Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:43, курсовая работа
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
1. Информация об опыте
2. Технология опыта.
3. Результативность опыта.
4. Библиографический список.
5. Приложение к опыту
Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коммуникативного развития дошкольников (Приложение №11), могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков личностном развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка общения детей дошкольного возраста. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью режиссерской игры, дети учатся понимать друг друга, получать удовольствие от общения со сверстниками.
4. Библиография
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.
4. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет:
5. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации - основа знаком-ства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 3.
6. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Под ред.В.С. Клюева, Н.А. Яковлева. - М., 1989.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
8. Воронова В. Я. творческие игры старших дошкольников. –М. , 1981
9. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматиза-циям // Театр и образование: Сб. научных трудов. -М. 1992.
10. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
11. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.
12. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Избранные психологические труды: В 2т. - М., 1986. - Т.1
13. Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.
14. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989.
15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М.: Академия, 2000.
16. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004.
17. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.
18. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. - 1989. - №1.
19. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000.
20. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989. .
21. Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошк. воспитание, 1991. - №7.
22.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие. -М. , Изд. ценр “Академия”,1997.
23. Шипицына Л.М. ред. Комплексное сопровождение развития детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына – СПб, Речь, 2003.
Приложение
1. Приложение №1 – Методики изучения коммуникативных навыков старших дошкольников
2. Приложение №2 - Таблица результатов начальной диагностики.
3. Приложение №3 – Беседа с детьми на тему "Здравствуй осень"
(с элементами режиссерской игры по сказке "Репка")
4. Приложение №4 - Игры направленные на формирование способности уважать собеседника и на развитие сюжетосложения
5. Приложение №5 – Игра «Звездочеты»
6. Приложение №6 – Педагогические ситуации, разрешаемых с помощью режиссерской игры
7. Приложение №7 - Конспект игрового путешествия «Цветик-семицветик»
8. Приложение №8 - Конспект игры «Лунтик»
9. Приложение №9 - Система работы с родителями.
10. Приложение №10 - Правила драматизации (по Р. Калининой)
11. Приложение №11 – Результаты итоговой диагностики
Приложение №1
МЕТОДИКА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ
УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
(М. И. Лисина)
Данная методика исследует три формы общения: ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную.
Цель методики: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.
Материал: игрушки, книги.
Процедура обследования: педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушками (1 ситуация), почитать книжку (2 ситуация) или поговорить (3 ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов деятельности. Если ребенок затрудняется ответить, педагог предлагает ему последовательно все три вида деятельности (поиграть, почитать, поговорить). Каждая ситуация длится не более 15 минут.
В случае если ребенок постоянно выбирает одну и ту же ситуацию, не проявляя интереса к другим видам, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение оставшимся двум ситуациям общения.
Во время обследования педагог заполняет протокол обследования, в котором фиксируются шесть показателей поведения детей:
♦ порядок выбора ситуаций;
♦ основной объект внимания в первые минуты опыта; характер активности по отношению к объекту внимания;
♦ уровень комфортности во время эксперимента;
♦ анализ речевых высказываний;
♦ желательная для ребенка продолжительность деятельности.
Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:
1 ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;
2 ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;
3 ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение,
Обработка результатов
Показатели действий детей оцениваются в баллах. Особое внимание уделяется тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.
Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель.
МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА» (В. Г. Щур)
Данная методика применяется с целью выявления особенностей самооценки ребенка, а также его представлений об отношении к нему других людей, степени осознанности этого отношения.
Материал: рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек, картонная фигурка мальчика или девочки, которую необходимо расположить посередине лестницы.
Проведение теста: ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек.
Инструкция (взрослый): Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше, тем, значит, дети лучше, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие дети. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывает), еще ниже — детей еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?
Анализ результатов
Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дошкольники ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые хорошие» дети. В любом случае, это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности.
