Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:58, контрольная работа

Краткое описание

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка
1.1 Развитие функций речи в дошкольном возрасте
Глава 2. Особенности развития речи в разные периоды детства
2.1 Процесс развития речи в дошкольном возрасте
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по психологии.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

В семье и в детском  саду под руководством воспитателей дети учатся говорить выразительно. Для  этого они должны уметь подбирать  «красивые» слова и произносить  их разным тоном. Решение этой задачи также требует чуткости ребенка  к речи взрослых. Передавая разными интонациями, темпом, акцентировкой, паузами, усилением или ослаблением голоса свое отношение к тому, о чем он рассказывает, воспитатель стремится вызвать у ребенка соответствующие переживания, возбудить сходные чувства, создать определенное настроение.

Формирование внутренней речи

Развитие разговорной  связной и выразительной речи теснейшим образом связано с  формированием внутренней речи.

Внутренняя речь, составляя  основу и внутренний план разговорной  грамотной речи, осуществляет функцию планирования, предвосхищения высказываемых вслух предложений. Особенно отчетливо внутренняя речь выступает в письме, которое она планирует, поддерживает и контролирует.

Как показывают исследования (Б.Г. Ананьев, А.Н. Соколов, В. Баев), внутреннюю речь нельзя себе представить в виде простого проговаривания шепотом обычного предложения, т.е. как беззвучную разговорную речь. Внутренняя речь имеет особую, ей одной присущую структуру. Это усеченная, сокращенная форма речи, в которой максимально сжато ее внешнее выражение. Во внутренней речи слова не проговариваются полностью, воспроизводится лишь их сокращенный слухо-речевой образ. Некоторые слова замещаются образами соответствующих вещей.

Исследования (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, 3.А. Ганькова) показали, что у четырех-, шестилетних детей богато представлена особая форма речи, которую Пиаже назвал эгоцентрической. Пиаже считает, что речь ребенка-дошкольника направлена лишь на самого себя. Ребенок говорит для себя и о себе, совершенно не заботясь о том, насколько его понимает собеседник. Он утверждает, что эгоцентризм, якобы свойственный детскому возрасту, исчезает лишь после 7 лет, когда происходит постепенная социализация ребенка.[18]

Внутренняя речь наиболее отчетливо проявляется в практической деятельности ребенка, особенно тогда, когда он встречается с затруднениями. В деятельности речь ребенка приобретает разные формы. Аккомпанементом совершаемого ребенком действия может быть речь-игра. В этом случае ребенок говорит длинными, развернутыми, эмоционально насыщенными предложениями. В проблемной ситуации ребенок использует и речь-вопрос, речь-сомнение, речь-утверждение. В некоторых формах ориентировочной деятельности эти словесные выражения выступают только в виде поискового жеста.

Речь ребенка, адресованная к самому себе, является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Этот переход совершается у ребенка в условиях его практической проблемной деятельности, когда возникает потребность и необходимость осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение какой-то практической цели.

Исследования показали, что переход разговорной речи во внутреннюю совершается в проблемно-практической ситуации и происходит у ребенка  четырех-, пятилетнего возраста.

Педагоги-дошкольники  справедливо придают огромное значение развитию речи детей, видя в ней условие повышения общей культуры ребенка, условие его умственного, нравственного и эстетического развития. Чистота, грамотность и связность речи ребенка являются одним из условий его готовности к обучению.

 

 

Заключение

 

Развитие речи у ребенка  совершается как процесс овладения  родным языком, богатством его словаря  и грамматических форм, необходимых  для понимания каждым человеком  других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания.

Речь развивается в процессе повседневного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Успех развития речи обеспечивается не только богатством и правильностью речи взрослого, но и растущими потребностями ребенка. Потребность в общении, желание узнать, понять новое, удивительное, стремление быть понятым, сообщить другому о чем-то необходимость воздействовать на другого, чтобы вызвать с его стороны желаемое ответное действие, являются теми мотивами, которые побуждают маленького ребенка к активному овладению языком.

С возрастом все большую роль в общем и специально-речевом развитии ребенка играют слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения – специфические формы речевой деятельности человека. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания и саморегуляции.

Формируясь в процессе общения ребенка со взрослыми  в разнообразной практической деятельности ребенка, речь проходит в своем развитии ряд этапов: гуление (4-6 месяцев); лепет (6-10 месяцев); освоение первых слов как сигналов первой сигнальной системы (11 мес.-1г. 6 месяцев); освоение слова как сигнала, обобщающего на основе выделения существенных признаков, и овладение простыми грамматическими формами (1 г. 6месяцев – 2 года); овладение ситуативной речью, быстрое увеличение понимаемых и произносимых слов (2 –3 г.); переход к овладению связной и выразительной речью, усвоение более сложных грамматических структур (4 г. – 6 лет) и возникновение внутренней речи (начиная с 4-5 лет).

 

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
  2. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание, 1993 г., № 10.
  3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. –272 с.
  4. Арушанова А.Г. Старшая группа: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание, 1997, № 1.
  5. Баймуратова Б.Б. Методика развития речи. – Алматы: Мектеп, 1987 г.
  6. Баймуратова Б.Б. Разработка уроков для подготовки детей к школе. – Алматы; 1991 г. – 203 с.
  7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981 г., 255 с.
  8. Володина В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет // Дошкольное воспитание, 2002 г., № 8, С. 52.
  9. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. – М., 1961 г.
  10. Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / В.В. Гербова. –М.: Просвещение, 2002. – 158 с.
  11. Дьяченко О.М., Невская П.И. Развитие речи дошкольника. –М.: Просвещение, 1990 г.
  12. Запорожец А.В., Лисина М.Н. Развитие речи у дошкольников. – М.: Педагогика, 1974. – 288 с.
  13. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1972 г.
  14. Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. – М., 1978. – 166 с.
  15. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании.– М.:Просвещение,1973г.
  16. Логинова В.И., Саморукова П.Г. и др. Дошкольная педагогика. Часть 2. / Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с.
  17. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. -М., 1956.
  18. Люблинская А.А. Детская психология. Уч. пособие для студентов пед ин-тов. М., «Просвещение», 1971.
  19. Лямина Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 288 с.
  20. Максаков А. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 1986 г., № 3.
  21. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
  22. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева и др. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
  23. Мухина В.С. Детская психология / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
  24. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996. –240 с.
  25. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989. – 216 с.
  26. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984 г.
  27. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой – М.: изд. АПН СССР, 1990. -137 с.
  28. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966 г.
  29. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками в детском саду. – М.: Педагогика, 1978 г.

 


Информация о работе Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка