Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:43, курсовая работа
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
1. Информация об опыте
2. Технология опыта.
3. Результативность опыта.
4. Библиографический список.
5. Приложение к опыту
Итак, режиссерская игра – одно из средств воспитания коммуникативных навыков у старших дошкольников как части социального становления ребенка-дошкольника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.
Актуальность проблемы поставила перед нами цель – создание условий для развития коммуникативных навыков дошкольников средствами режиссерской игры, тем самым помогать детям в социальной адаптации.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Организация совместной работы взрослого и ребенка в рамках режиссерской игры способствует формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Длительность работы над опытом
Свою работу по разрешению противоречия между необходимостью социализации старших дошкольников и недостаточными возможностями традиционного обучения, мы разделили на несколько блоков:
I блок –диагностический (констатирующий) – сентябрь – октябрь 2008 года.
II блок– основной (формирующий) – декабрь 2008 – март 2011 года.
III блок –оценочный (контрольный) – март-май 2009г, 2010г, 2011 года.
Диагностический блок предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий блок заключался в решении задач нашей проблемы средствами режиссерских игр.
Оценочный блок проверил успешность выбранной нами системы работы для решения возникшего противоречия.
Диапазон опыта
Диапазон нашего опыта охватывает всех участников образовательного процесса в ДОУ и распространяется на все виды детской деятельности дошкольников: от организации предметно – развивающей среды, совместного общения взрослого и ребенка в режиссерской игре, самостоятельной игровой деятельности детей. Мы строили работу по схеме взаимодействия:
воспитанник педагог родители
Теоретическая база опыта
Развитие личности ребенка, а частности формирование коммуникативных навыков поведения, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. Советские психологи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец и др. ) и педагоги (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Е. А. Аркин, М. Я. Басов и др. ) уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание. Известны лишь немногие ученые, исследователи режиссерской игры – Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов и др.
По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.
Режиссерская игра дошкольника имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля. Во-первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку – его воле, его желанию, его замыслу. Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года жизни могут использовать в играх предметы - заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника кубики могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками. Большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая - зайчиком; кусок серой ткани – волком и т. д. Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мезансцены, то есть представляет в пространстве кто, где буде находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами, и что в результате этого произойдет на “сцене”. Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру “дикторским” текстом.
Режиссерская игра, возникающая в старшем дошкольном возрасте, мало похожа на ту свою первую форму, которую мы наблюдали у малышей. Но суть ее остается той же. Она по-прежнему предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы, она так же предметно представлена, в ней также ребенок исполняет все роли. Правда сюжеты становятся сложнее, предметное окружение иной раз только служит пусковым механизмом, часто уступая место собственному литературному творчеству детей, а роли иногда трудно выделить, так как ребенок все время сопровождает свои действия речью, а порой и заменяет ею все действия. Режиссерская игра старших дошкольников может проходить и без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Диалог ребенка с игрушкой строится на основе собственного опыта общения с людьми.
Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте иногда может быть и коллективной. Правда, участников в ней не много – не более двух – трех. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись. Необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова, иметь общие интересы и наклонности. Если дети имеют нормальные отношения, то у них можно наблюдать такую игру. Они вместе придумывают и ставят домашние спектакли и “капустники” (иссл. Е. М. Гаспаровой, Е. Е. Кравцовой).
Исследователи Алексеева М.М, Яшина В.Н. выделяют следующие диалогические умения дошкольника:
1 Собственно речевые умения
Вступать в общение;
поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно);
говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, просьба, извинение, поздравление, прощание и др.);
3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек;
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые умения (невербальные)- уместное использование мимики и жестов.
Казалось бы, неся в себе такой положительный импульс, режиссерская игра должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей такими средствами медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто режиссерская игра превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. На эти просчеты указывают педагоги, долгое время занимающиеся вопросами театральной деятельности дошкольников, такие, как Н.Ф. Сорокина, М.Д.Маханёва, Т.И.Петрова, Л.В.Артемова.
В связи с этим проблема, с нашей точки зрения, заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как режиссерская игра, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно-речевой активности у детей старшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.
Новизна опыта
Педагогическая новизна опыта заключается в следующем: разработана и апробирована методика применения режиссерской игры как средства развития коммуникативных навыков у детей 5-6 лет: содержание, алгоритм работы; последовательность использования различных видов режиссерской игры, и выработаны приемы их применения в совместной со взрослым и самостоятельной детской деятельности;
Система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по обучению навыкам режиссерской игры
Проблема развития режиссерских игр связывается с созданием педагогических условий:
• организация развивающей среды;
• создание эмоционально - положительного тона общения;
• осуществление руководства режиссерскими играми, способствуя развитию взаимоотношений со сверстниками внутри игры.
Однако, для того, чтобы использовать игру, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников необходимо осуществлять: индивидуальный подход, наблюдение за детьми, проводить специальную работу по составлению сюжета игры.
В процессе режиссерской игры ребенку ни в коем случае нельзя мешать, применять давление, сравнивать ребенка с другими детьми, осуждать его проявления, игнорировать его чувства и эмоции. Необходимо предоставлять детям свободу, возможность проявить внутреннюю активность. Поэтому необходимо создание индивидуального пространства, обеспечить их местом и временем.
Так Н. Короткова предлагает использовать «макеты» т.е. тематически многозначные - маркеры игрового пространства, обслуживающие широкий диапазон сюжетно - смысловых контекстов.
• При индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
• особенности его эмоционально - личностного развития;
• индивидуальные интересы, предпочтения, потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.
Для того, что бы помочь детям, для которых характерно конфликтное поведение в формировании игровых навыков и умений, а так же в развитии общения необходимо использовать следующие методы:
1) ознакомление детей с сюжетами игр, расширение знаний о содержании игровых действий, их последовательности (Приложение №3);
2) обогащение игровых замыслов детей через ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы.
При подключении детей к совместным режиссерским играм со сверстниками используются следующие педагогические приемы:
- использование системы положительных оценок (поощрений), чтобы поднять авторитет;
- привлечение детей к участию в совместных играх; объединение детей с несколькими сверстниками и создание условий, способствующих возникновению между ними игрового взаимодействия;
- регулирование взаимоотношений детей со сверстниками в ходе совместной деятельности.
2. Технология опыта.
Цель: Цель нашей работы состоит в формировании коммуникативных навыков старших дошкольников: реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:
1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении
2. Развитие у детей навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;
3. Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;
4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.
Описание особенностей технологии работы.
Дети старшего дошкольного возраста уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносит свои действия с общественными нормами поведения. В концепции М. И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.
На первом этапе были исследованы особенности поведения детей в конкретной группе, выявлены исходные уровни развития коммуникативной сферы (методика «Лесенка» В.Г.Щур, диагностика уровней коммуникативного развития детей по методике М.И. Лисиной «День рождения»). Мы выявили, что у некоторых детей заниженная самооценка, они часто отказываются от взаимодействия с другими детьми, малоактивны, неуверенны в общении со сверстниками, не используют «волшебные слова», не умеют задать вопрос. Другие наоборот - неадекватно проявляют себя в коммуникативной сфере, инициируют конфликты, стремятся к лидерству, преодолевая все барьеры на пути, не считаются с мнением товарищей. (Например: Максим играл с детьми в игру «строители», хорошо владел игровыми навыками, у него были развиты качества организатора, но чтобы занять в игре роль «директора строительной фирмы» он инициировал конфликт преодолевая препятствия в игре, и привел к разрушению игры. (Приложение № 2)
Проанализировав опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, был сделан вывод: режиссерские игры можно использовать как средство формирования способностей к общению, так как именно в игре можно помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссерской игре персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.