Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста, имеющего синдром дефицита внимания и гиперактивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы изучить роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Задачи:
- дать краткое описание, причины возникновения и проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
- рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты воспитания детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания/гиперактивности.
1.1. Понятие, причины возникновения и основные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
1.2. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
1.3. Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста , и ее особенности в воспитании ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Глава 2. Изучение роли родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
2.1.
2.2.
2.3.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

диплом обнавленный.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть  из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

     У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности снижен порог болевой чувствительности, по этому общаясь с другими детьми и причиняя им какие-то физические неудобства, такие дети попросту этого не ощущают. Поэтому педагоги и родители должны обращать особое внимание на данный вопрос, объясняя ребенку, что другому может быть больно и неприятно от его действий, даже если он сам этого и не чувствует.

     Еще существует и такая особенность, как неумение прогнозировать свои действия и поступки. Большинство детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности не осознают последствия своих действий.

     Существует еще и такая психологическая особенность, как неприемлемость  очень жестких рамок поведения.   Дело в том, что бытует такое мнение среди родителей и, к сожалению, среди педагогов тоже, что чем жестче контроль над таким ребенком, тем лучше и безопаснее как для него, так и для окружающих. Но дело в том, что в силу своих психологических особенностей ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности не может воспринять более 10 запретов и не в ультимативной форме. В противном случае у ребенка просто возникает всплеск импульсивности и агрессии. Конечно, запреты должны быть. Они должны быть четкими, не многословными, максимально понятными ребенку, строгими, но не ультиматум. В 10 запретов должны включаться самые важные вещи: безопасность самого ребенка и других, находящихся рядом с ним, людей. В остальных случаях, запрещая ребенку что-то, необходимо предоставлять ему альтернативу.  Так как гиперактивный ребенок в силу неумения прогнозировать свои действия не может сам выбрать замену своим действиям.

     Еще в силу своей физиологической нетерпеливости ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нуждается в моментальной реакции на его нужду. Даже если это и не будет сиюминутным удовлетворением его потребности, по крайней мере, он увидит что его слышат и спешат принять меры. 

     Из-за  крайней нетерпеливости ребенок  с дефицитом внимания и гиперактивностью не может долго ждать, поэтому поощрение и наказание нужно осуществлять сразу, как только ребенок это «заслужил». В противном случае из-за неразвитости памяти и несобранности ребенок быстро забывает, за что его похвалили  или наказали. И это остается не эффективным.

     Отсутствие  самоконтроля и саморегуляции  тоже приносит много проблем  как самому ребенку, так и  окружающим.

     Из  перечисленных выше психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности детскими практическими психологами Г. Мониной и Е. Лютовой были разработаны правила работы с гиперактивными детьми:

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Быть драматичным и экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
  13. Всегда оставаться спокойным.  Нет хладнокровия – нет преимущества!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 3. Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста,  и ее особенности в воспитании ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

 

Роли родителей  всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за выбор  ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость обеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни. Но кроме заботы о детях, роли родителей распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что — плохо. Кроме того, когда согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди лица, являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.

Характер эмоционального отношения родителей к ребенку  можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность ребенка. Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования до полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы впоследствии можно было говорить об отдаче со стороны ребенка. К ребенку, прежде всего, нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без эмоциональной чрезмерной дистанции, т.е. необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. Это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и  авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой. Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах, например, излишней агрессивности или стремлении корректировать поведение ребенка.

С самого раннего  возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности.

Ребенок, воспитывающийся  в семье, где личностными образцами  для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности.

В результате разумного  применения поощрений развитие поощрений  развитие человека как личности можно  ускорить, сделать более успешным, чем, используя наказания и запреты. Если все же возникает нужда в наказании, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим его проступком. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который ребенок наказан, доступно ему объяснен. Очень суровое может вызвать у ребенка страх или озлобить его. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

Поведение ребенка  во многом зависит от воспитания в семье. Дошкольники, например, часто видят себя глазами взрослых. Т.о., положительное или отрицательное к нему отношение со стороны взрослых формирует его самооценку. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семьях, где родители часто ругают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Кроме того, ребенок, видящий, что родители не ладят, часто обвиняет в этом себя, и в результате самооценка опять-таки занижается. Такой ребенок чувствует, что не соответствует желаниям родителей. Существует и другая крайность — завышенная самооценка. Обычно это происходит в семьях, где ребенка поощряют по мелочам, а система наказаний очень мягкая.

Само собой, что дети с неадекватной самооценкой  впоследствии создают проблемы и себе, и своим близким. Поэтому с самого начала родители должны стараться формировать у своего ребенка адекватную самооценку. Здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при ребенке, редко дарятся подарки за поступки, не используются крайне жесткие наказания.

Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в своей деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех, и в случае неудачи могут получить тяжелую психическую травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с неудачами, но при этом часто многого добиваются.

Наилучшие взаимоотношения  детей с родителями складываются обычно тогда, когда  родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение ребенком; власть используется  лишь в меру необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Как ни велико влияние родителей  на формирование личности, пик его  приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим  классам стиль взаимоотношений  с родителями давно уже сложился, и «отменить» эффект прошлого опыта невозможно.

Чтобы понять взаимоотношения  ребенка с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом  функции этих отношений и связанные  с ними представлениями. В глазах ребенка мать и отец выступают  в нескольких «ипостасях»: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует  себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверить все..

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными  повседневными контактами. Это такое  тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

О том, что роль родителей в жизни здорового ребенка неоценимо велика, мы говорили выше. Теперь же рассмотрим роль родителей в жизни и воспитании ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Такой ребенок  как никто другой нуждается в  бесусловно-безграничной родительской любви, абсолютном принятии, понимании  его трудностей, так как сам  он в себе разобраться не может, неусыпном, но адекватном контроле, лояльном с  одной стороны, но твердом с другой воспитании.

       По мнению В. И. Гарбузова, ни одно из нарушений поведения детей дошкольного возраста не вызывает столько нареканий и разочарований, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. По сути, ребенок становится заложником своего поведения, своих проблем. Ему не справиться с ними без помощи окружающих взрослых, особенно его родителей. Часто отношения между гиперактивным ребенком и его родителями омрачаются разочарованием и раздражением последних. Основой для этого в большинстве случаев является элементарное незнание причин поведения ребенка[3].

     Р. Кэмпбелл считает, что основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются:

- недостаток  эмоционального внимания, подменяемого  медицинским уходом;

- недостаток  твердости и контроля в воспитании;

- неумение воспитывать  в детях навыки управления  гневом.

     Если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок проявляет гиперактивность в гораздо меньшей степени. «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то обраэом свети до минимума симптомы своей гиперактивности» - В. Оклендер.

     Иногда гиперактивность сопровождается вспышками агрессии, вызванными постоянным недовольством окружающих и огромным количеством замечаний и окриков. Родителям необходимо выработать эффективную стратегию взаимодействия со своим ребенком. Когда родители наблюдают за своим ребенком, активно включаясь в совместные игровые действия, они начинают лучше понимать потребности своего ребенка и принимать его таким, какой он есть.

     Родители должны понять, что ребенок ни в чем не виноват и что бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к обострению поведенческих проявлений гиперактивности. Родителям нужно научиться сдерживать бесконечный поток замечаний.

     Для этого родители и другие близкие люди, которые живут вместе с ребенком, в течение дня записывают все замечания, которые были сделаны ребенку. Вечером взрослые зачитывают список и обсуждают, какие из замечаний можно было не делать, отмечая те из них, которые привели к усилению деструктивного поведения ребенка.

Информация о работе Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста, имеющего синдром дефицита внимания и гиперактивности