Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей игры в развитии логического мышления.
Объект исследования: мышление младшего школьника.
Предмет исследования: особенности развития логического мышления младшего школьника в процессе игровой деятельности.
Гипотеза: Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младшего школьника будет эффективным если:
- теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитие мышления;
- выявлены особенности логического мышления у младшего школьника;

Оглавление

Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников 6
1.1. Исследования процесса мышления в психологии 6
1.2. Психологические особенности развития словесно-логического мышления у младших школьников 16
1.3. Теоретические основы использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста 32
Выводы по первой главе 48
Глава II Характеристика методических основ исследования 50
2.1 Описание диагностической программы 50
2.2 Описание развивающей программы 57
Выводы по второй главе 67
Глава III Результаты экспериментального исследования 68
3.1 Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования 68
3.2 Описание контрольного этапа исследования 73
3.3 Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования 74
Заключение 76
Литература 79

Файлы: 1 файл

Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников.docx

— 706.29 Кб (Скачать)
 

       Качественный  анализ результатов контрольного этапа  исследований.

       Методика  №1 «Исключение понятий».

       В ходе проведения данной методики удалось  выявить, что из 10 человек – 8 человек выполнили задание правильно, высокий и средний уровень, т.е. способны к классификации и анализу. 2 человека показали низкий уровень. Ученики правильно выполнившие задания обладают надлежащим уровнем классификации и анализа.

       Методика 2. «Определение понятий», выяснение  причин, выявления сходства и различий в объектах.

       В ходе проведения данной методики выяснилось что из 10 человек – 7 показали достаточный  уровень справившись с заданием (высокий и средний уровень)., т.е. обладают достаточным ступенью развития интеллектуальных процессов, 3 человека показали низкий уровень данных процессов.

       Методика 3. «Последовательность событий»

       В ходе проведении данной методики удалось  выявить что из 10 человек все 10 справились с заданием, таким образом доказав что обладают способностями к логическому мышлению и обобщений.

       Методика 4. «Сравнение понятий»

       В ходе исследования выяснилось что из 10 человек 7 человек справились с заданием, показав высокие результаты (высокий и средний уровень)., т.е. обладают сформированностью операции сравнения, 3 человека не справились с заданием.

       3.3 Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования

 

       Повторное прохождение методик «Исключение  понятий» показало качественное улучшение  в развитии логического мышления у учеников.

       Повторное прохождение методики «Определение понятий» показало качественное улучшение  в развитии интеллектуальных процессов.

       Повторное прохождение методики «Последовательность  событий» показало качественное улучшение  в способностях к логическому  мышлению и обобщениям.

       Повторное прохождение методики «Сравнение понятий» показало качественное улучшение в развитии операции сравнения.

       Исходя  из результатов приведенных выше сводных таблиц №1 и №2, можно  наглядно в виде диаграммы показать эффективность коррекционно-развивающей  программы.

       

       Констатирующий этап     Контрольный этап

       Рисунок 5. Общий уровень развития логического мышления на констатирующем и контрольном этапах эксперимента 

1% - очень  высокий 1% - очень высокий
39% - высокий  уровень 39% - высокий  уровень
27% - средний  уровень 45% - средний  уровень
33% - низкий  уровень 15% - низкий уровень
 

       Таким образом, исходя из сравнительного анализа  результатов констатирующего и контрольного этапа исследования можно говорить о том, что коррекционно-развивающая программа способствует улучшению результатов и повышению общего уровня развития логического мышления.

 

Заключение

       Приемы  логического анализа необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения  ими не происходит полноценного усваивания учебного материала. Проведенные исследования показывают, что далеко не все дети обладают данным умением в полной мере. Даже во 2 классе, лишь половина учащихся владеет приемами сравнения, подведение под понятие выведение следствие и.т.п. Немало школьников не осваивают их и к старшим классом. Это неутешительные данные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных операций. Также целесообразно использование на уроках дидактических игр, упражнений с инструкциями. С их помощью учащиеся привыкают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

       В соответствии с задачами исследования, в первой главе дипломной работы был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития логического  мышления младших школьников, выявлены особенности логического мышления младших школьников.

       Было  установлено, что младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка. Под воздействием обучения у детей формируются два основных психологических новообразования — произвольность психических процессов и внутренний план действий (их выполнение в уме). В процессе учения дети овладевают также приемами произвольного запоминания и воспроизведения, благодаря которым они могут излагать материал выборочно, устанавливать смысловые связи. Произвольность психических функций и внутренний план действий, проявление способности ребенка к самоорганизации своей деятельности возникают в результате сложного процесса интериоризации внешней организованности поведения ребенка, создаваемой первоначально взрослыми людьми, и особенно учителями, в ходе учебной работы.

       Исследования  психологов и дидактов по выявлению  возрастных особенностей и возможностей детей младшего школьного возраста убеждают в том, что по отношению к современному 7—10-летнему ребенку неприменимы те мерки, которыми оценивалось мышление его в прошлом. Его подлинные умственные способности шире и богаче.

       Развитие  познавательных процессов младшего школьника будет формироваться более эффективно под целенаправленным воздействием извне. Инструментом такого воздействия являются специальные приемы, одним из которых являются дидактические игры.

       Во  второй части исследования были разработаны  диагностическая и развивающая  программы исследования.

       Диагностическая программа включила в себя следующие  методики: «Исключение понятий» для исследования способности к классификации и анализу, определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах для определения степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов; «Последовательность событий» для определения способности к логическому мышлению, обобщению; «Сравнение понятий» для определения уровня сформированность операции сравнения у младших школьников

       С целью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью дидактических игр была разработана коррекционно-развивающая программа, включающая 10 занятий. Итогом ее реализации должно было стать повышение уровня логического мышления младших школьников

       В третьей части исследования приведены  результаты исследования, в том числе  проведена экспериментальная проверка эффективности разработанной программы.

       Исходя  из полученных результатов констатирующего  этапа исследования был сделан вывод, что с детьми необходимо проводить коррекционно-развивающую программу направленную на развитие логического мышления в целом. На основе полученных результатов была создана группа детей которые показали средний и низкий уровень развития логического мышления. В данную программу вошло 10 детей.

       Исходя  из сравнительного анализа результатов  констатирующего и контрольного этапа исследования можно говорить о том, что коррекционно-развивающая  программа способствует улучшению  результатов и повышению общего уровня развития логического мышления.

       Таким образом, исходя из результатов коррекционно-развивающей  работы можно сделать выводы:

       - необходима целенаправленная работа  по обучению младших школьников основным приемам мыслительных операций, что будет способствовать развитию логического мышления;

       - диагностика и своевременная  коррекция мышления младших школьников будет способствовать более успешному развитию приемов логического мышления (сравнение, обобщение, классификация, анализ).

       - разработанная программа направлена  на развитие логического  мышления  и показала свою эффективность.

       Следовательно, гипотеза исследования о том, что  развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младшего школьника будет эффективным если: теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитие мышления; выявлены особенности логического мышления у младшего школьника; структура и содержание игр младших школьников будут направлены на формирование и развитие у них логического мышления; определены критерии и уровни развития логического мышления младшего школьника, подтвердилась.

 

Литература

 
  1. Абульханова-Славская, К.А. Личностные типы мышления / К.А. Абульханова-Славская /Когнитивная психология. — М.: Наука, 1986.
  2. Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/. М. К.Акимова, В.Т. Козлова— Обнинск, 2003.
  3. Ананьев, Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека/ Б.Г. Ананьев //Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред. А.В. Запорожца и др. — М.: Педагогика, 1982.
  4. Арнхейм, Р. Визуальное мышление/ Р. Арнхейм //Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Ч. I. — Душанбе, изд. Таджикского гос. ун-та им. В. И. Ленина, 1971.
  5. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства/ Р. Арнхейм. — М.: Прометей, 2004.
  6. Асеев, В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие / В.Г. Асеев— Иркутск, 1999.
  7. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Берн Э. –– М., 1988.
  8. Божович, Д. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Д. И. Божович — М., 1968.
  9. Брунер, Дж. О познавательном развитии//Исследование развития познавательной деятельности / Дж. Брунер — М.: Педагогика, 1971.
  10. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации/ Дж. Брунер. — М.: Прогресс, 1977.
  11. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование. Логико-психологический анализ / А.В. Брушлинский— М.: Наука, 1979.
  12. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. Пер. с франц. / А.Валлон — М.: Просвещение, 1967.
  13. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов/ Л.М. Веккер — М.: Смысл, 2001.
  14. Веккер, Л.М. Психические процессы. Т. 1/ Л.М. Веккер. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.
  15. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление/ М. Вертгеймер— М.: Прогресс, 1987.
  16. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. — М., 2004.
  17. Возрастные возможности усвоения знания (младшие классы школы) /Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. — М., 1966.
  18. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. Т.3/ Л.С. Выготский — М.: Педагогика, 1983.
  19. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. Т. 2/ Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982.
  20. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т/ Л.С. Выготский. — М., 1984. — Т. 4.
  21. Гайсон, Р. Психоаналитические теории развития/ Р.Гайсон, Ф.Тайсон. — Екатеринбург: Деловая книга. 2005.
  22. Гальперин, П. Я. Введение в психологию/ П. Я.Гальперин. — М., 2000.
  23. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. / П. Я.Гальперин //Вопросы психологии. — 1969. — № 1.
  24. Гальперин, П. Я. К учению об интериоризации/ П. Я.Гальперин //Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
  25. Герасимов, С. В. Когда учение становится привлекательным/ С. В.Герасимов. - М., 2003
  26. Гольдстейн, М. Как мы познаем. Исследование процессов научного познания/ М.Гольдстейн, И.Ф.Гольдстейн. — М.: Знание, 2003.
  27. Гурова, Л. Л. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач/ Л. Л.Гурова //Вопросы психологии. — 1969. — № 5.
  28. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении/ В. В.Давыдов. — М.: Педагогика, 1972.
  29. Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения/ В. В.Давыдов. — М., 2003.
  30. Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте/ В. В.Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. — М., 1973.
  31. Дильтей, В. Описательная психология/ В.Дильтей. — М.: Алетейя, 2006.
  32. Доман, Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ/ Г.Доман. — М., 2005.
  33. Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. психол. труды в 2-хт. Т.1/ А.В.Запорожец. — М.: Педагогика, 1986.
  34. Зеньковский, В. В. Психология детства/ В. В.Зеньковский. — Екатеринбург, 2005.
  35. Зинченко, В. П. Исследования визуального мышления/ В. П.Зинченко, В. М.Мунипов, В. М. Гордон //Вопросы психологии. — 1973. — № 2.
  36. Иванова, А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей / А. Я.Иванова. — М., 2001.
  37. Игры –– обучение, тренинг, досуг.../Под ред. В. В. Петрусинского. –– М., 2004.
  38. Кабанова-Меллер, Е. П. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся/ Е. П.Кабанова-Меллер. — М.: Просвещение, 1968.
  39. Казанский, Н. Г. Дидактика (начальные классы) / Н. Г.Казанский, Т. С.Назарова. — М.: Просвещение, 2005.
  40. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости/ З.И.Калмыкова. — М, 1981.
  41. Карпова, Е.В. Дидактические игры/ Е.В.Карпова. - Ярославль, «Академия развития», 2006.
  42. Кикоин, Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания/ Е. И.Кикоин. — М., 2003.
  43. Кларин, М. В. Игра в учебном процессе/ М. В.Кларин //Сов. педагогика. –– 1985. –– № 6.
  44. Кон, И.С. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива) / И.С. Кон — М.: Наука, 2000.
  45. Крэйг, Г. Психология развития/ Г.Крэйг. — СПб.: Питер, 2000.
  46. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление/ Г.М.Кучинский. — Минск: Университетское, 2002.
  47. Леви-Строс, К. Первобытное мышление/ К.Леви-Строс. — М.: Республика, 2004.
  48. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст/ Н.С.Лейтес. — М., 1971.
  49. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики/ А. Н.Леонтьев. — М., 2001.
  50. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности/ А. Н.Леонтьев. — М.: Смысл, 2003.
  51. Лурия, А. Р. Язык и сознание/ А. Р.Лурия. — М.: Изд-во МГУ, 1998.
  52. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника/ А. А.Люблинская. — М., 2000.
  53. Мамардашвили, М.К. Формы и содержание мышления/ М.К.Мамардашвили. — М.: Высшая школа, 2001.
  54. Маркова, А. К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте/ А. К.Маркова, А. Г.Лидере, Б. Л.Яковлева. — Петрозаводск, 2002.
  55. Микадзе, Ю. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников/ Ю. В.Микадзе, Н. К.Корсакова. — М., 2004.
  56. Минкин, Е.М. От игры к знаниям/ Е.М.Минкин. –– М., 2003.
  57. Мухина, В. С. Возрастная психология/ В. С.Мухина. — М., 2007.
  58. Немов, Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн/ Р.С.Немов. — М.: Владос, 2000.
  59. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры/ Б.П.Никитин. –– М., 2000.
  60. Нойманн, Э. Происхождение и развитие сознания/ Э.Нойманн. — М.: Рефлбук, 2004.
  61. Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 2004.
  62. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Пер. с франц. / Ж.Пиаже — М.: Педагогика, 2001.
  63. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии/ П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров. –– М.: РПА, 2006.
  64. Поддьяков, Н. Н. Особенности образного мышления детей в конструктивной деятельности/ Н. Н.Поддьяков, В. Б. Синельников //Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Вып. 4. — Душанбе: Дониш, 1974.
  65. Потебня, А. А. Мысль и язык/ А. А.Потебня. — М.: СИНТО, 1993.
  66. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1990.
  67. Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В.В.Давыдова. — М., 1994.
  68. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. М. В. Зверевой. — М., 1993.
  69. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности/ Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1998.
  70. Розанов, В.В. О понимании/ В.В. Розанов. — С-Пб.: Наука, 1994.
  71. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования/ С. Л. Рубинштейн. — М., 1958.
  72. Рубинштейн, С. Я. О воспитании привычек у детей/ С. Л. Рубинштейн.. — М., 1996.
  73. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии в 2 т. T.I / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 2004.
  74. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К.Селевко. –– М., 1998.
  75. Слободчиков, В.И. Психология человека: Основы психологической антропологии/ В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. — М.: Школа—Пресс, 1995.
  76. Соколов, А. Н. Внутренняя речь и мышление/ А. Н.Соколов. — М.: Просвещение, 1968.
  77. Спиваковский, А. С. Игра –– это серьезно/ А. С.Спиваковский. –– М., 1991.
  78. Старовойтенко, Е. Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни/ Е. Б.Старовойтенко. — М., 2001.
  79. Талызина, И. Ф. Управление процессом усвоения знаний/ И. Ф.Талызина. — М., 2003.
  80. Тихомиров, O.K. Психология мышления/ O.K.Тихомиров. — М.: Изд-во МГУ, 1984.
  81. Хабиб, Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся/ Р.А.Хабиб. М.: Педагогика, 1979.
  82. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования/ М. А.Холодная. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997.
  83. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности/ В.Д.Шадриков. — М.: Наука, 1994.
  84. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И.Шамова. – М.: Педагогика, 1982.
  85. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов учащихся/ Г. И.Щукина. — М., 1988.
  86. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника/ Д. Б.Эльконин. — М., 2001.
  87. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б.Эльконин. –– М., 2003.
  88. Юнг, К.Г. Психологические типы/ К.Г.Юнг. — С-Пб: Ювента, М.: Прогресс, 1995.
  89. Якиманская, И. С. Образное мышление и его место в обучении/ И. С. Якиманская //Советская педагогика. — 1988. — № 12.
  90. Якиманская, И. С. Развивающее обучение/ И. С. Якиманская. — М., 2000.

 

Приложение

 

       Приложение  №1.

       Лабиринты.

       

 
 

       

       

 

       Приложение  №2.  

       Прочти  название мультфильма.

         

 

        Приложение №3. 

       Соедини буквы.

       

 

        Приложение №4. 

       Дорисуй фигуры.

       

 

       

Информация о работе Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников