Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель: определить условия психолого-педагогического сопровождения подростков во время проживания ими кризиса.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме подросткового кризиса;
2. выделить условия психолого-педагогического сопровождения;
3. рассмотреть понятия психолого-педагогического сопровождения с позиции разных авторов;
4. составить рекомендации по созданию условий психолого-педагогического сопровождения;

Оглавление

Введение...............................................................................................................3

Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса
1.1. Понятие «сопровождение» с позиций разных авторов…………………6
1.2. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте…………...1
1.3. Специфика подросткового кризиса……………………………………..
1.4. Специфика психолого-педагогического сопровождения подростков в условиях школы……………………………………………………………….

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка влияния психолого-педагогической поддержки подростков во время проживания кризиса.
2.1. Организация и методика проведения исследования…………………...
2.2. Анализ результатов проведенных диагностик, направленных на повышение самооценки и снижение агрессивности детей………………...

Заключение…………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная 2вариант.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

В исследовании приняли  участие подростки МОУ СОШ  №3 г. Камень-на-Оби в количестве 5 человек. На первом занятии была проведена  диагностика «определение самооценки». Материалом для проведения теста  служили лист бумаги и ручка. Перед  началом подросткам были сказаны следующие слова: «Я буду вам зачитывать вопросы. Будете отвечать на вопросы, указывая, как часто для вас перечисленное, по следующей шкале: очень часто – 4балла, часто – 3 балла, иногда – 2 балла, редко – 1 балл, никогда – 0 баллов. Постарайтесь отвечать честно, то есть, как с вами случается это на самом деле». Последовательно один за другим зачитывались вопросы. Анализ результатов представлен в виде диаграммы.

                                                                                      


Анализ полученных ответов  показывает, что 2 подростков имеют  низкую самооценку, а 3 – адекватную, но близкую к заниженной самооценке.

На вопросы «Я часто  волнуюсь понапрасну», «Я боюсь выглядеть  глупцом», «Мне не с кем поделиться своими мыслями» все подростки ответили очень часто. Это говорит о том, что подростки нуждаются в поддержке взрослого, им важно, чтобы их стали принимать такими, какие они есть.

Одной  из диагностических процедур является опросник Басса- Дарки.

А.Басс, воспринявший ряд  положений, разделил  понятие агрессии  и враждебности и определил последнюю  как: "...реакцию,  развивающую негативные чувства и  негативные оценки  людей и событий". Создавая свой опросник,  А.Басс   и А.Дарки   выделили  следующие  виды  агрессии:

1. Физическая агрессия - использование физической силы  против другого лица.

2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная  на другое лицо или ни на  кого не направленная.

3. Раздражение - готовность  к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная  манера в поведении от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся обычаев  и законов.

5. Обида - зависть и  ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в  диапазоне от недоверия и осторожности  по отношению к людям до  убеждения в том, что другие  люди планируют и приносят  вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств  как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает  возможное убеждение субъекта  в том, что он является плохим  человеком, что поступает зло,  а также ощущаемые им угрызения  совести.

Вопросник состоит из 40 утверждений, на который испытуемые отвечали "да" или "нет". (См. Приложение 3.)

В обработке результатов  рассматривались следующие критерии: физическая агрессивность, раздражительность, негативизм, чувство вины.  Результаты представлены в виде диаграмм.

 Общий показатель уровня агрессивности (средний балл по группе из 5 человек).

 

Анализ данных показывает, что у подростков преобладает  физическая агрессивность (4б.), на втором месте – негативизм(3,8б.). Возможно, данные получены на основе того, что в круг специфических проблем подростка входят: нарушение роста “Я”, самонеадекватность, сомнения и неуверенность в возможностях собственного личностного роста и обусловленные ими тревожность и враждебность ребенка к окружающим.

Рассмотрим уровень агрессивности отдельно по каждому ребенку. Результаты представлены  в виде столбчатых диаграмм.  

