Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей игры в развитии логического мышления.
Объект исследования: мышление младшего школьника.
Предмет исследования: особенности развития логического мышления младшего школьника в процессе игровой деятельности.
Гипотеза: Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младшего школьника будет эффективным если:
- теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитие мышления;
- выявлены особенности логического мышления у младшего школьника;

Оглавление

Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников 6
1.1. Исследования процесса мышления в психологии 6
1.2. Психологические особенности развития словесно-логического мышления у младших школьников 16
1.3. Теоретические основы использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста 32
Выводы по первой главе 48
Глава II Характеристика методических основ исследования 50
2.1 Описание диагностической программы 50
2.2 Описание развивающей программы 57
Выводы по второй главе 67
Глава III Результаты экспериментального исследования 68
3.1 Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования 68
3.2 Описание контрольного этапа исследования 73
3.3 Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования 74
Заключение 76
Литература 79

Файлы: 1 файл

Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников.docx

— 706.29 Кб (Скачать)

       Игру  можно считать выполняющей свои функции в том случае, если она  обеспечивает [25]:

  • не только усвоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться;
  • осознание школьником своих занятий не как простой игры в школу, а как учения.

       Можно выделить следующие основные условия  эффективности проведения дидактической игры:

       - Наличие у педагога определенных  знаний и умений относительно  дидактических игр.

       - Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

       - Необходимость включения педагога  в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

       - Необходимо оптимально сочетать  занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения — эмоциональность, легкость, непринужденность.

       - Средства и способы, повышающие  эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

       - Между педагогом и детьми должна  быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

       - Используемая в дидактической  игре наглядность должна быть  простой и емкой.

       Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр.

       Прежде  всего, педагог должен осознать и  сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры.

       Далее, необходимо определиться с количеством  играющих. В разных играх предусмотрено  различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

       Следующим важным этапом при организации дидактической  игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры.

       В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение запланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

       И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и — главное — качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели.

       Характер  деятельности учащихся в игре зависит  от места её в системе учебной деятельности. Если игра используется для объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов и рисунками.

       На  уроках закрепления материала важно  применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и усилить внимание в игре к проговариванию вслух правила, вычислительного приёма.

       В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную  сторону, характер управления игрой. С  этой целью используются средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки (кружок зелёного цвета с одной  стороны и красного - с другой) или разрезные цифры и буквы. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре. В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения.

       Подводя итоги соревнования, учитель обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Учитель может сказать ребёнку, допустившему ошибку, что он ещё не стал “капитаном” в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления от игры.

       Применяемый игровой приём должен находиться в тесной связи с наглядными пособиями, с рассматриваемой темой, с ее задачами, а не носить исключительно развлекательный характер. Наглядность у детей – это как бы образное решение и оформление игры. Она помогает учителю объяснить новый материал, создать определенное эмоциональное настроение.

       Учитель, с помощью игры, надеется организовать внимание детей, повысить активность, облегчить запоминание учебного материала. Это, конечно, нужно, но этого  мало. Одновременно с этим надо заботиться о сохранении у обучающегося желания учиться систематически, о развитии его творческой самостоятельности.

       Если  же учителю не удается решение  тактических и стратегических задач, если сосредоточить все усилия только на сегодняшних заботах и не беспокоиться о долговременной цели, то он сам, может, и не подозревая об этом, создаст  проблемы на пути развития личности и  психики обучающегося. Следовательно, чтобы игра наилучшим образом  реализовала все свои способности, педагог должен оценивать ее по двойному критерию: по ближайшему результату и с дальней целью. Только тогда можно будет использовать игровую деятельность как средство организации учебного процесса.

       Еще одно условие, необходимое для того, чтобы применение игры в начальной  школе оказалось эффективным, - глубокое проникновение учителя в механизмы  игры. Учитель должен быть самостоятельным  творцом, который не боится брать на себя ответственность за дальние результаты своей активности.

       Игра в начальной школе просто необходима. Ведь только она умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым. Игру можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся.

       Учитель, освоивший принципы применения игровых  приемов, должен проявлять инициативу. По результатам психологических исследований можно выделить следующие профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей:

  • умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;
  • обогащать впечатления детей с целью развития их игр;
  • обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;
  • уметь организовывать начало игры;
  • широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д.р.;
  • создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
  • уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;
  • уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения);
  • регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;
  • предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;
  • учить детей обсуждать игру и оценить её.

       Сложность руководства игрой связана с  тем, что она является свободной  деятельностью детей. Важно сохранить  эту свободу и непринужденность. Продуктивное общение учителя с детьми в условия игры возникает чаще всего в случае принятия взрослым на себя одной из ролей, обращение к детям через свою роль.

       При соблюдении всех вышеперечисленных условий у детей формируются такие необходимые качества, как:

       а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;

       б) умение и желание включаться в  коллективную учебную работу;

       в) добровольное желание расширять свои возможности;

       д) раскрытие собственных творческих способностей.

       Выводы.

       1. Развитие познавательных процессов младшего школьника будет формироваться более эффективно под целенаправленным воздействием извне. Инструментом такого воздействия являются специальные приемы, одним из которых являются дидактические игры.

       2. Все выше сказанное убеждает в необходимости и возможности формировании и развития у младших школьников познавательных процессов с помощью использования дидактических игр.

Выводы  по первой главе

       Мышление  — это обобщенное отражение объективной  действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью. Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Мышление — высшая форма отражения окружающей действительности. Мышление есть обобщенное и опосредствованное словом познание действительности. Мышление дает возможность познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность.

       В отечественной психологии основное внимание было уделено исследованиям закономерностей мыслительной деятельности. Особенно это касается теорий мышления Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.

       Будучи  переходным, младший школьный возраст  обладает глубокими потенциальными возможностями физического и  духовного развития ребенка. Под воздействием обучения у детей формируются два основных психологических новообразования — произвольность психических процессов и внутренний план действий (их выполнение в уме). В процессе учения дети овладевают также приемами произвольного запоминания и воспроизведения, благодаря которым они могут излагать материал выборочно, устанавливать смысловые связи.

       Произвольность  психических функций и внутренний план действий, проявление способности  ребенка к самоорганизации своей  деятельности возникают в результате сложного процесса интериоризации внешней организованности поведения ребенка, создаваемой первоначально взрослыми людьми, и особенно учителями, в ходе учебной работы.

       Исследования  психологов и дидактов по выявлению  возрастных особенностей и возможностей детей младшего школьного возраста убеждают в том, что по отношению к современному 7—10-летнему ребенку неприменимы те мерки, которыми оценивалось мышление его в прошлом. Его подлинные умственные способности шире и богаче.

       В результате целенаправленного обучения, продуманной системы работы можно добиться в начальных классах такого умственного развития детей, которое делает ребенка способным к овладению приемами логического мышления общими для разных видов работ и усвоения разных учебных предметов, для использования усвоенных приемов при решении новых задач, для предвидения определенных закономерных событий или явлений.

       Развитие  познавательных процессов младшего школьника будет формироваться более эффективно под целенаправленным воздействием извне. Инструментом такого воздействия являются специальные приемы, одним из которых являются дидактические игры.

       Дидактическая игра — это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

       Все выше сказанное убеждает в необходимости  и возможности формировании и развития у младших школьников познавательных процессов с помощью использования дидактических игр.

 

Глава II  Характеристика методических основ исследования

       2.1 Описание диагностической программы

 

       Исследования  развития логического мышления проводилось  на базе средней школы № 69 г. Тулы, в период с 22 января по 11 февраля 2007г. В исследовании принимали участие  ученики 2 класса в количестве 15 человек (учащиеся 8-9 лет, 15 детей из них 9 девочек  и 6 мальчиков).

Информация о работе Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников