Роль благодарности в отношениях личности к жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 12:16, реферат

Краткое описание

Безостановочно текущее время вносит в жизнь человека новшества, которые меняют образ жизни, мышление, и самого человека. Но в современном мире моральные убеждения дергадируют. В наше время благодарность не в моде, роль ее стала весьма незначительной. Благодарность перестала соответствовать потребностям современного человека. Она не сумеет принести желаемого ( славу, удачу, самореализацию, достойную работу и т.п.) , т.к. благодарности не достаточно.

Файлы: 1 файл

Роль благодарности в отношениях личности к жизни.docx

— 62.45 Кб (Скачать)

Благодарные люди лучше спят

    Исследование, проведенное в 2012 году группой китайских ученых, изучило связь благодарности и качества сна с симптомами тревожности и депрессии. Они обнаружили корреляцию между более высоким уровнем благодарности и лучшим качеством сна, меньшей тревожностью и депрессивностью.

    Данные этого исследования находят продолжение в работе ученых из Университета Манчестера. По их данным, хороший сон, в свою очередь, способствует улучшению памяти, стабилизации веса, снижению стресса, повышению креативности и внимательности.

Благодарные люди достигают большего

     Исследователи из Калифорнийского Университета попросили участников одной группы испытуемых вести ежедневные записи о том, что вызывает у них чувство благодарности. Две другие группы получили задание фиксировать причины своего раздражения или бытовые повседневные наблюдения. Первая группа по сравнению со второй и третьей продемонстрировала существенное улучшение показателей принятия решений, внимания, энтузиазма и энергичности.

Авторы работы, опубликованной в Journal of Happiness Studies, выявили, что у самых благодарных студентов было большего всего друзей и лучшие показатели успеваемости.

Благодарные люди с готовностью оказывают помощь другим

    В эксперименте, проведенном в 2006 году в Университете Northeastern, была создана следующая ситуация: компьютеры участников были намеренно выведены из строя, и на помощь им пришел специалист. В дальнейшем те люди, которым он помог, с большей вероятностью оказывали помощь своим коллегам при решении ими других задач. Как показало исследование, благодарность имеет гораздо большую силу, чем способность улучшить настроение.

Благодарные люди менее агрессивны

        В Университете Кентуки был проведен эксперимент, в ходе которого одни студенты получили похвалу за написанное ими эссе, а другие — резкие оценки. Затем участники исследования приняли участие в игре против экспертов, которые оценивали их работы, где в качестве оружия использовался так называемый белый шум. В целом обиженные студенты «вознаграждали» своих противников порциями более громкого шума. Но некоторым из них было предложено предварительно написать о тех вещах, за которые они были благодарны тем или иным людям или обстоятельствам. И те, кто выполнил это задание, с меньшей вероятностью мстили своим критикам с помощью белого шума.

    «Благодарность — нечто большее, чем просто приятное чувство, — утверждает Натан ДеВолл (Nathan DeWall), автор исследования. — Она снижает агрессивность людей через усиление эмпатии».

 

Благодарные люди обладают лучшим физическим здоровьем

     Ученые из Университета Коннектикута выяснили, что благодарность снижает риск сердечнососудистых заболеваний. По данным эксперта Роберта Эммонса (Robert Emmons) она также укрепляет иммунную систему, снижает кровяное давление, уменьшает симптомы заболеваний, повышает болевой порог и в целом поощряет нас к заботе о своем здоровье.

       Также благодарность способствует ускорению выздоровления. Так, было выявлено, что пациенты с пересаженными донорскими органами, которые вели дневники, где писали обо всем, что вызывало у них чувство благодарности, демонстрировали лучшие показатели физического состояния и жизнеспособности, чем те, кто делали стандартные дневниковые записи.

 

 

Благодарные люди более устойчивы к травмирующим факторам

         Наблюдения ветеранов Вьетнамской войны показали, что благодарность играет большую роль в поддержании эмоционального равновесия после переживания травмирующего жизненного опыта.

          Оказывается, письменное выражение благодарности также имеет свои плюсы. Профессор Стив Топфер (SteveToepfer) изучил влияние написания благодарственных писем на счастье, удовлетворенность жизнью и депрессию.

       «Чем больше писали люди, тем менее выраженными становились симптомы депрессии, - говорит Топфер. — Участники исследования тратили на написание каждого письма 15—20 минут, и они делали это один раз в семь дней в течение 3 недель. В итоге показатели счастья и удовлетворенности жизнью у них существенно улучшились».

         Ученые из Университета Пенсильвании получили схожие результаты, когда они попросили участников эксперимента написать и доставить лично в руки благодарственное письмо тому человеку, которого никогда ранее как следует не благодарили за его/ее доброту. Испытуемые продемонстрировали огромный и незамедлительный рост показателей счастья. Оказанное влияние было значительнее, чем влияние какого-либо другого фактора и оно длилось целый месяц.

      Для доказательства факта, что благодарность оказывает существенное влияние на людей, Роберт Эммонс вместе с Майклом Маккаллохом разработали специальный эксперимент. В нем приняли участие несколько сотен человек, которые были расформированы на 3 группы. Каждой группе дали свое задание. Первая группа каждый день фиксировала в дневнике переживания, вторая группа должна была записывать неприятные ощущения. Третья группа отмечала и записывала все явления или людей, которые вызывали чувство благодарности. По итогам эксперимента третья группа была более позитивной и оптимистично настроенной, все дела выполнялись с удовольствием. Также люди из третьей группы проявили большую заботу о себе, стали заниматься спортом. Сократились тревоги и беспокойства из-за собственного здоровья. По словам Роберта Эммонса эти положительные изменения были вызваны благодарностью. Люди отмечали ее, фиксировали, поэтому становились более позитивными. Нужно постоянно видеть причины для благодарности. Хорошие слова оказывают влияние не только на нас, но и на окружающих. Если высказать благодарность другому человеку, то он будет более признательным, его чувства станут теплыми. Люди будут нас ценить, а это очень важно. Иными словами, это позволяет создать особый круговорот – круговорот добра.

 

 

Рисунок 1. Адаптационный цикл благодарности и счастья.

Gratitude

Благодарность

Better Able to Recognize Good Gifts and Good intentions

Большая способность распознать благой дар и благие намерения

Happiness

Счастье

Enhancement, Elaboration and Completion of the Enjoyment of Benefits

Усиление, проработка и завершение удовольствия от пользы


 

 

 

        На рисунке 1 представлено предположение ученых Dan P. McAdams, Jack J. Bauer, что благодарность и счастье питают друг друга в более адаптивном смысле. Те, кто с большей долей вероятности ответят в виде благодарности на жизненные ситуации, должны быть более счастливыми, в целом, ввиду усиленного удовольствия от жизненных благ, усиленного закрепления и воспоминаний о положительных жизненных явлениях, а также других возможных механизмов.

БЛАГОДАРНОСТЬ, ВЗАИМНАЯ ПОЛЬЗА И КУЛЬТУРА

Благодарность: “Моральная память человечества”

Социологический взгляд на благодарность акцентирует внимание на межличностных взаимоотношениях и социальных взаимодействиях, при которых благодарность приобретает форму. Благодарность всегда присутствовала во взаимосвязи между двумя сторонами. Способность быть благодарным и щедрым развивается в контексте социальной взаимосвязи. Главную функцию предоставления даров (создание социальных связей), разумеется, можно продемонстрировать на примере взаимодействия между матерью и ребенком. Связь сохраняется и остается невредимой, только если имеется некоторая степень положительной взаимной пользы. Благодарность играет важнейшую роль в установлении и поддержании социальной взаимности. В начале двадцатого века социолог Georg Simmel написал свое красивое эссе “Преданность и благодарность” (1908/1950), один из нескольких текстов, который непосредственно обращается к вопросу благодарности. Он назвал благодарность “моральной памятью человечества” (стр. 388). Путем взаимного дарений люди становятся связанными друг с другом сетью чувств благодарности. Благодарность является мотивом, который призывает давать в ответ, и тем самым создает взаимную пользу услуги и взаимной услуги. Хотя, она имеет в свой основе некоторые психологические чувства, ее основная функция является социальной, по мнению Simmel. Функции благодарности заключаются в осуществлении цепочки взаимной пользы. Обмен дарами и сопутствующие чувства благодарности являются основной системы взаимных обязательств между людьми, и поэтому выполняют функцию морального цемента человеческого общества и культуры. Simmel обратился к роли благодарности в стимуляции социальной жизни сообществ. Благодарность объединяет людей с тем, что ушло раньше, и дает им ощущение целостности жизни с возможностью влиять друг на друга. Simmel провел теоретический эксперимент, представив, что случится, если каждое действие благодарности на основании благ, полученных в прошлом, внезапно исчезнет - общество определенно распадется. Благодарность не только создает и сглаживает межличностные взаимоотношения; она, по сути, также выполняет важные функции связи в обществе и культуре.

Благодарность, могущество, зависимость

          Таким образом, можно сказать о благодарности, как о положительной эмоции и социальной силе, которая объединяет сообщества и связывает их. Тем не менее, благодарность не всегда является положительным и беспроблемным феноменом, каким мы хотели бы, чтобы она являлась, но она может осложняться вопросами могущества и зависимости. Например, принцип взаимной пользы может нарушаться в случае различных ответных даров. Одна сторона может не иметь достаточное количество ресурсов, чтобы отвечать ожиданиям другой стороны относительно того, что можно считать надлежащим ответным даром. Могущество может иметь отношение к взаимной пользе, вызывая асимметрию, когда одна сторона чувствует или в действительности обязана давать намного больше, чем другая. В таких случаях, благодарность будет выглядеть по-другому, чем в ситуации, с доминированием более или менее симметричной взаимной пользы.

             Социолог Alvin Gouldner (1960) первым продумал роль могущества в ситуации асимметричной взаимной пользы. Следует принимать во внимание соответствующие уровни ресурсов дарителя и получателя, а также потребности получателя и свободу выбора дарителя предоставлять дар или нет. Дарение может вынуждаться другими людьми или сильными нормативными ожиданиями поступить именно так, тем самым ограничивая спонтанность и добровольность предоставления даров. Это возможно, оказывает влияние на чувство благодарности. К сожалению Gouldner, как и большинство его коллег социологов и антропологов, не обращаться к этому конкретному вопросу.

Как часто наблюдается в случае действительно фундаментальных проблем, в литературе предложено несколько интересных взглядов, которые, как известно, отсутствуют в области науки социологии. Русский писатель и поэт Марина Цветаева (1917/2000), которая написала большинство своих работ непосредственно после русской революции 1917 года, имела очень необычный, но проливающий свет взгляд на пластичность благодарности. Она глубоко сомневалась в принципах большевиков и их жестокой политической тактике. Это недоверие было взаимным. Большевики считали Цветаеву вражеским элементом и запрещали публикацию ее работ, вынуждая ее жить с двумя маленькими детьми в очень холодной комнате в доме родителей. Бедность и голод сделали ее зависимой от милостыни, предлагаемой ей время от времени друзьями и знакомыми. В такой ситуации, благодарность довольно отличается от того, к чему мы привыкли. Какие чувства по отношению к дарителю испытывает бедный человек при получении куска хлеба, и какого рода ожидания имеет даритель?

Цветаева (1917/2000) проанализировала этот пример, взятый буквально из ее собственной жизни, о чем говорится ниже. Здесь участвуют не настоящий даритель и не настоящий получатель, каждый человек отражается в своих действиях, а попросту предоставляет руку помощи и получает помощь, чтобы не умереть с голоду. Когда в желудок поступает хлеб, это не имеет ничего общего с тем, чтобы быть дарителем или получателем. В этом акте обмена, участвуют только два куска мяса. Поэтому абсурдно для куска мяса требовать благодарности от других. Благодарность, в этом случае, перерастет в любовь за деньги (проституцию) и может непосредственно обидеть дарителя, а также получателя. Как говорила Цветаева, только душа может быть благодарной, но только по причине другой души. “Спасибо тебе за твое существование. Остальное является обидным” (стр. 200–201). В ином случае, приемлема лишь молчаливая благодарность - благодарность, невыраженная словами или действиями, поскольку истинное выражение благодарности уже включает некоторый упрек или унижение дарителя: он или она имеет что-то, чего нет у получателя (болезненное противостояние между тем, что человек имеет и не имеет). Наилучшим решением в этом случае является дать, получить и затем быстро забыть об этом, чтобы предотвратить развитие любых чувств благодарности вовсе; дать и уйти, получить и уйти без каких-либо последствий. При такой взаимосвязи неравного могущества, моральное обязательство выразить благодарность является уничижительным и препятствует развитию длительных связей.

           В предшествующих разделах, мы увидели, что благодарность является личным ценным вкладом, а также моральной добродетелью - способностью, которой должен обучиться каждый. Более того, благодарность была проанализирована, как моральное отклонение от взаимной пользы. Действуя под моральным обязательством давать в ответ, благодарность не только служит для усиления связи на уровне социальных взаимоотношений, но также является средством достижения социального объединения и создания общей культуры. Важно в этот момент подчеркнуть, что чувство долга не каким образом не противостоит благодарности, а скорее является ее моральным ядром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

          Есть несколько добродетелей, которые не только происходят из благодарности, но и способствуют ее проявлению. Это милосердие, смирение и великодушие. Цицерон говорил, что самое необходимое качество, которое он хотел бы иметь – это умение выразить благодарность. Он называл его матерью добродетелей.

         Ученые Роберт Эммонс и Майкл Маккаллох нашли ответ на вопрос, почему религиозные люди испытывают больше счастья в жизни, чем все остальные. Ведь они, по утверждению философа Беранжера Касини, принимают любые послания судьбы. Поэтому благодарность человеку сродни благодати Божьей. Об этом говорит и священник Владимир Зелинский. Он называет благодарность вестью о Боге. Той вестью, которую мы получаем, не умея говорить, не осознавая собственную веру.

         Все перечисленные исследования показывают, что переживание чувства благодарности и создание условий — для себя самого или своих сотрудников/коллег/близких — для ощущения и выражения благодарности, дают ценные плоды. «В нашем распоряжении удивительный ресурс: благодарность, — говорит Стив Топфер. — Она помогает нам самовыражаться и наслаждаться жизнью, ценить ее и получать удовлетворение. Этот ресурс доступен каждому, и мы должны использовать его для улучшения качества собственной жизни».

Есть несколько добродетелей, которые не только происходят из благодарности, но и способствуют ее проявлению. Это милосердие, смирение и великодушие. Цицерон говорил, что самое необходимое качество, которое он хотел бы иметь – это умение выразить благодарность. Он называл его матерью добродетелей.

 
 
 
Литература:

  • Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. Мелани Кляйн, 1997
  • Нравственные письма к Луцлию. Письмо LXXXI. Сенека Младший
  • Кого и за что благодарили поэты. Иза Кресикова.
  • О благодарности. Марина Цветаева, 1919.
  • Ветхий Завет
  • Опубликованные исследования и научные статьи:

Информация о работе Роль благодарности в отношениях личности к жизни