 


Из данной диаграммы  видно: у мальчика преобладает  негативизм (5 положительных ответов), физическая агрессивность и чувство вины имеют по 4 положительных ответа, а раздражительность – 1 положительный ответ.   Следовательно, в дальнейшее работе с данным ребенком следовало обратить большее внимание на задания по снижению негативизма.

 


 

Рассмотрев данные М.Д., следует отметить, что у подростка преобладает физическая агрессивность, имеет 5 положительных ответов. (негативизм – 4 , раздражительность – 3, а чувство вины – 1 положительный ответ), т.е. подросток часто использует физическую силу против другого. На это тоже следовало обратить внимание в разработке тренинга.


У данной девочки больше положительных ответов относится  к негативизму – 3 положительных  ответа. В целом, анализируя данные К.Д., можно сказать, что подросток неагрессивен, так как по всем критериям имеет низкий показатель.

 


 

Из диаграммы видно, что у П.В. повышен негативизм и физическая агрессивность (по 4 положительных  ответа). Следовательно, можно сказать  о том, что подросток направлен против авторитета, для него присуще использование против других физической силы.

 

 


Анализируя результаты С.В., можно сказать о том, что  данный подросток  самокритичен, чувствителен к критике, часто применяет физическую силу против других, т.к. после физической агрессивности  (5 положительных ответов) стоит чувство вины (3 положительных ответа, а также из личного общения с С.В.

Таким образом, можно  сказать о том, что на базе полученных результатов,  с целью понизить уровень агрессивности, мы постарались подобрать тренинговые задания, с учетом особенностей подростков.

Для поднятия самооценки  и снижение уровня агрессивности  был применен подход, в котором  центральное место занимает работа по укреплению уверенности в себе, развития позитивной самооценки и представления о себе, забота о личностном росте. Для наибольшего эффекта он сочетался со вторым подходом, в котором делался упор на формирование у ребенка конструктивных взаимоотношений, а также на овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой, способствовать раскрытию внутреннего мира учащихся.

Структура занятий включала в себя следующие элементы:

  1. Разминка, которая направлена на регулирование эмоционального состояния детей, их активности. Основная функция – настройка на продуктивную деятельность.
  2. Основное содержание занятий составляет совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.
  3. Рефлексия занятия осуществлялась в виде оценки занятия: эмоционального состояния (понравилось – не понравилось; было хорошо – было плохо и почему) и смысловой (почему это важно; зачем мы это делали).

Подробное содержание занятий  представлено в приложении.

Занятия проводились  в классе, где достаточно места  для передвижения, рисования. Создавались условия для развития инициативы у детей за счет минимальных ограничений их активности: не покидать пределы комнаты до конца занятий.

На протяжении всех занятий  отмечалась следующая динамика в  поведении детей. На первых занятиях дети были скованными, не могли говорить о своем настроении, о своих эмоциях, опускали глаза, присутствовала закрытая поза. Но на третьем и последующих занятиях  подростки начали говорить, стали чувствовать себя раскованнее.             

   Разминочные упражнения  выбирались с учетом актуального состояния группы. Одни позволяли активизировать подростков, поднять их настроение («Клубок», «Комплименты»), другие, напротив, были направлены на снятие эмоционального напряжения («Безобразное, прекрасное»). Основное содержание составляли различные упражнения – проигрывание ситуаций, групповые дискуссии. Упражнения располагались в порядке от сложного к простому, учитывая утомление подростков. Занятия были построены на материале близком и понятном. Значимым для подростков оказались упражнения «Воздушный шар», где дети представляли свою проблему, свой страх мысленно и маркером изображали ее на воздушном шарике, а затем лопали шары. После подведения итогов выяснилось следующее, что к каждой проблеме нужно относиться проще, проблемы необходимо решать, любая проблема решаема.  Важной темой также стала – «Личность». Цели данного занятия:

- познакомить и обсудить  понятие «личность», «качества», «характер»;

- установить контакт  с подростками.

Данная тема вызвала  у подростков серьезные размышления. Некоторую сложность составило выполнение упражнений «10 – Я», «Древо личности», «Зеркало». Выяснилось, что подросткам очень сложно себя охарактеризовать, дать себе оценку, определить свои положительные качества. Это связано с особенностями возраста, когда подростку сложно   самоопределиться, он не может реально находиться наедине со своим «Я». Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Но его потерянное «Я» стремится к «Мы».

Подростковый возраст  обусловлен половым созреванием. Подростки  самокритичны и стремятся быть лучше. Находятся в постоянном поиске чего-то нового. Построенные таким образом  занятия давали возможность оценить себя, поступки других людей, правильно действовать в стрессовых ситуациях, действовать сообща, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении.

 На данных занятиях дети узнали отношение к себе группы, свои хорошие качества и стороны, то, что это видят и отмечают люди. Такие дети сами имели возможность выражать, видеть, называть хорошие качества. Поддержка коллектива помогала  раскрыться,  подростки проявляли активное участие в играх и обсуждениях.  

Вышесказанное свидетельствует  о положительной динамике.

Учитывая возрастные особенности подростков, были включены следующие упражнения, направленные на снижение уровня агрессивности, и  повышение уровня самооценки: «Групповой рисунок», «Только вместе», «Карусель», «Зеркало», и др.

 

После проведения комплекса психологических занятий мы провели фрагмент формирующего эксперимента, то есть повторно исследовали уровни самооценки и агрессивности подростков.

В результате проведения сопоставим результаты констатирующего  и формирующего эксперимента, наглядно представив в виде диаграммы.

Уровень самооценки

 

Анализ показал, что  у 3 подростков  повысился уровень  самооценки, что подтверждает эффективность  проведенных занятий.

Сравним результаты  «Уровня агрессивности»

Из полученных результатов  видно, в значительной мере уровень  агрессивности стал ниже, это тоже говорит об эффективности комплекса  коррекционно-развивающих занятий.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что гипотеза эксперимента подтверждена и программа эффективна. Это обосновано теми изменениями, которые происходили у учащихся в процессе занятий. А именно: у учащихся снизился уровень агрессии, негативизма, следовательно, повысился уровень самооценки. Нельзя сказать, что мы ликвидировали все недостатки подростков, что дети менее стали чувствительны к критике, критически относится к родителям, избирательны в дружбе, т.к. это особенности данного возраста, и так как

занятий было проведено  всего 10. Но эта программа может  найти применение в практике учителя средних классов, в работе психолога-педагога, а также студентов, глубоко занимающихся этой проблемой.

Итак, если проводить  занятия систематически, если осуществлять психолого-педагогическое сопровождение, можно, соответственно, повлиять на  самопринятие и адекватный уровень  притязаний подростка, то это будет способствовать успешности развития и проживания им кризиса.

На основе теоретического анализа психологической литературы и результатов опытно-экспериментальной  работы в школе были разработаны рекомендации для главных участников образовательного процесса: учителей, учащихся, родителей, администрации.

Рекомендации  для учителя направлены на формирование модели поведения учителя, способствующей снижению уровня агрессивности  и повышению самооценки.

Рекомендации  учителям:.

  1. Учитывайте особенности самооценки у подростков, отдавайте предпочтение личностному общению, беседам.
  2. Безусловно, принимать подростка, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, за то, что  он есть;
  3. Выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом;
  4. Можно осуждать действия подростка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания;
  5. Если ребенку трудно, и он готов принять помощь, обязательно помочь ему; выбрав необходимую и достаточную помощь;
  6. Активно слушать подростка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство;
  7. На занятии нужно учить встречаться с отрицательными последствиями и преодолевать их;
  8. Учить ставить перед собой цель, оценивать собственные действия;
  9. Помогайте ребятам с низкой самооценкой проявлять себя в учебе и в творчестве;
  10. Способствуйте личностному самоопределению, ориентации в жизни, помогайте учащимся в построении жизненных планов.
  11. Учитесь строить взаимоотношения на равных, не принижая личностной значимости ваших учеников.

Данные рекомендации направлены на

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса