Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:43, курсовая работа
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
1. Информация об опыте
2. Технология опыта.
3. Результативность опыта.
4. Библиографический список.
5. Приложение к опыту
Оценка результатов: 5-8 б – высокий уровень;
2-4 б – средний уровень;
Ниже 2б – низкий уровень
Высокий уровень – 2 (13,3%)
Средний уровень - 7 (46,7%)
Низкий уровень – 6 (40%)
Результаты педагогического обследования коммуникативных навыков детей (начало года 2009-2010 учебного года)
| Имя ребенка | самооценка | Желание общаться | диалог | конфликтность | Использование «волшебных» слов | Общий бал | Уровень |
1 | Кирилл | +1 | 0 | +2 | 0 | +1 | 4 | С |
2 | Даниил | 0 | 0 | +1 | -1 | 0 | 0 | Н |
3 | Влада | +1 | -1 | +1 | 0 | -1 | 0 | Н |
4 | Инесса | +1 | 0 | +2 | 0 | +1 | 4 | С |
5 | Саша | -1 | +2 | +1 | -1 | +2 | 3 | С |
6 | Арина | +1 | +1 | 0 | -1 | 0 | 1 | Н |
7 | Вика | +1 | 0 | +1 | 0 | +1 | 3 | С |
8 | Лена | +1 | +1 | +1 | 0 | +1 | 4 | С |
9 | Вова | -1 | +1 | 0 | -1 | +1 | 0 | Н |
10 | Дима | +1 | 0 | +2 | -1 | 0 | 2 | С |
11 | Денис | +2 | +1 | +1 | 0 | +1 | 5 | В |
12 | Катя | +1 | +2 | +1 | 0 | +1 | 5 | В |
13 | Аня | -1 | +1 | +2 | -1 | +1 | 2 | С |
14 | Ангелина | +1 | 0 | +1 | +1 | -1 | 2 | С |
Оценка результатов: 5-8 б – высокий уровень;
2-4 б – средний уровень;
Ниже 2б – низкий уровень
Высокий уровень – 2 (14%)
Средний уровень - 8 (57%)
Низкий уровень – 4 (29%)
Результаты педагогического обследования коммуникативных навыков детей (начало года 2010-2011 учебного года)
| Имя ребенка | самооценка | Желание общаться | диалог | конфликтность | Использование «волшебных» слов | Общий бал | Уровень |
1 | Карина | +1 | 0 | +1 | 0 | 0 | 2 | С |
2 | Марина | +1 | +2 | +2 | 0 | 0 | 5 | В |
3 | Артем | +1 | +1 | 0 | -1 | -1 | 0 | Н |
4 | Полина | 0 | 0 | +2 | -1 | -1 | 0 | Н |
5 | Вика | +1 | +1 | +1 | 0 | 0 | 3 | С |
6 | Кирилл Б | +1 | +1 | +1 | 0 | 0 | 3 | С |
7 | Максим | -1 | 0 | +2 | -1 | -1 | -1 | Н |
8 | Дима | +1 | +1 | +1 | -1 | -1 | 1 | Н |
9 | Катя | +1 | +2 | 0 | 0 | 0 | 3 | С |
10 | Лиза | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н |
11 | Саша | +1 | +2 | -1 | 0 | -1 | 1 | Н |
12 | Никита | +1 | +1 | 0 | -1 | +1 | 2 | С |
13 | Лёня | -1 | 0 | +2 | -1 | +1 | 1 | Н |
14 | Аня | +1 | +2 | +2 | 0 | +1 | 6 | В |
15 | Кирилл С | +1 | +1 | 0 | 0 | 0 | 2 | С |
16 | Даша В | +1 | 0 | +1 | -1 | +1 | 2 | С |
17 | Даша Б. | +1 | +2 | +1 | +1 | +1 | 6 | В |
Оценка результатов: 5-8 б – высокий уровень;
2-4 б – средний уровень;
Ниже 2б – низкий уровень
Высокий уровень – 2 (12%)
Средний уровень - 8 (47%)
Низкий уровень – 7 (41%)
Приложение №3
Беседа с детьми на тему "Здравствуй осень"
(с элементами режиссерской игры по сказке "Репка")
Программное содержание:
Обобщить представления детей об осени: называть приметы, знание овощей и фруктов. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать настроение, соотносить с явлением природы осенью. Развивать интерес к режиссерским играм; побуждать к инсценированию знакомых сказок с использованием режиссёрской игры; распознавания сказки по моделям.
Материал: Кубик, зеркала для каждого ребёнка. Шарики с изображением различных эмоций, модели сказок “Репка”, “Мужик и медведь”, “Пых”, костюмы для сказок “Репка”, костюм осени.
Ход.
Дети вместе с воспитателем входят в комнату, украшенную осенними цветочками перед закрытой занавесью.
Воспитатель проводит заключительную беседу об осени, ее приметах, с загадками иллюстрациями об урожае.
Появляется режиссер.
Режиссер: Здравствуйте, дети, госпожа Осень, я вижу дети знают много сказок где встречаются овощи. Дети, а вы любите смотреть сказки? Слушать их? А хотели бы вы быть артистами?
Дети: Да!
Режиссер: Я открываю занавес и приглашаю вас на сцену. Подходите, пожалуйста, ко мне. Скажите ребята, что нам здесь напоминает театр?
Дети: Занавес, декорации, ширмы.
Режиссер: А знаете ли вы люди, какой профессии работают в театре и назовите мне виды театров.
(Дети перечисляют, называют).
Режиссер:
Артист, чтобы сыграть в спектакли много работает над жестами, мимикой, дикцией. Я предлагаю вам разминку.
- Возьмите у меня в коробочке по одному зеркальцу и проведем разминку для губ
И - улыбка
У - удивления
А -радость
О - грусть
- Разминка “Веселый язычок”
- Разминка для пальцев рук (капельки, кулачки, топорики)
- Музыкальная разминка-колотушечки
Молодцы, а сейчас поиграем с кубиком , с пальцами “Ехал Грека через реку”
А сейчас пройдите за кулисы, преобразитесь в тех героев, в кого будете играть в русской народной сказке “Репка”.
Приложение № 4
Игры направленные на развитие сюжетосложения
Игра «Сотворение чуда»
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.
Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.
Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатий и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.
Игра «Зоопарк»
Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.
Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.
Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.
Игра «На мостике»
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».
Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.
Игра «Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.
Приложение №5
Конспект игры «Звездочеты»
Цель: Обучение приемам регуляции поведения, умения планировать свою деятельность; воспитание уверенности в собственных силах
Оборудование Предметные картинки, вода с кислым, соленым, сладким вкусом и стаканы по числу детей; картинки с изображением разного настроения; обручи, каштаны, орехи, желуди, шишки.. Музыкальное сопровождение.
Литература: Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению
Вид деятельности | Линии взаимодействия | ||
Воспитатель | дети | Воспитатель и специалисты | |
Приветствие локотком, интригующее начало Цель: привлечь внимание детей к совместному занятию, настроить на положительное взаимодействие
| Рассказ о Лунтике, который зажигает всех своим хорошим настроением, летает среди звезд, планет и знает много всяких интересных историй. Он предлагает детям совершить полет в космос
| Знакомятся с Лунтиком, задают вопросы о планетах. Выбирают вид транспорта для путешествия, обещают следовать правилам игры |
|
Упражнение: запретный номер Цель: активизировать внимание детей, развитие навыков счета | Инструкция: есть к космосе планеты, на которые опасно приземляться, номер этих планет запретный, куму выпадает этот номер, его произносить нельзя, а нужно потопать и показать головой - нельзя | Дети следуют правилам игры, передавая мяч друг другу в круге | Воспитатель и тренер-преподаватель по физической культуре использует такие игры в свободной деятельности детей или для активизации внимания на занятии |
Этюд: полет в узкой кабине ракеты Цель: с помощью пантомимического этюда отобразить сплочение группы, настроить на взаимопомощь | Разместиться в узкой кабине космического корабля так, чтобы всем хватило места, и всем было удобно. Подчеркнуть: мы вместе, всем надо помочь, никого не оставить без путешествия. | Стараются стать плотнее, прижавшись друг к другу, меньше двигаться, не толкать и не обижать никого |
|
Игра: млечный путь как мост дружбы Цель: учить оценивать поведение и поступки других детей, подмечать хорошие качества личности детей группы
| Инструкция: через мост дружбы можно перевести только одного друга, сказав о нем что-то хорошее. В конце игры подчеркнуть | Дети выбирают друга, которого хотят перевести и объясняют почему: совершает хорошие поступки, что-то умеет делать лучше всех, говорит хорошие слова… | Воспитатель может использовать как прием в этических беседах. |
Игра: дружные картинки Цель: развитие умения устанавливать логические связи между предметами
| Инструкция: на острове «ссор» картинки растеряли своих подружек. К каждой картинке найдите пару, подружите их. Объясните, почему они могут дружить. | Подбирают картинки в пару по сходным признакам, по логическим связям. Проверяют верный выбор с помощью проектора и мнения товарищей.
|
|
Игра сложи хвост кометы Цель: развитие целенаправленного внимания, умения планировать свою деятельность, мелкой моторики
| Инструкция: кометы бывают разные - с длинными и короткими хвостами. Выложите из палочек хвост из заданного количества палочек, которое соответствует цифре на карточке у каждого на столе.
| Дети выполняют задание самостоятельно, учатся планировать свою деятельность: сначала отсчитать нужное количество палочек, затем выложить хвост, и только потом проверить, правильно ли выполнено задание. | Такие игры закрепляют знание счета у детей, воспитатель использует их в свободной деятельности детей |
Игра: Разноцветные домики Цель: развитие целенаправленного слухового и зрительного внимания
| Инструкция: расселитесь по парам в цветные домики (обручи разного цвета) Слушайте внимательно, по моей команде меняются местами два домика ( красный - синий) |
|
|
Этюд: волшебный сон снятие психоэмоционального напряжения
| Педагог читает стихи о расслаблении всего тела. Дает установку на волшебный сон. Использует поглаживание для тех, кому трудно расслабиться. В конце игры дети потягиваются 3 раза: лежа, сидя, стоя | Выбирают понравившуюся по цвету подушку, принимают удобную позу, внимательно слушают речь педагога и музыку. Стараются запомнить возникшие ощущения и образы. | Такие игры может проводить воспитатель , тренер-преподаватель с целью успокоить детей, снять эмоциональное напряжение. Музыкальный руководитель и руководитель изодеятельности – для создания необходимых образов и настроения. |
Дарим солнечный свет Цель: закрепление положительного эффекта занятия, формирование адекватной самооценки. | Педагог подводит детей к анализу занятия: что получилось, что больше запомнилось, где было трудно, сложно. Предлагает детям взять у Лунтика столько света, сколько нужно и подарить часть сета и тепла, объяснив кому и зачем | Каждый ребенок имеет право высказаться, дети стараются не перебивать друг друга | Воспитателю можно использовать как часть этической беседы |