Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста, имеющего синдром дефицита внимания и гиперактивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы изучить роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Задачи:
- дать краткое описание, причины возникновения и проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
- рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты воспитания детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания/гиперактивности.
1.1. Понятие, причины возникновения и основные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
1.2. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
1.3. Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста , и ее особенности в воспитании ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Глава 2. Изучение роли родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
2.1.
2.2.
2.3.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

диплом обнавленный.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

              Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Приложение 1

                             Причины гиперактивности

 

Таблица 1

Пренатальная  патология

              - токсикозы;

              - обострение хронических заболеваний  у матери;

              - инфекционные заболевания;

              - травмы в области живота;

              - иммунологическая несовместимость  по резус-фактору;

              - попытки прервать беременность;

              - принятие алкоголя и курение;

Осложнения  при родах

             - стимуляция родовой деятельности;,

             - неправильное положение плода; 

             - асфиксии;

             - внутренние кровоизлияния;

             - преждевременные, скоротечные или затяжные роды

Психосоциальные причины

                                                                                                                      

             -неадекватный стиль воспитания  в семье;

            -психотравмы;

            -нежеланный ребенок




                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Приложение 2

Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет

 

1 задание: Найди парное изображение.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 задание: Определение изменений, перестановок, произошедших на картинке (что-то убрали, добавили, заменили либо поменяли местами - надо указать, что изменилось).

 

 

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

3 задание: Всевозможные лабиринты. Ребятишкам помладше (3-4 годика) разрешается прослеживать путь карандашом либо пальчиком, дети постарше должны стараться следить только глазами: 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 задание: Задания на диагностику памяти и внимания: ребенку на короткое время (30 секунд) предъявляется либо картинка с изображением различных предметов либо настоящие предметы (какие-то вещи могут быть парными). После этого картинку убирают и ребенок по памяти должен ответить на вопросы, которые касаются показанных ему предметов или их изображений. Например: 
 
 
 
После этого картинку убирают, и ребенок должен ответить на вопросы:

- Какие предметы нарисованы  на картинке? 
- Сколько вишен ты видел на картинке? 
- Что ты видел, ручку или карандаш? 
- Сколько конфет на картинке? 
 

5 задание: Ответы на вопросы по картинке, описание того, что на ней изображено: 
 
 
Ответь на вопросы:

- Какие животные нарисованы  на картинке? 
- Какие животные живут у нас, а какие в теплых странах? 
- Каких животных на рисунке два? 
- Какое животное из тех, которых ты видишь, ходит на двух ногах?

В этом задании (впрочем, как и в большинстве остальных, описанных в данном разделе методик) для более полной характеристики уровня концентрации внимания фиксируется  характер процесса рассматривания (целенаправленность, активность, заинтересованность работой и пр.), сосредоточенность и наблюдательность.

 

 

                                                                                      Приложение 3

          Гимнастика для детей дошкольного возраста с

      синдромом   дефицита внимания и гиперактивности

 

     В четвертый год используются более сложные упражнения. Перед ребенком ставятся конкретные задачи: выполнить упражнение до конца, остановиться по сигналу и т, д. Постепенно нужно переходить от показа упражнений к объяснению. Необходимо беречь малыша от сверхсильных раздражителей и эмоциональных перегрузок. 
 
С целью: 
 
- развить активное торможение; 
- научить давать оценку своим действиям; 
- развить внимание. 
 
В пятый год используются различные двигательные упражнения: бег трусцой, прогулки, езда на велосипеде, общеукрепляющие. Дети должны понимать со слов, что им нужно делать и сами давать оценку своим действиям. 
 
С целью: реализовать потребность к двигательной активности, которая в этом возрасте особенно велика. В случае, ее ограничения происходит быстрое возбуждение ребенка, эмоциональная неустойчивость, нарушение психики. 
 
В шестой год используются упражнения на равновесие, на развитие туловища и конечностей. Занятия становятся более сложными. В них сочетаются разные фазы движений, обозначены моменты приложения основных усилий. 
 
С целью: закрепить способность к сложным двигательным действиям. 
 
В седьмой год используются упражнения на развитие согласованности движений, в которых участвуют различные суставы и группы мышц (плавание, лыжи, игры с мячом). Однако в этом возрасте дети переоценивают свои физические возможности, поэтому необходимо следить за общим состоянием их здоровья, вовремя снижать нагрузку, делать перерывы, чтобы они могли отдохнуть и восстановить силы. 
 
С целью: 
 
- развить координационные способности; 
- укрепить опорно-двигательный аппарат и различные нервные структуры.  
 
Занимаясь с дошкольниками, следует помнить: упражнение нужно заканчивать раньше, чем ребенок потеряет к нему интерес или скажет, что устал. Нельзя заставлять его выполнять, надо поискать возможности заинтересовать, показать, например, как это делают животные, рассказать забавный случай и т. д. Любой успех поощрять и ни в коем случае не высмеивать, не наказывать за неуклюжесть или неумение. Не использовать во время занятий мячи и игрушки теплых цветов (красный, оранжевый) - они повышают активность нервной системы.

 

 

 

 

 

                                                                     Приложение 4

      Примеры подвижных игр, направленные на реализацию

       двигательной активности детей  с синдромом дефицита                                          

                            внимания/гиперактивности

 

                              «Ласковые лапки» (И.В. Шевцова)

Цель игры:

     Снятие  напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Ход игры:    

     Взрослый  подбирает 6—7 мелких предметов  различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

                         «Разговор с руками » (И. В. Шевцова)

Цель игры:                                                                                                                                                                                                          Научить детей контролировать свои действия.

Ход игры:

     Если  ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок  согласится на такие условия, то через  заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова » поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

                            «Говори!» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)

Цель игры:                                                                                                                                                                                                      Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Ход игры:

     Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся. "Какое сейчас время года?" (Педагог делает паузу) "Говори!"; "Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?"... "Говори!"; "Какой сегодня день недели?"... "Говори!"; "Сколько будет два плюс три?" и т. д.»

Игра может  проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

                «Час тишины и час  "можно"» (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель игры:                                                                                                                                                                                                 Дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением.

Ход игры:

     Договоритесь  с детьми, что, когда они устанут  или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т. д.

«Часы» можно  чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали  привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»).

                                 «Передай мяч» (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель игры:                                                                                                                                                                                                       Снять излишнюю двигательную активность.

Ход игры:

    Сидя  на стульях или стоя в кругу,  играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

 

                      «Зеваки» (М. И. Чистякова, 1990)

Цель игры:                                                                                                                                                                                                     Развитие произвольного внимания, быстроты реакции,

обучение умению управлять своим телом и выполнять  инструкции.

Ход игры:

     Все  играющие идут по кругу, держась  за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

Игру можно  проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

 

 

 

 

                                                                    

 

                                      

 

 

 

 

                                       Приложение 5

        Игры и упражнения на развитие внимания.

 

                «Найди отличия» (Е. К. Лютова, Г. Б, Монина)

Цель игры:

     Развитие  умения концентрировать внимание  на деталях.

Ход игры:

     Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно  проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и  отворачиваются (при этом возможность  движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

«Кричалки-шепталки-молчалки» (И. В. Шевцова)

Цель  игры:                                                                                                                                                                                                                     Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Ход игры:

     Из  разноцветного картона надо сделать  3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

Информация о работе Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста, имеющего синдром дефицита внимания и гиперактивности