Режиссерская игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Оглавление

1. Информация об опыте

2. Технология опыта.

3. Результативность опыта.

4. Библиографический список.

5. Приложение к опыту

Файлы: 1 файл

режиссерская игра.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

 

Оценка результатов: 5-8 б – высокий уровень;

2-4 б – средний уровень;

Ниже 2б – низкий уровень

Высокий уровень – 2 (13,3%)

Средний уровень -  7 (46,7%)

Низкий уровень – 6 (40%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты педагогического обследования коммуникативных навыков детей (начало года 2009-2010 учебного года)

 

 

Имя ребенка

самооценка

Желание общаться

диалог

конфликтность

Использование «волшебных» слов

Общий бал

Уровень

1

Кирилл

+1

0

+2

0

+1

4

С

2

Даниил

0

0

+1

-1

0

0

Н

3

Влада

+1

-1

+1

0

-1

0

Н

4

Инесса

+1

0

+2

0

+1

4

С

5

Саша

-1

+2

+1

-1

+2

3

С

6

Арина

+1

+1

0

-1

0

1

Н

7

Вика

+1

0

+1

0

+1

3

С

8

Лена

+1

+1

+1

0

+1

4

С

9

Вова

-1

+1

0

-1

+1

0

Н

10

Дима

+1

0

+2

-1

0

2

С

11

Денис

+2

+1

+1

0

+1

5

В

12

Катя

+1

+2

+1

0

+1

5

В

13

Аня

-1

+1

+2

-1

+1

2

С

14

Ангелина

+1

0

+1

+1

-1

2

С

 

Оценка результатов: 5-8 б – высокий уровень;

2-4 б – средний уровень;

Ниже 2б – низкий уровень

Высокий уровень – 2 (14%)

Средний уровень -  8 (57%)

Низкий уровень – 4 (29%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты педагогического обследования коммуникативных навыков детей (начало года 2010-2011 учебного года)

 

 

Имя ребенка

самооценка

Желание общаться

диалог

конфликтность

Использование «волшебных» слов

Общий бал

Уровень

1

Карина

+1

0

+1

0

0

2

С

2

Марина

+1

+2

+2

0

0

5

В

3

Артем

+1

+1

0

-1

-1

0

Н

4

Полина

0

0

+2

-1

-1

0

Н

5

Вика

+1

+1

+1

0

0

3

С

6

Кирилл Б

+1

+1

+1

0

0

3

С

7

Максим

-1

0

+2

-1

-1

-1

Н

8

Дима

+1

+1

+1

-1

-1

1

Н

9

Катя

+1

+2

0

0

0

3

С

10

Лиза

0

0

0

0

0

0

Н

11

Саша

+1

+2

-1

0

-1

1

Н

12

Никита

+1

+1

0

-1

+1

2

С

13

Лёня

-1

0

+2

-1

+1

1

Н

14

Аня

+1

+2

+2

0

+1

6

В

15

Кирилл С

+1

+1

0

0

0

2

С

16

Даша В

+1

0

+1

-1

+1

2

С

17

Даша Б.

+1

+2

+1

+1

+1

6

В

 

Оценка результатов: 5-8 б – высокий уровень;

2-4 б – средний уровень;

Ниже 2б – низкий уровень

Высокий уровень – 2 (12%)

Средний уровень -  8 (47%)

Низкий уровень – 7 (41%)

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

Беседа с детьми на тему "Здравствуй осень"

(с элементами режиссерской игры по сказке "Репка")

 

Программное содержание:

 

Обобщить представления детей об осени: называть приметы, знание овощей и фруктов. Обогащать  через  речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать  настроение, соотносить с явлением природы осенью. Развивать интерес  к  режиссерским играм; побуждать к инсценированию знакомых сказок  с использованием   режиссёрской игры; распознавания сказки по моделям.

 

Материал:  Кубик,  зеркала для каждого ребёнка. Шарики с изображением различных эмоций, модели сказок “Репка”, “Мужик и медведь”, “Пых”, костюмы для сказок “Репка”, костюм осени.

 

Ход.

 

Дети вместе с воспитателем входят в комнату, украшенную осенними цветочками перед закрытой занавесью.

 

Воспитатель проводит заключительную беседу об осени, ее приметах, с загадками иллюстрациями об урожае.

 

Появляется режиссер.

 

Режиссер: Здравствуйте, дети, госпожа Осень, я вижу дети знают много сказок где встречаются овощи. Дети, а вы любите смотреть сказки? Слушать их? А хотели бы вы быть артистами?

 

Дети: Да!

 

Режиссер: Я открываю занавес и приглашаю вас на сцену. Подходите, пожалуйста, ко мне. Скажите ребята, что нам здесь напоминает театр?

 

Дети: Занавес, декорации, ширмы.

Режиссер: А знаете ли вы люди, какой профессии работают в театре и назовите мне виды театров.

(Дети перечисляют, называют).

Режиссер:

Артист, чтобы сыграть в спектакли много работает над жестами, мимикой, дикцией. Я предлагаю вам разминку.

- Возьмите у меня в коробочке по одному зеркальцу и проведем разминку для губ

И - улыбка

У - удивления

А -радость

О - грусть

- Разминка “Веселый язычок”

- Разминка для пальцев рук (капельки, кулачки, топорики)

- Музыкальная разминка-колотушечки

Молодцы, а сейчас поиграем с кубиком , с пальцами “Ехал Грека через реку”

А сейчас пройдите за кулисы, преобразитесь в тех героев, в кого будете играть в русской народной сказке “Репка”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Игры направленные на развитие сюжетосложения

 

Игра «Сотворение чуда»

 

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатий и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.

 

Игра «Зоопарк»

 

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.

 

Игра «На мостике»

 

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

 

 

Игра «Ладонь в ладонь»

 

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5

 

Конспект игры «Звездочеты»

 

Цель: Обучение приемам регуляции поведения,  умения планировать свою деятельность; воспитание уверенности в собственных силах

Оборудование Предметные картинки, вода с кислым, соленым, сладким вкусом и стаканы по числу детей; картинки с изображением разного  настроения; обручи, каштаны,  орехи, желуди, шишки..  Музыкальное сопровождение.

Литература: Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению

Вид деятельности

Линии взаимодействия

Воспитатель

дети

Воспитатель и специалисты

Приветствие локотком, интригующее начало

Цель: привлечь внимание детей к совместному занятию, настроить на положительное взаимодействие

 

Рассказ о Лунтике, который зажигает всех своим хорошим настроением, летает среди звезд, планет и знает много всяких интересных историй.

Он предлагает детям совершить полет в космос

 

Знакомятся с Лунтиком, задают вопросы о планетах. Выбирают вид транспорта для путешествия, обещают следовать правилам игры

 

Упражнение: запретный номер

Цель: активизировать внимание детей, развитие навыков счета

Инструкция: есть к космосе планеты, на которые опасно приземляться, номер этих планет запретный, куму выпадает этот номер, его произносить нельзя, а нужно потопать и показать головой - нельзя

Дети следуют правилам игры, передавая мяч друг другу в круге

Воспитатель  и тренер-преподаватель по физической культуре использует такие игры  в свободной деятельности детей или для активизации внимания на занятии

Этюд: полет в узкой кабине ракеты

Цель: с помощью пантомимического этюда отобразить сплочение группы, настроить на взаимопомощь

Разместиться в узкой кабине космического корабля так, чтобы всем хватило места,  и всем было удобно. Подчеркнуть: мы вместе, всем надо помочь, никого не оставить без путешествия.

Стараются стать плотнее, прижавшись друг к другу,  меньше двигаться, не толкать и не обижать никого

 

Игра: млечный путь как мост дружбы

Цель: учить оценивать поведение и поступки других детей, подмечать хорошие качества личности детей группы

 

Инструкция: через мост дружбы можно перевести только одного друга, сказав о нем что-то хорошее. В конце игры подчеркнуть

Дети выбирают друга, которого хотят перевести и объясняют почему: совершает хорошие поступки, что-то умеет делать лучше всех, говорит хорошие слова…

Воспитатель может использовать как прием в этических беседах.

Игра: дружные картинки

Цель: развитие умения устанавливать логические связи между предметами

 

Инструкция: на острове «ссор» картинки растеряли своих подружек. К каждой картинке найдите пару, подружите их. Объясните, почему они могут дружить.

Подбирают картинки в пару по сходным признакам, по логическим связям.

Проверяют верный выбор с помощью  проектора и мнения товарищей.

 

 

Игра сложи хвост кометы

Цель: развитие целенаправленного внимания, умения планировать свою деятельность, мелкой моторики

 

Инструкция: кометы бывают разные - с длинными и короткими хвостами. Выложите из палочек хвост  из заданного количества палочек, которое соответствует цифре на карточке у каждого на столе.

 

Дети выполняют задание самостоятельно, учатся планировать свою деятельность: сначала отсчитать нужное количество палочек, затем выложить хвост, и только потом проверить, правильно ли выполнено задание.

Такие игры закрепляют знание счета у детей, воспитатель использует их в свободной деятельности детей

Игра: Разноцветные домики

Цель: развитие целенаправленного слухового и зрительного внимания

 

Инструкция: расселитесь по парам в  цветные домики (обручи разного цвета)   Слушайте внимательно, по моей команде меняются местами два домика ( красный - синий)

 

 

Этюд: волшебный сон

снятие психоэмоционального напряжения

 

Педагог читает стихи о расслаблении всего тела. Дает установку на волшебный сон. Использует поглаживание для тех, кому трудно расслабиться. В конце игры дети потягиваются  3 раза: лежа, сидя, стоя

Выбирают понравившуюся по цвету подушку, принимают удобную позу, внимательно слушают речь педагога и музыку. Стараются запомнить возникшие ощущения и образы.

Такие игры может проводить воспитатель , тренер-преподаватель с целью успокоить детей, снять эмоциональное напряжение. Музыкальный руководитель и руководитель изодеятельности – для создания необходимых образов и настроения.

Дарим солнечный свет

Цель: закрепление положительного эффекта занятия, формирование адекватной самооценки.

Педагог подводит детей к анализу занятия: что получилось, что больше запомнилось, где было трудно, сложно.

Предлагает детям взять у Лунтика столько света, сколько нужно и подарить часть сета и тепла, объяснив кому и зачем

Каждый ребенок имеет право высказаться, дети стараются не перебивать друг друга

Воспитателю можно использовать как часть этической беседы

Информация о работе Режиссерская игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников