Роль формирования акта рождения в развитии личности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

Развитие человека — это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 29.58 Кб (Скачать)

Введение.

Развитие человека — это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества.

  1. Кризис новорожденности.

 

Начиная с самого начала, можно сказать, что зачатком в развитии личности человека являются роды.

Роды - один из трудных и ответственных моментов как в жизни женщины, так и ребенка, потому что для ребенка это - прежде всего огромный стресс. Психологи доказали, что, появившись на свет, младенец испытывает состояние, которое было названо кризисом новорожденности.

Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:

1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется  от матери, что уже является  травмой, а в дополнение к этому  попадает в совершенно другие  условия (холод, воздушная среда, яркая  освещенность, необходимость смены  питания);

2) психологические. Отделяясь  от матери, ребенок перестает  ощущать ее тепло, что ведет  к появлению чувства незащищенности  и тревоги.

 И в самом деле, в  одно мгновение изменяются все  привычные условия его обитания: из влажной среды ребенок переходит  в среду воздушную. Изменению  подвергаются также и системы  питания и дыхания. Все это  просто не может не вызвать  сильного стресса, последствия которого  преодолеваются в течение первого  месяца жизни.

В связи с тем, что роды представляют собой глубокую психологическую травму для ребенка, важно, чтобы в первые же минуты жизни младенца он был на руках у матери.

Стремительные и затяжные роды не благоприятно влияют на психику ребенка, а в дальнейшем и на развитие личности.

2. Основные факторы, влияющие на развитие человека.

 

Развитие — это прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей.

 В процессе развития  человек вовлекается в различные  виды деятельности, проявляя внутренне  присущую ему активность в  игре, труде, учении. Эта деятельность  обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует  его развитию, приобретению опыта  социальных контактов.

 Движущими силами развития  человека являются противоречия  между потребностями человека (начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными) и средствами, а так же возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.

 В процессе развития  человека и установления многочисленных  контактов происходит и формирование  его личности, отражающей социальную  сторону его развития, его общественную  сущность.

 Зеньковский предлагал  следующую схему факторов развития личности:

1. Наследственность:

 а) физическая (таланты, психофизиологические особенности);

 б) социальная (соборность);

 в) духовная.

2. Среда:

 а) социальная наследственность (традиции);

 б) социальная среда (круг  общения);

 в) географическая среда.

3. Воспитание:

 а) социальное;

 б) активность (самовоспитание).

3. Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека.

 

Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений».

 Биологическая наследственность  имеет огромное значение в  жизни человека. Она сохраняет  человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в  биологическом мире. С момента  рождения ребенок наследует многие  врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову). К ним относятся:

 • пищеварительные рефлексы (слюноотделение);

 • оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете);

 • ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.).

 Говоря о связи человека  с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны  и для высших животных.

 Однако в пределах  биологической эволюции возникла  новая форма отражения, обеспечившая  переход предков в современных  людей:

 • развитие «собственно  человеческих задатков» (движение  в вертикальном положении — прямохождение, развитие речи);

 • предрасположенность к целенаправленному труду;

 • развитие мыслительных способностей человека;

 • осознание своих  действий, поступков, деятельности.

 Наследственность программирует  передачу от взрослых детям  ряда биохимических, физических  качеств:

 • физический облик;

 • цвет волос;

 • физические данные;

 • группу крови  и резус-фактор;

 • задатки способностей;

 • программирует также свойства нервной системы;

 • свойства зрительных  органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.

 Биологическая наследственность  определяет как то общее, что  делает человека человеком, так  и то отличное, что делает людей  столь разными и внешне и  внутренне. Под наследственностью  понимается передача от родителей  к детям определенных качеств  и особенностей, заложенных в  их генетическую программу.

 Великая роль наследственности  заключается в том, что по наследству  ребенок получает человеческий  организм, человеческую нервную  систему, человеческий мозг и  органы чувств. От родителей к  детям передаются особенности  телосложения, окраска волос, цвет  глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от  другого. По наследству передаются  и некоторые особенности нервной  системы, на основе которых развивается  определенный тип нервной деятельности.

 Наследственность предполагает  также формирование определенных  способностей к какой-либо области  деятельности на основе природных  задатков ребенка. Согласно данным  физиологии и психологии, врожденными  у человека являются не готовые  способности, а лишь потенциальные  возможности для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие  способностей ребенка во многом  зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое  проявление способностей принято называть одаренностью или талантом.

 Природные особенности (задатки) являются потенциальным  условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными  структурно-функциональными различиями  головного мозга и речевых и двигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей.

 Показатель развитости  человека проявляется через интегрированную  развитость его способностей. Выделяют  общие и специальные способности. Общие способности определяют  успехи человека в различных видах деятельности. Такие как:

 • умственные способности,

 • тонкость и точность  ручных движений,

 • развитая память,

 • совершенная речь  и ряд других.

 Специальные способности  раскрывают индивидуальность личности  и определяют успехи человека  в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы  задатки особого рода и их  развитие. К ним можно отнести:

 • математические,

 • музыкальные,

 • лингвистические,

 • литературные,

 • художественно-творческие,

 • технические,

 • спортивные,

 • организаторские,

 • экономические и  др.

 Общие и специальные  способности могут гармонизировать  между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга.

 Значительный теоретический  интерес представляет вопрос  о наследовании задатков и  способностей к определенному  виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Для ответа на этот вопрос основополагающее значение имеет известное положение К. Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы Так, К. Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он... наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей в виде влечений...». Эти слова К. Маркса указывают, прежде всего, на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов.

 Эта направленность  жизненных сил предполагает, прежде  всего, возможность успешной деятельности  в отдельных (в целом довольно  широких) областях. Реализация же  их во многом зависит от  условий жизни и воспитания.

 Наследование способностей  в отдельных семьях, т. е. появление  в ряде поколений людей, одаренных  в определенной области, объясняется  во многом не только передачей  по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях  дети воспитывались в атмосфере  интереса к определенному виду  деятельности, их довольно рано  начали привлекать к этой деятельности.

 Следует отметить, что  задатки характеризуют лишь самые  общие области деятельности. Они  не ориентированы на какой-то  определенный вид труда или  творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.

 Эти задатки заложены  в структуре мозга, органах чувств, речевых и двигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта в сфере данного вида труда.

 Особенно острые, принципиальные  теоретические споры вызывает  вопрос о наследовании или  наличии врожденных способностей  к интеллектуальной деятельности. Педагогика признает, что может  быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность, например вялость клеток коры полушарий мозга детей алкоголиков, некоторые наследственные болезни и, в частности, психические заболевания. Имеющиеся же у нормальных (здоровых) людей различия в типах высшей нервной деятельности придают известное своеобразие протеканию мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности В целом следует признать, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически здоровых и психически нормальных людей во многом определяется тем, в какие условия обучения они поставлены.

 Признавая возможное  биологическое неравенство задатков  и способностей, педагогика делает  акцент не на выявлении различий  и приспособлений к ним обучения, а на создании равных условий  для развития имеющихся у каждого  задатков и способностей. Современная  система обучения и воспитания  на деле обеспечивает это равенство  условий для всестороннего развития  всех и каждого, что не исключает  дифференцированного подхода к  учащимся и учета их индивидуальных  особенностей.

 Не менее острым  является вопрос о наследовании  психических свойств и обусловленности  форм поведения физиологическими  задатками.

 Развитие человека  с физиологической точки зрения  — очень сложный процесс. Различные  его органы и системы на  разных этапах возрастного созревания  развиваются по-разному, наблюдается  известная неравномерность и  нескорректированность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека, что в свою очередь сказывается на особенностях психического развития детей разного возраста, облегчая или, наоборот, усложняя работу воспитателей. Например, особые трудности представляет в силу особенностей анатомо-физиологического развития воспитание подростков. Однако это не дает основания считать, что те или иные формы поведения заложены в человеке от природы.

 Современная педагогика  и психология утверждают, что  все психические качества личности  приобретаются в процессе жизнедеятельности  человека в труде и его общении  с окружающей средой. В человеке  от рождения не заложено никаких  ни социальных, ни асоциальных  программ поведения, т. е. его поведение  в обществе биологически не  запрограммировано. Люди рождаются  свободными от моральных ценностей  и представлений о формах поведения  и отношения к другим людям, и процесс формирования этих  личностных качеств для каждого человека начинается фактически с нуля. Поскольку же для каждого он протекает в индивидуально-неповторимых условиях, даже при одинаковых внешних условиях (ибо у каждого человека не одинаковы на них реакции), каждый из них развивается по-своему и формирует свое индивидуальное отношение к миру, что не отрицает общих закономерностей формирования личности человека в условиях целенаправленного воспитания.

Информация о работе Роль формирования акта рождения в развитии личности человека