Об отношении взрослых к ребенку и их требованиях говорят ответы детей на вопрос, куда их поставят папа, мама, воспитательница. Чем ниже ступенька – тем выше балл, самая верхняя - +1балл
МЕТОДИКА «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Данная проективная методика может использоваться в виде игры как специалистами, так и родителями. В ходе совместного эмоционального обсуждения с ребенком ситуации его дня рождения можно выявить особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Родители с помощью данного теста могут увидеть, как воспринимает свою семью ребенок, и лучше понять его.
Начать нужно с беседы о дне рождения. Взрослый спрашивает, кого ребенок хочет пригласить на день рождения, какие подарки он хотел бы получить. Потом вместе с ребенком рисует символичные атрибуты дня рождения — стол со стульями, за которым будут сидеть гости, именинный торт. В процессе совместного рисования взрослый задает ребенку вопросы. Если стулья окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный стул) или неуверенность (маленький стул).
Если информации будет недостаточно, можно повторить игру: предложить нарисовать еще один стол — для взрослых (если за предыдущим располагались исключительно дети) или для детей (если предыдущий предназначался только взрослым). А может быть стол в целом для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.
Взрослый может задавать лишь уточняющие вопросы.
Инструкция
— Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Ты можешь пригласить всех, кого захочешь. Что бы ты мечтал(а) получить в подарок? Давай нарисуем с тобой большой праздничный стол и, обязательно, именинный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. И, конечно же, нам понадобятся стулья для тебя и гостей. Выбери место, где ты сядешь (рисуется стул, либо обозначается заготовленным из картона маленьким кружочком). Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой ?
Имена людей, названия игрушек, животных записываются около символа стула (кружка), а номер выбора — внутри.
После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать или нет ?»
Далее взрослый уточняет: не забыл ли ребенок кого-то пригласить, всем ли хватило места и т. д. Если ребенок «забыл» пригласить кого-то, взрослый может спросить: «А теперь ты его пригласишь?»
Некоторые дети демонстрируют желание дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд.
Анализ результатов
1. Потребность в общении:
а) используются все места за столом или добавляются
новые — ребенок желает общаться в широком кругу;
б) приглашается ограниченное количество гостей, за
столом много свободных мест — желание общаться
только с близкими людьми, в ограниченном кругу;
в) выбираются в качестве «гостей» игрушки, предметы, животные — свидетельство несформированной потребности в общении.
2. Эмоциональные предпочтения в общении: взрослые люди располагаются рядом с ребенком — близкие, доверительные, приятные отношения.
Приложение №2
Результаты педагогического обследования коммуникативных навыков детей (начало года 2008-2009 учебного года)
| Имя ребенка | самооценка | Желание общаться | диалог | конфликтность | Использование «волшебных» слов | Общий бал | Уровень |
1 | Алина | +2 | +2 | +2 | 0 | +1 | 7 | В |
2 | Сережа | +1 | 0 | +2 | 0 | +1 | 4 | С |
3 | Саша | -1 | 0 | +1 | -1 | -1 | -3 | Н |
4 | Максим | +1 | -1 | 0 | +1 | 0 | 1 | Н |
5 | Катя | +1 | 0 | +2 | -2 | +1 | 2 | Н |
6 | Настя | +1 | +2 | +1 | 0 | 0 | 4 | С |
7 | Катя М. | 0 | +1 | +1 | -1 | -1 | 0 | Н |
8 | Коля | +1 | 0 | +2 | 0 | +1 | 4 | С |
9 | Никита | +1 | +1 | +1 | 0 | +2 | 5 | В |
10 | Анджела | -1 | +1 | 0 | -1 | 0 | -1 | Н |
11 | Ваня | +1 | +2 | +1 | -1 | +1 | 4 | С |
12 | Олег | +1 | 0 | +2 | 0 | +1 | 4 | С |
13 | Лена | +1 | +1 | +1 | 0 | +1 | 4 | С |
14 | Алина | -1 | +1 | 0 | -1 | 0 | -1 | Н |
15 | Егор | +1 | +2 | +1 | -1 | +1 | 4 | С |