Режиссерская игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Оглавление

1. Информация об опыте

2. Технология опыта.

3. Результативность опыта.

4. Библиографический список.

5. Приложение к опыту

Файлы: 1 файл

режиссерская игра.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

 

        Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коммуникативного развития дошкольников (Приложение №11), могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков личностном развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка  общения детей дошкольного возраста.  Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью режиссерской игры, дети учатся понимать друг друга, получать удовольствие от общения со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.    Библиография

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.

4. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет:

5. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации - основа знаком-ства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 3.

6. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Под ред.В.С. Клюева, Н.А. Яковлева. - М., 1989.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

8. Воронова В. Я. творческие игры старших дошкольников. –М. , 1981

9. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматиза-циям // Театр и образование: Сб. научных трудов. -М. 1992.

10. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.

11. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.

12. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Избранные психологические труды: В 2т. - М., 1986. - Т.1

13. Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.

14. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989.

15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М.: Академия, 2000.

16. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004.

17. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.

18. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. - 1989. - №1.

19. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000.

20. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989. .

21. Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошк. воспитание, 1991. - №7.

22.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие. -М. , Изд. ценр “Академия”,1997.

23.             Шипицына Л.М. ред. Комплексное сопровождение развития детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына – СПб, Речь, 2003.

 

 

Приложение

 

1.      Приложение №1 – Методики изучения коммуникативных навыков старших дошкольников

2.      Приложение №2 - Таблица результатов начальной диагностики.

3.      Приложение №3 – Беседа с детьми  на тему "Здравствуй осень"

(с элементами режиссерской игры по сказке "Репка")

4.      Приложение №4 - Игры направленные на формирование способности уважать собеседника и на развитие сюжетосложения

5.      Приложение №5 – Игра «Звездочеты»

6.      Приложение №6 – Педагогические ситуации, разрешаемых с помощью режиссерской игры

7.      Приложение №7 - Конспект игрового путешествия «Цветик-семицветик»

8.      Приложение №8 - Конспект игры «Лунтик»

9.      Приложение №9 - Система работы с родителями.

10. Приложение №10 - Правила драматизации (по Р. Калининой)

11. Приложение №11 – Результаты итоговой диагностики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

МЕТОДИКА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ

УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ

(М. И. Лисина)

Данная методика исследует три формы общения: си­туативно-деловую, внеситуативно-познавательную и вне­ситуативно-личностную.

Цель методики: определение ведущей формы обще­ния ребенка со взрослыми.

Материал: игрушки, книги.

Процедура обследования: педагог приводит ребен­ка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушка­ми (1 ситуация), почитать книжку (2 ситуация) или пого­ворить (3 ситуация). Затем педагог организует ту деятель­ность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов де­ятельности. Если ребенок затрудняется ответить, педагог предлагает ему последовательно все три вида деятельно­сти (поиграть, почитать, поговорить). Каждая ситуация длится не более 15 минут.

В случае если ребенок постоянно выбирает одну и ту же ситуацию, не проявляя интереса к другим видам, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение остав­шимся двум ситуациям общения.

Во время обследования педагог заполняет протокол обследования, в котором фиксируются шесть показателей поведения детей:

♦ порядок выбора ситуаций;

♦ основной объект внимания в первые минуты опыта; характер активности по отношению к объекту внимания;

♦ уровень комфортности во время эксперимента;

♦ анализ речевых высказываний;

♦ желательная для ребенка продолжительность дея­тельности.

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

1 ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;

2 ситуация (чтение книг) — внеситуативно-позна­вательное общение;

3 ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение,

 

Обработка результатов

Показатели действий детей оцениваются в баллах. Особое внимание уделяется тематике и содержанию ре­чевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способ­ности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель.

 

 

МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА» (В. Г. Щур)

Данная методика применяется с целью выявления особенностей самооценки ребенка, а также его представ­лений об отношении к нему других людей, степени осоз­нанности этого отношения.

Материал: рисунок лестницы, состоящей из семи сту­пенек, картонная фигурка мальчика или девочки, кото­рую необходимо расположить посередине лестницы.

Проведение теста: ребенку дают листок с нарисован­ной на нем лестницей и объясняют значение ступенек.

Инструкция (взрослый): Посмотри на эту лесенку. Ви­дишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше, тем, значит, дети лучше, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие дети. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывает), еще ниже — детей еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую сту­пеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?

