Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:14, дипломная работа
Цель: определить условия психолого-педагогического сопровождения подростков во время проживания ими кризиса.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме подросткового кризиса;
2. выделить условия психолого-педагогического сопровождения;
3. рассмотреть понятия психолого-педагогического сопровождения с позиции разных авторов;
4. составить рекомендации по созданию условий психолого-педагогического сопровождения;
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса
1.1. Понятие «сопровождение» с позиций разных авторов…………………6
1.2. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте…………...1
1.3. Специфика подросткового кризиса……………………………………..
1.4. Специфика психолого-педагогического сопровождения подростков в условиях школы……………………………………………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка влияния психолого-педагогической поддержки подростков во время проживания кризиса.
2.1. Организация и методика проведения исследования…………………...
2.2. Анализ результатов проведенных диагностик, направленных на повышение самооценки и снижение агрессивности детей………………...
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
В исследовании приняли участие подростки МОУ СОШ №3 г. Камень-на-Оби в количестве 5 человек. На первом занятии была проведена диагностика «определение самооценки». Материалом для проведения теста служили лист бумаги и ручка. Перед началом подросткам были сказаны следующие слова: «Я буду вам зачитывать вопросы. Будете отвечать на вопросы, указывая, как часто для вас перечисленное, по следующей шкале: очень часто – 4балла, часто – 3 балла, иногда – 2 балла, редко – 1 балл, никогда – 0 баллов. Постарайтесь отвечать честно, то есть, как с вами случается это на самом деле». Последовательно один за другим зачитывались вопросы. Анализ результатов представлен в виде диаграммы.
Анализ полученных ответов показывает, что 2 подростков имеют низкую самооценку, а 3 – адекватную, но близкую к заниженной самооценке.
На вопросы «Я часто волнуюсь понапрасну», «Я боюсь выглядеть глупцом», «Мне не с кем поделиться своими мыслями» все подростки ответили очень часто. Это говорит о том, что подростки нуждаются в поддержке взрослого, им важно, чтобы их стали принимать такими, какие они есть.
Одной из диагностических процедур является опросник Басса- Дарки.
А.Басс, воспринявший ряд положений, разделил понятие агрессии и враждебности и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды агрессии:
1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм - оппозиционная
манера в поведении от
5. Обида - зависть и
ненависть к окружающим за дейс
6. Подозрительность - в
диапазоне от недоверия и
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины - выражает
возможное убеждение субъекта
в том, что он является плохим
человеком, что поступает зло,
а также ощущаемые им
Вопросник состоит из 40 утверждений, на который испытуемые отвечали "да" или "нет". (См. Приложение 3.)
В обработке результатов
рассматривались следующие
Общий показатель уровня агрессивности (средний балл по группе из 5 человек).
Анализ данных показывает, что у подростков преобладает физическая агрессивность (4б.), на втором месте – негативизм(3,8б.). Возможно, данные получены на основе того, что в круг специфических проблем подростка входят: нарушение роста “Я”, самонеадекватность, сомнения и неуверенность в возможностях собственного личностного роста и обусловленные ими тревожность и враждебность ребенка к окружающим.
Рассмотрим уровень агрессивности отдельно по каждому ребенку. Результаты представлены в виде столбчатых диаграмм.
Из данной диаграммы видно: у мальчика преобладает негативизм (5 положительных ответов), физическая агрессивность и чувство вины имеют по 4 положительных ответа, а раздражительность – 1 положительный ответ. Следовательно, в дальнейшее работе с данным ребенком следовало обратить большее внимание на задания по снижению негативизма.
Рассмотрев данные М.Д., следует отметить, что у подростка преобладает физическая агрессивность, имеет 5 положительных ответов. (негативизм – 4 , раздражительность – 3, а чувство вины – 1 положительный ответ), т.е. подросток часто использует физическую силу против другого. На это тоже следовало обратить внимание в разработке тренинга.
У данной девочки больше
положительных ответов
Из диаграммы видно, что у П.В. повышен негативизм и физическая агрессивность (по 4 положительных ответа). Следовательно, можно сказать о том, что подросток направлен против авторитета, для него присуще использование против других физической силы.
Анализируя результаты С.В., можно сказать о том, что данный подросток самокритичен, чувствителен к критике, часто применяет физическую силу против других, т.к. после физической агрессивности (5 положительных ответов) стоит чувство вины (3 положительных ответа, а также из личного общения с С.В.
Таким образом, можно сказать о том, что на базе полученных результатов, с целью понизить уровень агрессивности, мы постарались подобрать тренинговые задания, с учетом особенностей подростков.
Для поднятия самооценки и снижение уровня агрессивности был применен подход, в котором центральное место занимает работа по укреплению уверенности в себе, развития позитивной самооценки и представления о себе, забота о личностном росте. Для наибольшего эффекта он сочетался со вторым подходом, в котором делался упор на формирование у ребенка конструктивных взаимоотношений, а также на овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой, способствовать раскрытию внутреннего мира учащихся.
Структура занятий включала в себя следующие элементы:
Подробное содержание занятий представлено в приложении.
Занятия проводились в классе, где достаточно места для передвижения, рисования. Создавались условия для развития инициативы у детей за счет минимальных ограничений их активности: не покидать пределы комнаты до конца занятий.
На протяжении всех занятий отмечалась следующая динамика в поведении детей. На первых занятиях дети были скованными, не могли говорить о своем настроении, о своих эмоциях, опускали глаза, присутствовала закрытая поза. Но на третьем и последующих занятиях подростки начали говорить, стали чувствовать себя раскованнее.
Разминочные упражнения выбирались с учетом актуального состояния группы. Одни позволяли активизировать подростков, поднять их настроение («Клубок», «Комплименты»), другие, напротив, были направлены на снятие эмоционального напряжения («Безобразное, прекрасное»). Основное содержание составляли различные упражнения – проигрывание ситуаций, групповые дискуссии. Упражнения располагались в порядке от сложного к простому, учитывая утомление подростков. Занятия были построены на материале близком и понятном. Значимым для подростков оказались упражнения «Воздушный шар», где дети представляли свою проблему, свой страх мысленно и маркером изображали ее на воздушном шарике, а затем лопали шары. После подведения итогов выяснилось следующее, что к каждой проблеме нужно относиться проще, проблемы необходимо решать, любая проблема решаема. Важной темой также стала – «Личность». Цели данного занятия:
- познакомить и обсудить понятие «личность», «качества», «характер»;
- установить контакт с подростками.
Данная тема вызвала у подростков серьезные размышления. Некоторую сложность составило выполнение упражнений «10 – Я», «Древо личности», «Зеркало». Выяснилось, что подросткам очень сложно себя охарактеризовать, дать себе оценку, определить свои положительные качества. Это связано с особенностями возраста, когда подростку сложно самоопределиться, он не может реально находиться наедине со своим «Я». Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Но его потерянное «Я» стремится к «Мы».
Подростковый возраст обусловлен половым созреванием. Подростки самокритичны и стремятся быть лучше. Находятся в постоянном поиске чего-то нового. Построенные таким образом занятия давали возможность оценить себя, поступки других людей, правильно действовать в стрессовых ситуациях, действовать сообща, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении.
На данных занятиях дети узнали отношение к себе группы, свои хорошие качества и стороны, то, что это видят и отмечают люди. Такие дети сами имели возможность выражать, видеть, называть хорошие качества. Поддержка коллектива помогала раскрыться, подростки проявляли активное участие в играх и обсуждениях.
Вышесказанное свидетельствует о положительной динамике.
Учитывая возрастные особенности подростков, были включены следующие упражнения, направленные на снижение уровня агрессивности, и повышение уровня самооценки: «Групповой рисунок», «Только вместе», «Карусель», «Зеркало», и др.
После проведения комплекса психологических занятий мы провели фрагмент формирующего эксперимента, то есть повторно исследовали уровни самооценки и агрессивности подростков.
В результате проведения сопоставим результаты констатирующего и формирующего эксперимента, наглядно представив в виде диаграммы.
Уровень самооценки
Анализ показал, что у 3 подростков повысился уровень самооценки, что подтверждает эффективность проведенных занятий.
Сравним результаты «Уровня агрессивности»
Из полученных результатов
видно, в значительной мере уровень
агрессивности стал ниже, это тоже
говорит об эффективности комплекса
коррекционно-развивающих
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза эксперимента подтверждена и программа эффективна. Это обосновано теми изменениями, которые происходили у учащихся в процессе занятий. А именно: у учащихся снизился уровень агрессии, негативизма, следовательно, повысился уровень самооценки. Нельзя сказать, что мы ликвидировали все недостатки подростков, что дети менее стали чувствительны к критике, критически относится к родителям, избирательны в дружбе, т.к. это особенности данного возраста, и так как
занятий было проведено всего 10. Но эта программа может найти применение в практике учителя средних классов, в работе психолога-педагога, а также студентов, глубоко занимающихся этой проблемой.
Итак, если проводить занятия систематически, если осуществлять психолого-педагогическое сопровождение, можно, соответственно, повлиять на самопринятие и адекватный уровень притязаний подростка, то это будет способствовать успешности развития и проживания им кризиса.
На основе теоретического
анализа психологической
Рекомендации для учителя направлены на формирование модели поведения учителя, способствующей снижению уровня агрессивности и повышению самооценки.
Рекомендации учителям:.
Данные рекомендации направлены на
Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса