Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:14, дипломная работа
Цель: определить условия психолого-педагогического сопровождения подростков во время проживания ими кризиса.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме подросткового кризиса;
2. выделить условия психолого-педагогического сопровождения;
3. рассмотреть понятия психолого-педагогического сопровождения с позиции разных авторов;
4. составить рекомендации по созданию условий психолого-педагогического сопровождения;
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса
1.1. Понятие «сопровождение» с позиций разных авторов…………………6
1.2. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте…………...1
1.3. Специфика подросткового кризиса……………………………………..
1.4. Специфика психолого-педагогического сопровождения подростков в условиях школы……………………………………………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка влияния психолого-педагогической поддержки подростков во время проживания кризиса.
2.1. Организация и методика проведения исследования…………………...
2.2. Анализ результатов проведенных диагностик, направленных на повышение самооценки и снижение агрессивности детей………………...
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи
КГОУ СПО «Каменский педагогический колледж»
Отделение начальных классов
Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса
Дипломная работа
Выполнила: студентка 142 группы
Федосеева Г. Н.
Руководитель: Назарова О. В.
Работа защищена:
« __» _________ 2009
Оценка__________
Председатель ГАК: _____________
( подпись)
г. Камень-на-Оби
2009
Содержание
Введение......................
Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса
1.1. Понятие «сопровождение» с позиций разных авторов…………………6
1.2. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте…………...1
1.3. Специфика подросткового кризис
1.4. Специфика психолого-педагогического сопровождения подростков в условиях школы……………………………………………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальная
проверка влияния психолого-
2.1. Организация и методика
проведения исследования…………………
2.2. Анализ результатов проведенных диагностик, направленных на повышение самооценки и снижение агрессивности детей………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Современная социальная ситуация, в которой формируется сознание наших детей, характеризуется нестабильностью и неопределённостью практически во всех сферах общественной жизни, что делает особенно актуальным наличие у человека некоего "внутреннего стержня" (который позволит ему сохранять относительную внутреннюю устойчивость в меняющейся обстановке) и в то же время требует определённой гибкости и креативности (дающих возможность "встроиться" в предлагаемые условия и учесть запрос социума). Характерная для современной жизни размытость этических и моральных норм, которые могли бы стать надёжными внешними ориентирами в ситуации постоянного выбора, отсутствие единой системы ценностей ставят человека перед необходимостью индивидуального самостоятельного решения вопросов, связанных с поиском себя, своего места в мире, определением своих желаний, способностей, возможностей, выявлением своих "проблемных зон" и "направлений роста". В связи с этим, всё, что связано с формированием феноменов само- (самопознание, самоотношение, самореализация, самоактуализация и т.д.), к которым относится и феномен самоопределения, предполагающий "сознательный выбор, выявление и утверждение личностью своей позиции в проблемных ситуациях", приобретает актуальное звучание именно в настоящий момент.
В последнее время для России злоупотребление психоактивными веществами, а также безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономии страны, социальной сфере и правопорядку. Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивать себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще. В этом возрасте учащиеся переживают важнейший для человека кризис, оттого насколько подросток справится (с трудностями данного периода), зависит его социальная и учебная эффективность. Возрастной кризис характеризируется тем, что в организме и психологии подростка происходят существенные перемены, что на пути нормального физического и психологического развития возникли некоторые проблемы, которые ребенок самостоятельно не в состоянии решить. Преодоление кризиса означает шаг вперед на пути развития, переход ребенка на более высокий уровень, в следующий психологический возраст. Таким образом, подросткам во время проживания кризиса необходима помощь специалистов. Эта помощь может быть осуществлена через психолого-педагогическое сопровождение.
Отсюда вытекает проблема: каковы особенности психолого-педагогического сопровождения подростков в период проживания ими кризиса.
Объект исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения.
Предмет исследования: условия психолого-педагогического сопровождения подростков, способствующие успешному проживанию ими кризиса.
Цель: определить условия психолого-педагогического сопровождения подростков во время проживания ими кризиса.
Задачи:
1. проанализировать психолого-
2. выделить условия
психолого-педагогического
3. рассмотреть понятия психолого-педагогического сопровождения с позиции разных авторов;
4. составить рекомендации
по созданию условий психолого-
5. провести опытно-
Гипотеза: создание специальных условий (способствующих личностному развитию) в процессе психолого-педагогического сопровождения способствует успешному проживанию подростками кризиса.
Методы теоретического исследования:
- анализ литературных источников;
- сравнение и систематизация понятий.
Методы эмпирического исследования:
Концептуальной базой исследования является: психологическое сопровождение понимается как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. ( Г. Бардиер, М. Р. Битяева).
Глава I. Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса.
1.1 Понятие «сопровождение» с позиций разных авторов.
Разработка программы психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей (с 1 по 11 кл.) началась еще в 1989 году. Это было время крайней общественной неустойчивости, характеризующейся разрушением идеалов советского общества, изменениями в экономической политике государства, появлением рыночных отношений, конкурентности. В это время особенно отмечалось снижение престижа образования. Тяготы такой ситуации остро ощущались и в школе: всплеск педагогических инноваций сосуществовал с повышенной тревогой родителей за будущее своих детей, выбор выпускниками школы жизненного пути зачастую противопоставлял их учителям и родителям.
В появившихся гимназиях, лицеях, гимназических классах в общеобразовательных школах усилилась экстенсификация образования. Дифференцированное обучение идентифицировалось с дифференциацией детей по классам, между которыми обострялись отношения. Очевидно, что и учителя, и родители нуждались в психологической поддержке. А особенно – дети!
Внедрение психологии в школы было масштабным и, вместе с тем, стихийным явлением. Во многих районах страны работал (и работает) всего один психолог, составить целостную психологическую программу профессиональной деятельности которому не под силу. А это крайне важно. Иначе отсрочивается результативность психологической работы. Школьный психолог оказывается скомпрометированным в глазах детей, родителей, учителей. Восстановить свою репутацию он пытается путем усиленного использования лишь диагностических методик. Изменений в отношениях детей и взрослых, их личностном, коммуникативном развитии в этом случае почти не происходит.
Основная характеристика работы психолога в школе – цейтнот и, как следствие, истощение собственных психических и профессиональных ресурсов. Ожидать быстрой адаптации психолога в школе не приходится: занимаясь локальными проблемами, требующими значительных затрат времени и энергии, психолог слабо влияет на решение принципиальных проблем в школе: гуманизации отношений, личностной ориентации образовательного процесса, индивидуального роста детей и взрослых. Здесь он почти незаметен.
Курс психологических
занятий для детей 1–11 классов
в течение всего этого времени
апробировался в различных
В 1992 г. курс психологических занятий претерпел редакцию, как со стороны организации внедрения, так и в плане трансформации цели в психологические задачи, необходимость решения которых продиктована запросом (явным, неявным) школьников, их психологической готовностью к рефлексии эмоциональных, интеллектуальных, волевых проявлений; запросами педагогов (исходя из актуальной ситуации развития школьного образования и конкретного учебного заведения), запросами родителей.
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Приоритетной целью модернизации образования определяется обеспечение высокого качества российского образования.
В современном представлении понятие «качество образования» не сводится к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».
Соответственно сфера
ответственности системы
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
• защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
• квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;
• реализацию программ преодоления трудностей в обучении и школьной неуспешности, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;
• участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;
• психологическую помощь семьям детей групп особого внимания.
Очевидно, что достижение
указанных результатов возможно
при построении эффективной системе
психолого-педагогического и
Задача формирования
самостоятельной, ответственной и
социально мобильной личности, способной
к успешной социализации в обществе
и активной адаптации на рынке
труда, определяет необходимость широкого
использования в системе
Реализация компетентностного подхода к содержанию образования (выделение ключевых компетенций, которые должны быть сформированы в образовательном процессе), предложенного в рамках концепции модернизации российского образования, в системе психолого-педагогического сопровождения должна быть подкреплена технологиями и методиками развития психосоциальной компетентности (Э.Эриксон, В.Слот, Х.Спаниярд), обучения жизненным навыкам (Б.Спрангер, С.В,Кривцова, В.А.Родионов).
Приоритетные для российского образования задачи сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения определяют актуальность разработки и реализации в образовательной среде программ формирования здорового образа жизни, профилактики алкоголизма и наркомании.
Решение задачи повышения
профессионализма работников образования,
требует разворачивания в системе
психолого-педагогического
В настоящее
время существуют различные
Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса