Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста, имеющего синдром дефицита внимания и гиперактивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы изучить роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Задачи:
- дать краткое описание, причины возникновения и проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
- рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты воспитания детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания/гиперактивности.
1.1. Понятие, причины возникновения и основные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
1.2. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
1.3. Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста , и ее особенности в воспитании ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Глава 2. Изучение роли родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
2.1.
2.2.
2.3.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

диплом обнавленный.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

      Обычно при изучении анамнеза ребенка выделяются сразу несколько причин, стимулировавших развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Каждую из них необходимо учитывать при составлении комплексной индивидуальной программы-работы с ребенком.

       Таким  образом, синдром дефицита внимания  с гиперактивностью имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления. Поэтому и диагностическая, и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязанно различными специалистами — врачом, психологом, педагогом, при активном участии родителей [5].

     Основными проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость и трудности в общении.

      А. Д.  Гонеев выделяет комплекс клинических  проявлений дефицита внимания у детей:

— беспокойные движения в кистях и стопах;

— неумение сидеть на одном  месте;

— легкая отвлекаемость  на посторонние раздражители;

— нетерпеливость;

— неумение доводить начатое  до конца;

—  очень  быстрая переключаемость с одного дела на

другое;

—  болтливость;

— неумение играть, разговаривать тихо и спокойно;

— отсутствие умения прогнозировать последствия своих

поступков;

— спонтанность и необдуманность действий;

— суетливость;

— несформированность праксиса и мелкой моторики;

— малая продолжительность сна и трудности при засыпании [4].

Более или менее отчетливыми проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности становятся к 3-4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования.

      Настроение гиперактивных детей  неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть.

Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что  с него все «как с гуся вода». Поэтому о таких детях говорят как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности снижен болевой порог, т. е. они менее чувствительны к боли, чем их сверстники. А не испытывая боли в полной мере сами, они не обращают внимания на то, что причиняют боль другим, не понимают этого.

     Из-за  их якобы эмоциональной черствости  им трудно устанавливать дружеские  отношения. Взрослые характеризуют таких детей как недисциплинированных и неуправляемых. В детском саду они постоянно нарушают режим и являются источником угрозы как для себя, так и для окружающих сверстников вследствие моторной неловкости и неумения прогнозировать последствия своих поступков.

Интересы гиперактивных  детей, как и эмоции, поверхностны. Их трудно увлечь чем-либо. Они скорее любопытны, чем любознательны. Постоянно находясь в движении, ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ежеминутно что-то трогает, хватает, задает массу вопросов. Из-за неумения слушать он удовлетворяется первыми же словами ответа и не стремится понять суть явления. Поэтому его багаж знаний очень мал, а представления об окружающем мозаичны и упрощены. Такое положение дел предопределяет неуспеваемость при систематическом обучении в школе. Неспособность сконцентрировать внимание обуславливает учебные неудачи, так как, по мнению Л. С. Выготского, внимание является одной из важнейших функций и играет первостепенную роль для процесса мышления, абстракции и мотивации. Тем не менее, у большинства детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности коэффициент интеллекта выше среднего [2].

      Кроме дефицита внимания для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности характерны повышенная утомляемость, нарушения памяти и низкая умственная работоспособность. Свидетельством повышенной утомляемости является усиление рассеянности по мере увеличения продолжительности времени, необходимого для выполнения того или иного задания. Основной характеристикой умственной деятельности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности является цикличность, короткий период работоспособности (5—15 минут) сменяется периодом «отдыха» мозга (3— 7 минут). В эти моменты своеобразного «отключения» ребенок не реагирует на замечания, но внешне остается столь же сосредоточен, как и в период целенаправленной деятельности, он как бы накапливает силы, подзаряжается. Затем он снова включается в деятельность. Отсюда невозможность работы в общегрупповом режиме [10].

 

1.2. Психолого-педагогические  особенности детей с синдромом                                                                                                                                                                                                                                                                                                 дефицита   внимания и гиперактивности

 

     Все основные функции личности: воображение, мышление, речь, восприятие, внимание и память  закладываются и формируются именно в дошкольном возрасте. И если с воображением, речью и мышлением у детей дошкольного возраста  с синдромом дефицита внимания и гиперактивности практически все в норме, то с восприятием, вниманием и памятью возникают большие проблемы. Это происходит из-за дефицита активного внимания, двигательной расторможенности и импульсивности.

    У  детей в норме процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером и описан следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т.е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяются и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей. Перцептивные действия формируются в обучении, и их развитие проходит ряд этапов. Среди разнообразных перцептивных действий есть такие, от которых зависит совершенствование общих познавательных способностей детей, а также формирование и  усвоение которых помогает развитию детских художественно-творческих способностей.

У детей дошкольного  возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности этот процесс  страдает и проходит гораздо труднее из-за неумения удерживать внимание достаточное количество времени на каком-либо предмете, двигательной расторможенности ( попросту не может сидеть на месте) и импульсивности (поддается первому чувству и желанию пришедшему в голову).

     Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает. 
 
Выделяют внешнее внимание, обращенное на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Проявление этого вида направленности и сосредоточенности психики можно замечать уже у младенца. Поисковые движения глаз, поворот головки в сторону источника света, запаха или звука, замирание - подобные поведенческие реакции позволяют выделить объекты, заинтересовавшие малыша, а также фиксировать проявление его внимания. 
 
     У дошкольника можно наблюдать и проявление внутреннего внимания, которое направлено на его собственные мысли и переживания. Самым ярким примером этого является ситуация, когда ребенок, забросив все дела, замирает с отрешенным взглядом. Не стоит принимать подобную отрешенность за рассеянность. Наоборот, это кульминация внутреннего внимания. Что стало его объектом, об этом знает только сам ребенок, ушедший в мир своих мыслей, фантазий, переживаний.

     На  шестом году жизни ребенок  сам начинает управлять собственным  вниманием, заставляя себя сосредоточиваться  на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. Вид внимания, при котором человек  ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо, называется произвольным. В этом случае постановка и достижение цели требуют затрат физической энергии, которую дают эмоции и воля. Ребенок, проявляя произвольное внимание, расходует не только свое время, но и часть своей энергии. Внимание обладает еще несколькими характеристиками: объем внимания, концентрация внимания, устойчивость внимания, переключение внимания, распределение внимания.

Часто бывает так, что занятия, которые вначале  требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, становятся затем интересными и увлекают ребенка. Произвольное внимание при этом переходит в послепроизвольное, в котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным - отсутствием усилий для его сохранения.

 У детей  дошкольного возраста с синдромом  дефицита внимания и гиперактивности  эта функция страдает более  всего. Из-за минимальной мозговой дисфункции, возникшей по ряду разных причин, у ребенка наблюдается дефицит внимания, не умение удерживать его достаточное количество времени, не умение сосредоточится, отсутствие навыков саморегуляции.таким детям в особенности необходима помощь взрослых, их участие в формировании внутренних процессов личности.

 

Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. З.М.Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного и опосредствованного запоминания у дошкольников, и пришла к следующим выводам. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей трех-четырех лет запоминание и воспроизведение в естественных Условиях развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим операциям, являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.  К концу дошкольного возраста, т.е. к 6—7 годам, процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале. Считается, что с возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти. Установлено, что трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в настоящий момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний — семью такими единицами.

      У детей дошкольного возраста  с синдромом дефицита внимания  и гиперактивности сложность  в  формировании процесса запоминания – памяти проистекает из трудностей с вниманием, так как запоминание и память базируются на внимании.

 

Психологический портрет гиперактивного ребенка.

Наверное, в  каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». Вероятно, каждому воспитателю и учителю знаком этот портрет.

Американские  психологи П. Бейкер и М. Алворд предлатают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности 

Дефицит активного  внимания

1.  Непоследователен, ему трудно долго удерживать  внимание.

2.  Не слушает,  когда к нему обращаются.

3.  С большим  энтузиазмом берется за задание,  но так и не заканчивает его.

4.  Испытывает  трудности в организации.

5.  Часто теряет  вещи.

6.  Избегает  скучных и требующих умственных  усилий заданий.

7.  Часто бывает  забывчив.

Двигательная  расторможенностъ

1.  Постоянно  ерзает.

2.  Проявляет  признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3.  Спит намного  меньше, чем другие дети, даже  во младенчестве.

4.  Очень говорлив.

Импулъсивностъ

1.  Начинает  отвечать, не дослушав вопроса.

2.  Не способен  дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3.  Плохо сосредоточивает  внимание.

4.  Не может  дожидаться вознаграждения (если  между действием и вознаграждением  есть пауза).

5.  Не может  контролировать и регулировать  свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

6.  При выполнении  заданий ведет себя по-разному  и показывает очень разные  результаты. (На некоторых занятиях  ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет.)

Информация о работе Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста, имеющего синдром дефицита внимания и гиперактивности