Анализ результатов

Прежде всего обращают внимание, на какую ступень­ку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дошкольники ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые хорошие» дети. В любом случае, это дол­жны быть верхние ступеньки, так как положение на лю­бой из нижних говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности.

Об отношении взрослых к ребенку и их требованиях говорят ответы детей на вопрос, куда их поставят папа, мама, воспитательница. Чем ниже ступенька – тем выше балл, самая верхняя - +1балл

МЕТОДИКА «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Данная проективная методика может использо­ваться в виде игры как специалистами, так и родителями. В ходе совместного эмоци­онального обсуждения с ребенком ситуации его дня рож­дения можно выявить особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Родители с помо­щью данного теста могут увидеть, как воспринимает свою семью ребенок, и лучше понять его.

Начать нужно с беседы о дне рождения. Взрослый спрашивает, кого ребенок хочет пригласить на день рождения, какие подарки он хотел бы получить. Потом вместе с ребенком рисует символичные атрибуты дня рождения — стол со стульями, за которым будут сидеть гости, именинный торт. В процессе совместного рисо­вания взрослый задает ребенку вопросы. Если стулья окажутся разной величины, то вы сможете проанализи­ровать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный стул) или неуверенность (ма­ленький стул).

Если информации будет недостаточно, можно повто­рить игру: предложить нарисовать еще один стол — для взрослых (если за предыдущим располагались исключи­тельно дети) или для детей (если предыдущий предназна­чался только взрослым). А может быть стол в целом для людей, если за предыдущим столом располагались толь­ко игрушки, предметы, животные.

Взрослый может задавать лишь уточняющие вопросы.

Инструкция

— Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Ты можешь пригласить всех, кого захочешь. Что бы ты мечтал(а) получить в подарок? Давай нарисуем с тобой боль­шой праздничный стол и, обязательно, именинный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. И, конечно же, нам понадобятся стулья для тебя и гостей. Выбери место, где ты сядешь (рисуется стул, либо обо­значается заготовленным из картона маленьким кру­жочком). Давай твой стул отметим звездочкой или сне­жинкой ?

Имена людей, названия игрушек, животных записы­ваются около символа стула (кружка), а номер выбора — внутри.

После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать или нет ?»

Далее взрослый уточняет: не забыл ли ребенок кого-то пригласить, всем ли хватило места и т. д. Если ребенок «забыл» пригласить кого-то, взрослый может спросить: «А теперь ты его пригласишь?»

Некоторые дети демонстрируют желание дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд.

Анализ результатов

1. Потребность в общении:

а)              используются все места за столом или добавляются
новые — ребенок желает общаться в широком кругу;

б)              приглашается ограниченное количество гостей, за
столом много свободных мест — желание общаться
только с близкими людьми, в ограниченном кругу;

в) выбираются в качестве «гостей» игрушки, предме­ты, животные — свидетельство несформированной потребности в общении.

2. Эмоциональные предпочтения в общении: взрос­лые люди располагаются рядом с ребенком — близкие, доверительные, приятные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Результаты педагогического обследования коммуникативных навыков детей (начало года 2008-2009 учебного года)

 

 

Имя ребенка

самооценка

Желание общаться

диалог

конфликтность

Использование «волшебных» слов

Общий бал

Уровень

1

Алина

+2

+2

+2

0

+1

7

В

2

Сережа

+1

0

+2

0

+1

4

С

3

Саша

-1

0

+1

-1

-1

-3

Н

4

Максим

+1

-1

0

+1

0

1

Н

5

Катя

+1

0

+2

-2

+1

2

Н

6

Настя

+1

+2

+1

0

0

4

С

7

Катя М.

0

+1

+1

-1

-1

0

Н

8

Коля

+1

0

+2

0

+1

4

С

9

Никита

+1

+1

+1

0

+2

5

В

10

Анджела

-1

+1

0

-1

0

-1

Н

11

Ваня

+1

+2

+1

-1

+1

4

С

12

Олег

+1

0

+2

0

+1

4

С

13

Лена

+1

+1

+1

0

+1

4

С

14

Алина

-1

+1

0

-1

0

-1

Н

15

Егор

+1

+2

+1

-1

+1

4

С

Информация о работе Режиссерская игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников