Психосоматические заболевания у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:51, контрольная работа

Краткое описание

Проблема психосоматических расстройств и повышенной тревожности у детей дошкольного возраста, принципы и методы их терапии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….2
1. Понятие о психосоматическом расстройстве…………………………….3
2. Классификация психосоматических заболеваний……………………….4
3. Факторы риска возникновения у детей дошкольного возраста психосоматических заболеваний………….6
4. Психосоматические симптомы и синдромы у детей дошкольного
возраста………………………………………………………………………..8
5. Терапия психосоматических расстройств у детей…………………… 10
Заключение…………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

контрольная настоящая.docx

— 38.54 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

1. Понятие о  психосоматическом расстройстве…………………………….3

2. Классификация психосоматических заболеваний……………………….4

3. Факторы риска возникновения у детей дошкольного возраста психосоматических заболеваний…………………………………………….6

4. Психосоматические симптомы и синдромы у детей дошкольного

возраста………………………………………………………………………..8

5. Терапия психосоматических расстройств у детей……………………   10

Заключение…………………………………………………………………..19

Список литературы………………………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Психосоматические соотношения это проблема не сегодняшнего дня и не только медицинская и  социальная проблема. В широком смысле этого слова - это проблема существования  человека.

    На  сегодняшний день психосоматические  расстройства у детей дошкольного  возраста являются очень важной проблемой, как для психологов, так и для  практического здравоохранения.

    Неумение  распознать эту патологию часто  приводит к тому, что истинный диагноз  устанавливается спустя многие годы после возникновения первых проявлений болезни. Возникновение и дальнейшее развитие психосоматических нарушений  приводит к становлению большинства  патологических состояний, особенно в  раннем возрастном периоде, что требует  максимально ранней диагностики  и лечения этих расстройств, которые  нередко взаимно дополняются  и усиливаются, а в ряде случаев  утяжеляют проявления основного  заболевания (соматического или  психического).

    Проблема  психосоматических расстройств  и повышенной тревожности у детей  дошкольного возраста достаточно актуальна  в современном мире и нуждается  в детальном разборе для того, чтобы наконец-то найти ответ  на интересующий многих вопрос: «Почему  так часто дети подвержены нервным  и психическим расстройствам, и  как можно предотвратить, или  хотя бы немножко сгладить и уменьшить  последствия всех переживаний?»  Если будет найден ответ на этот вопрос, то для многих это станет настоящим спасением, ведь каждый любящий  родитель и уважающий себя воспитатель  хотят избежать того, чтобы их дети чувствовали себя несчастными и  обреченными.

    Но  мы ведь даже представить себе не можем, как тяжело дошкольнику приспособиться к новому миру: ему нужно привыкнуть к новым условиям.  
 

    1. Понятие о психосоматическом расстройстве

    Определение психосоматических расстройств  было впервые дано психоаналитиками, в частности, L. Halliday в 1943 году: --Психосоматическим  заболеванием следует считать такое, природа которого может быть понята только из установления несомненного влияния эмоционального фактора  на физическое состояние--. В своем  определении автор также подчеркивает, что природа психосоматического заболевания обязательно включает эмоциональный фактор и добавляет, что к психосоматическим заболеваниям приложима следующая шести членная  формула: особенности этиологии  и течения (этиология -- это эмоциональные  нарушения, течение -- это развитие клинических  проявлений в последующем); тип личности, т.е. подчеркивание личностных особенностей как отдельного фактора; особенности  пола; взаимодействие с другими заболеваниями; семейные особенности; фазность течения.

    Психосоматические расстройства - это большой круг расстройств, объединяющие в себе и  депрессивные расстройства с соматическими  нарушениями, и различные психические  расстройства, включающие, в той  или иной мере, соматические, которые, на каком-то этапе заболевания, преобладают  и расцениваются как просто соматические без связи или в связи с  психическими нарушениями.

    Термин  «психосоматика» включает в себя 2 понятия: с одной стороны, сюда относится  группа расстройств, в клинической  картине и динамике которых важное место занимают как телесно-органные дисфункции, так и психопатологические  проявления; с другой стороны, под  «психосоматикой» понимается не столько  группа болезненных состояний, сколько  определенный методологический подход или образ научного мышления в  медицине. Основу указанного подхода  составляет исследование характера  взаимосвязи между психическими и соматическими сдвигами.

    К настоящему времени установлены  некоторые особенности эмоциональной  жизни детей.

    Во-первых, эмоции у ребенка кратковременны. Они редко длятся больше нескольких минут и, как правило, быстро исчезают. Но при повторении отрицательных  эмоций, может формироваться пониженное настроение, депрессивное состояние.

    Во-вторых, эмоции ребенка интенсивны. На какой-либо пустяк ребенок может дать выраженную эмоциональную реакцию. Мы видели детей, которые в ответ на помещение  их в детский сад, ясли давали выраженные (субшоковые) аффективные (психосоматические) реакции. Иногда дети способны дать реакцию, которая может сделать их инвалидами на всю жизнь. У них относительно слабый раздражитель может вызвать  такие бурные реакции как страх, гнев, радость. У возбудимых детей, в  отличие от уравновешенных, чаще проявляются  негативные эмоции. Вообще, негативные эмоции возникают гораздо чаще позитивных не только у детей, но и у взрослых. 

