Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель: определить условия психолого-педагогического сопровождения подростков во время проживания ими кризиса.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме подросткового кризиса;
2. выделить условия психолого-педагогического сопровождения;
3. рассмотреть понятия психолого-педагогического сопровождения с позиции разных авторов;
4. составить рекомендации по созданию условий психолого-педагогического сопровождения;

Оглавление

Введение...............................................................................................................3

Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса
1.1. Понятие «сопровождение» с позиций разных авторов…………………6
1.2. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте…………...1
1.3. Специфика подросткового кризиса……………………………………..
1.4. Специфика психолого-педагогического сопровождения подростков в условиях школы……………………………………………………………….

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка влияния психолого-педагогической поддержки подростков во время проживания кризиса.
2.1. Организация и методика проведения исследования…………………...
2.2. Анализ результатов проведенных диагностик, направленных на повышение самооценки и снижение агрессивности детей………………...

Заключение…………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная 2вариант.doc

— 384.50 Кб (Скачать)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи

КГОУ СПО «Каменский педагогический колледж»

Отделение начальных  классов

 

 

 

Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время  проживания кризиса

 

Дипломная работа

 

                                                          

Выполнила: студентка 142 группы

Федосеева Г. Н.

Руководитель: Назарова О. В.

Работа защищена:

« __»  _________  2009

Оценка__________

Председатель ГАК: _____________

( подпись)

 

 

 

 

 

 

г. Камень-на-Оби

2009

 

Содержание

 

Введение...............................................................................................................3

 

Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса

1.1. Понятие «сопровождение» с позиций разных авторов…………………6

1.2. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте…………...1

1.3. Специфика подросткового кризиса……………………………………..

1.4. Специфика психолого-педагогического сопровождения подростков в условиях школы……………………………………………………………….

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная  проверка влияния психолого-педагогической поддержки подростков во время проживания кризиса.

2.1. Организация и методика  проведения исследования…………………...

2.2. Анализ результатов  проведенных диагностик, направленных на повышение самооценки и снижение агрессивности детей………………...

 

Заключение…………………………………………………………………….

 

Список литературы……………………………………………………………

 

Приложение…………………………………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Современная социальная ситуация, в которой формируется сознание наших детей, характеризуется нестабильностью и неопределённостью практически во всех сферах общественной жизни, что делает особенно актуальным наличие у человека некоего "внутреннего стержня" (который позволит ему сохранять относительную внутреннюю устойчивость в меняющейся обстановке) и в то же время требует определённой гибкости и креативности (дающих возможность "встроиться" в предлагаемые условия и учесть запрос социума). Характерная  для современной  жизни размытость этических и моральных норм, которые могли бы стать надёжными  внешними ориентирами в ситуации постоянного выбора, отсутствие единой системы ценностей ставят человека перед необходимостью индивидуального самостоятельного решения вопросов, связанных с поиском себя, своего места в мире, определением своих желаний, способностей, возможностей, выявлением своих "проблемных зон" и "направлений роста". В связи с этим, всё, что связано с формированием феноменов само- (самопознание, самоотношение, самореализация, самоактуализация и т.д.), к которым относится и феномен самоопределения, предполагающий "сознательный выбор, выявление и утверждение личностью своей позиции в проблемных ситуациях", приобретает актуальное звучание именно в настоящий момент.

 В последнее время для России злоупотребление психоактивными веществами, а также безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономии страны, социальной сфере и правопорядку. Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивать себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще. В этом возрасте учащиеся переживают важнейший для человека кризис, оттого насколько подросток справится (с трудностями данного периода), зависит его социальная и учебная эффективность. Возрастной кризис характеризируется тем, что в организме и психологии подростка происходят существенные перемены, что на пути нормального физического и психологического развития возникли некоторые проблемы,  которые ребенок самостоятельно  не в состоянии решить. Преодоление кризиса означает шаг вперед на пути развития, переход ребенка на более высокий уровень, в следующий психологический   возраст. Таким образом, подросткам во время проживания кризиса необходима помощь специалистов. Эта помощь может быть осуществлена через психолого-педагогическое сопровождение.

Отсюда вытекает проблема: каковы особенности психолого-педагогического сопровождения подростков в период проживания ими кризиса.

Объект исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения.

Предмет исследования: условия психолого-педагогического сопровождения подростков, способствующие успешному проживанию ими кризиса.

Цель: определить условия психолого-педагогического сопровождения подростков во время проживания ими кризиса.

Задачи:

1. проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме подросткового  кризиса;

2.  выделить условия  психолого-педагогического сопровождения;

3.  рассмотреть понятия  психолого-педагогического сопровождения с позиции разных авторов;

4.  составить рекомендации  по созданию условий психолого-педагогического  сопровождения;

5. провести опытно-экспериментальную  проверку  организации психологической  поддержки подростков в период проживания ими кризиса.

Гипотеза: создание специальных условий (способствующих личностному развитию) в процессе  психолого-педагогического сопровождения способствует успешному проживанию подростками кризиса.

 

Методы теоретического  исследования:

- анализ литературных источников;

- сравнение и систематизация понятий.

Методы эмпирического  исследования:

  • Тестирование.
  • Шкалирование.
  • Методы математической статистики.
  • Опытная проверка.

Концептуальной  базой исследования является: психологическое сопровождение понимается как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. ( Г. Бардиер, М. Р. Битяева).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса.

 

1.1 Понятие «сопровождение» с позиций разных авторов.

   Разработка программы психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей (с 1 по 11 кл.) началась еще в 1989 году. Это было время крайней общественной неустойчивости, характеризующейся разрушением идеалов советского общества, изменениями в экономической политике государства, появлением рыночных отношений, конкурентности. В это время особенно отмечалось снижение престижа образования. Тяготы такой ситуации остро ощущались и в школе: всплеск педагогических инноваций сосуществовал с повышенной тревогой родителей за будущее своих детей, выбор выпускниками школы жизненного пути зачастую противопоставлял их учителям и родителям.

    В появившихся гимназиях, лицеях, гимназических классах в общеобразовательных школах усилилась экстенсификация образования. Дифференцированное обучение идентифицировалось с дифференциацией детей по классам, между которыми обострялись отношения. Очевидно, что и учителя, и родители нуждались в психологической поддержке. А особенно – дети!

    Внедрение психологии в школы было масштабным и, вместе с тем, стихийным явлением. Во многих районах страны работал (и работает) всего один психолог, составить целостную психологическую программу профессиональной деятельности которому не под силу. А это крайне важно. Иначе отсрочивается результативность психологической работы. Школьный психолог оказывается скомпрометированным в глазах детей, родителей, учителей. Восстановить свою репутацию он пытается путем усиленного использования лишь диагностических методик. Изменений в отношениях детей и взрослых, их личностном, коммуникативном развитии в этом случае почти не происходит.

   Основная характеристика работы психолога в школе – цейтнот и, как следствие, истощение собственных психических и профессиональных ресурсов. Ожидать быстрой адаптации психолога в школе не приходится: занимаясь локальными проблемами, требующими значительных затрат времени и энергии, психолог слабо влияет на решение принципиальных проблем в школе: гуманизации отношений, личностной ориентации образовательного процесса, индивидуального роста детей и взрослых. Здесь он почти незаметен.

Курс психологических  занятий для детей 1–11 классов  в течение всего этого времени  апробировался в различных общеобразовательных  школах. Осуществлялся поиск эффективной технологии построения психологических занятий.

    В 1992 г. курс психологических занятий претерпел редакцию, как со стороны организации внедрения, так и в плане трансформации цели в психологические задачи, необходимость решения которых продиктована запросом (явным, неявным) школьников, их психологической готовностью к рефлексии эмоциональных, интеллектуальных, волевых проявлений; запросами педагогов (исходя из актуальной ситуации развития школьного образования и конкретного учебного заведения), запросами родителей.

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция  модернизации российского образования  на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых  требует построения адекватной системы  психолого-педагогического сопровождения.

Приоритетной целью  модернизации образования определяется обеспечение высокого качества российского  образования.

В современном представлении  понятие «качество образования» не сводится к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».

Соответственно сфера  ответственности системы психолого-педагогического  сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

•  защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

•  квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;

•  реализацию программ преодоления трудностей в обучении и школьной неуспешности, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;

•  участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;

•  психологическую помощь семьям детей групп особого внимания.

Очевидно, что достижение указанных результатов возможно при построении эффективной системе  психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.  

Задача формирования самостоятельной, ответственной и  социально мобильной личности, способной  к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке  труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.

Реализация компетентностного  подхода к содержанию образования (выделение ключевых компетенций, которые  должны быть сформированы в образовательном  процессе), предложенного в рамках концепции модернизации российского образования, в системе психолого-педагогического сопровождения должна быть подкреплена технологиями и методиками развития психосоциальной компетентности (Э.Эриксон, В.Слот, Х.Спаниярд), обучения жизненным навыкам (Б.Спрангер, С.В,Кривцова, В.А.Родионов).

Приоритетные для российского  образования задачи сохранения и  укрепления здоровья подрастающего  поколения определяют актуальность разработки и реализации в образовательной  среде программ формирования здорового образа жизни, профилактики алкоголизма и наркомании.

Решение задачи повышения  профессионализма работников образования, требует разворачивания в системе  психолого-педагогического сопровождения  активной работы по развитию психологической  компетентности педагогов как необходимой составляющей общей профессиональной компетентности. [17.]

   В настоящее  время существуют различные точки  зрения понимания «психолого-педагогического  сопровождения» и анализ литературных  источников показал, что данное  понятие имеет очень широкий контекст употребления в психологической практике, что связано в первую очередь с семантикой слова сопровождение. В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова глагол сопровождать обозначает действие, происходящее одновременно с другим, дополнение этого действия, следование вместе с кем-то с оттенками «охранять», «указывать путь». В общем значении сопровождать значит «проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого». Психолого-педагогическое сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая пока еще ему недоступна. (Мухина В.С., Горянина). Н. Г.Осухова предлагает понимать под психолого-педагогическое сопровождением особую форму осуществления пролонгированной социальной и психологической (педагогической) помощи – патронажа. В отличии от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей. В процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». Ю. В. Слюсарев понятие «сопровождение» употребляет для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку», а «на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека.

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса