Роль формирования акта рождения в развитии личности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

Развитие человека — это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 29.58 Кб (Скачать)

 Психика человека, его  психические проявления формируются  под воздействием внешних условий, всегда преломляясь через внутренние  индивидуальные условия каждого, и являются результатом, продуктом  этого взаимодействия.

 Социальные стороны, личность  человека формируются только  посредством социальных условий  и не могут быть предетерминированы биологическими основами человека.

 Говоря о роли наследственности  в формировании и развитии  ребенка, нельзя игнорировать тот  факт, что существует ряд болезней  и патологий, которые могут носить  наследственный характер, например, болезни крови, шизофрения, эндокринные  расстройства. Наследственные заболевания  изучает медицинская генетика, однако  их необходимо учитывать и  в процессе социализации ребенка.

4. Влияние порядка рождения ребенка на развитие личности.

Порядок рождения ребенка в семье играет важную роль как социальный контекст развития личности человека. Но, важно помнить, что это значимый, но все - же не единственный фактор, который определяет условия, в которых развивается ребенок.

Так, с появлением младших детей, родители, уже имеющие опыт воспитания своих старших детей, могут изменять свое отношение к этому процессу, а также свои основные установки и принципы.  Кроме того, важны не только объективные обстоятельства, в которые попадает ребенок, но и его отношение к ним.

Соответственно, порядок рождения не может совершенно однозначно определять наличие или отсутствие тех или иных качеств и черт личности. Тем не менее, можно говорить с известной долей вероятности о том, что есть ряд психологических особенностей, которые характерны для той или иной позиции ребенка в семье.

5. Старший ребенок.

 

Первоначально он является единственным ребенком, что определяет его своего рода «королевское» положение в семье, когда он находится в центре внимания всех домочадцев. Не имея опыта воспитания детей и ухода за ними, родители оказывают преувеличенное внимание своему первенцу, стараясь все делать наилучшим образом. Таким образом, как правило, первенец получает безграничную любовь и заботу, и наслаждается своим безмятежным существованием.

Так происходит до тех пор, пока в семье не появляется второй ребенок. И тогда довольно резко внимание родителей переключается на него, что во многом обусловлено объективной необходимостью. Но объяснить это низвергнутому «королю» бывает довольно сложно, особенно в маленьком возрасте.

Вообще говоря, наиболее оптимальная с этой точки зрения разница между детьми должна составлять 5-6 лет. Именно в этом возрасте ребенок наименее болезненно переносит появление соперника. А если включить его в процесс ожидания и ухода за ребенком, то его появление не только не вызовет ревности у старшего, но и поможет последнему обрести новый статус в своих глазах и глазах окружающих.

Если сгладить ситуацию не удается, то пережитая психологическая травма будет толкать старшего ребенка к попыткам отвоевать его попранные права и вновь занять центральную позицию в жизни семьи. К сожалению, все его усилия обречены на неудачу. Да и родители, зачастую больше не склонны потакать его повышенным требованиям. Поэтому, первенцу ничего не остается, как приспособиться к новой ситуации.

Поскольку родители в силу своей занятости, уделяют ему теперь меньше внимания, старший ребенок приучает себя к изоляции, учась удовлетворять свои потребности самостоятельно. В силу этого, часто старшие дети в дальнейшем испытывают меньшую потребность в одобрении со стороны окружающих. Они довольно консервативны, т.е. привержены неизменным традициям, поэтому, не только в силу традиций, а и по складу характера, становятся приемниками своих родителей, например, продолжая профессиональную династию. Старшие дети также стремятся  к власти и к тому, чтобы занимать лидирующие позиции в своем окружении. Считается, что они более самостоятельны и ответственны, чем их «приемники».

6. Единственный ребенок.

 

Он точно также является сосредоточением интересов всей семьи. Но, если первенец со временем утрачивает эту позицию, то единственный ребенок может сохранять ее долгое время, иногда, даже будучи взрослым. Он является сосредоточением всей силы любви и материнской заботы, на которую его мать способна. В силу этого, «обласканный» ребенок будет ожидать такого же отношения со стороны окружающих, подсознательно полагая, что все ему будет доставаться просто так, только потому, что он такой хороший и правильный. Отсюда и берут источник все те разочарования и обиды, которые сопровождают его во взрослой жизни.

Одними из основных черт личности единственного ребенка являются зависимость и эгоцентризм. Часто, он не способен стать на позицию другого человека, просто в силу того, что не имел такой необходимости в ходе своего развития, а значит не сумел сформировать этот навык на должном уровне. В силу этих же причин, единственный ребенок может испытывать трудности в общении с другими детьми. А поскольку дети достаточно жестоки друг к другу, и не прощают «инаковости», это может стать причиной социальной дезадаптации. В силу этих и других причин часто единственные в семье дети предпочитают компанию взрослых, а не сверстников.

7. Средний ребенок.

 

Второй ребенок появляется в ситуации, когда у него уже есть более развитой соперник в виде старшего брата или сестры. Поэтому, пытаясь его догнать, такой ребенок  растет и развивается быстрее. А в его психике формируются такие качества как честолюбие и постоянное стремление к достижением, как отражение желания доказать, что он не только не хуже, но и лучше многих других. Для такого человека нет лучшего стимула, чем чужие победы. Указав на них, его можно заставить «из кожи вон лезть» ради достижения результата.

Второй ребенок стремится к достижениям любыми путями, поэтому может быть не вполне разборчивым в средствах, хотя, конечно, на это влияют и другие факторы. Часто он может ставить перед собой чересчур высокие цели, от  чего вероятность потерпеть неудачу становится выше, а соответственно, увеличивается и степень прикладываемых усилий.

8. Младший ребенок.

 

Младшенький развивается в уникальной ситуации, когда, с одной стороны, ему, как и среднему ребенку, задают тон и темп развития старшие дети, а с другой, он, как и единственный ребенок, никогда не оказывается в положении низвергнутого с трона. Часто он становится всеобщим любимцем, которого все балуют. Да и родители, которые уже успели отточить свои навыки воспитания на предыдущих детях, как правило, более терпимо и лояльно воспитывают «малыша».

При этом, он растет в условиях, когда и физическое, и психологическое пространство ограничено, а значит, необходимым условием существования является хорошо развитый навык взаимодействия с другими членами семьи. Поэтому младшие дети  часто становятся отличными коммуникаторами и манипуляторами, а также «душой компании».

Младшие также попадают в ситуацию, когда они вынуждены равняться на старших братьев и сестер, что рождает у них еще более выраженное желание их превзойти. В силу этих причин младшие дети часто добиваются выдающихся достижений в избранной ими деятельности.

Заключение

 

Итак, можно сделать вывод, что развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.

 К внешним факторам  относятся, прежде всего, окружающая  человека естественная и социальная  среда, а также специальная, целенаправленная  деятельность по формированию  у детей определенных качеств  личности; к внутренним – биологические, наследственные факторы.

 Факторы, влияющие на  развитие человека, могут быть  управляемые и неуправляемые.

 Развитие ребенка - не  только сложный, но и противоречивый  процесс – означает превращение  его как биологического индивида  в социальное существо – личность.

 В процессе развития  ребенок вовлекается в различные  виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает  в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя при  этом присущую ему активность. Это содействует приобретению  им определенного социального  опыта.

 Воспитание в развитии  личности играет не малую роль, так как в основном от родителей  зависит, какой личностью может  стать их ребенок.

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды.

 Сегодня становится  общепризнанным, что адаптация человека  осуществляется под влиянием  двух программ наследственности: биологической и социальной. Все  признаки и свойства любого  индивида являются результатом  взаимодействия его генотипа  и среды. Поэтому каждый человек  есть и часть природы, и продукт  общественного развития.

Литература.

 

1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988.

2. Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983.

3. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося  обучения. М., 1986.

4. Зеньковский В.В. Задачи и средства  воспитания // Русская школа за  рубежом. Исторический опыт 20х годов. М., 1995.

5. Кузнецов А. А. Проблема влияния  внутренних противоречий на развитие  личности // Сборник статей по  конфликтологии. Удмуртский государственный университет, г. Ижевск. 2004.

6. Лихачев Б. Т. Педагогика - М., 1999.

7. Маккьюсик В. Наследственные признаки человека. // Пер. с англ. М., 1976.

8. Платонов К. К. Личность как  социально-психологический феномен // Социальная психология. М., 1975.

План:

 

  1. Введение.
  2. Кризис новорожденности.
  3. Основные факторы, влияющие на развитие человека.
  4. Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека.
  5. Влияние порядка рождения ребенка на развитие личности.
  6. Старший ребенок.
  7. Единственный ребенок.
  8. Средний ребенок.
  9. Младший ребенок.
  10. Заключение.
  11. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль формирования акта рождения в развитии личности человека