    2. Классификация психосоматических заболеваний

    У детей психоаналитики (L.Krisler,1994) выделяют по локализационному принципу расстройства с неврологическими проявлениями (сюда они относят нарушения сна  и судороги), отклоняющееся пищевое  поведение (анорексия, рвота, геофагия, копрофагия, трихофагия, т.е. поедание земли, кала и волос, извращенный  аппетит). Также выделяются расстройства пищеварения в первые полгода  жизни: запоры, понос, колиты, раздражимость  ободочной кишки. К ним присоединяют также заболевания дыхательных  путей: спастический плач, астму, поражения  носоглотки, болезненные отиты, бронхиты, рецидивирующие пневмопатии. Из кожных заболеваний выделяются экзема, крапивница, алопеция, псориаз. Все эти заболевания  относятся к психосоматическим  расстройствам. Наряду с этим выделяют как психосоматические такие синдромы как аллергические заболевания, истощение, задержка роста и т.д.

    Классифицируя психосоматические расстройства, некоторые  исследователи разделяют их на психогенные, психофизиологические и соматопсихические  психосоматические категории. При  психогенных заболеваниях (сюда относят  истерию, ипохондрию, булимию) наблюдаются  относительно выраженные нарушения  функций органов и систем. Психофизиологические симптомы - это всего лишь физиологические  корреляты аффекта, т.е. это не патологические состояния, тогда как большинство  психосоматических заболеваний  относятся к категории соматопсихических - психосоматических синдромов. Отличительной  особенностью возникновения этих синдромов  у детей является наличие в  детском возрасте предрасполагающих  факторов, не только определяющих биологическую  ранимость данного органа и системы, но и влияющих на психологическое  развитие. Некоторые авторы предполагают, что указанные конституциональные факторы (в частности, соматическая и эмоциональная ранимость) проявляясь, в большей степени, во взаимодействии и причинно-следственных отношениях, являются основным фактором патогенеза психосоматических расстройств.

    Как можно заметить, все исследователи  классифицируют психосоматические  расстройства, придерживаясь локализационного принципа, т.е. психосоматические расстройства выделяются на основе поражения того или иного органа или системы. Лишь некоторые исследователи предлагают подразделять психосоматические расстройства с учетом их выраженности, в частности: психосоматические реакции, психофизиологические (психосоматические) состояния и  психосоматические заболевания, т.е. сформировавшиеся заболевания с  органическим субстратом, которые вначале  возникают психогенно.

    Собственно  депрессивные расстройства, признанные в настоящее время этиологическим фактором или основным фактором патогенеза, трактуются многими исследователями достаточно обобщенно, что затрудняет терапию. Лечить больных с психосоматическими расстройствами, в основе которых лежат эмоциональные нарушения (депрессия) можно только с учетом их клинических особенностей: степени выраженности, типологического варианта и генеза. Локализацию и степень выраженности психосоматических расстройств следует учитывать при проведении симптоматического лечения, направленного на устранение функциональных нарушений отдельных органов и систем.  

    3. Факторы риска возникновения у детей дошкольного возраста психосоматических заболеваний

    Генетические:

    1. Наследственная отягощенность психическими  заболеваниями психотического и  непсихотического характера.

    2. Наследственная отягощенность психосоматическими  расстройствами.

    3. Личностные особенности родителей.

    4. Личностные особенности детей.

    Церебрально-органические:

    1. Патология беременности и родов.

    2. Нарушение вскармливания.

    3. Нарушения психомоторного развития.

    4. Травмы, операции, интоксикации.

    5. Остаточные явления раннего органического  поражения ЦНС. 

    6. Вредные привычки (патологически  привычные действия (ППД): сосание  пальца, грызение ногтей, раскачивание  туловищем, выдергивание волос  и др.).

    Микросоциальные:

    1. Плохие материально-бытовые условия  и конфликты в семье.

    2. Нарушение системы «мать -- дитя».

    3. Дефекты воспитания.

    4. Посещение детских учреждений.

    5. Наличие сестер и братьев.

    6. Неполная семья.

    7. Курение и алкоголизм у родителей.

    8. Потеря (болезнь) родителей или  близких родственников.

    9. Изменение стереотипа общения.

    10. Психоэмоциональные перегрузки.

    Наиболее  частыми причинами возникновения  отрицательных эмоций у детей  дошкольного возраста являются:

    - срыв первичного стереотипа поведения  (смена обстановки или круга  общения);

    - неправильное построение режима  дня ребенка;

    - неправильные воспитательные приемы;

    -отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;

    - создание односторонней аффективной  привязанности;

    - отсутствие единого подхода к  ребенку.

    Обобщая все это необходимо помнить: быть ребенком - это уже стресс. В раннем детском возрасте возникновение  негативных реакций более частое, в соматическом оформлении - более  выразительное. Собственные отрицательные  эмоциональные реакции у некоторых  детей могут проявляться в  виде напряженности, тревоги, непоседливости, страшных снов, некоторых дурных привычек (кусание ногтей, сосание пальца), в различных стереотипиях, трудностях разговорной речи, отсутствии аппетита, инфантильном поведении, истерических припадках.

    Так описывает отрицательные эмоциональные  проявления у детей Ю.А.Макаренко (1977), отмечая, что негативные реакции  имеют не только психические, но и  физические проявления, такие как  нарушения аппетита, истерические припадки - двигательные функциональные нарушения, которые встречаются у детей, в той или иной мере имитируя такое  тяжелое психическое заболевание, как эпилепсия, что во многих отношениях плохо сказывается на их здоровье.

Информация о работе Психосоматические заболевания у детей дошкольного возраста