дисфункции включали нарушение внимания и гиперактивность. В последней классификации DSM-IV данные синдромы объединены под одним названием "синдром дефицита внимания и гиперактивности".

      Классификация. Согласно DSM-IV выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания и гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:

- синдром, сочетающий  дефицит внимания и гиперактивность;

- синдром дефицита  внимания без гиперактивности;

- синдром гиперактивности  без дефицита внимания.

Некоторые исследователи  подвергают сомнению объединение синдрома дефицита внимания и синдрома гиперактивности, так как до 40% всех больных страдают только дефицитом внимания без гиперактивности. Дефицит внимания без гиперактивности чаще наблюдается у девочек [6]

       Синдром дефицита внимания может  быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер (генетически детерминированные синдромы, психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений центральной нервной системы).

Этиология изучена недостаточно. Большинство исследователей предполагают генетическую природу синдрома. В семьях детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения [10].

      Первые признаки гиперактивности ребенка можно заметить уже в самом раннем возрасте. С младенчества такие дети чрезмерно активны и подвижны, иногда они становятся взрывными, часто проявляют признаки агрессивного поведения по отношению к взрослым и сверстникам. Такая высокая, почти неудержимая активность ребенка может быть симптомом расстройства, при котором детям трудно сосредоточиться, подолгу удерживая свое внимание на чем-либо, Психологи называют это нарушением произвольной регуляции деятельности. По статистике, оно встречается у 5 – 8% мальчиков и 1 – 2% девочек младшего школьного возраста.  
      Сама по себе чрезмерная активность – это еще не психическое нарушение, однако она может сопровождаться некоторыми изменениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Это связано, прежде всего, с тем, что гиперактивному школьнику нелегко концентрировать свое внимание и спокойно заниматься.  
      Причины возникновения детской гиперактивности полностью не выяснены, однако считается, что факторами ее возникновения могут являться особенности темперамента ребенка, генетические влияния, различного рода поражения центральной нервной системы, возникающие как до, так и после рождения ребенка. Но наличие этих факторов не обязательно связано с развитием детской гиперактивности. В ее возникновении играет роль целая совокупность взаимодействующих факторов [3]

      Необычность поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Можно утверждать, что это — специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения деятельности отдельных структур мозга, наследственность, патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации в первые годы жизни), так и психосоциальными факторами табл. 1. ( сама таблица в пориложениях).

Информация о работе Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста, имеющего синдром дефицита внимания и гиперактивности