Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:44, дипломная работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей игры в развитии логического мышления.
Объект исследования: мышление младшего школьника.
Предмет исследования: особенности развития логического мышления младшего школьника в процессе игровой деятельности.
Гипотеза: Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младшего школьника будет эффективным если:
- теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитие мышления;
- выявлены особенности логического мышления у младшего школьника;
Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников 6
1.1. Исследования процесса мышления в психологии 6
1.2. Психологические особенности развития словесно-логического мышления у младших школьников 16
1.3. Теоретические основы использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста 32
Выводы по первой главе 48
Глава II Характеристика методических основ исследования 50
2.1 Описание диагностической программы 50
2.2 Описание развивающей программы 57
Выводы по второй главе 67
Глава III Результаты экспериментального исследования 68
3.1 Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования 68
3.2 Описание контрольного этапа исследования 73
3.3 Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования 74
Заключение 76
Литература 79
Качественный анализ результатов контрольного этапа исследований.
Методика №1 «Исключение понятий».
В ходе проведения данной методики удалось выявить, что из 10 человек – 8 человек выполнили задание правильно, высокий и средний уровень, т.е. способны к классификации и анализу. 2 человека показали низкий уровень. Ученики правильно выполнившие задания обладают надлежащим уровнем классификации и анализа.
Методика 2. «Определение понятий», выяснение причин, выявления сходства и различий в объектах.
В ходе проведения данной методики выяснилось что из 10 человек – 7 показали достаточный уровень справившись с заданием (высокий и средний уровень)., т.е. обладают достаточным ступенью развития интеллектуальных процессов, 3 человека показали низкий уровень данных процессов.
Методика 3. «Последовательность событий»
В ходе проведении данной методики удалось выявить что из 10 человек все 10 справились с заданием, таким образом доказав что обладают способностями к логическому мышлению и обобщений.
Методика 4. «Сравнение понятий»
В ходе исследования выяснилось что из 10 человек 7 человек справились с заданием, показав высокие результаты (высокий и средний уровень)., т.е. обладают сформированностью операции сравнения, 3 человека не справились с заданием.
Повторное
прохождение методик «
Повторное прохождение методики «Определение понятий» показало качественное улучшение в развитии интеллектуальных процессов.
Повторное прохождение методики «Последовательность событий» показало качественное улучшение в способностях к логическому мышлению и обобщениям.
Повторное прохождение методики «Сравнение понятий» показало качественное улучшение в развитии операции сравнения.
Исходя
из результатов приведенных выше
сводных таблиц №1 и №2, можно
наглядно в виде диаграммы показать
эффективность коррекционно-
Констатирующий этап Контрольный этап
Рисунок
5. Общий уровень развития
логического мышления
на констатирующем и
контрольном этапах
эксперимента
1% - очень высокий | 1% - очень высокий |
39% - высокий уровень | 39% - высокий уровень |
27% - средний уровень | 45% - средний уровень |
33% - низкий уровень | 15% - низкий уровень |
Таким образом, исходя из сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапа исследования можно говорить о том, что коррекционно-развивающая программа способствует улучшению результатов и повышению общего уровня развития логического мышления.
Приемы логического анализа необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усваивания учебного материала. Проведенные исследования показывают, что далеко не все дети обладают данным умением в полной мере. Даже во 2 классе, лишь половина учащихся владеет приемами сравнения, подведение под понятие выведение следствие и.т.п. Немало школьников не осваивают их и к старшим классом. Это неутешительные данные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных операций. Также целесообразно использование на уроках дидактических игр, упражнений с инструкциями. С их помощью учащиеся привыкают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
В
соответствии с задачами исследования,
в первой главе дипломной работы
был осуществлен анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме развития логического
мышления младших школьников, выявлены
особенности логического
Было установлено, что младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка. Под воздействием обучения у детей формируются два основных психологических новообразования — произвольность психических процессов и внутренний план действий (их выполнение в уме). В процессе учения дети овладевают также приемами произвольного запоминания и воспроизведения, благодаря которым они могут излагать материал выборочно, устанавливать смысловые связи. Произвольность психических функций и внутренний план действий, проявление способности ребенка к самоорганизации своей деятельности возникают в результате сложного процесса интериоризации внешней организованности поведения ребенка, создаваемой первоначально взрослыми людьми, и особенно учителями, в ходе учебной работы.
Исследования психологов и дидактов по выявлению возрастных особенностей и возможностей детей младшего школьного возраста убеждают в том, что по отношению к современному 7—10-летнему ребенку неприменимы те мерки, которыми оценивалось мышление его в прошлом. Его подлинные умственные способности шире и богаче.
Развитие познавательных процессов младшего школьника будет формироваться более эффективно под целенаправленным воздействием извне. Инструментом такого воздействия являются специальные приемы, одним из которых являются дидактические игры.
Во второй части исследования были разработаны диагностическая и развивающая программы исследования.
Диагностическая программа включила в себя следующие методики: «Исключение понятий» для исследования способности к классификации и анализу, определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах для определения степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов; «Последовательность событий» для определения способности к логическому мышлению, обобщению; «Сравнение понятий» для определения уровня сформированность операции сравнения у младших школьников
С целью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью дидактических игр была разработана коррекционно-развивающая программа, включающая 10 занятий. Итогом ее реализации должно было стать повышение уровня логического мышления младших школьников
В
третьей части исследования приведены
результаты исследования, в том числе
проведена экспериментальная
Исходя из полученных результатов констатирующего этапа исследования был сделан вывод, что с детьми необходимо проводить коррекционно-развивающую программу направленную на развитие логического мышления в целом. На основе полученных результатов была создана группа детей которые показали средний и низкий уровень развития логического мышления. В данную программу вошло 10 детей.
Исходя из сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапа исследования можно говорить о том, что коррекционно-развивающая программа способствует улучшению результатов и повышению общего уровня развития логического мышления.
Таким
образом, исходя из результатов коррекционно-
-
необходима целенаправленная
-
диагностика и своевременная
коррекция мышления младших
-
разработанная программа
Следовательно, гипотеза исследования о том, что развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младшего школьника будет эффективным если: теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитие мышления; выявлены особенности логического мышления у младшего школьника; структура и содержание игр младших школьников будут направлены на формирование и развитие у них логического мышления; определены критерии и уровни развития логического мышления младшего школьника, подтвердилась.
Приложение №1.
Лабиринты.
Приложение
№2.
Прочти название мультфильма.
Приложение №3.
Соедини буквы.
Приложение №4.
Дорисуй фигуры.
Информация о работе Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников