Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей игры в развитии логического мышления.
Объект исследования: мышление младшего школьника.
Предмет исследования: особенности развития логического мышления младшего школьника в процессе игровой деятельности.
Гипотеза: Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младшего школьника будет эффективным если:
- теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитие мышления;
- выявлены особенности логического мышления у младшего школьника;

Оглавление

Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников 6
1.1. Исследования процесса мышления в психологии 6
1.2. Психологические особенности развития словесно-логического мышления у младших школьников 16
1.3. Теоретические основы использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста 32
Выводы по первой главе 48
Глава II Характеристика методических основ исследования 50
2.1 Описание диагностической программы 50
2.2 Описание развивающей программы 57
Выводы по второй главе 67
Глава III Результаты экспериментального исследования 68
3.1 Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования 68
3.2 Описание контрольного этапа исследования 73
3.3 Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования 74
Заключение 76
Литература 79

Файлы: 1 файл

Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников.docx

— 706.29 Кб (Скачать)

       Прощание. 

       Занятие 6.

       Приветствие.

       Упр.1.

       «Поиск предмета по заданным признакам»

       Цель: развитие логического мышления.

       Инструкция: Задается определенный признак, необходимо подобрать как можно больше предметов, обладающих заданным признаком.

       Начинают  с признака, отражающего внешнюю  форму предмета, а затем перейти к признакам отражающих назначение предметов, движение.

       Признак внешней формы: круглый, прозрачный, жесткий, горячий и.т.д.

       Самый активный ребенок давший наибольшее кол-во правильных ответов становится победителем.

       Упр.2.

       «Прочти название мультфильма»

       Приложение  №2. 

       Занятие 7

       Приветствие.

       Упр.1.

       «Соедини  буквы».

       Цель: Развитие логического мышления.

       Инструкция: Рисунки помогут отгадать слово  спрятанное в квадратах. Впиши его  в пустые клеточки.

       Приложение  №3.

       Упр.2.

       «Дорисуй фигуры».

       Цель: развитие мышления.

       Инструкция: дорисуй недостающие фигуры и  закрась их. Помни, что один цвет и форма в каждом ряду повторяется  только один раз. Закрась желтым карандашом все треугольники. Закрась красным карандашом все квадраты. Закрась оставшиеся фигуры синим карандашом.

       

       Прощание. 

       Занятие 8.

       Приветствие.

       Упр.1.

       «Определения»

       Цель: развитие мыслительных ассоциативных  связей.

       Инструкция: Ребятам предлагается два слова. Задача игры состоит в том, чтобы  придумать слово, находящееся между 2 задуманных предметов и служит как бы переходным мостиком «между ними». Каждый ребенок отвечает по очереди. Ответ д.б. обязательно обоснован. Например: «гусь и дерево». Переходные мостики»лететь, (гусь взлетел на дерево), спрятаться (гусь спрятался за дерево) и.т.п.

       Упр.2.

       «Заглавие».

       Цель: развитие мыслительного анализа, логического  мышления, и обобщения.

       Инструкция: Приготовьте небольшой рассказ  объемом в 12-15 предложений. Прочитайте рассказ в группе и попросите участников игры придумать к нему заглавие так, чтобы к одному рассказу придумали 5-7 названий.

       Прощание. 

       Занятие 9.

       Приветствие.

       Упр.1.

       «Поиск аналогов» .

       Цель: развитие умение выделить существенные признаки, обобщения, сравнения.

       Инструкция: называется какой-нибудь предмет. Необходимо найти как можно больше предметов, сходимые с ним по различным признакам (внешние и существенные).

       1) Вертолет.

        2) Кукла. 

       3) земля. 

       4) арбуз. 

       5) Цветок.

        6) машина.

       7) газета.

       Упр.2.

       «Сокращение»

       Цель: развитие умения выделять существенные и не существенные признаки, мыслительного  анализа.

       Инструкция: зачитывается короткий рассказ объемом 12-15 предложений. Участники игры должны передать его содержание «своими словами» используя 2-3 фразы. Необходимо отбросить мелочи, детали и сохранить самое существенное. Не разрешается допускать искажение смысла рассказа.

       Прощание. 

       Занятие 10.

       Приветствие.

       Упр.1.

       «Способы  применения предмета»

       Задается  какой-нибудь предмет, необходимо назвать  как можно больше способов его применению: Например: книга, автомобиль, помидор, дождь, желудь, ягода. Кто из ребят наиболее активно участвовал и дал наибольшее кол-во верных ответов, становится победителем.

       Упр.2.

       «Задача Ломанная кривая»

       Цель: развитие логического мышления.

       Инструкция: Попробуйте не отрывая карандаша  от бумаги и не проводя дважды одну и ту же линию, нарисовать конверт.

Выводы  по второй главе

       С целью выявления особенностей развития логического мышления была разработана  диагностическая программа, которая  включила в себя следующие методики:

    • «Исключение понятий» для исследования способности к классификации и анализу,
    • Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах для определения степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов;
    • «Последовательность событий» для определения способности к логическому мышлению, обобщению
    • «Сравнение понятий» для определения уровня сформированность операции сравнения у младших школьников

       С целью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью дидактических игр была разработана коррекционно-развивающая программа, включающая 10 занятий.

