Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста, имеющего синдром дефицита внимания и гиперактивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы изучить роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Задачи:
- дать краткое описание, причины возникновения и проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
- рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты воспитания детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания/гиперактивности.
1.1. Понятие, причины возникновения и основные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
1.2. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
1.3. Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста , и ее особенности в воспитании ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Глава 2. Изучение роли родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
2.1.
2.2.
2.3.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

диплом обнавленный.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

     В целях безопасности ребенка родители должны установить определенные запреты. Запретов должно быть немного, и они должны быть четко и кратко сформулированы. Запрет для детей раннего возраста может состоять из 2-3 слов, например «горячо, утюг». Для детей дошкольного и младшего школьного возраста запрет должен содержать не более 10 слов.

     Гиперактивные дети в силу своей импульсивности не могут долго ждать. Поэтому все поощрения, обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять им сразу, иначе ребенок будет ежеминутно напоминать взрослым об обещании, что может вызвать ответную негативную реакцию со стороны родителей.

     Гиперактивному ребенку трудно контролировать свое поведение, поэтому нельзя требовать от него одновременно быть внимательным, неподвижно сидеть и не перебивать взрослого. Например, во время чтения сказки родитель может дать ребенку возможность занять свои руки игрушкой и вставлять реплики.

     Гиперактивные дети не всегда адекватно воспринимают родительскую любовь, поэтому им в большей степени, чем другим, необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии.

     Из-за дефицита внимания, гиперактивности и импульсивности у детей страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности, много проблем с формированием познавательных процессов и обучением. И только родители могут переломить ситуацию и использовать бурную энергию в «мирных целях». Помочь в коррекции поведения могут педагоги, психологи и врачи, да и то только при конкретной сороботе с родителями. А вот повлиять на формирование личностных качеств могут только родители. Поэтому в борьбе за формирование здоровой, деятельной личности ребенка победят те родители, которые изо дня в день вкладывают усилия, работая на эту цель: развивают познавательные процессы ребенка, работают над концентрацией внимания, саморегуляцией, контролем гнева и импульсивности и т. д.

     Если в семье растет гипердинамический ребенок, то правильной политикой по отношению к дошкольным занятиям, по-видимому, будет следующая.

1. Не стоит отдавать  ребенка до шести лет в группы, где обучение строится по "школьному"  типу, то есть дети во время занятия должны сидеть за партами или столами, поднимать руки, отвечать по очереди, писать в тетрадях, выполнять задания, требующие большой усидчивости и концентрации внимания.

2. Вполне допустимо  и уместно организовать занятия  ребенка-дошкольника в группах, где все проходит в игровой обстановке, где во время занятия дети могут свободно перемещаться по комнате, стоять, сидеть, прыгать, отвечать по желанию и т. д.

3. Если проявления  гипердинамического синдрома очень  сильны (ребенок-"катастрофа"), то  до шести лет можно обойтись без дополнительных обучающих занятий, ограничившись тем, что дают в садике. У нервной системы ребенка и так много забот. Как-нибудь он обойдется пока без английского алфавита.

4. Если ребенок попал-таки  в «обучалку», в которой он явно неуместен, не доводите ситуацию до критической. Быстро забирайте его оттуда, пока ему в глаза не объяснили, кто он такой. И ни в коем случае не качайте права перед администрацией или другими родителями (иначе потом возникнет соблазн разрядиться на ребенке, как на непосредственной причине ваших неприятностей). Объясните ребенку, что он, может быть, еще слишком мал для таких занятий и что вы будете искать то, что ему больше подходит. Или вернетесь к занятиям на следующий год, когда он подрастет...

    Для начала родителям стоит принять ребенка  таким, какой он есть. 
И всегда помнить, что у вашего малыша есть огромный энергетический потенциал, который необходимо направить в конструктивное русло. Если вам это удастся, то ваш ребенок будет умным и талантливым и хорошо развитым физически.  
 
     И вы должны, дорогие родители, помочь малышу стать таким. Можете не сомневаться в том , что  он очень хочет быть хорошим и послушным, хочет получать похвалы, но  не всегда у него это получается. Ведь ему так  сложно сделать это, причем, чисто физически. 
Но все, же не отвергайте его попыток быть хорошим. Вам стоить построить свои отношения с ребенком, основываясь на  позитивной модели поведения. Говоря проще - хвалите его при каждом  удобном случае, но только в том случае если он действительно этого заслуживает,  обязательно подчеркивайте успехи своего малыша.  
     Все это будет способствовать укреплению уверенности ребенка в собственных силах. Он  поймет, в чем же цель его стараний.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Изучение роли родителей в воспитании детей  дошкольного возраста с синдромом  дефицита           внимания и гиперактивности.

            2.1. Цель, объект, предмет и задачи изучения.

Изучении роли родителей проводилось на базе МДОУ сельский детский сад Волоколамского района в период с сентября месяца по апрель месяц.

     Цель –  изучить роль родителей в воспитании детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

     Объектом  изучения является психолого-педагогические  особенности ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

     Предметом изучения является  роль родителей  в воспитании  ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

     Задачи  изучения:

  • Выборка детей
  • Проведение методики
  • Анализ полученных результатов
  • Разработка рекомендаций для родителей

 

В изучении принимали  участие 4 семьи, имеющие детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в возрасте 4-6 лет.

На первом этапе изучения было проведено родительское собрание, на котором было объяснена  цель методики, методы проведения и получено согласие родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             2.2.       Методический инструментарий

 

     В сентябре  месяце  была проведена выборка детей  по методике П. Бейкер, М. Алворд «Критерии гиперактивности» схема наблюдения за ребенком.

Цель методики: выборка  детей. Сами методика приведена в  приложениях (приложение 6). Было выявлено четверо детей.

     Затем было  проведено родительское собрание, с отдельной консультацией для родителей данных детей. На котором были объявлены результаты проведенной методики, получено согласие родителей на совместную работу, объяснены ее цели и задачи.     

     В сентябре месяце была проведена методика диагностики концентрации внимания у выбранных детей.

Автор А. С. Минюрова

Цель методики:

- определить устойчивость  внимания:

 Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.

- объем внимания:

Объем внимания - это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью.

- умение концентрировать  внимание:

Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать.

    Сама методика приведена в приложениях (приложение 2).

     С родителями данных детей была проведена консультация, на которой были объявлены результаты проведенной методики, а также предложены методики по коррекции двигательной активности и внимания, которые необходимо проводить дома.

 Автор А. С. Минюрова

 Цель методики по  коррекции саморегуляции и двигательной активности:

Систематические занятия гимнастикой способствуют тому, что ребенок становится более  спокойным. У него вырабатывается правильная координация движений, восстанавливаются поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костно-мышечная система. Кроме того, гимнастика оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм, что также чрезвычайно важно. Конечно, не всякие занятия физкультурой полезны таким детям. 
 
     Во-первых, они должны проводиться под контролем педиатра, невропатолога и врача ЛФК. Это, естественно, не означает, что делать гимнастику нужно только в специальных залах, строго по часам. Безусловно, дома или на даче с мамой это будет еще более полезно. Ведь упражнения лечебной физкультуры дают желаемые результаты лишь в том случае, если они проводятся длительно, регулярно (хорошо даже разбить их на отдельные циклы и проводить несколько раз в течение дня), с постепенным увеличением нагрузки. Но показать маме их должен врач лечебной физкультуры, которого необходимо постоянно информировать о результатах. С врачом надо обсуждать, какие упражнения более полезны и нравятся ребенку, какие нет, что добавить, а что исключить. 
 
    Во-вторых, необходимо иметь в виду, что гиперактивным детям нельзя участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные игры (футбол, баскетбол), показательные выступления. 
      В-третьих, прежде чем приступить к занятиям, ребенок должен пройти медицинский осмотр, чтобы знать, не будет ли дополнительная нагрузка вредна для других органов и систем. 
     В-четвертых, стоит помнить, что это все-таки лечебная физкультура и она имеет конкретную направленность. Очень неплохо сочетать ее с плаванием или занятиями индивидуальными видами спорта (если самому ребенку они интересны).

     Сама методика приведена в приложениях (приложение 3), а также подвижные игры  (приложение 4).

Авторы:  Е. К. Лютова, Г. Б, Монина, Е. В. Карпова, М. И. Чистякова, Н. Л. Кряжева,Ю. С. Шевченко,  И. В. Шевцова, Е. В. Коротаева.

     Цель методики по коррекции внимания:

     Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.  
     Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

     Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

     Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

     Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

     Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).

     Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

     Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

     Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.

Такая работа должна вестись  по двум направлениям:

1. Использование специальных  упражнений, тренирующих основные  свойства внимания: объем, распределение,  концентрацию, устойчивость и переключение. 
 
2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.

Сама методика приведена в приложениях (приложение 5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            2.3. Анализ полученных результатов 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

Информация о работе Роль родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста, имеющего синдром дефицита внимания и гиперактивности