Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 12:20, курсовая работа
Цель – рассмотреть условия для развития мелкой моторики леворуких детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть феномен леворукости.
2. Рассмотреть проблему детской леворукости.
3. Изучить методы диагностики определения леворукости у детей.
4. Привести упражнения по развитию мелкой моторики.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития леворукости.. 5
1.1. Феномен леворукости…………………………………….. 5
1.2. Проблема детской леворукости………………………….. 12
Глава 2. Развитие мелкой моторики как условие подготовки к школьному обучению………………………………………...
18
2.1. Диагностика определения леворукости у детей...………. 18
2.2. Упражнения по развитию мелкой моторики……………. 23
Заключение ……………………………………………………………….. 28
Список литературы ………………………………………………………. 30
В литературе есть данные об отрицательном влиянии переучивания «левоногих» детей в процессе спортивной тренировки, приводящего не только к нарушению функционального состояния детей, но и к изменению глубоких процессов роста и развития. Это дает основание полагать, что навязанная, не свойственная человеку моторная асимметрия вне зависимости от части тела имеет негативный эффект.
Данные об асимметрии лица не менее противоречивы и столь же мало изучены. В основе асимметрии лица - асимметрия мимических мышц, лучше развитых справа у правшей и слева у левшей. Очень интересные данные получены в специальных исследованиях фотографий, составленных только из одной половины лица. Считается, что левая и правая половины лица производят разное впечатление и отличаются по выразительности. Фотографии, составленные из левых половин, чаще оценивались как энергичные, сильные, активные, а из правых сторон - как более положительные, но слабые, женственные, мягкие. Возможно, это связано с большим участием правого полушария в создании эмоционального выражения лица, хотя неодинаковость восприятия может определяться не столько различиями мимики правой и левой стороны лица, сколько асимметрией зрения и зрительного восприятия.
Для того чтобы рассмотреть сенсорную асимметрию или асимметрию разных видов чувствительности на правой и левой стороне тела человека, необходимо вспомнить, что каждое из полушарий мозга регулирует чувствительность на противоположной стороне тела (левое полушарие - справа, правое - слева). Так же перекрестно поступает и обратная информация от органов чувств в мозг (от правой части тела в левое полушарие и от левой - в правое).
По аналогии с моторными асимметриями можно говорить о ведущем глазе, ведущем ухе. Асимметрия глаз отмечена более чем у 90% людей, причем правый глаз является ведущим у 60% людей, а левый - у 30%. По другим данным ведущий правый глаз встречается в 24% случаев, левый - в 27%, а симметрия - в 49% [9; с.33 - 35]. Несмотря на то, что у большинства людей бинокулярное (парное) зрение, «картинка» образуется не путем простого сложения виденного каждым глазом. Правый и левый глаз человека имеют разное поле, определяющее эффективность зрения, пространственного видения. Доказано, что существует превалирование функций ведущего глаза, который первым устанавливается на точке фиксации и как бы управляет установкой неведущего: в ведущем глазе раньше включается механизм аккомодации (приспособления), у ведущего глаза лучше развиты мышцы, управляющие его движением. Ведущий и неведущий глаза по-разному воспринимают размеры объектов.
В исследованиях особенностей зрительного восприятия широко применяется принцип тахистоскопической подачи информации в левое и правое поле зрения. Этот принцип основан на естественном разделении зрительных путей. Нервные волокна от сетчатки обоих глаз проходят в зрительную кору правого полушария, зрительная информация, вспыхивающая в правом поле зрения, поступает в левое полушарие. Несмотря на то что информация, поступающая в одно полушарие в нормальных условиях (при «нерасщепленном» мозге), почти мгновенно передается в другое, мы все же имеем возможность обнаружить различия в выполнении зрительных заданий. По-видимому, полушарие, первым получающее информацию, обрабатывает ее более эффективно и имеет преимущество перед полушарием, в которое информация поступает по каналам межполушарного взаимодействия.
С помощью этой методики и была обнаружена асимметрия правого и левого поля зрения. Было установлено, что люди лучше узнают лица, различают цвета, предъявляемые в левое поле зрения, но слова и цифры - если они предъявляются в правое поле зрения. Изучение различий в зрительном восприятии при подаче стимула в левое и правое поле зрения отряжает межполушарные различия: преимущество правого поля зрения в основном отмечено для языковых функций, отражающих специализацию левого полушария, а превосходство левого зрительного поля является результатом специфических функций правого полушария, связанных с обработкой зрительно-пространственной информации. Однако эти различия, отчетливо выраженные у правшей, менее четки у левшей.
По
вопросу о взаимосвязи
Асимметрия слуха и восприятия речевой и неречевой информации также существует, причем преобладают люди, у которых отмечается преимущество правого уха. Правое ухо более восприимчиво к речи, восприятию мысли, левое - к восприятию неречевых, эмоционально окрашенных звуков.
Острота слуха также различна справа и слева, и слова, произносимые в правое ухо, воспринимаются как более громкие. Эффектом «левого уха» считается преимущество левого уха в восприятии мелодий, ритмических звуков, интонаций речи.
Однако доминирование правого уха, обнаруженное более чем у 90% правшей, отмечается лишь у 50% левшей [11; с.14]. У остальных левшей возможны любые другие варианты.
Точного объяснения природы леворукости ученые пока не выдвинули.
Большинство
придерживаются версии, что рукость
зависит от двух генов. Один ген определяет
полушарие, контролирующее речь. Другой
ген ответствен за то, какой рукой
будет управлять речевое
В процессе индивидуального развития ребенка формируется свой, характерный для каждого человека тип сочетаний моторной (двигательной) и сенсорной (чувствительной) асимметрии. По-видимому, для праворуких более характерна правосторонняя двигательная и чувствительная асимметрия. У левшей соотношение моторной и сенсорной асимметрии не выражено столь четко, и это еще одна тайна левшей, которая ждет своей разгадки.
Многообразие видов двигательной и чувствительной асимметрии, различное их сочетание объясняют небольшой процент «чистых», или абсолютных, левшей и правшей. Понятны и попытки разделить левшей и правшей на «выраженных» и «невыраженных». «Чистые» леволатеральные или праволатеральные типы, по-видимому, не самые оптимальные варианты. И хотя мы понимаем, что понятие «левша» более емкое, чем просто леворукость, чаще всего в этой книге мы имеем в виду именно леворукость.
Существуют два крайних взгляда. Сторонники первого считают, что у левшей сниженные умственные способности, приверженцы второго, наоборот, отстаивают их исключительность, талантливость, нестандартность. Есть и третья точка зрения, связывающая особенности левшей и правшей с функциональной специализацией доминантного (ведущего) полушария мозга - левого у правшей и правого у левшей, в популярной литературе даже появились термины «левополушарные дети», «правополушарные дети». Наверное, стоит выделить и четвертую точку зрения: ее сторонники отрицают различие между левшами и правшами на том основании, что индивидуальное разнообразие в организации деятельности и высших психических функций у левшей и правшей перекрывает групповые различия. Попытаемся рассмотреть каждую точку зрения, и, наверное, тогда нам станет понятно, что на этот вопрос не может быть однозначного ответа.
Уже упоминавшийся нами доктор А. А. Капустин в своей работе «Детская леворукость и проблема воспитания левой руки», опубликованной в 1924 году, исследуя левшей в неврологической клинике, обнаружил, что из 44 левшей от семи до семнадцати лет четверо имеют одаренность выше среднего уровня, двадцать семь — среднюю одаренность, семеро - одаренность ниже среднего уровня и один оказался умственно отсталым. Эти данные совсем не дают основания для вывода, который сделал А. А. Капустин: «Среди левшей могут быть дети вполне нормальные во всех отношениях, то есть обладающие хорошим физическим развитием и высокой степенью одаренности, но чаще всего (приблизительно 3/4 случаев) левша все-таки есть дегенерат» [18; с.23 - 25].
Многие исследователи отмечают высокий процент левшей среди детей, страдающих неврозами, задержками и нарушениями развития. Особенно часто встречаются у леворуких детей нарушения речевого развития. Среди леворуких отмечен высокий процент детей, имеющих комплексные нарушения письма и чтения. Это действительно так, но важно понять, что лежит в основе подобных нарушений, и выяснить, не являются ли и леворукость, и нарушение речи, и трудности письма результатом какого-то общего нарушения в развитии ребенка. Рассматривая различные варианты генеза леворукости, мы отмечаем, что в части случаев она может быть результатом патологии или дисфункции левого полушария. С дисфункцией левого (речевого) полушария, как правило, связано и нарушение речевого развития ребенка, во многом определяющее темпы общего функционального развития. При патологическом генезе рукости (например, вследствие родовой травмы) нельзя исключить повреждение и других зон мозга, что в свою очередь может привести к нарушению сложных интегральных процессов, являющихся основой сложных видов деятельности. Высокая взаимосвязь левшества и других нарушений развития, по-видимому, объясняется их какой-то общей причиной, а у левшей, не имеющих в генезе патологических нарушений в развитии, этих проблем не должно быть. Однако происхождение леворукости в исследованиях особенностей левшей почти не учитывается, а значит, анализируется почти всегда общая группа леворуких людей, происхождение леворукости у которых может быть разным [7;с.125-126].
Английская исследовательница М. Аннет с сотрудниками изучала детей пяти - одиннадцати лет, среди которых были сильно леворукие, сильно праворукие и дети с невыраженным левшеством и правшеством. Ученые сопоставляли силу доминирования ведущей руки с речевыми способностями детей и неречевыми формами мышления, а также с их академическими успехами. Исследователям удалось показать, что дети с умеренным предпочтением правой руки являются наиболее способными. Относительно сильно праворуких авторы сделали два крайне интересных заключения. Во-первых, очень высокая степень доминирования правой руки обусловлена не высоким качеством ее работы, а сниженными способностями левой руки. Во-вторых, несколько сниженные показатели интеллекта в этой группе, по-видимому, связаны с некоторой недостаточностью правого полушария. Этим, очевидно, объясняется и неловкость левой руки в данной группе, выявляемая специальными тестами.
Дальнейшие исследования М. Аннет показали, что не только сильно праворукие, но и сильно леворукие дети также имеют более низкий коэффициент интеллекта и худшие показатели организации деятельности.
Рассматривая механизмы взаимодействия правого и левого полушарий мозга и их роль в обеспечении деятельности, мы говорили о важности определенного баланса в деятельности каждого полушария и о необходимости их тесной взаимосвязи. Можно предположить, что у сильных левшей, как и у сильных правшей (то и другое - крайние варианты распределения праворукости - леворукости), нарушается не какая-то отдельная функция, а баланс взаимодействия правого и левого полушарий мозга, что, возможно, и дает «сбой» в организации деятельности.
Когда речь идет о значительном проценте левшей среди людей и детей с нарушениями психического здоровья, стоит, наверное, учесть постоянно действующий декстрасгресе. А если к этому добавляются мелкие неудачи, неудобство, чье-то раздражение... И это изо дня в день, и завтра не пройдет, а значит, со временем возникнут ограничения в выборе профессии и еще какие-то проблемы. Это и есть те микрострессы, которые левша избежать не может.
Может быть, мы в таких случаях должны разделить «что отчего». Возникают ли нарушения психического здоровья оттого, что левши просто к этому более расположены, менее адаптивны, более чувствительны, или оттого, что существование левшей в праворукой среде неизбежно создает условия для стрессов, нарушений адаптации, приводящих к срыву здоровья. Разделить влияние этих факторов практически невозможно, и скорее всего имеет место и первое, и второе.
Для сравнительного изучения интеллектуального развития правшей и левшей неоднократно использовался тест Векслера, состоящий из двух частей: первая позволяет определить уровень вербального интеллекта, вторая - уровень развития наглядно-образного мышления. Как и предполагалось, по вербальным показателям различий не было выявлено, но уровень развития зрительно-пространственных функций оказался значительно ниже. Следует заметить, что и в этом случае о генезе рукости мы ничего не знаем. И нельзя не учитывать возможность минимальных мозговых дисфункций у левшей, которые могут быть истинной причиной нарушения интегральных функций, лежащих в основе наглядно-образного мышления. Интересны данные о том, что амбидекстры (обоерукие) по характеру выполнения зрительно-пространственных заданий больше похожи на правшей, но хуже выполняют вербальные задачи. Следуя той же логике предположений, можно считать этот факт также отражением возможного нарушения баланса в деятельности правого и левого полушарий.
Информация о работе Развитие мелкой моторики леворуких детей старшего дошкольного возраста