Разработка эффективной команды по методу соционики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить влияние социотипа на успешность выполнения того или иного вида профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Проанализировать литературные источники по данной теме;
Подобрать методики для исследования;
Выявить социотип у испытуемого;
Установить влияние социотипа специалиста на успешность выполнения определенного вида профессиональной деятельности.

Оглавление

Введение 3
1 Социотип человека как основа формирования эффективной команды 5
1.1 Социотипы и их особенности 5
1.2.Создание эффективной рабочей команды с помощью соционики. 8
2. Разработка эффективной команды по методу соционики 13
2.1 Методическая основа разработки решения 13
2.2. Разработка решения формированию эффективной команды 14
Заключение 24
Список использованных источников 25
Приложения 27

Файлы: 4 файла

Приложение 3.doc

— 283.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 4.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение социотип.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

социотип.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

     Таблица 2.3

Характеристика  мотивационного ядра сотрудников гостиницы  «Маяк»

 
Должность
 
Мотивационное ядро
Недостатки

мотивационного  ядра

1 2 3
Front Office Manager Ориентация  на личный успех, признание вышестоящим  руководством Стремление  достичь цели «любой ценой»
Администратор смены – 1 Ориентация  на личный успех, признание вышестоящим  руководством Стремление  достичь цели «любой ценой»
Администратор смены – 2 Ориентация  на процесс решения задач, признание  коллегами, направленность на развитие карьеры, стремление к власти Нередкое нарушение  сроков решения задачи
Администратор смены – 3 Ориентация  на процесс решения задач, признание  коллегами, направленность на развитие карьеры, стремление к власти Нередкое нарушение  сроков решения задачи
Горничная – 1 Ориентация  на личный успех, признание вышестоящим  руководством Стремление  достичь цели «любой ценой»
Горничная – 2 Ориентация  на личный успех, признание вышестоящим  руководством Стремление  достичь цели «любой ценой»
Горничная – 3 Ориентация  на личный успех, признание вышестоящим  руководством Стремление  достичь цели «любой ценой»
Горничная – 4 Ориентация  на процесс решения задач, признание  коллегами, направленность на развитие карьеры, стремление к власти Нередкое нарушение сроков решения задачи
Горничная – 5 Ориентация  на личный успех, признание вышестоящим  руководством Стремление  достичь цели «любой ценой»
Горничная – 6 Ориентация  на процесс общения с окружающими людьми, общественное признание, стремление к власти Срыв качества решения задач
Горничная – 7 Ориентация  на процесс решения задач, признание  коллегами, направленность на развитие карьеры, стремление к власти Нередкое нарушение  сроков решения задачи
Горничная – 8 Ориентация  на помощь окружающим людям, социальная поддержка Назойливость  в навязывании услуг
Горничная – 9 Ориентация  на процесс общения с окружающими людьми, общественное признание, стремление к власти Срыв качества решения задач
Подносчик – 1 Ориентация  на процесс решения задач, признание  коллегами, направленность на развитие карьеры, стремление к власти Нередкое нарушение  сроков решения задачи
Подносчик – 2 Ориентация  на личный успех, признание вышестоящим  руководством Стремление  достичь цели «любой ценой»
Старший охранник Ориентация  на процесс решения задач, признание коллегами, направленность на развитие карьеры, стремление к власти Нередкое нарушение  сроков решения задачи
Охранник  – 1 Ориентация  на процесс решения задач, признание  коллегами, направленность на развитие карьеры, стремление к власти Нередкое нарушение  сроков решения задачи

Окончание таблицы 2.3 

1 2 3
Охранник  – 2 Ориентация  на процесс общения с окружающими людьми, общественное признание, стремление к власти Срыв качества решения задач
Охранник  – 3 Ориентация  на процесс общения с окружающими людьми, общественное признание, стремление к власти Срыв качества решения задач
 

     Основываясь на данных проведенного анализа можно  сделать заключение, что наибольшая часть персонала нацелена на решение  своих собственных задач. Несмотря на ограниченные возможности карьерного роста именно данный мотив является превалирующим для большинства сотрудников гостиницы «Маяк». Лишь небольшая доля персонала в основе своей мотивации имеет ориентацию на общение с клиентами. В итоге большая часть рабочего времени тратится на решение своих личных отношений в коллективе, в связи со стремлением большей части персонала к лидерству. Итогом данной ситуации является повышенная конфликтность, диагностированная в коллективе, а также отрицательное воздействие на мотивацию карьерных ожиданий.

     Данное  обстоятельство на наш взгляд недопустимо  с точки зрения создания эффективной  системы стимулирования.

     Прежде  чем предложить оптимальные схемы  формирования рабочих смен, важно  рассмотреть полученную информацию в другом ракурсе: «суммарная» склонность каждого сотрудника к сотрудничеству и конфликтам в данном конкретном коллективе.

     Для решения вопроса о формировании эффективных команд было проведено  исследование конфликтности, результаты которого представлены в таблице  2.4.

     Исследование  конфликтности проводили по методике, отображенной в Приложении 4. 

     Таблица 2.4

Потенциальная склонность сотрудников к конфликтам и сотрудничеству в сложившемся  коллективе гостиницы «Маяк»

Должность Зоны  сотрудничества Зоны  конфликтов
с руководством с основным персоналом с обслуживающим  персоналом с руководством с основным персоналом с обслуживающим  персоналом
Front Office Manager 1 4 1 0 1 1
Администратор смены – 1 1 4 1 0 1 1
Администратор смены – 2 1 2 3 0 2 0
Администратор смены – 3 1 2 3 0 2 0
Горничная – 1 0 1 2 0 2 0
Горничная – 2 2 3 1 0 1 1
Горничная – 3 2 3 1 2 1 4
Горничная – 4 2 1 3 0 2 0
Горничная – 5 2 3 1 0 1 1
Горничная – 6 0 1 2 4 3 3
Горничная – 7 0 0 0 0 2 0
Горничная – 8 2 1 3 0 2 0
Горничная – 9 2 3 0 0 2 0
Технический специалист – 1 2 2 2 2 2 3
Технический специалист – 2 2 3 0 0 1 1
Старший охранник 2 2 2 0 2 0
Охранник  – 1 2 2 2 0 2 0
Охранник  – 2 0 2 1 0 1 1
Охранник  – 3 0 2 1 0 1 1

 

     Таблица 2.5

     Характеристика  отношений социотипов персонала  гостиницы «Маяк», февраль 2011г.

№ п/п Социотип Должность № п/п
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
1 Максим Front Office Manager   Т Ро Ро Пп Т З Ро Т Ск Ми Сэ А К Т Ро Ро Сэ Сэ
2 Максим Администратор смены – 1     Ро Ро Пп Т З Ро Т Ск Ми Сэ А К Т Ро Ро Сэ Сэ
3 Робеспьер Администратор смены – 2       Т Ми Ро К Т Ро К Пп А Сэ З Ро Т Т Де Де
4 Робеспьер Администратор смены – 3         Ми Ро К Т Ро К Пп А Сэ З Ро Т Т Де Де
5 Штирлиц Горничная – 1           Пп Кт Ми Пп А Ро К К Сэ Пп Ми Ми Д Д
6 Максим Горничная – 2             З Ро Т К Ми Сэ А К Т Ро Ро Сэ Сэ
7 Жуков Горничная – 3               К З Сэ Сэ Ми Д Де З К К К К
8 Робеспьер Горничная – 4                 Ро К Пп А Сэ З Ро Т Т Де Де
9 Максим Горничная – 5                   Ск Ми Сэ А К Т Ро Ро Сэ Сэ
10 Гексли Горничная – 6                     Сэ Пд Пп Ро К К К З З
11 Джек Горничная – 7                       Ск К Кт Ми Пп Пп Пд Пд
12 Дюма Горничная – 8                         Де Д Сэ А А Сэ Сэ
13 Есенин Горничная – 9                           Ми Ро Сэ Сэ Кт Кт
14 Дон Кихот Подносчик – 1                             К З З К К
15 Максим Подносчик – 2                               Ро Ро Сэ Сэ
16 Робеспьер Старший охранник                                 Т Де Де
17 Робеспьер Охранник – 1                                   Де Де
18 Достоевский Охранник – 2                                     Т
19 Достоевский Охранник – 3                                      

 

     В результате социометрического исследования в части комфортности взаимодействия сотрудников гостиницы «Маяк» можно сделать следующие выводы:

  1. общую конфликтность в коллективе можно охарактеризовать как низкую. В частности, если не учитывать трех сотрудников, обладающих высоким потенциалом конфликтности в данном коллективе (горничные 3 и 6 и подносчик 1), то среднее количество потенциальных конфликтных зон у каждого сотрудника равно двум;
  2. руководство гостиницы обладает низким уровнем потенциала конфликтности в данном коллективе. Кроме того, внутри аппарата управления зоны возникновения конфликтов отсутствуют, и наблюдается склонность к сотрудничеству;
  3. в аппарате службы безопасности потенциальные зоны возникновения конфликтов также отсутствуют, однако склонность к сотрудничеству невысока. С учетом характера выполняемой работы эта ситуация является допустимой;
  4. среди основного персонала есть двое сотрудников, обладающих высоким потенциалом конфликтности (горничные 3 и 6). Причем, если у горничной 3 потенциально могут возникать конфликты только с двумя представителями руководства и одним непосредственным коллегой, то у горничной 6 потенциально конфликтные отношения со всем руководством и тремя непосредственными коллегами. Данная ситуация требует особого внимания при формировании смен;
  5. среди обслуживающего персонала есть одни сотрудник с потенциально высоким уровнем конфликтности для данного коллектива. В тоже время, учитывая специфику его труда, редкие и эпизодические контакты с клиентами гостиницы и эпизодическое взаимодействие с персоналом, данное положение можно скорректировать.

     Исследование  табеля учета рабочего времени за 2010 год по гостинице «Маяк» позволило выявить следующие обстоятельства:

  • планомерность формирования рабочих смен основного и управленческого персонала отсутствует, т.е. смены формируются «по ситуации»;
  • в 56% случаев состав смен складывался таким образом, что возникало 2 и более потенциальных конфликтных зоны.

     Результатом проведенного исследования и полученных выводов является комплекс следующих  предлагаемых мероприятий, направленных на повышение трудовой мотивации персонала гостиницы «Маяк».

     1. Необходимо выполнять принцип  формирования эффективных команд. В частности необходимо либо  обеспечить отсутствие потенциальных  конфликтных зон в команде  смены, либо минимизировать вероятность развития конфликтов за счет компенсации наличием зон сотрудничества и позитивного взаимодействия. При имеющемся кадровом составе данный принцип наиболее полно реализуется при выполнении следующих условий:

  • смена, возглавляемая администратором 1, должна включать горничных 3, 6 и 9. В данном случае отсутствует потенциал конфликтов по типу «начальник-подчиненный». Кроме того, высокая конфликтность горничной 6 компенсируется зонами сотрудничества администратора и двух других горничных при отсутствии зон потенциальных взаимных конфликтов всех трех горничных;
  • смена, возглавляемая администратором 2, должна включать горничных 4, 5 и 8. Данная смена вообще не содержит зон потенциальных конфликтов, но в тоже время имеет зоны сотрудничества;
  • смена, возглавляемая администратором 3, должна включать горничных 1, 2 и 7. Данная смена хоть и не содержит потенциальных зон конфликтов, но также и не предполагает развития сотрудничества, т.е. каждый будет просто выполнять свои функции. Негативным моментом в данной смене может стать низкая коммуникативная активность, что потребует дальнейшего мониторинга и, возможно, вмешательства в ситуацию с целью формирования дополнительных общих интересов в команде и создания нормальной коммуникации;
  • сменность сотрудников службы охраны принципиального значения не имеет, как в силу ограниченности их взаимодействия с коллективом, так и в силу отсутствия внутренних конфликтов в данной службе;
  • подносчик 1, в силу высокой потенциальной конфликтности, лучше всего работать при администраторах смены 2 и 3, с которыми у него имеется возможность эффективного взаимодействия. Необходимо избегать постановки его в график одновременно с администратором смены 1, а, по возможности, – с охранниками 2 и 3.
 

     Результатом такого подхода к формированию смен в гостинице должно стать существенное повышение коммуникабельности персонала как внутри коллектива, так и с клиентами, повышение скорости решения текущих производственных вопросов и степени удовлетворенности сотрудников содержанием труда. Таким образом, производительность труда возрастет, как напрямую, так и косвенно, через рост трудовой мотивации.

     2. Необходимо обеспечить вовлечение  основного персонала гостиницы  в процесс разработки и принятия управленческих решений по ряду направлений:

  • в текущее планирование деятельности гостиницы (например, через использование встречной техники организации планирования или организацию планирования «снизу-вверх»);
  • в разработку решений, касающихся повышения качества и конкурентоспособности услуг, предоставляемых гостиницей;
  • в процессе разработки и корректировки величины нормативных показателей, влияющих на уровень коэффициента трудового участия.

Информация о работе Разработка эффективной команды по методу соционики