Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:55, курсовая работа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы изучить роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Задачи:
- дать краткое описание, причины возникновения и проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
- рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты воспитания детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания/гиперактивности.
1.1. Понятие, причины возникновения и основные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
1.2. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
1.3. Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста , и ее особенности в воспитании ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Глава 2. Изучение роли родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
2.1.
2.2.
2.3.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Список использованной литературы
Приложение 1
Причины гиперактивности
Таблица 1
Пренатальная патология |
- токсикозы;
- обострение хронических - инфекционные заболевания; - травмы в области живота;
- иммунологическая - попытки прервать беременность; - принятие алкоголя и курение; |
Осложнения при родах |
- стимуляция родовой деятельност - неправильное положение плода; - асфиксии; - внутренние кровоизлияния;
- преждевременные, скоротечные |
Психосоциальные причины |
-неадекватный стиль -психотравмы; -нежеланный ребенок |
Приложение 2
Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет
1 задание: Найди парное изображение.
2 задание: Определение изменений, перестановок, произошедших на картинке (что-то убрали, добавили, заменили либо поменяли местами - надо указать, что изменилось).
3 задание: Всевозможные
лабиринты. Ребятишкам помладше (3-4 годика) разрешается
прослеживать путь карандашом либо пальчиком,
дети постарше должны стараться следить
только глазами:
4 задание: Задания
на диагностику памяти и внимания: ребенку на короткое время (30 секунд)
предъявляется либо картинка с изображением
различных предметов либо настоящие предметы
(какие-то вещи могут быть парными). После
этого картинку убирают и ребенок по памяти
должен ответить на вопросы, которые касаются
показанных ему предметов или их изображений.
Например:
После этого картинку убирают, и ребенок
должен ответить на вопросы:
- Какие предметы нарисованы
на картинке?
- Сколько вишен ты видел на картинке?
- Что ты видел, ручку или карандаш?
- Сколько конфет на картинке?
5 задание: Ответы
на вопросы по картинке, описание того,
что на ней изображено:
Ответь на вопросы:
- Какие животные нарисованы
на картинке?
- Какие животные живут у нас, а какие в
теплых странах?
- Каких животных на рисунке два?
- Какое животное из тех, которых ты видишь,
ходит на двух ногах?
В этом задании (впрочем, как и в большинстве остальных, описанных в данном разделе методик) для более полной характеристики уровня концентрации внимания фиксируется характер процесса рассматривания (целенаправленность, активность, заинтересованность работой и пр.), сосредоточенность и наблюдательность.
Гимнастика для детей дошкольного возраста с
синдромом дефицита внимания и гиперактивности
В четвертый год используются
более сложные упражнения. Перед ребенком
ставятся конкретные задачи: выполнить
упражнение до конца, остановиться по
сигналу и т, д. Постепенно нужно переходить
от показа упражнений к объяснению. Необходимо
беречь малыша от сверхсильных раздражителей
и эмоциональных перегрузок.
С целью:
- развить активное торможение;
- научить давать оценку своим действиям;
- развить внимание.
В пятый год используются различные двигательные
упражнения: бег трусцой, прогулки, езда
на велосипеде, общеукрепляющие. Дети
должны понимать со слов, что им нужно
делать и сами давать оценку своим действиям.
С целью: реализовать потребность к двигательной
активности, которая в этом возрасте особенно
велика. В случае, ее ограничения происходит
быстрое возбуждение ребенка, эмоциональная
неустойчивость, нарушение психики.
В шестой год используются упражнения
на равновесие, на развитие туловища и
конечностей. Занятия становятся более
сложными. В них сочетаются разные фазы
движений, обозначены моменты приложения
основных усилий.
С целью: закрепить способность к сложным
двигательным действиям.
В седьмой год используются упражнения
на развитие согласованности движений,
в которых участвуют различные суставы
и группы мышц (плавание, лыжи, игры с мячом).
Однако в этом возрасте дети переоценивают
свои физические возможности, поэтому
необходимо следить за общим состоянием
их здоровья, вовремя снижать нагрузку,
делать перерывы, чтобы они могли отдохнуть
и восстановить силы.
С целью:
- развить координационные способности;
- укрепить опорно-двигательный аппарат
и различные нервные структуры.
Занимаясь с дошкольниками, следует помнить:
упражнение нужно заканчивать раньше,
чем ребенок потеряет к нему интерес или
скажет, что устал. Нельзя заставлять его
выполнять, надо поискать возможности
заинтересовать, показать, например, как
это делают животные, рассказать забавный
случай и т. д. Любой успех поощрять и ни
в коем случае не высмеивать, не наказывать
за неуклюжесть или неумение. Не использовать
во время занятий мячи и игрушки теплых
цветов (красный, оранжевый) - они повышают
активность нервной системы.
Примеры подвижных игр, направленные на реализацию
двигательной активности детей
с синдромом дефицита
внимания/гиперактивности
«Ласковые лапки» (И.В. Шевцова)
Цель игры:
Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Ход игры:
Взрослый
подбирает 6—7 мелких
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
«Разговор с руками » (И. В. Шевцова)
Цель игры:
Ход игры:
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова » поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
«Говори!» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)
Цель игры:
Ход игры:
Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся. "Какое сейчас время года?" (Педагог делает паузу) "Говори!"; "Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?"... "Говори!"; "Какой сегодня день недели?"... "Говори!"; "Сколько будет два плюс три?" и т. д.»
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
«Час тишины и час "можно"» (Н. Л. Кряжева, 1997)
Цель игры:
Ход игры:
Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т. д.
«Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.
С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»).
Цель игры:
Ход игры:
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
«Зеваки» (М. И. Чистякова, 1990)
Цель игры:
обучение умению
управлять своим телом и
Ход игры:
Все
играющие идут по кругу,
Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).
Игры и упражнения на развитие внимания.
«Найди отличия» (Е. К. Лютова, Г. Б, Монина)
Цель игры:
Развитие
умения концентрировать
Ход игры:
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
«Кричалки-шепталки-молчалки» (И. В. Шевцова)
Цель игры:
Ход игры:
Из
разноцветного картона надо