       Итогом  ее реализации должно стать повышение  уровня логического мышления младших  школьников

 

Глава III   Результаты экспериментального исследования

       3.1 Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования

       Результаты  диагностической программы представлены в сводной таблице.

       Таблица 1

       Сводная таблица результатов диагностического исследования

Имя Фамилия Методики
1 2 3 4
1 Алина М. высокий средний высокий высокий
2 Антон С.* низкий низкий средний низкий
3 Светлана М.* средний низкий средний низкий
4 Андрей Р.* низкий средний средний низкий
5 Андрей П.* низкий низкий низкий средний
6 Станислав С. высокий высокий высокий средний
7 Дарья Г. средний очень высокий высокий высокий
8 Елизавета Р.* средний средний высокий низкий
9 Валерия С.* низкий средний средний низкий
10 Сергей Д.* средний низкий средний средний
11 Александра  В. высокий высокий средний высокий
12 Марк Б* низкий средний низкий низкий
13 Екатерина А. высокий средний средний высокий
14 Карина Г.* средний низкий высокий низкий
15 Лидия В.* средний низкий средний средний
 

       Качественный  анализ результатов  констатирующего  этапа исследования.

       Методика  №1 «Исключение понятий»

       Обработка и анализ.

       В ходе проведения данной методики удалось  выявить, что из 15 человек – 10 выполнили задание правильно (высокий и средний уровень), т.е. способны к классификации и анализу, 5 человек показали низкий уровень.

       Ученики которые правильно выполнили  задание, обладают надлежащим уровнем классификации и анализа.

       Вывод: результаты исследования показали уровень  развития способностей у учащихся: 27% - высокий уровень, 33% - низкий уровень, 40% - средний.

       

Рисунок 1. Уровень развития способностей к классификации и анализу 

       Методика  №2.

       Обработка и анализ.

       В ходе проведения данной методики выяснилось что из 15 человек – 9 выполнили  задание правильно (высокий и  средний уровень), т.е. учащиеся обладают такими операциями мышления, как определения  понятий, выяснение причин, выявления сходства и различий в объектах, 6 человек показали низкий уровень развития данных операций мышления. Из результатов данной методики мы можем судить о степени развитости интеллектуальных процессов у учащихся: 13% - высокий уровень, 40% - низкий, средний – 40%, очень высокий – 7%

       

       Рисунок 2. Уровень определения понятий, выяснения причин, выявления сходства и различий в объектах 

       3. Методика №3

       Обработка и анализ.

       В ходе проведения данной методики удалось  выявить, что из 15 человек – 13 справились с заданием (высокий и средний уровень, 2 школьника показали низкий уровень).

       Таким образом, исходя из полученных результатов  можно сделать вывод, что ученики  показавшие высокий и средний  уровень, способны к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

       Результаты  исследования показали нам степень  развитости у ребенка логического  мышления и интеллектуальных процессов: 33% - высокий уровень, средний – 54%, низкий – 13%

       

Рисунок 3. Уровень логического мышления 

       4. Методика №4

       Обработка и анализ.

       В ходе проведения данной методики выяснилось что из 15 человек – 8 выполнили  задание, показав средний и высокий  уровень, 7 человек не справились, показав низкий уровень.

       Учащиеся, которые выполнили задание обладают сформированностью операции сравнения.

       В данной методике проводилось два  вида обработки результатов: качественный и количественный.

       Учащиеся  которые показали хороший результат  по количеству, они так же хорошо, оценивая по качественному анализу  использовали родовые понятия и  больше указывали сходства в задачах 2 и 3 групп, чем те кто показал низкий уровень.

       Результаты  данной методики показывают, что операции сравнения владеют 27% учащихся, которые  показали высокий уровень, так же 27% показали средний уровень, и 46% низкий уровень.

         

Рисунок 4. Уровень сформированности операций сравнения 

       Таким образом исходя из полученных результатов  констатирующего этапа исследования можно говорить о том, что с  детьми необходимо проводить коррекционно-развивающую программу направленную на развитие логического мышления в целом.

       На  основе полученных результатов была создана группа детей которые показали средний и низкий уровень развития логического мышления. В данную программу вошло 10 детей.

 

        3.2 Описание контрольного этапа исследования

 

       После проведения коррекционно-развивающей  работы с детьми были проведены те же методики что и на констатирующем этапе исследования.

       Результаты  контрольного этапа исследования представлены в сводной таблице.

       Таблица 2

       Сводная таблица результатов контрольного этапа исследования

Имя Фамилия Методики
1 2 3 4
1 Антон С. средний средний высокий низкий
2 Светлана М. высокий средний средний средний
3 Андрей Р. высокий низкий средний низкий
4 Андрей П. низкий средний средний средний
5 Елизавета С. высокий высокий средний средний
6 Валерия С. низкий средний высокий средний
7 Сергей Д. высокий низкий средний высокий
8 Марк Б. средний низкий средний средний
9 Карина Г. средний средний высокий средний
10 Лидия В. средний средний высокий низкий

Информация о работе Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников