Психосоматические заболевания у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:51, контрольная работа

Краткое описание

Проблема психосоматических расстройств и повышенной тревожности у детей дошкольного возраста, принципы и методы их терапии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….2
1. Понятие о психосоматическом расстройстве…………………………….3
2. Классификация психосоматических заболеваний……………………….4
3. Факторы риска возникновения у детей дошкольного возраста психосоматических заболеваний………….6
4. Психосоматические симптомы и синдромы у детей дошкольного
возраста………………………………………………………………………..8
5. Терапия психосоматических расстройств у детей…………………… 10
Заключение…………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

контрольная настоящая.docx

— 38.54 Кб (Скачать)

      Гипноз

    Гипноз - лечение внушением. С помощью гипноза устраняют острую функциональную симптоматику: рвоту, диарею (понос), приступы бронхиальной астмы. При гипнозе сознание пациента суживается, полностью лишается воли и контролируется врачом. На гипнотическое внушение опирается и аутогенная тренировка (АГТ) - один из активных методов коллективно-индивидуальной психотерапии. АГТ осуществляется через приемы самоубеждения и самовоспитания, является интеллектуальным и волевым процессом, рационально перестраивающим личность. АГТ воспитывает у пациента самостоятельность, чувство ответственности, инициативность, независимость.

    Реализации  своих целей АГТ достигает косвенно - за счет условных физиологических реакций, вызванных словами и представлениями, связанными с этими словами. Вначале появляется мысль, затем слова, произнесенные шепотом или мысленно. Мысль всегда вызывает ответную реакцию - движение, действие. Сочетание повторных самовнушений с повторными образными представлениями в избранном положении приводит через условно-рефлекторные связи нервной системы к ответственным специфическим физиологическим реакциям; в результате у человека появляется чувство спокойствия, расслабления, тепла, свободного дыхания, улучшается аппетит.

    Телесно-центрированные методики

    Этот  метод психотерапии осуществляется через телесное самовосприятие к  упражнениям по снятию напряженности, основанным на АГТ. На первом этапе (2--3 месяца) пациента обучают переживать состояние покоя, чувства тяжести  и теплоты, которые он затем в  течение дня может вызывать у  себя сам. Второй этап ведет к общему телесному и душевному расслаблению, духовному самопогружению. К телесно-центрированным методикам относится также функциональная разрядка, позволяющая снимать напряжение и изменять самовосприятие. Пациент  должен почувствовать определенные части тела и привести их во внутреннюю связь с другими частями тела. Одновременно преодолеваются напряжение и отчуждение, а целью лечения  является обретение себя через свое тело. В концентрационной двигательной терапии используется восприятие своего тела, движения и совместные с другими  пациентами упражнения (вести кого-то и быть ведомым, касаться кого-то и  позволять прикасаться к себе). Последние две методики показаны при функциональных психосоматозах и соматических синдромах.

      Суггестивные и упражняющие методики

    Ориентированы на выполнение определенных упражнений по указаниям врача. Методики влияют на внешнее и внутреннее поведение  больного, специальные формулировки, позитивные высказывания оказывают  ему психическую поддержку и  способствуют внутреннему равновесию. Показаны при лечении головной боли и других видов болевого синдрома.

    Стационарная  психотерапия

    При лечении в стационаре используют методики терапии образами и концентрационную двигательную терапию.

    Группы  самопомощи

    Группы  самопомощи нацелены на общение пациентов  между собой (обсуждаются связанные  с их болезнью психические и социальные последствия), а также на улучшение  сотрудничества с врачом; в таких  группах при беседах с «товарищами  по несчастью» пациенты быстрее находят  решение своей проблемы, становятся более самостоятельными и зрелыми. Полезно создание групп самопомощи при таких психосоматических  расстройствах, как нарушение аппетита, особенно при ожирении, алкоголизме  и наркомании. Физиотерапия, бальнеотерапия и курортотерапия

      Физиотерапия (ФТ)

    Физиотерапия - лечение физическими факторами. ФТ оказывает рефлекторное, местное противовоспалительное действие, улучшает функции органов, метаболизм и микроциркуляцию, используется для введения лекарственных средств (седативных, тонизирующих, анальгетических). Общими противопоказаниями к применению физиотерапии у детей являются заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, болезни крови, эпилепсия, злокачественные новообразования.

      Гидро- и бальнеотерапия

    Гидротерапия (ГТ) - водолечение с использованием пресной воды различной температуры. Бальнеотерапия (БТ) - лечение с использованием минеральных вод. Водолечение известно с древних времен. Холодная вода обладает общетонизирующим и стимулирующим эффектом; теплая - противовоспалительным и нормализующим обмен веществ эффектом; горячая - потогонным и повышающим обмен веществ эффектом. Вода индифферентной температуры (34--37 °С) оказывает седативное действие. Водолечение включает использование ванн, душей, купаний, обливаний, обтираний, укутываний, лечебных гимнастик в воде (гидрокинезотерапия) и подводного душа-массажа. В основе действия душа лежит термическое и механическое раздражение кожи и слизистых: удары воды, стекание капель и струй. Положительное влияние оказывают образующиеся во время процедур гидроаэроионы. Души оказывают тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшают трофические и репаративные процессы. Души особенно показаны детям с функциональными расстройствами.

    Бальнеотерапия  включает наружное применение минеральных  вод в виде ванн, для внутриполостных  процедур и питьевое лечение. Лечебное действие ванн складывается из влияния  температурного, гидростатического, механического  и химического факторов. Углекислые ванны воздействуют на систему кровообращения, дыхания и обмен веществ. Солевые (хлоридные, йодобромные) оказывают  болеутоляющее, успокаивающее действие. Азотные дают седативное и болеутоляющее  действие. Сероводородные ванны восстанавливают  равновесие нервных процессов, системы  иммунитета. Радоновые ванны оказывают  успокаивающее и болеутоляющее  действие.

    Курортотерапия (КТ)

    Курортотерапия (КТ) - лечение посредством природных  лечебных средств (благоприятным климатом, минеральными водами, лечебными грязями).

    По  характеру природных лечебных средств  курорты делят на три группы:

    - бальнеологические (с основным  лечебным фактором в виде минеральных  вод, применяемых в форме ванн, душей, купания, для питья, ингаляций  и т. д.);

    - грязевые с использованием иловых (грязь соляных озер), сапропелевых (иловая грязь пресных озер), торфяных  грязей в виде аппликаций и  тампонов;

    - климатические с использованием  целебных особенностей, обусловленных  географическим положением местности,  ее рельефом, растительностью и высотой над уровнем моря с лечением воздушными и солнечными ваннами, а также купанием.

    Противопоказания  к курортотерапии: все заболевания  в фазе обострения, аномалии, требующие  хирургического вмешательства, опухоли, инфекционные заболевания.

    Общие принципы нетрадиционной терапии:

    К нетрадиционной терапии относят рефлексотерапию - лечение путем воздействия на биологически активные точки, расположенные на поверхности тела пациента.

    Основа  рефлексотерапии - рефлекторный принцип, в результате которого включаются физиологические защитные механизмы центральной и вегетативной нервной системы, нормализующие регуляцию органов и систем и купирующие болевой синдром.

    Способы воздействия на биологически активные точки:

    - иглами - иглорефлексотерапия (ИРТ);

    - точечный массаж;

    - магнитопунктура.

    При психосоматических расстройствах  воздействуют на биологически активные точки - противоболевые, седативные, тонизирующие, общеукрепляющие, точки пяти элементов - дерева, огня, земли, металла и воды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Среди детского населения широко распространены психосоматические расстройства. На сегодняшний день нет единого  мнения касающиеся определения понятия  «психосоматическое расстройство», его  классификации, единого подхода  к диагностике и лечению. Патогенез  сложен. Клиника малоструктуирована и отличается не соответствием жалоб  объективным данным. ПСР могут  быть как соматическим проявлением  невротических расстройств и  психических заболеваний, конверсионных  расстройств, так и невротическим сопровождением заболеваний не психотического уровня.

    Терапия данного типа расстройств требует  комплексного подхода со стороны  педиатров, психиатров и психотерапевтов. Большое значение для терапии  и профилактики имеют осознание  ребенком собственного «я» в рамках клинической картины собственного заболевания, социальные и микросоциальные  факторы.

    Неоценимую  помощь в повседневной практике врача  интерниста могут оказать меры по обоснованности терапии и дифференциальный подход к профилактике возникновения  данных состояний у детей. Комплексная  помощь детям с психосоматическими расстройствами должна предотвратить  развитие ребенка по невротическому типу и фиксацию болезненных состояний.  

      
 
 
 
 

Список  использованных источников

1. Александр  Ф. Психосоматическая медицина М.. 2009.

2. Астапов В.Н.  Функциональный подход к изучению  состояния тревоги.

3. Бернс. Развитие  Я-концепции и воспитание. - М., 2010.

4. //Психологический  журнал, 1992. Т.13 №5.

5. Исаев Д.Н.  Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 2006.

6. Исаев Д.Н.  Психосоматические расстройства  у детей: Руководство для врачей. СПб:, Питер, 2000, 3 - 500 с.

7. Карвасарский  Б.Д. Медицинская психология. Л., 2002, 139-167 с.

8. Кочубей Б.  Детские тревоги; что, откуда, почему? //Семья и школа.- М., 1988.

9. Немов Р.С.  Психология. Учебник для студентов  высших педагогических учебных  заведений в 2-х кн. Кн. 2. Психология образования.- М., 2004.

10. Николаева  В.В., Арина Г.А. Принципы синдромного  анализа в психологическом изучении  телесности. // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. М., 2008.

11. Осипова А.А.  Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский  психолого-социальный институт; Воронеж:  НПО «МОДЕК», 2009.

12. Практическая  психодиагностика. Методика и тесты  /Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2010.

13. Психологический  словарь /под ред. Давыдова В.В.-М.,2003.

14. Соколова Е.Т., Николаева В.В. "Особенности личности  при пограничных расстройствах  и соматических заболеваниях", М., 2005 г.

15. Эйдемиллер  Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. М., 2010, с.17-27 и 127-142.

Информация о работе Психосоматические заболевания у детей дошкольного возраста