Роль благодарности в отношениях личности к жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 12:16, реферат

Краткое описание

Безостановочно текущее время вносит в жизнь человека новшества, которые меняют образ жизни, мышление, и самого человека. Но в современном мире моральные убеждения дергадируют. В наше время благодарность не в моде, роль ее стала весьма незначительной. Благодарность перестала соответствовать потребностям современного человека. Она не сумеет принести желаемого ( славу, удачу, самореализацию, достойную работу и т.п.) , т.к. благодарности не достаточно.

Файлы: 1 файл

Роль благодарности в отношениях личности к жизни.docx

— 62.45 Кб (Скачать)

Роль благодарности в отношениях личности к жизни.

Введение

 

     Безостановочно текущее время вносит в жизнь человека новшества,  которые меняют образ жизни, мышление, и самого человека.  Но в современном мире моральные убеждения дергадируют. В наше время благодарность не в моде, роль ее стала весьма незначительной. Благодарность перестала соответствовать потребностям современного человека. Она не сумеет принести желаемого ( славу, удачу, самореализацию, достойную работу и т.п.) , т.к. благодарности не достаточно.                                                           

       С самого  раннего возраста ребенка учат  говорить «спасибо» и «пожалуйста»  за доброту и прочие хорошие  вещи. Но как часто люди благодарят  друг друга и за что?  Современное  восприятие благодарности колеблется  от умеренного приятия ,безо всякого энтузиазма, до амбивалентности. Люди забыли, что «благодарность»  имеет красивое значение «дар» и «благо», то есть дарить благо. Современный человек не перестает роптать на окружающий мир, на свою жизнь и т.п., забывая благодарить за то, что уже имеет; забывая, какой позитивный колорит могут внести искренние слова благодарности, сказанные от всей души, в жизнь любого человека.

   Для того, чтобы иметь более полное и точное представление  о чувстве благодарности, необходимо обратиться к традиционным и античным источникам, связанных с философией и религией. Из которых можно понять, что благодарность лежит в основе человеческой природы.

    

 

 

«Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени,

как умением быть благодарным.

 Ибо это не только  величайшая добродетель,

 но и мать всех  других добродетелей».

М. Т. Цицерон

 

 

Что такое благодарность?

   Два красивейших  по значению понятия «дар»  и «благо»  сумели слиться в одно- «благодарность» , то есть дарить благо. В старинных текстах и религиозной практике благодарности уделяется большое внимание. Полагается, что благодарность лежит в основе человеческой природы.       

    Благодарность включает в себя чувство признательности за сделанное добро, а также  различные способы выражения этого чувства. Эмоциональная и рациональная оценка происходящего может поспособствовать возникновению такого сложного чувства, зачастую, проявление которого сильно ритуализовано.

     Ошибочно придерживаться  мнения, что понятие «благодарность»  не несет особой смысловой  нагрузки и имеет абстрактное  значение, которое индивид находит  для себя сам. Давайте сравним два, казалось бы, простых понятия, основанных на таком приятном, светлом, чистом и звонком слове «благо». Благо имеет свойство полезности и способно удовлетворить определённые человеческие потребности – это с точки зрения экономики. С точки же зрения этики, нравственности, духовности и психологии «благо» можно заменить понятием «добро», и означать оно будет намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению полезного деяния. Это деяние должно принести человеку счастье, радость и любовь и может осуществляться только свободной волей. Итак, благотворить – это значит совершать добро для человека исключительно по его просьбе и с проявлением его свободной воли.

   В свою очередь, благодарность подлежит классификаций:

  • прямая и косвенная благодарность

  • ритуальная (этикетная) и эмоциональная (лично значимая)

  • мотивированная и немотивированная

  • вербальная и невербальная

  • благодарность реальному адресату и благодарность высшим силам.

 

«Благодарность лежит в основе человеческой природы.»

     Для того, чтобы удостовериться в данном тезисе: «Благодарность лежит в основе человеческой природы», нам необходимо проследить истоки чувства благодарности в когнитивно- социальных реалиях детства и дальнейшее его развитие в течение жизни, основываясь на древних текстах культурного значения и принципах эволюции человека.

       В исходных текстах иудаизма и христианства утверждается, что именно неблагодарность навлекла беды на род человеческий. Согласно книге Бытия Адам не благодарил Бога за дарованную ему подругу – напротив, он роптал на Творца за создание женщины, вовлекшей его во грех. Первым людям, жившим в садах Эдема, было мало всех даров Творца. Благодарность характеризуется скромностью, желание Адама и Евы сравниться с Богом в познании и величии не отличалось скромностью. Сквозной темой Пятикнижия и Ветхого Завета является проблема благодарности. Согласно книге Бытия, первое убийство напрямую связано с неблагодарностью. Сыновья Адама и Евы избрали различные способы вознести хвалу Господу. Авель сотворил всесожжение первородного агнца, а Каин предложит плоды земли, и дар Каина не был угоден Господу. И так горько стало Каину, оттого что Господь отверг дар его, что он убил собственного брата. Позднее, в книге Левит, Господь дает народу Израилеву подробные наставления о всесожжениях. Им следовало выполнять их в точности, чтобы жертва была угодна Господу (корень слова gratitude, благодарность – gratis, что означает «угодный, приятный»).

 

      Для полноценной  жизни и развития человеку  необходимо общество. Формирования  общества началось в античные  времена с небольших групп  охотников и собирателей. Навыки общественной жизни сформировались посредством адаптивных механизмов поведения, которые позволили людям научиться уживаться друг с другом. Эволюционная основа морали включает в себя четыре качества:

    1. Навыки, связанные с симпатией
    2. Характеристики, связанные с нормой
    3. Реципрокность
    4. Способность уживаться с людьми.

       В современном мире благодарность проявляется в более скромном масштабе, чем вознесение молитвы, и менее экстравагантной форме ,чем принесение людских жертв. Современные формы благодарности имеют формы выражений таких, как:  «Спасибо», «Очень признателен», «Благодарю за помощь», «Надеюсь отплатить взаимностью», и так далее. Более яркое проявление благодарности – это преподнесение подарка или оказание какой-либо услуги, проявления помощи, выполнения просьб. Форма проявления благодарности индивидуальна и зависит только от индивида, его морального восприятия понятия «благодарность», ситуации и возможностей.

 

     С возраста появления первого опыта привязанности у ребенка начинает формироваться благодарность – то есть, с момента формирования любви между младенцем и теми, кто за ним ухаживает (Bowlby, 1969). Важнейший критерий формирования привязанности у детей в возрасте 1 года – радость, с которой они встречают близких людей после недолгой разлуки. В рамках стандартных лабораторных экспериментов, которые используются для оценки индивидуальных особенностей привязанности у детей в возрасте 1 года, при возвращении матери, отсутствовавшей 3-6 минут, дети со стойкой привязанностью проявляют радость и возбуждение (Ainsworth, Blehar, Waters, & Wall, 1978). Мать легко успокаивает ребенка, встревоженного расставанием, и обеспечивает надежную основу для познания им мира. Допустимо ли предположение, что при возвращении матери ребенок испытывает благодарность? Наоборот, у детей со слабыми проявлениями привязанности отмечаются реакции, которые можно расценить, как неблагодарность – при возвращении матери после кратковременного отсутствия, такие дети избегают ее, или препятствуют ее действиям. В работах, посвященных привязанности, Эриксон (1963) предположил, что развитие базового доверия на первом году обеспечивает человека надеждой, длиною в жизнь. Ранний опыт благодарности за заботу может обеспечить человека положительными ожиданиями, и сформировать его мировоззрение на основе надежды и доверия.

       Опыт ранней привязанности может содержать некоторые элементы примитивной благодарности, тем не менее, в нем отсутствует ее ключевой элемент. По мнению McCullough и Tsang ,благодарность – безусловно, эмоция, но это – атрибутивная эмоция. Обычно, мы бываем благодарны кому-то и за что-то. Благодарность сложнее дистресса, злости, радости, возбуждения и грусти – скорее, она относится к социальным эмоциям, как например стыд и вина. Это – комплексные чувства, подразумевающие консолидацию осознания себя в качестве причины происходящего, а также признание других в аналогичном качестве (Izard, 1977; Lewis, 1990). Четкие признаки консолидации проявляются на втором году жизни. Уильям Джеймс (1892/1963) называл это субъективным осознанием себя. Подобное осознание относится к базовым формациям (Howe & Courage, 1997; Kagan, 1994). К этому возрасту у детей формируется опыт признания действий, мыслей и чувств своими. Консолидация субъективности – то есть, базовое осознание себя – прокладывает дорогу тому, что Деннетт (1987) назвал интенциональной (волевой) стадией опыта. Похоже, что осознание себя в качестве субъекта волеизъявления (а в дальнейшем – осознание других людей в том же качестве, способствует получению полноценного опыта благодарности (Toinasello, 2000), поскольку благодарность предполагает базовое понимание того, что люди время от времени желают производить действия, за которые к ним можно испытать чувство благодарности.

          На 3-4 годах жизни у детей продолжает формироваться осознание себя и других людей в качестве субъектов волеизъявления. Дети понимают, что их действия, равно как и действия других людей, являются следствием намерений. К 3 годам у детей формируется примитивная психология желаний, первая версия того, что некоторые специалисты по психологии развития называют интернализированной теорией сознания (Baron-Cohen, 1995; Wellman, 1990). К этому возрасту, дети понимают, что поступки людей основаны на их желаниях. Несколько позже к теории сознания добавляется психология убеждений – дети начинают понимать, что обладая волей, люди действуют не только сообразно желаниям, но и в соответствии со своими убеждениями.

          Поскольку благодарность – сложная социальная эмоция, для ее полноценного развития необходима интернализованная теория сознания – раньше 4 лет она не появляется. Дети способны испытывать и проявлять благодарность, только если они понимают, что другие люди (равно как и сами они) обладают свободной волей, а их поведение мотивировано желаниями и убеждениями. В случайной Вселенной, лишенной факторов мотивации – то есть, во внутреннем мире аутичных детей (Baron-Cohen, 1995)— благодарность невозможна. Например, сэр Исаак Ньютон не благодарил яблоко, упавшее ему на голову, хотя оно и помогло ему постичь закон гравитации (если верить легенде), поскольку яблоко не намеревалось все это проделывать. У яблока нет ни намерений, ни желаний, ни веры. (Ньютон мог поблагодарить Бога за удачный случай, но даже если так, он бы сознательно обращался именно к Богу). Эмоциональный опыт благодарности требует когнитивных ресурсов, которые возникают по мере развития интернализованной теории сознания, поскольку мы испытываем благодарность только в ответ на сознательные проявления. В самом деле, благодарность, прежде всего, касается осознанности действий – то есть, желаний и убеждений. Можно благодарить просто за намерение, которое так и не воплотилось в действие. Мы часто говорим «Важно то, что ты подумал» - то есть, мы благодарны за намерение, неважно, помогли нам действия, или нет.

 

 

        

«Роль благодарности в отношениях личности к жизни»

 Благодарность может проявляться в разных формах. Исследователи определяют ее как «эмоцию, которая возникает у человека в ответ на получение им от другого человека ценной и альтруистической помощи» или «положительную оценку чьих либо способностей или атмосферы, которые способствуют достижению успеха в работе».

        Независимо от того, какое определение дают ученые, один факт неоспорим: ощущение благодарности или ее выражение благотворно действует на наше эмоциональное и физическое состояние. По словам социального психолога Роберта Эммонса простое слово «спасибо» может позитивно повлиять на нашу жизнь. Профессор Калифорнийского университета имеет в виду не простое машинальное спасибо. Таких слов мы можем произнести несколько десятков в день. Когда нам придержали дверь, подали пальто, отдали деловые бумаги, то мы говорим спасибо, ведь это дань вежливости. Но произнести слова благодарности нужно осмысленно, тогда они принесут пользу нам самим. Мозг воспринимает это следующим образом. Сначала он отмечает, что человек преподнес нам подарок. Это может быть материальная вещь, моральная поддержка или помощь. Потом мозг понимает, что подарок обладает ценностью. Опять же, необязательно материальной ценностью, возможно, мы осознаем усилия, которые были положены для этого подарка. Наконец, мы видим источник подарка, которым не являемся мы сами. Причем даритель – это и другой человек, и даже сама жизнь. Если перевести это утверждение в плоскость работы, то мы получаем следующие выгоды:

· более позитивную атмосферу,

· более удовлетворенных/счастливых и оптимистичных сотрудников,

· меньший уровень стресса,

· более эффективную командную работу,

· культуру взаимопомощи,

· меньший уровень абсентеизма,

· укрепление физического здоровья.

А теперь рассмотрим научные обоснования всему вышеперечисленному.

Благодарность улучшает эмоциональное состояние

По данным исследования, опубликованного в 2007 году в Journal of Research in Personality, «благодарность имеет уникальное значение для состояния человека и его социальной жизни». Исследование продемонстрировало существование связи между благодарностью и состоянием человека,не зависящей от персональных факторов (экстравертированности, невротизма, открытости новому, сознательности, сговорчивости). Также было доказано, что ощущение и выражение благодарности со временем приводит к понижению уровня стресса и депрессии и повышению уровня социальной поддержки.

        Авторы научной работы призывают врачей к использованию благодарности в качестве клинического инструмента, приравнивая навыки в сфере благодарности к поведенческим навыкам, способствующим преодолению негативных убеждений.

Благодарные люди готовы жертвовать личными интересами ради достижения всеобщего блага

    В ходе исследования, результаты которого опубликованы в 2010 году в журнале Американской Психологической Ассоциации, было выявлено, что «благодарность способствует усилению кооперативного поведения».

    Даже при общении в группе незнакомых людей, не имея перспективы взаимности, те, кто испытывал чувство благодарности, принимали решения на благо всей группы, даже если они шли вразрез с их личными интересами». Благодарность, как выяснили исследователи, оказывает прямое и позитивное влияние на принятие решений.

Благодарные люди лучше ладят с другими людьми

     В работе, опубликованной в 2009 году в издании Clinical Psychology Review, говорится о том, что люди, которые выражают благодарность, более открыты, добросовестны, конструктивны и менее тревожны.

    Исследователи говорят о связи благодарности с уже вошедшим в привычку позитивным состоянием человека и широким спектром адаптивных черт характера, способствующих развитию и поддержанию хороших взаимоотношений: «Благодарные люди отличаются меньшей агрессивностью, враждебностью, депрессивностью и эмоциональной уязвимостью. Они чаще испытывают позитивные эмоции. Благодарность также коррелируется с личностными характеристиками, которые способствуют успешному взаимодействию в социуме и проявляются в эмоциональной теплоте, общительности, активном поиске, доверии, альтруизме и сострадательности. Также благодарные люди более открыты в проявлении собственных чувств, идей и ценностей».

Информация о работе Роль благодарности в отношениях личности к жизни